Условия реализации программы
Для полноценного выполнения тем программы ШВиС необходимо иметь:
I. При изучении тем Части 1 – светлый просторный спортзал с матами и защитными приспособлениями для боевых искусств: щитки, нагрудники, перчатки, шлемы, гимнастические палки.
II. При изучении тем Части 2 программы –
1. Помещение с рабочими столами
2. Топографическую карту района
3. Компасы, карандаши, линейки, бумагу
4. Атласы-определители растений, насекомых, грибов
5. Аптечку первой медицинской помощи
6. Фал капроновый диам. 10 мм – 40 метров
7. Фал капроновый диам. 6 мм -40 метров
8. Рюкзаки – 15 шт.
9. Спальные мешки -15 шт.
10. Коврики пенополиуретановые – 15 шт.
11. Набор костровой посуды.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (НА 2 ГОДА)
№№ тем | Название темы | Кол-во часов | |||
теория | практика | всего | |||
ЧАСТЬ 1. Выживание и спасение в городе. | |||||
Вводное занятие. Правила выживания на улице. Боевые системы мира. Основные принципы и приемы защиты и нападения без оружия. Контрольные тесты на стартовую физическую готовность. Техника безопасности и культура общения. Традиционные действия. | |||||
Стойки, передвижения, типичные удары и блоки защиты. Разучивание практических комплексов и комбинаций | |||||
Освобождение от основных захватов в стойке и партере. Айкидо как система самозащиты | |||||
Общеразвивающие и специальные упражнения. Спортивные игры и их оздоровительный эффект | |||||
Психологическая подготовка к экстремальным ситуациям. Приемы расслабления | |||||
. Первая медицинская помощь при травмах и приемы восстановления работоспособности | |||||
Приемы защиты подручными предметами | |||||
Тактика действий в экстремальных ситуациях | |||||
Формальные упражнения (ката) как показатель технического мастерства, их изучение | |||||
Самозащита и закон | |||||
ЧАСТЬ 2.Выживание на природе. | |||||
Введение. Экстремальные ситуации в условиях дикой природы. Аварийные комплекты и наборы. Тактика действий: оказание первой медицинской помощи, защита от негативного воздействия факторов окружающей среды. Лекарственные природные средства. Правила гигиены и санитарии в лесу. | |||||
Источники питания в дикой природе. Способы добывания, приготовления и сохранения пищи. | |||||
Обустройство жизни в лесу. Укрытия в лесу и в безлесных пространствах. | |||||
Некоторые способы добывания огня. Виды костров и очагов | |||||
Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта по компасу и без него. Чтение карты и тактика выхода из леса. Подача сигналов бедствия. | |||||
Использование опыта коми народа при выживании в лесу летом и зимой | |||||
Учебный тренировочный поход с элементами выживания | |||||
ИТОГО: | |||||
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№№ тем | НАЗВАНИЕ ТЕМЫ |
ЧАСТЬ 1. Выживание и спасение в городе. Теория: Актуальность программы. Криминогенная обстановка и экстремальные ситуации в городских условиях на улице и дома. Основные правила выживания: прогнозировать ситуацию, избегать опасные моменты, в случае невозможности иного действовать активно, используя любую помощь и все подручные средства. Боевые системы мира. Классификация боевых систем на армейские (БАРС) и полицейские (ПОБОС), особенности и задачи. Каратэ как система боя и ее применение для целей самообороны. Прикладные и спортивные аспекты этого вида единоборства. Опасности травм, страховка и имитация опасных действий. Защитные приспособления. Техника безопасности и культура общения. Традиционные действия в начале, в течение и в конце тренировки. Практика: контрольные тесты на стартовую функциональную готовность (отжимания, подтягивания, приседания, бег на 60 метров). | |
Практика: Основные стойки: естественная, передняя, задняя, поза всадника. Передвижения в бою. Наиболее распространенные, «типичные», удары руками: прямой, основанием кулака, тыльной стороной кулака, по дуге, локтем. Удары ногами: прямой передний, прямой боковой, прямой задний, по дуге, ребром стопы наружу, коленом. Защита руками и ногами. Основные защитные блоки руками: верхний, нижний, предплечьем вовнутрь, предплечьем наружу, скрещенными руками. Разучивание основных защит и комбинаций «защита – контрприем» от ударов руками и ногами. Учебные спарринги как средство закрепления навыков в обстановке, приближенной к реальной. Заранее обусловленные спарринги и свободный бой. Теория: Особенности женской самозащиты, тактика борьбы с физически более сильными противниками. «Слабые» места на теле человека. Основные принципы женского стиля | |
Теория: Айкидо как система самозащиты, ее особенности и области применения в борьбе. Практика: Базовые техники болевого контроля и управления противником посредством ущемления кистей рук и точных ударов. Освобождение от основных захватов в стойке и в партере. Виды типичных захватов за одежду и за части тела, принципы освобождения от них и перехват инициативы. Жесткие и мягкие техники освобождения | |
Теория: Общеразвивающие и укрепляющие упражнения, их необходимость для эффективных действий при самообороне, для здоровья и гармоничного развития. Практика: Упражнения на развитие силы, выносливости, гибкости. Расширение физических возможностей путем тренировки суставов и растяжки. Выработка скоростных навыков. Скорость выполнения приемов как показатель мастерства и эффективности защиты. Использование тренажеров и специальных упражнений для развития резкости и «взрывных» навыков. Система академика Амосова для здоровья и долголетия. Спортивные игры и их оздоровительный эффект. Футбол, баскетбол и волейбол как средства повышения выносливости, реакции и физического развития организма | |
Теория: Психологическая подготовка к экстремальным ситуациям. Необходимость выработки навыков самообладания и хладнокровия во время самозащиты. Практика: Приемы расслабления для развития этих навыков и восстановления после физических и нервных нагрузок. Гимнастика тайцзы-чуань – традиционный китайский метод саморегуляции и снятия напряжения | |
Теория: Первая медицинская помощь и приемы восстановления работоспособности. Практика: Типичные травмы, методы медицинской помощи при ушибах, кровотечениях и растяжениях. Приемы восстановления работоспособности после травм. Достижение оптимальной функциональной готовности организма к работе. | |
Практика: Приемы защиты палкой и другими подручными предметами. Преимущества самозащиты при использовании палки. Основные удары и защитные блоки. Разучивание комплекса боя с шестом. Шест как эффективное средство самозащиты против превосходящих сил противника. Основные удары и блоки. | |
Теория: Тактика действий в экстремальных ситуациях в населенном пункте. Опасные и сомнительные районы. Помощь окружающих и как ее добиться. Приемы прерывания боя и уклонения от него. Практика: Тактика действий одного против нескольких противников. Физические и психологические приемы воздействия. Наиболее эффектные и эффективные приемы и средства пресечения боя | |
Практика: Формальные упражнения (ката) как показатель технического мастерства, их изучение и сдача. Виды формальных упражнений, их классификация по сложности и особенности | |
Теория: Самозащита и закон. Право на самозащиту и понятие необходимой обороны. Санкции законодательства за превышение пределов необходимой обороны. |
ЧАСТЬ 2. Выживание на природе. Теория: Введение. Экстремальные ситуации в условиях дикой природы и меры защиты от них. Соблюдение санитарно-гигиенических привычек в условиях вынужденного автономного существования. Аварийные комплекты и наборы. Неприкосновенный запас (НЗ). Практика: Анализ ситуации и тактика неотложных действий. Предупреждение травматизма и оказание первой медицинской помощи, борьба с переохлаждением и обморожением, с жарой и укусами насекомых и животных. Лекарственные природные средства при лечении внешних и внутренних недомоганий. | |
Теория: Источники питания в дикой природе. Практика: Распознавание съедобных и ядовитых растений. Рыбная ловля. Ловушки на птиц и мелких животных. Основы стрельбы из самодельного лука. Виды луков, способы их изготовления из подручных материалов и упражнения в стрельбе из него как средство подготовки к выживанию на природе | |
Практика: Обустройство жизни в лесу. Укрытия. Строительные материалы в лесу и в безлесных пространствах. Простейшие укрытия из снега: улей, траншея, иглу. | |
Практика: Некоторые способы добывания огня. Виды костров и очагов. Правила разведения костра, работа с топором и пилой при заготовке топлива. Приготовление и сохранение пищи. Меры безопасности при обращении с огнем и горячей пищей. | |
Практика: Ориентирование на местности по местным признакам. Определение сторон горизонта по компасу и без него. Чтение карты и тактика выхода из леса. Подача сигналов бедствия. |
Теория: Использование опыта коми народа при выживании в лесу. Охрана природы при изучении тем программы ШВиС. | |
Практика: Учебный тренировочный поход с элементами выживания |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМАМ.
1. Береженого и бог бережет. – Н.Новгород, 1990.
2. Выживание в экстремальных условиях. – М.: ИПЦ «Русский раритет», 1993.
3.Гуров Г.Я. и др. Азбука защиты от преступников. – М., 1992.
4. Дэвис Б. Энциклопедия выживания и спасения. – М.: Вече, 1997.
5. Жуков А. и др. Боевое самбо для всех. – Г. Хмельницкий, 1991.
6. Захаров Е. и др. Рукопашный бой. - М.- 1994.
7. Конаков Н. Коми охотники и рыболовы во второй половине 19-начале 20 в. – М.,1983.
8. Лялько В.В. Трактат о женской самообороне.- Минск.- «Харвест», 2001.
9. Мертенс Норберт. Самооборона для женщин. – М.: ФиС, 1992.
10. Полянский Э. Формула безопасности. – М.: Юрид. Лит., 1991.
11. Потапов С., Вакса О. Курс выживания для подростков, - М.: АСТ-ПРЕСС,2001.
12. Сетон-Томпсон З. Рольф в лесах. – М. – «Детская литература», 1992.
13. Чеурин Г.С. Самоспасение без снаряжения.- Екатеринбург, 2001.
14. Шенкевич А., Шеламов В. Как уцелеть на улице? – Ростов н/Д, 1991..
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
«ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ И СПАСЕНИЯ»
ПРИЛОЖЕНИЕ №1