Ковалева О.В., Мазуркевич Л.А

ОТ ТЕХНОКРАТИЗМА К ГУМАНИЗМУ – ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

Автомобильно-дорожный институт ДонГТУ

Сложившаяся в технических вузах система образования, основанная

на технократических ценностных ориентациях, имела своим следствием значительное понижение уровня культуры инженера. Это сказалось и во всей сфере научно-технического прогресса, породило ряд острейших экономических, социальных и экологических проблем, в основе которых – дисгармония между человеком и техникой, между человеком и природой. Об этом сегодня с большой тревогой говорят ученые мира. Так, российский академик Н.Н. Моисеев в книге "Быть или не быть… человечеству?" отмечает, что "деятельность человека, вероятнее всего, ведет к деградации биосферы и не способна гарантировать существование человека в ее составе… Человек подошел к пределу, который нельзя переступить ни при каких обстоятельствах. Один неосторожный шаг – и человечество сорвется

в пропасть. При этом глобальная экологическая катастрофа может подкрасться совсем незаметно, совершенно неожиданно и столь внезапно, что никакие действия людей уже ничего не смогут изменить…. Поэтому необходимо как можно скорее максимально раскрепостить личность, создать возможности для раскрытия своего творческого потенциала любому способному к этому человеку…

Новая цивилизация должна начаться не с новой экономики, а с новых научных знаний и с новых образовательных программ"1. Можно с

полным основанием утверждать, что ХХІ век будет веком гуманитарного знания, подобно тому, как ХІХ и ХХ вв. были временем пара, инженерных наук и компьютерных технологий.

В наш компьютерный век приходит понимание того, что проблемы, которые сегодня возникли в природе и обществе являются следствием нарушения сбалансированности гармонии в системе наука-культура, отступлением техногенной цивилизации от культурыи духовности.

Можно ли в нашей стране построить новое общество, новую жизнь, осуществить реформы без культуры? Ответ, думаем, однозначен: любое начинание в любой сфере жизнедеятельности сводится на нет, ведет к катастрофическим последствиям при отсутствии культуры.

Войти в эпоху ноосферы, сферы духа и разума сможет только демократическое, интеллигентное общество. Интеллигентность – новая высшая фаза культурности. Общество не должно разделяться на интеллигентных и всех прочих. Интеллигентность – его родовая нравственная черта. Ее не80 лет ДонГТУ отъемлемыми характеристиками являются высокое трудолюбие человека, его социальная культура, его нравственные принципы. Ее антитеза – бес-

культурье.

Бескультурье разрушает общество. Если природа имеет определенные свойства саморегуляции и самовосстановления , то "вторая природа" – культура – подобного лишена. Ее упадок несет невосполнимые духовные потери. Драматизм современного прогресса состоит в том, что если раньше он выражал культурный рост общества и духовное развитие каждого его члена, то теперь и прогресс, как это ни парадоксально, ведет к отчуждению человека от культуры, и "обескультуриванию" личности.

Сегодня многие ученые признают, что прогресс в истории человечества был, в сущности, прогрессом технологическим, развивающим производительные силы, материальную культуру и технику. Что же касается духовной культуры и морального облика человечества, то здесь прогресс оставался на прежнем уровне, если даже не оборачивался регрессом, уступая одну позицию за другой техническим приоритетам.

Культура стоит дорого, но бескультурье значительно дороже. Наше время многие называют временем больших знаний и малой культурности.

Человеческие знания увеличились, а культура уменьшилась. Наблюдается своеобразная девальвация отношений к ней человека, рост дефицита духовности. Это может видеть каждый ежедневно.

Ликвидация в стране неграмотности и в то же время наличие огромного количества дилетантов, непрофессионалов в различных областях знаний свидетельствуют о низком уровне общей культуры, которая, несмотря на высокую общеобразовательную подготовку не прививалась и не распространялась. А ведь человек – пусть образованный, но лишенный культурности, способен на античеловеческий поступок, на преступление, на измену истине.

Средства, умело вложенные в формирование и становление человеческой личности, дают неизмеримо больший эффект, чем от вложений их в любую машину, и прогрессивно окупают себя; это выгодно даже с чисто экономической точки зрения. "Нет ничего страшнее деятельного невежества", - писал Гете. Для невежественного человека неизвестное, неведомое, незнакомое – не существует, оно должно быть уничтожено. Невежество берет на вооружение реакционные идеи, паразитирует на народных бедах, социальных и межнациональных конфликтах, убаюкивает доверчивые и некритические умы.

Подмена культуры в нашей стране идеологией остановила ее развитие на семь десятилетий, которые в ХХ веке сопоставимы с двумя веками.

Стоит ли удивляться невиданному в мире цинизму наших коммерсантов, иезуитскому умению ради эгоистической выгоды обойти любой закон, всплеску преступности в самых извращенных формах, становлению в кратчайшие сроки отечественной мафии, которую считают хуже колум80 лет ДонГТУ бийской? Иезуитство, лукавство, двуличие имплантировалось в плоть и кровь нации и особенно его руководства. Все поставлено на службу видимости, а не реальному результату. Внешний вид заменяет внутреннюю культуру. Как-то незаметно мы умудрились исключить из нашей жизни всю мораль и подвести теоретическую базу под ее отрицание. Мы подме-

нили немодные честь, скромность, порядочность, правдивость, доброжелательность – экономическими категориями предприимчивости, хозяйственной хватки, деловой активности.

Отброшенные моральные нормы – это ребенок, который выплеснут с

идеологической водой. Проводя повсеместно так называемую деидеологизацию мы забыли, что моральные нормы не суть порождение коммунистической идеологии, а общечеловеческие нормы общежития, по которым живут все цивилизованные народы. Они – признак культуры, они как и всегда, приоритетны в жизни, и игнорировать этот культурный приоритет – означает затягивать петлю на своей шее.

Гуманистическое образование – первооснова формирования общече-

ловеческих ценностей, целостной высоконравственной и социально-

ответственной личности. Чтобы решить эту сложную задачу, надо перестроить всю систему образования так, чтобы на выпускника смотрели не только как на будущего хорошего специалиста, но и как на человека просвещенного, культурного, благородного. А по-настоящему культурный человек не подпишет акт фальшивой экспертизы, откажется засорять землю ядами или скрывать правду об экологическом состоянии окружающей среды.

Гуманизация в деятельности специалиста заключается в том, чтобы

постулаты и критерии гуманизма утверждались в психике человека на

уровне автоматизма, чтобы принятие безнравственных решений стало невозможным.Ведущая идея гуманизации образования – развитие активно-творческих возможностей человека, его интеллектуально-нравственной

свободы.

Принятая и рекомендованная Министерством образования и науки Украины концепция гуманизации и гуманитаризации образования нацелена на свободное развитие личности, гуманистическую ориентацию профессиональной подготовки. Дело только за тем, чтобы эту программу воспитания личности воплощать в жизнь, и, в частности, в практику вузовского воспитания. Именно здесь появились препятствия финансово-экономические, моральные. Вместо расширения количества часов на изучение гуманитарных дисциплин происходит их сокращение. Тогда как в США и западноевропейских странах от 30 до 40 % учебного времени отводится на гуманитарный цикл2. У нас же 10-12 %. Целью инженерного образования должна стать не техника сама по себе, а техника для человека и во имя человека. Отсюда следует, что выпускники инженерного вуза должны уметь дать анализ социальных последствий любого технического 80 лет ДонГТУ решения, для чего необходимо прежде всего получить широкую обществоведческую, гуманитарную подготовку. Обществоведческий цикл в данном случае призван играть ведущую роль. И здесь необходимо существенно пересмотреть объем общественных, гуманитарных наук в технических вузах в сторону их увеличения.

Сегодня идеал образованного человека – это не столько "человек знающий", даже со сформировавшимся мировоззрением, сколько подготовленный к жизни, который свободно ориентируется в сложных проблемах современного мира, способный осознать свое место в мире. А это возможно только при подготовке высоко культурного специалиста.

Для многих людей современной Украины, особенно для молодого поколения, "порвалась цепь времен", принявшая уродливые, экстремистские формы. В результате вполне закономерно человек оказался обезоруженным и превратился в удобный объект для манипулирования его сознанием. Несколько поколений выросли с ориентацией не на высокую культуру, а на вульгарно-технократические ценности да на сентиментально-развлекательный ширпотреб.

Широкий поток образцов западной "масскультуры", который при пренебрежительном отношении к культуре пущен на самотек, довершает дело, развращает вкусы публики, причем не сам по себе, а на фоне отсутствия подлинных произведений искусства и эстетического воспитания.

С переменами в нашей стране начался постепенный сложный процесс крутой ломки сложившихся культурных стереотипов. Постепенно обогащается "духовный мирокосмос" человека, он начинает воспринимать себя прежде всего ЛИЧНОСТЬЮ, индивидуальностью. А индивидуальность – это ориентация на свободу, осознание смысла своей жизни и личной ответственности за свою судьбу и судьбу мира.

Чем больше идей и мыслей, тем богаче общество. А свободное соревнование свободных умов рождает единство действий – такова диалектика культуры.

А это можно достичь только при условии трезвого анализа мировоззренческого воспитания, отказа от старых и новых штампов, недиалектического понимания взаимодействия ценностных факторов жизни и деятельности государства, отдельной личности.

Гуманистическое образование – первооснова формирования общечеловеческих ценностей, целостной высоконравственной и социально-ответственной личности.

Как же решить эту сложнейшую задачу? Прошлые стереотипы о "на-

саждении культуры в массах" полностью скомпрометировали себя, ибо культура и насилие – вещи несовместимые. Культура приходит изнутри, а не извне.

Значит людям, молодежи необходимо предоставить широкий культурный выбор, интеллектуальные, политические и экономические возмож80 лет ДонГТУ ности делать его. А как это сделать без помощи государства при переходе всей сферы культуры и образования на рыночные отношения?

Как нам кажется, необходимо, во-первых, распространение общего научного и гуманитарного образования, соответствующего сложным современным условиям.

Во-вторых, это приобщение человека к высокой политической культуре, необходимое личности, чтобы иметь честную гражданскую позицию.

В-третьих, приобретение высокой квалификации и высокого уровня профессионализма, овладение новой технологической культурой и сознательной самодисциплиной.

В-четвертых, солидная гуманитарная подготовка, помогающая человеку преодолеть узкие горизонты профессионализма, приобщиться к творчеству и обеспечивающая развитие его эмоциональной культуры и культуры общения.

Идеалом новой парадигмы образования, которую можно назвать "школой мышления" в противовес "школе знания", является гуманитарно-техническая личность, органичный человек, который ориентируется в обеих культурах, в котором проступают "ростки" новой культуры (без оппозиции "гуманитарное"-"техническое").

Процесс гуманитаризации образования направлен прежде всего на овладение методом мышления, учит ориентироваться в больших массивах информации, использовать теоретические знания при освоении действительности__________.

Сформированная приверженцами дальнейшей демократизации стран

с парламентским строем гуманистическая (трансформационная) парадигма образования еще не получила законодательного оформления и не воплощена в жизнь в системах образования этих стран. Однако, на наш взгляд, ее применение в Украине способствовало бы выходу нашего образования на качественно новые рубежи.

Нам необходимо избавиться от старых стереотипов и идеалов, веду-

щих к пассивности и выжиданию. В более широком плане речь идет об отказе от устаревших методов хозяйствования, о формировании новой психологии жизнедеятельности. В обществе надо создать условия для того, чтобы в нем, в каждом человеке полнее раскрывались общечеловеческие ценности и идеалы.

Таким образом, поставленная сегодня задача формирования общече-

ловеческих ценностных ориентаций и гуманистического мышления у студентов – ближайшая, исторически определенная цель перестройки образования. Специалисты выделяют несколько основных подходов, игнорирование которых негативно скажется на гуманизации образования.

Во-первых, процесс гуманитаризации должен охватить всю образовательную систему и опираться на заложенный в детстве фундамент освоенных простых норм и принципов морали, общечеловеческих ценностей.

80 лет ДонГТУ

Во-вторых, коренное изменение технологии учебного процесса, пе-

реход от "школы знаний" к "школе мышления".

В-третьих, демократизация учебно-воспитательного процесса.

В-четвертых, формирование культуры творческого технического

мышления, тяги к научному и техническому анализу, творческого подхода к решению производственных и социальных проблем, преодолению узкопрофессионального, технократического мышления.

Наступил новый этап в истории отечественной культуры и образова-

ния – этап приобщения ее к мировому сообществу. В основе такого приобщения – общечеловеческие ценности, предоставляющие прочный фундамент для развития личности как неповторимой частицы человечества. Наступило время вернуться, пока еще не поздно, преодолевая технократическую мотивацию, на путь духовности, осуществляя поворот культуры к целостности человека.

Наши рекомендации