IV Организация осмысления
Класс – карта «Устный урок-2»
Цель: познакомит с составом воздуха.
Задачи:
1)расширить представления учащихся о воздухе;
2) развивать память;
3) формировать навыки работы с текстом.
Ход урока.
I Организационный момент.
Мотивация. Разъяснение цели задач урока.
Выступление лидера класса.
II Актуализация субъективного опыта учащихся.
1.Перекрёстный опрос по пройденной теме.
Работа с МПМ (первая отметка)
1. Для чего человек использует воду?
2. Что содержится в использованной воде в быту?
3. Что содержат сточные воды промышленных предприятий?
4. Что можете сказать о воде, использованной для мытья авто или железнодорожного транспорта?
5. Что должны проходить все сточные воды?
6. Что произойдёт с водоемами, если в них попадёт неочищенная вода?
7. Может ли водоём сам себя чистить?
8. Что является живым фильтром в водоемах?
9. Что произойдёт с организмами санитарами, если в водоём сбросить ядовитые отходы?
10. От чего загрязняются воды океанов морей?
11. Что особенно вредно для живых организмов? Почему?
12. Почему стали мелеть реки и высыхать озёра?
13. Каким озёрам Казахстана, по мнению экологов, угрожает серьёзная опасность?
14. Что произошло с Аралом?
15. Почему его воды не пополняются дождями?
16. Почему воды Аральского моря не пополняются, ведь в него впадают крупнейшие реки Сырдарья и Амударья?
17. Что происходит с солью на обмелевших участках Арала?
18. Нашли ли учёные выход из сложившейся ситуации?
19. Расскажите об озере Балхаш. Какую тревогу оно вызывает?
20. Почему уровень воды в Балхаше стал понижаться?
21. Расскажите о влиянии Балхашского медеплавильного завода на состояние воды в озере?
2.Преподаватель делает краткое введение в новую тему. Знакомит детей с терминами и понятиями.
Да, вода нам нужна. Недаром про воду народ сложил не одну пословицу. Вдумайтесь!
Хлеб – батюшка, а вода – матушка!
Водица – всему царица.
Хлеб да вода – богатырская еда.
Цену воды узнают тогда, когда высыхают источники.
Не плюй в колодезь - пригодится воды напиться.
Ø Что ещё объединяет растения, животных и человека, кроме воды?
Ø Что необходимо для нормальной жизнедеятельности всех живых организмов?
Ø На прошлых уроках мы говорили о воде и её значении в жизни людей, сегодня разговор пойдет о воздухе.
Ø Вообще, что такое воздух?
Воздух – это смесь газов.
Ø Из чего он состоит?
В состав воздуха входит азот, кислород и другие газы.
Ø Какого газа больше в воздухе, по вашему мнению?
Ø Какой газ наиболее важен для жизни?
Конечно, это кислород.
Ø Для чего он нужен?
Без еды животные и человек могут обходиться в течение нескольких недель, без воды — несколько дней. Но без кислорода они умирают через несколько минут.
Кислород — это химический элемент, причем один из самых распространенных на земле.
При нормальной температуре кислород взаимодействует с другими элементами очень медленно, образуя новые вещества, называемые оксидами. Этот процесс называется реакцией окисления.
Окисление постоянно происходит в живых организмах. Пища является горючим живых клеток. При окислении пищи высвобождается энергия, используемая телом для движения и для его собственного роста. Медленное окисление, происходящее в организмах живых существ, часто называют внутренним дыханием.
Ø Как кислород попадает в тело человека?
Человек вдыхает кислород через легкие. Из легких он попадает в кровеносную систему и разносится ею по всему телу. Дыша воздухом, мы снабжаем клетки нашего тела кислородом для их внутреннего дыхания. Таким образом, кислород нам нужен для получения энергии, благодаря которой организм может функционировать.
Ø Почему же в природе не кончается кислород?
Действительно, его потери восполняются благодаря растениям. Всё это происходит в процессе фотосинтеза.
Ещё новое и интересное вы узнаете, прочитав текст на стр.61-62 в учебнике.
III Организация восприятия.
Учащиеся получают инструкцию о том, что текст надо читать внимательно, в связи с тем, что учитель при опросе будет акцентировать внимание на каждой мелкой детали. Дополнительно при чтении учащиеся должны выписать в тетрадь 7 опорных слов по теме, которые являются главными и раскрывают всю изучаемую тему урока.
IV Организация осмысления.
Работа с текстом учебника «Познание мира. 4 класс» стр. 61-62. Норматив скорости чтения: 3 минуты на страницу.