Лекция 9. Система безопасности РФ
1. Развитие системы безопасности РФ.
2. Структура РСЧС.
3. План действий в ЧС и обязанности учащихся.
1. Развитие системы безопасности РФ.
Первой попыткой централизованной защиты населения от опасностей было создание службы пожарной безопасности еще в княжеской Руси, а затем медицинской помощи в Российской империи.
Следующим этапом развития системы безопасности населения следует считать учреждение штаба воздушной обороны в Советской республике 2 марта 1918 г. В компетенцию штаба входило создание сети
1.
Первой попыткой централизованной защиты населения от опасностей было создание службы пожарной безопасности еще в княжеской Руси, а затем медицинской помощи в Российской империи.
Следующим этапом развития системы безопасности населения следует считать учреждение штаба воздушной обороны в Советской республике 2 марта 1918 г. В компетенцию штаба входило создание сети наблюдательных пунктов и отрядов для оказания первой медицинской помощи пострадавшим гражданам; а так же разработка правил поведения при воздушном нападении. Так зародилась система противовоздушной обороны (ПВО) в России.
Со временем мероприятия по защите населения от воздушных налетов противника — оповещение, светомаскировка, укрытие в убежищах и другие - стали именоваться пассивной или местной противовоздушной обороной (МПВО).
4 октября 1932 г. Совет Народных Комиссаров страны утвердил Положение о местной противовоздушной обороне. Согласно этому документу она выделялась в самостоятельную систему, призванную защищать население и объекты народного хозяйства при бомбардировках противника с воздуха. С этой даты ведется отсчет истории МПВО и созданной впоследствии на ее основе системы гражданской обороны (ГО).
Эффективность работы системы обеспечивалась следующими мерами.
1. Создана система оповещения жителей городов.
2. Построены защитные сооружения.
3. Разработаны мероприятия по обеспечению устойчивой работы предприятий в военное время.
4. Разработаны методы светомаскировки промышленных объектов.
5. Сформированы подразделения по а) спасению пострадавших и оказанию медицинской помощи; б) проведению аварийно-восстановительных работ; в) ликвидации очагов химического заражения; г) обезвреживания невзорвавшихся снарядов.
В результате принятых мер, к началу Великой Отечественной войны система МПВО стала эффективной системой защиты населения. Ее силами в годы войны была проделана огромная работа по защите граждан и объектов, а так же по ликвидации разрушительных последствий.
С появлением в середине XX века новых типов вооружения (ядерное, биологическое, химическое) возникла необходимость дальнейшего совершенствования системы МПВО.
С наступлением следующего этапа в мировой политике и снижением угрозы глобальной войны на первый план в работе систем безопасности вышла разработка мер по профилактике, борьбе и ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Работа такого плана выполнялась неэффективно из-за отсутствия системы защиты от ЧС мирного времени. А существовавшая система гражданской обороны была ориентирована военное время, и справиться с этой работой в необходимой мере в силу своей специфики не могла. Недостатками ее в новых условиях стали:
• отсутствие постоянного государственного органа управления, с нужными полномочиями для координации работы в масштабе страны;
• отсутствие сил быстрого реагирования на ЧС;
• отсутствие мобильных транспортных средств, способных обеспечить оперативную доставку спасателей в район ЧС;
• отсутствие профессиональных спасателей, имеющих специальную подготовку (система привлекала специалистов разного профиля, но не спасателей;
• отсутствие современной техники для проведения спасательных и других неотложных работ;
• отсутствие законодательной базы, регулирующей деятельность по предупреждению и ликвидации ЧС.
В июле 1987 г. бала произведена перестройка системы гражданской обороны. Впервые официально провозглашалась ориентация системы обороны на чрезвычайные ситуации как военного, так и мирного времени. Основными задачами, постановленными перед системой стали: 1) ликвидация последствий возможных аварий, катастроф и стихийных бедствий; 2) проведение спасательных и других неотложных работ.
27 декабря 1990 г. был учрежден Российский корпус спасателей Позже этот день объявлен Днем спасателя. 19 ноября 1991 г. образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
В январе 1994 г. комитет преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Функциями министерства стали: 1) осуществление руководства и координация работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; 2) проведение подводных работ особого назначения.
В 80-90 гг. активизировалось международное сотрудничество по ликвидации ЧС и подготовке специалистов-спасателей. Такое сотрудничество предусматривает:
• взаимный обмен информацией о возникших катастрофах;
• обмен опытом по профилактике и ликвидации последствий ЧС;
• объединение усилий государств и международного сообщества по оказанию помощи пострадавшим странам.
Наряду с участием в мероприятиях международных организаций многие страны развивают двустороннее сотрудничество по борьбе с ЧС, в том числе при проведении спасательных работ, помощи пострадавшим (в ликвидации последствий землетрясения в армянском городе Спитак в 1988 г. было занято 1900 спасателей из 27 стран).
Создание министерства по чрезвычайным ситуациям стало важным шагом в деле построения в стране современной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС). Министерство выступило в роли ее мозгового, управляющего и организующего центра. В апреле 1992 г. Правительством Российской Федерации было утверждено Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Через два с половиной года эта система, основательно проверенная практикой, в том числе такими трагическими событиями, как землетрясение в Нефтегорске, конфликт на территории Чеченской республики, крупномасштабные наводнения и лесные пожары, была преобразована постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
В 1996 г. на территории Российской Федерации зарегистрировано свыше 1400 крупных чрезвычайных ситуаций, из них более 300 природного, 1000 техногенного и 105 биолого-социального характера.
Основные задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: разработка и реализация законов и других важных документов, регулирующих вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществление специальных программ, направленных на предупреждение ЧС; обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС; сбор, обработка и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС; подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях; прогнозирование и оценка последствий ЧС; создание финансовых и материальных резервов для ликвидации ЧС; осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС; ликвидация чрезвычайных ситуаций; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций; содействие в реализации прав и обязанностей граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций; международное сотрудничество по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.
2.
Структура РСЧС.
РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем. Территориальные подсистемы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий. Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти для проведения такой же работы в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. РСЧС имеют пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Каждый уровень РСЧС имеет: координирующие органы; постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; органы повседневного управления; силы и средства, финансовые и материальные резервы; системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
Координирующие органыРСЧС:
• на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) в федеральных органах исполнительной власти;
• на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации,— региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России;
• на территориальном уровне, включающем территорию субъекта Российской Федерации,— комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
• на местном уровне — комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления, действующих на территории района, города (района в городе);
• на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта,— объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.