К. Создание переживаний

Если клиенту тяжело извлекать ресурсы из собствен­ной памяти, можно пойти по пути создания пережива­ний в повседневной жизни, которые затем могут быть использованы в качестве ресурса. В этом случае необхо­димо дать клиенту такое задание, которое привело бы его к подобным переживаниям. Милтон Эриксон был

"Зак. 2731 321

истинным мастером в подборе учебных заданий подобно­го рода. Для успешной работы с учебными заданиями были разработаны различные рекомендации. Ниже мы приводим самые простые из них.

1. Определите ресурс

Какой ресурс необходим клиенту?

2. Определите необходимые мысли и необходимые
эмоции

Что он будет при этом думать и чувствовать?

3. Определите вытекающее из этого поведение

Что бы он стал делать, если бы он так думал и чувст­вовал?

4. Дайте задание применительно к этому поведению
Дайте ему задание попробовать вести себя таким об­
разом.

Подобные переживания, действующие в качестве ре­сурса, можно создавать и напрямую. К примеру, методом обыгрывания ситуации. При этом НЛ-Программист сам играет различные роли: родной матери, старшего брата и т.д. Такие воспоминания могут перемещаться в различные периоды жизни человека, подобно выдуманным ресурсам. Например: мы обыгрываем такую ситуацию, словно кли­ент является нашим другом, которого мы повстречали сразу после какого-нибудь травмирующего события. «1942 год, заболоченная местность в Ватерланде. Я иду тебе на­встречу. О чем ты хочешь мне рассказать?» Л. Определение направления ресурсовМы также можем использовать принцип сопротивле­ния и тем самым побуждать клиента к поиску ресурсов. Например, высмеивая один за другим непродуктивные пути поиска, мы добиваемся того, что у клиента остается единственный путь поиска подходящих, окончательных ресурсов. Автором подобного подхода является амери­канский психотерапевт Фрэнк Фэррелли. Необходимо уточнить, что такие методы приводят к положительному результату только в том случае, если в процессе их при­менения между терапевтом и клиентом поддерживается достаточно сильный раппорт. «Провокационная тера­пия» — так Фэррелли назвал свой метод — представляет собой смесь юмора, контакта и провокации. Терапевт




выступает с ироничной речью в защиту недостатков кли­ента. Он надлежащим образом сочетает шокирующие высказывания с невербальной теплотой. В шутливой ма­нере он говорит о тех вещах, о которых клиент должен всерьез задуматься. Эта уникальная комбинация теплоты и вызова дает поразительный эффект: с одной стороны, у людей появляется чувство сопротивления, с другой сто­роны, они чувствуют понимание и поддержку. Происхо­дит изменение в том, что мы называем нормальными терапевтическими отношениями. Клиенту больше не приходится доказывать, что он беспомощен, он начинает весьма активно отстаивать свои сильные стороны и — что является самым важным — начинает смеяться над самим собой.

Ниже мы приводим типичный отрывок из провока­ционно-терапевтического диалога:

Фэррелли: «Расскажите-ка мне, в чем дело?»

Клиент: «Мне бы хотелось, несмотря на свой возраст, попробовать еще чего-нибудь достичь в своей жизни»

Фэррелли: «А сколько Вам лет?»

Клиент: «Мне 48 лет».

Фэррелли: «48!?!? Вы выглядите... я думал, что Вам по меньшей мере шестьдесят!»

Клиент: «Я так ужасно выгляжу? Не может быть!»

Фэррелли: «Неужели в Вашем возрасте еще стоит за что-нибудь браться?»

Клиент: «Ну, я думал, что у меня еще достаточно возможностей...»

Фэррелли: «Да, возможно, Вы так думаете. Но захо­чет ли этого Ваше старое тело? Разве Вы не знаете эту поговорку: «Подумать о чем-либо — еще не значит сде­лать это»?»

Клиент: «Ну, да, 48... не так уж это и много! Нет, я действительно думаю, что еще могу чего-то достичь».

Вот некоторые шаблоны Фэррелли, которые мы при­водим без деталей:

• поощрите проблему;

• опишите преимущества проблемы;

• предложите абсурдные пути ее разрешения;

• приведите абсурдные объяснения проблемы;

• преувеличьте негативное самовосприятие клиента;

• преувеличьте культурные стереотипы. М. Поиск модели

В повседневной жизни мы часто находим ресурсы, подражая кому-то либо обсуждая с кем-то его подход. Та­ким способом мы зачастую учимся, словно дети. Этот процесс можно использовать, помогая клиенту, который не в состоянии разрешить проблему — вспомнить того, кто сумел ее разрешить. Затем мы помогаем ему перевести найденную информацию на его собственную ситуацию.

1. Выбор модели

Знаешь ли ты кого-нибудь, кто может то (в проблем­ной ситуации), что хотел бы уметь ты?»). (Реально суще­ствующий человек или, к примеру, действующее лицо романа, герой фильма или животное.)

2. Обдумывание решений

Представь себе, как этот человек относится к про­блемной ситуации. «Что он думает, что он чувствует, что он делает?»

3. Нахождение примера при помощи ассоциирования
с моделью

«Войди в образ этого человека. Попробуй смотреть его глазами, слушать его ушами, думать его головой и чувствовать его чувствами».

4. Перевод решений на свою ситуацию

«Вернись к своей собственной проблемной ситуации, действуй так, как действовал бы он».

В более прагматичной версии данной техники ... спе­циалист в области НЛП может с помощью шаманских приемов сделать так, что клиент, если он этого захочет, будет отождествлять себя с различными существами, ду­хами, животными, силами или божествами, которые об­ладают необходимыми ему ресурсами. Подобным спосо­бом осуществляется работа со святыми, картами таро или знаками зодиака. Клиент вживается в этих существ и превращает их способности в свои. По сути, в данном случае речь идет о том же самом процессе, что и при ис­пользовании человека в качестве модели. Если это до­пускает вероисповедание человека, подобной моделью может служить какое-нибудь божество, обладающее не-

обходимыми способностями. Мифология Йоруба в Запад-вой Африке предоставляет верующим возможность ото-ясдествлять себя с большим числом богов и полубогов, каждый из которых обладает своими собственными спе­цифичными ресурсами.

Н. Духовные ресурсы

Ресурсы могут находиться на любом логическом уровне. Иногда ресурс находится на «личностном уров­не», к примеру, когда клиент осознает, что он, по сути, является неизменной, единственной в своем роде лично­стью. Другие ресурсы могут находиться на уровне окру­жения, уровне поведения, уровне возможностей, уровне убеждений или духовном уровне. Большие возможности разрешения проблем ресурсов, находящихся на высоких логических уровнях, подробно описаны в книге Core Transformations Коннирае и Тамары Андреас. В этой книге приводится описание рабочих шаблонов, вызы­вающих духовные ресурсы, которые характеризуются как «состояния существования»: уравновешенность, сво­бода, сопричастность и т.п. Это достаточно эффективный способ работы, однако иногда подобный ресурс может быть найден более простым способом, при помощи пря­мого вопроса, заданного клиенту: «Ты когда-нибудь ис­пытывал (наивысшее) духовное состояние?» Если клиент ответит утвердительно, следующим шагом может быть возвращение к данному впечатлению и полное погруже­ние в него посредством ассоциирования».

Перенос ресурсов

Л. Деркс и Я. Холландер («Сущность НЛП») дают также весьма подробное описание процесса переноса ре­сурсов. Процедуру эту они предлагают осуществлять в следующие двенадцать шагов, которые мы далее коротко описываем.

1. Констатирование нехватки ресурсов
Восприятие проблемы клиента именно в этом ракурсе

дает возможность почти сразу перевести ее в аспект воз­можного решения.

Наши рекомендации