Лени Рифеншталь и архетип завоевателя
Во все времена во всем появлялись лица, которые стремились к господству в мире, стране, коллективе. Можно вспомнить таких властителей как Македонский, Чингисхан, Наполеон, Гитлер и т.д. Но вряд ли они могли добиться того чего добились, если бы не было людей которые пошли за ними, подчинились, поверив и доверившись им (а возможно и по другим причинам). Что же заставляет людей, личностей, даже самых великих, имеющих свое мнение идти «за и/или на поводу» у подобных лиц. Что в их психике (душе) есть общего, объединяющего.
Для начала рассмотрим архетип завоевателя.
Довольно четко можно проследить этот архетип, обратившись к астрологии: наиболее ярко он проявлен в овне. Под его знаком родились такие личности как Гитлер, Бисмарк, Вильгельм 1, Берия, Степан Разин, Казанова – они были завоевателями в прямом смысле этого слова.
Архетип Завоевателя проявляется в непреодолимом стремлении Овна "сразиться", в бесконечных попытках завоевать что-либо (или кого-либо). Эта жажда сражения вдохновляет Овна на многое. Он знает, что может преодолеть любые преграды и стать победителем - сознание этого придает ему новые силы и толкает к активным действиям. Овен постоянно стремится доказать (в основном самому себе), что у него достаточно сил и способностей для достижения любой цели. Овен это, к тому же первый знак в созвездии соответствующий сектору эклиптики[1] от 0° до 30°, что достаточно символично.
Хотя с другой стороны кто такой овен – тот же баран (лат. Ovis): упертый, а в простонародье считающейся «глупым» животным. И в общем то результат деятельности завоевателей типа того же Гитлера оказался в какой то степени этому отражением. Он шел напролом к своей цели при этом, не обращая внимание на все предостережения и уроки прошлого. В частности ещё один овен говорил: «Война между Германией и Россией — величайшая глупость. Именно поэтому она обязательно случится»[2] и даже предупреждал «Война на два фронта убийственна для Германии, Она убийственна даже на одном фронте, если на этом фронте воюет Россия»[3].
Завоеватель смотрит на свою жизнь как на череду боевых задач. Он ставит перед собой цель и, благодаря своему упорству, неизменно достигает (завоевывает) ее. Овен все в жизни рассматривает как боевые задачи: будь то сделать успешную карьеру или найти самую короткую очередь в супермаркете. И когда Овен занят выполнением своей задачи (т. е. каждую минуту), все, что его волнует - это только выполнение задачи. Он думает только об этом, его стремление к первенству непобедимо, и ничто не может отвлечь его от поставленной цели. К любому делу Овен относится так: "Я получу здесь все, что возможно, но не отдам этому делу себя". После выполнения задачи он чувствует себя настоящим завоевателем, победителем.
По Кетлин Берт мирским управителем Овна является Марс, а интеллектуальным началом Афина.[4]Марс(лат. Mārs < др.-лат. Māvors, старый вокатив Mārmār; также лат. Mārspiter или раздельно Mārs pater «Марс-отец»; на языке сабинов Māmers). В римской религии Марс — один из древнейших богов Италии и Рима, входил в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон (Юпитер, Марс и Квирин). В дальнейшем он был отождествлен с греческим Аресом, соответственно стал богом войны.Афи́на (др.-греч. Ἀθηνᾶ, также встречается написание Афинайя, микен. a-ta-na-po-ti-ni-ja: «Атана-владычица»[5]) — в древнегреческой мифологии богиня организованной войны, военной стратегии и мудрости, одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции, эпоним города Афины. Кроме того, богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и ремёсел, ума, сноровки, изобретательности. В древнеримской мифологии ей соответствует богиня Минерва. И так как Марс представитель римского пантеона богов, то логично будет, если мы будем рассматривать Минерву.
Как мы убедились, оба персонажа древнеримской мифологии имеют непосредственное отношение к войне, завоеваниям, победам. Что соответствует и характеристикам Овна.
И теперь самое время понять, что заставляет других следовать за Овном, завоевателем. Что побудило одну из великих и сильных женщин 20 века быть «на одной стороне» с главным злодеем минувшего столетия?
Мы рассмотрели архетипическую часть завоевателя как овна, теперь пришло время то же самое сделать в отношении Лени Рифеншталь, астрологический знак которой – Лев. И если овен это архетип завоевателя, то льву отведем архетип, который обозначим как – архетип царя.
«Лев в фольклоре, верованиях и мифологии различных народов Африки является символом высшей божественной силы, власти и величия, мощи. В европейской традиции он символ мощи, воплощающий силу солнца и огня. С образом льва также часто связывают храбрость, доблесть, гордость, благородство, справедливость, триумф».[6]
Обращаясь, опять к Кэтлин Берт[7] мы видим, что покровителями данного знака являются боги Ра и Вишну.
Первый – бог солнца, верховное божество в древнеегипетской мифологии. По сути Ра олицетворение солнца. А оно в свою очередь воспринимается нами как символ света, тепла, то без чего жизнь уже не будет таковой. Как космическое тело солнце является центром нашей галактики. В древнеримской мифологии богом солнца и музыки являлся Аполлон. «Но вот родился бог света Аполлон, и всюду разлились потоки яркого света. Как золотом, залили они скалы Делоса. Всё кругом зацвело, засверкало: и прибрежные скалы, и гора Кинт, и долина, и море. Громко славили родившегося бога собравшиеся на Делос богини, поднося ему амброзию и нектар. Вся природа вокруг ликовала вместе с богинями.
Юный, светозарный Аполлон решил отомстить за все обиды, нанесенные его матери Пифоном. Он понесся по лазурному небу с кифарой в пуках, с серебряным луком за плечами: золотые стрелы громко звенели в его колчане. Он стремился туда, где жил грозный чудовищный дракон Пифон.
Быстро достиг Аполлон мрачного ущелья, жилища Пифона. Выполз из своего логовища ужасный дракон. Громадное тело, его покрытое чешуей, извивалось меж скал бесчисленными кольцами. Скалы и горы дрожали от тяжести его тела и сдвигались с места. Яростное чудовище все предавало опустошению. В ужасе бежали нимфы. Поднялся Пифон, могучий, яростный, раскрыл свою ужасную пасть и уже был готов поглотить златокудрого Аполлона. Стрелы Аполлона дождем посыпались на дракона, и он бездыханный упал на землю. Громко зазвучала торжествующая победная песнь (пэан) светозарного бога, победителя Пифона, и вторили ей золотые струны кифары. Аполлон зарыл в землю тело Пифона там, где стоят священные Дельфы, и основал в Дельфах святилище, где бы оракулы прорицали волю отца его Зевса».[8] В этой легенде Аполлон выступает и как спаситель, очиститель острова Делос от зла (чудовища).
Индуистский бог Вишну всемогущ при этом аскетичен. Он научил богов готовить напиток бессмертия, но отказал в нем демонам, что стало причиной появления напитка уничтожавшего все живое. Вишну противоречивый бог: он победитель змей и одновременно их воплощение, в образе Ананты он символ вод, но в его пасти появляется всепоглощающий огонь уничтожения Вселенной.[9]
Мы рассмотрели, важные составляющие, для нашего исследования, архетипов Овна и Льва и теперь обозначим несколько гипотетических причин, чтобы ответить на главный вопрос данной работы: что заставляет личностей с архетипом царя «быть по одну сторону» с завоевателями, разрушителями:
1) страх перед последствиями отказа;
2) потенциальный успех, выгода;
3) завоеватель сам попадает во власть этой личности.
1) Да можно сказать, что личность, опасаясь за свою жизнь, свободу или близких, родных людей делает выбор в сторону сохранения всего этого. Но в нашем случае речь идет о великом, сильном, а в первую очередь уже состоявшемся человеке, который мог добиться успеха и в другой системе.
Лени Рифеншталь доказала своими результатами, что талантлива и успешна во многих областях: танцовщица, актриса, режиссер. И могла спокойно перебраться в другую страну, но она осталась. Да и о каком страхе может идти речь, если тебе покровительствует первое лицо государства.
А если рассматривать непосредственно архетип, в частности архетип Льва, то первая гипотеза становится более сомнительной. Вряд ли найдется человек, который назовет льва трусливым, а по отношению к овну (барану) лев сам является вселяющим ужас. Не зря льва называют «царем зверей».
Говоря о составляющих данного архетипа, то тот же Аполлон невзирая ни на что бросил вызов чудовищному Пифону. (см. выше)
То же самое мы можем сказать и о Лени, которая не раз шла наперекор Геббельсу, тем самым бросая вызов, по сути не только ему.[10]
Таким образом, гипотеза 1 – страх перед последствиями отказа не может быть нами принята как причина, по которой личность, имеющая в своей основе архетип Льва, находится по одну сторону с завоевателем.
2) Потенциальный успех и/или выгода, безусловно, могут мотивировать личность на «соглашение» с завоевателем и даже злодеем (если взглянуть на современное общество, то это вообще случается регулярно). И тут нет даже противоречия с природой человека, ведь выгода не обязательно должна быть материальной.[11]
Если обращаться к Лени, то, как и страх, успех слишком сомнительно мог стать для неё причиной быть «вместе» с Гитлером. Как сказано выше (первая гипотеза) Рифеншталь уже тогда, до знакомства с фюрером была успешной личностью, говоря современным языком «звездой». «На Рифеншталь обрушился поток наград. Её беспрестанно приглашали, осыпали комплементами. В истории мирового кинематографа случай редкий – чтобы вот так, сходу, завоевать сердца миллионов зрителей и взять почетную высоту…»[12] И хотя история не терпит сослагательного наклонения, все же стоит сказать, что уехав из Германии Лени вряд ли добилась бы меньшего успеха в кино, по крайней мере, он, скорее всего, был бы более однозначным: ей бы не вспоминали «сотрудничество» с нацистами.
Лев и в природе не ждет ни от кого помощи и тем более не является падальщиком, как те же гиены, нередко кружащие вокруг него, а сам добывает себе пищу, с помощью своей силы, мощи.
Что же касается архетипа Льва, то если взять его божественные составляющие, в частности Вишну и Аполлона мы увидим, что первый вообще является богом-аскетом и говорить о нем и выгоде как, о чем родственном просто не логично. А вспоминая легенду о Пифоне, то причиной уничтожения дракона была месть за обиды нанесенные чудовищем матери лучезарного бога (см. выше). Опять-таки ни о какой выгоде речи не может идти.
Таким образом, и вторая гипотеза оказывается не подтвержденной, поэтому перейдем к следующей.
3) «Львы — сильные животные, охотятся в скоординированных группах и преследуют выбранную жертву. Однако они менее выносливы, чем, например, гиены: у последних сердце составляет 1 % от всей массы тела, в то время как у львов от 0,45 % (у самцов) до 0,57 % (у самок). Таким образом, львы могут быстро бегать только на короткие дистанции и во время атаки должны быть близко к своей добыче. Они пользуются факторами, которые помогают этого достичь, — в частности, охотятся ночью. Львы подкрадываются к стаду копытных, пока расстояние не уменьшится до 30 метров или меньше».[13]
Если мы обратимся к истории взаимоотношений Рифеншталь и Гитлера, то обнаружим, некоторое сходство с поведением львов: Лени и фюрер были близки – она симпатизировала ему как человеку, он же, по всей видимости, испытывал к ней более теплые чувства. Ей было позволено и давалось многое, но при этом она не могла повлиять на расстановку политических сил, да, в общем, то и не пыталась, а в дальнейшем, несмотря, ни на что Рифеншталь не отреклась от своего прошлого, хотя и сожалела о том, что была связана с «главным злодеем» 20 века, но тогда она была очарована им. Поэтому говорить о том, что Гитлер был в роли жертвы можно с большой оговоркой, хотя и попал под влияние её очарования, красоты, таланта – иначе как объяснить то, что Лени была на «особом положении».
Обратимся опять к мифологии: Аполлон, пожалуй, до сих пор является одним из почитаемых богов, он, по сути, стал именем нарицательным красоты (мужской). В мифах он своей красотой, лучезарностью покорил не одно сердце. Уничтожил многих злодеев и чудовищ: Пифон, Киклопы, Титий.
Вишну вообще, будучи одним из верховных божеств на востоке, причем и по сей день имеет огромную власть над людьми и даже над богами (что логично, так как он верховный бог).
Поэтому говоря о доказательстве гипотезы 3, следует её дополнить, а точнее трансформировать в следующую: завоеватель и личность с архетипом царя попадают под влияние друг друга.
Завоеватель и царь это близкие понятия, но завоеватель не значит – царь, а царь не значит – завоеватель, но иногда они совпадают. Завоеватель достигает своих целей по средствам силы, оружия, войны и т.п. и, как правило, на чужой территории, царь же в основном на своей и за счет своего авторитета, законов, указов и т. п. Цель же у них тождественна – власть, контроль.
Таким образом, архетипы завоевателя и царя являются близкими можно даже предположить, что родственными, имеющими общий корень и одновременно цель – власть.
Личность, имеющая в своей основе архетип царя, следует за завоевателем вследствие того, что она видит в нем близкого по духу, похожего на себя, стремящегося к тождественной цели[14], попадая под его влияние и в свою очередь влияя на него.
Список литературы:
1) http://ru.wikipedia.org/wiki/
2) Берт К. Архетипы и мифология в Зодиаке; пер. с англ. О. И. Максименко. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
3) Мифы народов мира./под ред. Токарева С. А. М., Советская энциклопедия, 1987 г.
4) Надеждин Н. Я. Лени Рифеншталь: «Отлученная от судьбы»: [биогр. Рассказы]. – М.: Майор: Осипенко, 2009.
5) Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986.
6) Чекулаева Е.О. Великие мифы. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.
[1] (от лат. (linea) ecliptica, от др.-греч. ἔκλειψις — затмение), большой круг небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение Солнца. Современное, более точное определение эклиптики — сечение небесной сферы плоскостью орбиты барицентра системы Земля—Луна. (Википедия – свободная энциклопедия)0
[2] Выражения приписываемые Бисмарку: http://ru.wikipedia.org/wiki (Бисмарк, Отто фон)
[3] Там же.
[4] Берт К. Архетипы и мифология в Зодиаке; пер. с англ. О. И. Максименко. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
[5] Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986.
[6] http://ru.wikipedia.org/wiki/
[7] Берт К. Архетипы и мифология в Зодиаке; пер. с англ. О. И. Максименко. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
[8] Чекулаева Е.О. Великие мифы. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.
[9] См. там же.
[10] Надеждин Н. Я. Лени Рифеншталь: «Отлученная от судьбы»: [биогр. Рассказы]. – М.: Майор: Осипенко, 2009.
[11] Здесь эта гипотеза тесно переплетается с первой: желание остаться в живых, а как следствие реализация этого желания тоже можно и следует рассматривать как выгоду, успех. И в этом месте стоит сделать оговорку о том, что в контексте нашей гипотезы выгода, успех рассматривается именно в материальном аспекте.
[12] Надеждин Н. Я. Лени Рифеншталь: «Отлученная от судьбы»: [биогр. Рассказы]. – М.: Майор: Осипенко, 2009.
[13] http://ru.wikipedia.org/wiki/
[14] Цель может различаться сферой жизнедеятельности.