ЛЕКЦИЯ № 29. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)

Современный уровень развития промышленности, как в нашей стране, так и за рубежом не исключает возможности возникновения аварий и катастроф на различных объектах.

Большая степень изношенности оборудования (до 80-90%) на промышленных предприятиях Российской федерации, а также нарушения технологической дисциплины и недостаточная эффективность систем безопасности на потенциально опасных объектах обуславливают тенденции неуклонного роста количества чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Возрастает также количество крупных аварий и катастроф, способных вызвать гибель большого количества людей, крупномасштабные заражения и загрязнения местности, нарушения жизнедеятельности людей на значительных территориях.

Наибольшую опасность представляют аварии на АЭС и химически опасных объектах, аварии с выбросом бактериологических и биологических веществ, взрывы на объектах и транспортных коммуникациях, авиационные катастрофы, аварии на железнодорожном транспорте и продуктопроводах.

Практически во всех регионах РФ в силу географических и климатических условий возможно возникновение ЧС природного характера, основными из которых являются: землетрясения, катастрофические затопления и наводнения, лесные и торфяные пожары, снежные заносы, ураганы и смерчи.

На территории России в сейсмоактивных зонах располагается 671 населенный пункт, где проживает более 27 млн. человек.

Большую часть территории РФ охватывают зоны возможных затоплений и наводнений. Наиболее подвержены воздействию этого стихийного бедствия долины рек Северо-Кавказского, Западно-Сибирского и Дальневосточного регионов.

Значительный материальный ущерб наносят лесные и торфяные пожары.

Мы живем в городе, где 26 экологически опасных предприятий (38 в области). Это завод химконцентратов, химзавод, завод редких металлов, оловокомбинат, жиркомбинат, мясокомбинат (где хранится около 30 тонн аммиака), очистные сооружения (85 тонн жидкого хлора), Новосибирская ГЭС с ее водохранилищем объемом 8 млрд. кубометров воды. А сам город входит в число двадцати самых грязных городов России.

Таким образом, на территории Российской Федерации возможно возникновение крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

С этой целью в 1992 г. Постановлением Правительства Российской Федерации N 261 от 13 апреля 1992 г. Была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), определены режимы функционирования системы и порядок ее информационного обеспечения.

В декабре 1994 г. был принят Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Во исполнение указанного Закона Постановлением Правительства Российской Федерации N 1113 от ноября 1995 г. "Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях" была преобразована в "Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

Каждый уровень РСЧС имеет:

- координирующие органы;

- постоянно действующие органы управления (органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям);

- органы повседневного управления;

- силы и средства;

- резервы финансовых и материальных ресурсов;

- систему связи, оповещения, информационного обеспечения.

Основные задачи РСЧС:

- проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, а при возникновении ЧС - защита жизни и здоровья людей, материальных ценностей и окружающей среды;

- формирование и внедрение правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;

- проведение мероприятий по защите населения и территории;

- оповещение и информирование населения о ЧС;

- ликвидация ЧС;

- создание и обеспечение готовности сил и средств РСЧС;

- выполнение мероприятий гражданской обороны;

- оказание гуманитарной помощи;

- подготовка руководящего состава, специалистов и обучение населения;

- обеспечение функционирования объектов и отраслей в ЧС.

Граждане РФ имеют право:

- на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС;

- в соответствии с планом ликвидации ЧС использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от ЧС;

- быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

- на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС;

- на ряд других компенсаций и льгот.

Граждане РФ обязаны:

- соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ (субъектов РФ), в области защиты населения и территорий от ЧС;

- соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, которые могут привести к возникновению ЧС, следовать правилам экологической безопасности;

- изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в области безопасности;

- выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении ЧС;

- при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Система РСЧС структурно состоит из территориальных (создаются в субъектах РФ), функциональных (создаются федеральными органами власти) и ведомственных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный, объектовый.

Наши рекомендации