Глава 4. Профилактическая работа в семье
Тема профилактики употребления психоактивных веществ является одной из самых сложных для обсуждения ее на уровне детско-родительских отношений. Она предполагает наличие у родителей высокого уровня педагогической компетентности, информационной грамотности, осведомленности в сфере законодательства по данному направлению.
С другой стороны, родители должны быть психологически готовы к ведению подобных тематических бесед, поскольку обсуждаемая социальная проблема в подростковом возрасте часто проецируется самим молодым человеком на себя: подросток заведомо чувствует себя подозреваемым в совершении того или иного асоциального поступка.
Уважаемые родители, в первую очередь, вам самим необходимо ориентироваться в основных понятиях профилактической информационной среды:
Здоровый образ жизни – это активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Здоровый образ жизни подразумевает такое поведение человека, которое отражает определенную жизненную позицию и направлено на сохранение и укрепление здоровья и основано на выполнении норм, правил и требований личной и общей гигиены. [Терминологический ювенологический словарь, 2005].
Психоактивные вещества (ПАВ) – химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие; к ним относятся наркотики, транквилизаторы, алкоголь, никотин и другие средства. [Приложение 1 к приказу Минобразования РФ от 28 февраля 2000 г. N 619 "О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде"].
К психоактивным веществам относятся не только наркотики, но и алкоголь- и никотинсодержащая продукция.
Никотин – алкалоид, стимулянт, содержащийся в табаке. Способен вызывать сильное привыкание, которое, согласно данным статистики, преодолевается столь же трудно, как и зависимость от опиатов [Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г.].
Табакокурение – вдыхание дыма тлеющих свёрнутых целиком (сигары) или измельчённых (папиросы, сигареты и т. п.) листьев табака. При многократном повторении табакокурение формируется в стойкую привычку. Экспертами Всемирной организации здравоохранения табакокурение квалифицируется как разновидность наркомании [Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. ].
Токсикомания – хроническая болезнь, возникающая в результате употребления психоактивных веществ, не включенных в официальный список наркотических средств [Приложение 1 к приказу Минобразования РФ от 28 февраля 2000 г. N 619 "О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде"].
Наркомания – хроническая болезнь, которая возникает в результате злоупотребления наркотиками и характеризуется наличием у больного психической и физической зависимости от наркотиков, морально-этической деградацией, асоциальным поведением и рядом других патологических проявлений [Приложение 1 к приказу Минобразования РФ от 28 февраля 2000 г. N 619 "О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде"].
Наркомания, предполагает две формы зависимости:
Психическая зависимость – состояние организма, характеризующееся патологической потребностью в употреблении какого-либо лекарственного средства или химического вещества для избежания нарушений психики или дискомфорта, возникающих при прекращении употребления вещества, вызвавшего зависимость, но без соматических явлений абстиненции.
Физическая зависимость – состояние, характеризующееся развитием абстиненции при прекращении приема вызвавшего зависимость вещества.
Абстинентное состояние (синдром отмены)– группа симптомов различного сочетания и степени тяжести, возникающих при полном прекращении приема ПАВ или снижении их дозы после неоднократного, обычно длительного в высоких дозах употребления данного вещества [Классификация психических расстройств МКБ-10.Клинические описания и диагностические указания].
Наркотики (наркотические вещества) – психоактивные вещества, включенные в официальный список наркотических средств [Приложение 1 к приказу Минобразования РФ от 28 февраля 2000 г. N 619 "О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде"].
Выделяют следующие группы наркотических веществ:
1. Опиаты: фентанил, производные фентанила, морфин, кодеин, героин, омнопон, промедол, бупренорфин (норфин), маковая солома, опий, кустарно изготовленные препараты опия и др.
2. Препараты конопли: гашиш, анаша, марихуана («план», «дурь», «травка», «молоко», «каша»).
3. Кокаин, крэк, другие производные кокаина.
4. Психостимуляторы: меткатинон (эфедрон), («джеф», «мулька»), в нашем регионе кустарно изготавливается из медицинских препаратов, содержащих эфедрин.
5. Дезомормин («крокодил»), кустарно изготавливаемый из кодеинсодержащих препаратов.
6. Курительные смеси («спайс») и «соли» (содержащие мефедрон, метилон).
7. Токсические (вариант – наркотоксические) вещества: вещества из группы наркогенных, к их числу относятся средства бытовой химии (органические растворители), бензин и т.д., а также некоторые лекарства, которые становятся токсическими при употреблении их с целью одурманивания.
Профилактика употребления психоактивных веществ представляет собой комплекс мер, направленных на предупреждение табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков;
Первичная профилактика – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость [Приложение 1 к приказу Минобразования РФ от 28 февраля 2000 г. N 619 "О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде"].
Вторичная профилактика - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений наркотизации у лиц, эпизодически употребляющих ПАВ, но не обнаруживающих признаков болезни [Приложение 1 к приказу Минобразования РФ от 28 февраля 2000 г. N 619 "О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде"].
Третичная профилактика - комплекс социальных, образовательных и медикопсихологических мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов заболевания, т.е. способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного (наркомания, токсикомания и алкоголизм) и возвращение его в семью, в образовательное учреждение, в трудовой коллектив, к общественно-полезной деятельности [Приложение 1 к приказу Минобразования РФ от 28 февраля 2000 г. N 619 "О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде"].
Аддиктивное поведение – одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то в целях саморегуляции или адаптации. Различают такие формы аддиктивного поведения, как химическая зависимость (курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания), пищевая зависимость (переедание, злоупотребление какими-либо продуктами), игровая зависимость и т.п. [МР 2.1.10.0033-11. 2.1.10. Состояние здоровья населения в связи с состоянием окружающей среды и условиями проживания населения. Оценка риска, связанного с воздействием факторов образа жизни на здоровье населения. Методические рекомендации" (утв. Роспотребнадзором 31.07.2011)].