Правовые и организационные аспекты безопасности труда

Калининградский филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный аграрный университет»

_______________________

«Кафедра «Животноводства»

Методические указания

По выполнению контрольных работ по дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности»

Для студентов заочной формы обучения всех направлений

38.03.02 «Менеджмент» квалификация (степень) – бакалавр менеджмента

38.03.01 «Экономика» профиль - Бухгалтерский учет, анализ и аудит

35.03.04 «Агрономия» профиль - «Агрономия»

36.03.02 «Зоотехния» (профиль – Кормление животных и технология кормов)

Квалификация (степень) - бакалавр

35.03.02 «Агроинженерия»; профиль1. Технические системы в агробизнесе

Составитель: ст. преподаватель Апыхтин Н.Н.

Полесск

Рецензент: Краснопёров А.Г.-ст. преподаватель КФ ФГОУ ВО СПбГАУ,

доктор сельскохозяйственных работ, доцент.

Составитель: ст. преподаватель Апыхтин Николай Николаевич

Утверждение методических указаний по выполнению контрольных и курсовых работ:

1. Рассмотрены на заседании кафедры (дата 09.09.2015 и № 1 протокола);

2. Утверждены на заседании Методического совета КФ ФГБОУ ВО СПбГАУ (22.09. 2015 Протокол №7)

ВВЕДЕНИЕ

Вся совокупность видов человеческой активности образует понятие деятельности. Деятельностью занимаются все — дети, взрослые, пожилые люди. Поэтому безопасность имеет Прямое отношение ко всем людям.

Повседневная деятельность человека происходит в условиях роста технической энерговооруженности, механизации, электрификации, химизации производства, внедрения прогрессивных технологии, появления большого количества новой сложной техники. Все многообразие названных средств, приемов и условий жизнедеятельности человека оказывает в ряде случаев отрицательное влияние не только на работников (Исполнителей) но и на окружающую среду. Все сказанное в свою очередь увеличивает масштабы аварий и катастроф, а также численность пострадавших. Иными словами, несмотря на научно - технический прогресс, уязвимость общества к природным и природно-техногенным катастрофам растёт. Так число пострадавших от них во всем мире возрастает ежегодно на 6 %.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - то система законодательных, организационно-правовых актов, и разработанных на их основе социально-экономических и организационных мероприятий, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе его трудовой деятельности.

Иными словами систему БЖД можно представить в Виде следующих разделов:

1. Производственная безопасность.

2. Обеспечение БЖД в чрезвычайных ситуациях.

3. Природоохранные аспекты БЖД.

Слагаемыми системы БЖД являются факторы и приемы, обеспечивающие безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) природно-технического и социального характера. ЧС природного характера является следствием природных катаклизмов или действия Вредных и опасных воздействий человека на окружающую среду. ЧС технического характера обусловлены многочисленными потерями жизни и здоровья не только исполнительно-технологических процессов, но и людей на окружающей территории (местности).

В этом аспекте особое направление приобретает изучение вопросов безопасности труда, т.е. организационное, правовое санитарное и технологическое обеспечение жизнедеятельности работающих, социальная экономическая целесообразность принимаемых и проводимых мероприятий по улучшению условий труда.

С безопасностью жизнедеятельности и безопасностью на производстве, в Частности, тесно связана пожарная профилактика, т.к. при пожарах общество теряет не только материальные ценности, но и здоровье, и жизни людей.

В этой связи студент должен знать цели и задачи, предмет и методы безопасности жизнедеятельности, термины и определения изучаемой дисциплины, ее связь с Другими Науками : гигиеной труда, инженерной экологией, управлением и организацией производства и другими общеинженерными, технологическими, социальными и биологическими дисциплинами.

Литература 1,4,5,8,9.

Вопросы для самоконтроля:

* Задачи специалистов агрономической службы по обеспечению БЖД.

* Предмет и метод дисциплины «безопасность жизнедеятельности»

* Основные нормативные документы, направленные на повышение и обеспечение безопасности населения и безопасности труда

* Роль русских ученых в развитии курса «Производственная безопасность»

* Связь дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» с гигиеной труда, инженерной экологией, эргономикой, производственной эстетикой, технологическими дисциплинами, экономикой и организацией производства и др. дисциплинами.

* Роль дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в подготовке специалистов бухгалтерско-экономического направления в АПК.

Часть 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ БЖД

При изучении теоретических основ БЖД студент-заочник должен уяснить структуру и содержание единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций глобального и производственного характера. Необходимо знать:

•Классификацию и поражающие факторы ЧС, производственных аварий и катастроф, физические, химические, биологические и психоэмоциональные факторы вредного воздействия на организм;

• их нормирование с учетом времени действия;

•источники травмирования и принципы возникновения профессиональных заболеваний работников АПК (Н Том числе при работе в офисах, финансовых подразделениях и т.п.);

•основные пути создания здоровых и безопасных условий труда в соответствии с ГОСТ 12.3.002-81;

•основные положения по управлению безопасностью труда;

•социально-экономические аспекты Профилактики травматизма и заболеваний;

· студент, должен уяснить глобальные экологические проблемы современности, должен знать нормативные документы, регламентирующие внимание мировой общественности к ним;

•влияние факторов антропогенного характера на окружающую среду;

•экономические аспекты природоохранной деятельности государства и предприятий.

Изучение раздела «Безопасность труда» студенту следует начинать с изучение ГОСТа, 12.0.002-80 ССБТ «Основные понятия термины и определения».

Литература: 1, 5, 9

Вопросы дли самоконтроля:

•Основные задачи, структура и содержание Российской системы чрезвычайных ситуаций (РСЧС) основные термины и определения в РСЧС и в аспектах «безопасности труда».

•Поражающие факторы ЧС.

• Классификация опасных и вредных производственных факторов и принципы их формирования.

• Источники травмирования и причины профессиональных заболеваний в сельскохозяйственном Производстве.

• Классификация работ, но напряженности и условиям труда.

• Социально-экономические аспекты профилактики травматизма, профессиональных заболеваний и окружающей среды.

Вопросы к выполнению контрольного задания:

(Ответить на вопросы контрольной работы согласно табл. 1).

1. Основные задачи, термины и определения РСЧС.

2. Силы и средства РСЧС.

3. Раскройте понятия «чрезвычайная ситуация» (ЧС).

4. Различие терминов - «авария», «катастрофа» и «стихийное бедствие».

5 Виды катастроф.

6. Основные признаки ЧС.

7. Какие аварии сопровождающиеся выбросом опасных веществ в окружающую среду, относят к ЧС?

8. Содержание понятий и различия терминов «социальный риск»,

«приемлемый риск», «индивидуальный риск».

9.Содержание, основные понятия охраны труда (Безопасности жизнедеятельности на производстве) согласно трудовому кодексу РФ (ТКРФ),

10.Задачи и содержание подразделов, составляющих понятие «Охрана труда» (производственная безопасность).

Часть 2. ОХРАНА ТРУДА

(безопасность жизнедеятельности В условиях производства )

Правовые и организационные аспекты безопасности труда

При изучение темы студент должен ознакомиться с основными законодательными документами, регламентирующими охрану труда; Конституция РФ, ТК РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон об основах охраны труда в РФ, Закон РФ О санитарно-эпидемиологическом благополучие населения, Постановления Правительства РФ от Ц.0Э.99 №279 и от 24.10 .02 №73, ГОСТ 12.р.004-90 «Организация обучения безопасности труда», ГОСТ 12.0.006-2002 «Общие Требования к управлению Охраной труда в организации».

Изучив эти документы студент должен:

• уяснить права и обязанности работника и работодателя;

• усвоить порядок и правила приема на работу и увольнения;

• режим труда и отдыха различных категорий работников;

• расследование и учет несчастных случаев на производстве ;

• уяснить порядок проведения аттестаций рабочих мест;

• знать виды и размеры компенсаций за работу в особых условиях труда.

Литература: 2,3,10

Вопросы дли самоконтроля.

•Структура и организация службы охраны труда на предприятиях;

•Функциональные обязанности и права работодателя, руководителей участков работ, (должностных лиц) в вопросах охраны труда;

•Контроль охраны труда на предприятии;

•Паспортизация и аттестация объектов на соответствие требованиям охраны труда;

•Расследование, анализ и учет несчастных случаев.

Контрольные вопросы и задания:

11. Структура и организация службы по охране труда на предприятии.

12. Виды, содержание и порядок проведения инструктажей по охране труда на предприятии.

13. Структура, содержание и порядок проведения инструктажей на рабочем месте по безопасности труда.

14. Планирование и финансирование мероприятий по охране труда на предприятии.

15. Ответственность за нарушение требований охраны труда (виды и порядок наложения взысканий).

17. Регламентирование труда женщин (согласно требованиям ТК РФ).

18. Регламентирование труда лиц моложе 18 лет (согласно требованиям ТКРФ).

19. Порядок расследования и учета несчастного случая на предприятии.

20. Особенности расследования групповых, тяжелых и смертельных несчастных случаев на предприятии.

Наши рекомендации