Итого (без учета аренды)
Аренда
По мнению администратора клуба "10 дюймов" Дарьи Лутцевой, искать место под картодром лучше всего в какойнибудь индустриальной зоне с большим количеством промышленных помещений и складов. Есть открытые и закрытые площадки. Сам клуб "10 дюймов" расположен в одном из цехов бывшего завода "Станколит". Идеальным вариантом Дарья считает площадку в 3 - 4 тыс. кв. м: этого достаточно, чтобы проложить трассу протяженностью 600 - 700 м - с правильными углами, поворотами и прямыми участками для разгона.
Машина
По словам Сергея Кириллова, пресссекретаря Русской школы картинга "Пилот", практически на всех российских картах установлены моторы фирмы "Хонда", поскольку только эта фирма их и продает. Интересно, что разработаны они были для газонокосилок и генераторов. Клиенту, впервые севшему за руль, обычно предлагают карт с мотором "Хонда 200" (6,5 л. с.). Для длинной трассы и высокой скорости больше подойдет "Хонда 270". Есть еще мотор "Хонда 340" (13 л. с.), однако он считается дефицитным и встречается редко.
Новая машина стоит 1,5 - 2 тыс. долларов, а с мощным двигателем - на 1 - 2 тыс. дороже. Однако век карта недолог, поэтому машины и запчасти придется докупать регулярно. Тот же "Пилот" к моменту открытия в октябре прошлого года закупил двадцать автомобилей. С тех пор их осталось только три, причем собраны они из деталей других картов - это обычная практика.
Рамы для картов производят в России только три фирмы: одна в Москве и две в Санкт-Петербурге. Особой популярностью среди профессионалов они не пользуются. В клубе "10 дюймов", к примеру, покупка отечественных рам считается напрасной тратой денег: местные картингисты предпочитают отовариваться в датской фирме DINO.
Со сменой деталей дело обстоит хуже. В нашей стране картинг-индустрия только начинает развиваться. Некоторых деталей нет в продаже, качество других оставляет желать лучшего. Однако детали можно заказать любому заводу по обработке металлов: предприятия в этом очень заинтересованы. Оптовые покупатели вправе рассчитывать на скидки.
Персонал
Искать механиков лучше всего в среде спортсменов-картингистов. Подойдут также автослесари с опытом ремонта отечественных машин. Специалисты по иномаркам тут не годятся: нужны люди со смекалкой и уверенностью в том, что большинству деталей можно найти достойную замену. Начальная зарплата такого мастера - 300 - 400 долларов.
Кроме того, в штате обязательно должны быть работники трассы, которые несут ответственность за безопасность клиентов. Экономить на них (примерно по 100 долларов каждому) не рекомендуется: страдает имидж заведения. Желательно также наладить сотрудничество со страховой компанией. Хотя случаи травматизма в картинге редки, следует предусмотреть и худший вариант.
Одежда
К числу дополнительных расходов относится покупка спецодежды - летних и зимних комбинезонов для клиентов. Продается она в одноименном магазине и стоит недорого: 50 рублей за летний (одноразовый) комбинезон и 500 рублей - за зимний. Понадобятся также шлемы. Здесь возможен выбор: китайские за 500 рублей или итальянские - за 60 долларов.
Трасса, покрытие
Трасса длиной около 300 м считается короткой; оптимальная протяженность составляет более 700 м. Однако на рынке встречаются оба варианта. Первый можно увидеть в крытом двухуровневом карт-центре, расположенном под гостиницей "Россия". Его собственноручно спроектировал Нариман Бабаев - владелец центра, строитель по образованию. Подобный комплекс (с бильярдом, рестораном и т.д.) предназначен в первую очередь для комфортного времяпрепровождения. Как правило, со временем появляются постоянные клиенты, которым приятнее потягивать коктейли в холле клуба, чем у себя дома.
Другой пример - школа "Пилот" (длина трассы - 976 м, площадь картодрома - 40 тыс. кв. м). Под стать масштабам подобного комплекса и стоимость строительства - порядка 80 тыс. долларов. Опытный хозяин со временем может надеяться на месячный доход в 40 - 50 тыс. долларов, две трети из которых придется тратить на ремонт автопарка.
Большое значение для этого бизнеса имеет покрытие трассы: чем оно хуже, тем быстрее изнашиваются шины. Иногда для окончательного износа хватает трех часов.
Хронометраж
Любой уважающий себя картодром должен иметь систему электронного хронометража. Датчики определяют скорость движения, а на табло выводятся результаты каждого заезда. Если вы скажете об этом клиенту, он наверняка пожелает улучшить свои показатели. А значит, вернется. Стоит хронометраж недешево - около 5 тыс. евро (дополнительную информацию можно найти на сайте www.amb.nl). Приобрести его лучше заранее, до того как вы начнете укладывать асфальт, поскольку датчики закатываются прямо в него.
Вентиляция
Система вентиляции необходима только в крытом картодроме, где нет выхода для выхлопных газов, и выложить за нее придется около 10 тыс. долларов.
Итого (без учета аренды)
Микрокартодром: 300 метров "чужого" асфальта, три старые машины, покрышки, униформа, зарплата механику, сарайчик вместо административного здания - 3 - 4 тыс. долларов минимум. В качестве рекламы - железный щиток у входа. Разумеется, прибыли в таком случае хватит лишь на обеспечение жизнедеятельности самого проката. Рекомендуемая площадь - от 2,5 до 3 тыс. кв. м.
Картодром среднего уровня: 300 - 400 м заасфальтированной вами трассы (общая площадь картодрома - около 3 тыс. кв. м), скромное здание администрации, десяток машин, небольшой штат сотрудников. Такой вариант обойдется в 25 - 35 тыс. долларов.
Спортивная трасса: 900 м, административное здание, система хронометража, несколько механиков, десяток рабочих, душевые кабинки, фонтан в холле- Тысяч 100 долларов.
Советуем арендовать от 6 до 40 тыс. кв. м. Последнее - правильнее.
Как это было у них...
Считается, что изобретение картинга - это заслуга американских летчиков, развлекавшихся таким образом в перерывах между полетами во время второй мировой войны. Наскоро сваренные трубки, маленькие колеса, двигатель - и машина готова.
Тогда никто не мог представить, что спустя несколько лет забава авиаторов превратится в популярный вид автоспорта, который даст миру много великих гонщиков.
Инициатива исходила от Арта Ингельса, механика отделения фирмы "Куртис крафт компани", которая выпускала гоночные автомобили в Индианаполисе. В августе 1956 года Ингельс построил первый карт - несложный, высокий, с примитивным ручным тормозом. Роль силовой установки играл двигатель от газонокосилки "Уэст бэнд" мощностью 1,84 кВт.
Бурное развитие картинга в Европе началось в 1958 году - после того, как в Англию привезли пять картов. Моментально появилось множество фирм, специализирующихся на производстве картов, стали строиться специальные картодромы, возникли дискуссии о правилах. О темпах развития картинга и его огромной популярности свидетельствует такой факт: в 1960 году только в Англии было 120 фирм, выпускающих карты. Картинг стал не только развлечением, но и спортом.
И у нас
В СССР началом развития картинга как вида автомобильного спорта считается 3 декабря 1960 года, день утверждения Федерацией автомобильного спорта СССР правил проведения соревнований, классификации и технических требований к микроавтомобилям типа "Карт".
Соревнования по картингу проводились в разных городах страны главным образом на велосипедных треках и беговых дорожках стадионов, спортивная география постоянно расширялась. В 1962 году состоялись первые Всесоюзные соревнования картингистов. Начиная 1963 года ежегодно (летом и зимой) проводились чемпионаты СССР, союзных республик, городов Москвы и Ленинграда среди взрослых и юношей. С 1964 года советские картингисты участвуют в международных соревнования, а с 1966 - в многоэтапных международных соревнованиях на "Кубок Дружбы" социалистических стран.
В 70-е годы картинг в СССР достиг пика популярности и стал самым массовым видом автомобильного спорта.