Общие рекомендации по управлению группой
- Всегда помните: безопасность - прежде всего.
- Всегда держите воспитанников вашей группы в поле зрения и слуха.
- Всегда будьте бдительны и находитесь в состоянии готовности. Предупреждайте развитие проблем.
- Прилагайте все усилия, чтобы развивать с каждым воспитанником отношения, которые будут гарантировать им физическую и душевную безопасность. Построение взаимоотношений требует времени.
- При любой возможности поддерживайте развитие положительных событий в группе. Поощряйте успех воспитанников, побуждайте их к новым успешным свершениям. Быстро решайте незначительные проблемы и продолжайте жизнь дальше.
- Обращайте основное внимание на хорошие поступки воспитанников. Всегда начинайте «строить» на основании того, что ребенок уже может делать.
- Давайте воспитанникам понять, что вам известны все, даже маленькие, их успехи, каждое командное начинание и всякий небольшой шаг к прогрессу, происходящие в течение дня.
- Поощряйте любые хорошие поступки воспитанников, являющиеся исключениями из обычного для них проблемного поведения. Объясняйте, как подобает себя вести, и привлекайте к этому внимание группы.
- Не называйте совершившего нехороший поступок обидными словами («ленивый», «тупица», «глупый», «псих»). Вместо этого объясните, почему от такого поступка «нет пользы и добра».
- Не употребляйте осуждающе-критических фраз. Уклоняйтесь от сарказма.
- Когда возможно, не обращайте внимания на неприличные высказывания и поступки, стараясь не отвлекать внимание группы от положительного.
- Помогайте каждому воспитаннику стать жизнеспособным членом группы, побуждая их делиться своими идеями и мнением с остальными ребятами. Добивайтесь того, чтобы все высказывали свои точки зрения. Приветствуйте каждого, кто своим предложением или высказыванием поддерживает и подкрепляет мнение других. Будьте готовы стать «тормозом отката» для группы. когда говорят не пользующиеся популярностью воспитанники.
- Каждый ребенок будет переживать происходящие в группе ситуации по-своему в связи с различным у всех прошлым. Узнавая разные взгляды на одну и ту же ситуацию, все члены группы обогащают свой опыт.
- Способствуйте взаимодействию между членами группы, чтобы они могли сами находить способы решения «проблем». Содействуя этому, вы должны быть готовы уделить необходимое время и внимание и оказать требующуюся помощь воспитанникам, непреклонно выступающим за альтернативные решения.
- Оставайтесь открытыми к последующим беседам с каждым воспитанником, и пусть об этом свидетельствуют ваши слова и поступки. Как правило, воспитанники-новички начинают открываться и делиться тайнами своей души осторожно.
- Человека невозможно теоретически научить самым важным жизненным истинам (доверие, самоутверждение, прощение, безусловная любовь, уважение и т.д.), ему необходимо пережить их на собственном опыте. Старайтесь не столько наставить воспитанников через лекции, сколько дать им возможность «испытать» истину в жизни. Большинство трудных подростков сталкивались с «только обещающими» взрослыми, но лишь некоторые из них воочию видели «делающих то, что говорят».
- Когда ребенок тонет - не время учить его плавать; придите на помощь попавшему в критическую ситуацию. Проявите отзывчивость, заботу, окажите поддержку, а после всего - учите.
- Обращайте внимание на жестикуляцию и мимику. Научитесь «слушать» глазами так же как ушами.
- Признавайте свои ошибки всякий раз, когда вы совершаете их. Будьте готовы извиниться открыто перед всей группой. Признавая свои просчеты, вы укрепляете свою надежность в глазах других и их доверие к вам, как к лидеру.
- Выражая свой гнев перед всеми, помните, что он ваш. Не вините окружающих в своих чувствах или действиях.
В КАЖДОМ СЛОВЕ И ДЕЛЕ БУДЬТЕ ОБРАЗЦОМ ПОДРАЖАНИЯ.
УПРАЖНЕНИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ ГРУППОЙ
Разделитесь на группы и обсудите следующие вопросы:
Что могут сделать вожатые, чтобы поддержать положительный ход событий в группе и чтобы жизнь и обучение в ней складывались успешно?
Как вожатый может уладить незначительные нарушения поведения, не созывая группу для беседы?
Какую пользу вы принесете себе и группе, если сосредоточите основное внимание на правильных поступках воспитанников?
Какие обидные прозвища давали вам? Как они влияли на вашу самооценку? Как избежать использования негативных прозвищ в работе с детьми?
Почему следует избегать сарказма и критических высказываний в адрес детей?
Почему, когда речь идет о воспитании у детей доверия, безусловной любви и уважения, считается разумным дать им возможность «пережить» истину на собственном опыте, а не просто прочитать им на эту тему лекцию?
Что вы делаете, чтобы показать воспитанникам пример того, как не винить в своем гневе других, а оставлять «его при себе»?
Согласны ли вы со следующим утверждением: «Когда ребенок тонет - не время учить его плавать; придите на помощь попавшему в критическую ситуацию».
Обоснуйте ответ - Как признание своих просчетов и ошибок укрепляет вашу надежность в глазах детей и их доверие к вам, как к лидеру.
ОСОБЫЕ НАВЫКИ УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОЙ
Способы словесного руководства
Способствовать: Поддерживать открытое, дружеское общение в группе, направляя ход бесед, обеспечивая соблюдения воспитанниками норм общения в группе, поощряя хорошие поступки и ограничивая неуместное поведение.
Отмечать положительные исключения из негативного поведения: Одобрять действия отличные от обычных у таких детей непристойных поступков и привлекать к ним внимание воспитанников. Этот способ помогает детям лучше понимать, когда они не ведут себя плохо. Заостряя внимание группы на ожидаемом поведении, вы увеличиваете вероятность улучшения поведения и возникновения большего количества хороших поступков.
Зеркальное отражение: Быть словесным зеркалом поведения воспитанника, констатируя то, что, судя со стороны, он делает, говорит и чувствует в данный момент. Отображая ребенка, наставник помогает ему осознать свои мысли и чувства и выразить их словесно.
Предлагать альтернативное поведение: Объяснять детям, как можно поступить иначе, учить их этому и помогать советом, способствуя, таким образом, развитию у них нового образа мыслей и действий.
Препятствовать: Вмешиваться словесно или физически для прекращения причиняющих вред группе поступков с целью защитить других воспитанников, содействовать продуктивному общению и содействовать положительному развитию событий в группе.
Намеренно игнорировать: Умышленно не обращать внимания на некоторые неуместные поступки в попытке «затушить» их, оставив их без внимания.
Формировать: Прививать правильное поведение, поощряя последовательное приближение ожидаемых поступков.
Прибегать к юмору: Препятствовать распространению непристойного поведения посредством шуточных комментариев или смешных поступков. Наставники должны уклоняться от сарказма, а также от насмешек над воспитанником.
Преобразование: Предлагать воспитаннику альтернативный взгляд на вопрос или поступок, открывающий перед ним новые успешные перспективы и обеспечивающий варианты решения проблемы.
Планирование и умение ставить цели: Помочь членам группы выбрать нужные мероприятия и спланировать день так, чтобы получить от него максимальную пользу; оказать помощь в определении четких и содержательных целей того, как развить в себе новый образ поведения.