К. Создание переживаний
Если клиенту тяжело извлекать ресурсы из собственной памяти, можно пойти по пути создания переживаний в повседневной жизни, которые затем могут быть использованы в качестве ресурса. В этом случае необходимо дать клиенту такое задание, которое привело бы его к подобным переживаниям. Милтон Эриксон был
"Зак. 2731 321
истинным мастером в подборе учебных заданий подобного рода. Для успешной работы с учебными заданиями были разработаны различные рекомендации. Ниже мы приводим самые простые из них.
1. Определите ресурс
Какой ресурс необходим клиенту?
2. Определите необходимые мысли и необходимые
эмоции
Что он будет при этом думать и чувствовать?
3. Определите вытекающее из этого поведение
Что бы он стал делать, если бы он так думал и чувствовал?
4. Дайте задание применительно к этому поведению
Дайте ему задание попробовать вести себя таким об
разом.
Подобные переживания, действующие в качестве ресурса, можно создавать и напрямую. К примеру, методом обыгрывания ситуации. При этом НЛ-Программист сам играет различные роли: родной матери, старшего брата и т.д. Такие воспоминания могут перемещаться в различные периоды жизни человека, подобно выдуманным ресурсам. Например: мы обыгрываем такую ситуацию, словно клиент является нашим другом, которого мы повстречали сразу после какого-нибудь травмирующего события. «1942 год, заболоченная местность в Ватерланде. Я иду тебе навстречу. О чем ты хочешь мне рассказать?» Л. Определение направления ресурсовМы также можем использовать принцип сопротивления и тем самым побуждать клиента к поиску ресурсов. Например, высмеивая один за другим непродуктивные пути поиска, мы добиваемся того, что у клиента остается единственный путь поиска подходящих, окончательных ресурсов. Автором подобного подхода является американский психотерапевт Фрэнк Фэррелли. Необходимо уточнить, что такие методы приводят к положительному результату только в том случае, если в процессе их применения между терапевтом и клиентом поддерживается достаточно сильный раппорт. «Провокационная терапия» — так Фэррелли назвал свой метод — представляет собой смесь юмора, контакта и провокации. Терапевт
выступает с ироничной речью в защиту недостатков клиента. Он надлежащим образом сочетает шокирующие высказывания с невербальной теплотой. В шутливой манере он говорит о тех вещах, о которых клиент должен всерьез задуматься. Эта уникальная комбинация теплоты и вызова дает поразительный эффект: с одной стороны, у людей появляется чувство сопротивления, с другой стороны, они чувствуют понимание и поддержку. Происходит изменение в том, что мы называем нормальными терапевтическими отношениями. Клиенту больше не приходится доказывать, что он беспомощен, он начинает весьма активно отстаивать свои сильные стороны и — что является самым важным — начинает смеяться над самим собой.
Ниже мы приводим типичный отрывок из провокационно-терапевтического диалога:
Фэррелли: «Расскажите-ка мне, в чем дело?»
Клиент: «Мне бы хотелось, несмотря на свой возраст, попробовать еще чего-нибудь достичь в своей жизни»
Фэррелли: «А сколько Вам лет?»
Клиент: «Мне 48 лет».
Фэррелли: «48!?!? Вы выглядите... я думал, что Вам по меньшей мере шестьдесят!»
Клиент: «Я так ужасно выгляжу? Не может быть!»
Фэррелли: «Неужели в Вашем возрасте еще стоит за что-нибудь браться?»
Клиент: «Ну, я думал, что у меня еще достаточно возможностей...»
Фэррелли: «Да, возможно, Вы так думаете. Но захочет ли этого Ваше старое тело? Разве Вы не знаете эту поговорку: «Подумать о чем-либо — еще не значит сделать это»?»
Клиент: «Ну, да, 48... не так уж это и много! Нет, я действительно думаю, что еще могу чего-то достичь».
Вот некоторые шаблоны Фэррелли, которые мы приводим без деталей:
• поощрите проблему;
• опишите преимущества проблемы;
• предложите абсурдные пути ее разрешения;
• приведите абсурдные объяснения проблемы;
• преувеличьте негативное самовосприятие клиента;
• преувеличьте культурные стереотипы. М. Поиск модели
В повседневной жизни мы часто находим ресурсы, подражая кому-то либо обсуждая с кем-то его подход. Таким способом мы зачастую учимся, словно дети. Этот процесс можно использовать, помогая клиенту, который не в состоянии разрешить проблему — вспомнить того, кто сумел ее разрешить. Затем мы помогаем ему перевести найденную информацию на его собственную ситуацию.
1. Выбор модели
Знаешь ли ты кого-нибудь, кто может то (в проблемной ситуации), что хотел бы уметь ты?»). (Реально существующий человек или, к примеру, действующее лицо романа, герой фильма или животное.)
2. Обдумывание решений
Представь себе, как этот человек относится к проблемной ситуации. «Что он думает, что он чувствует, что он делает?»
3. Нахождение примера при помощи ассоциирования
с моделью
«Войди в образ этого человека. Попробуй смотреть его глазами, слушать его ушами, думать его головой и чувствовать его чувствами».
4. Перевод решений на свою ситуацию
«Вернись к своей собственной проблемной ситуации, действуй так, как действовал бы он».
В более прагматичной версии данной техники ... специалист в области НЛП может с помощью шаманских приемов сделать так, что клиент, если он этого захочет, будет отождествлять себя с различными существами, духами, животными, силами или божествами, которые обладают необходимыми ему ресурсами. Подобным способом осуществляется работа со святыми, картами таро или знаками зодиака. Клиент вживается в этих существ и превращает их способности в свои. По сути, в данном случае речь идет о том же самом процессе, что и при использовании человека в качестве модели. Если это допускает вероисповедание человека, подобной моделью может служить какое-нибудь божество, обладающее не-
обходимыми способностями. Мифология Йоруба в Запад-вой Африке предоставляет верующим возможность ото-ясдествлять себя с большим числом богов и полубогов, каждый из которых обладает своими собственными специфичными ресурсами.
Н. Духовные ресурсы
Ресурсы могут находиться на любом логическом уровне. Иногда ресурс находится на «личностном уровне», к примеру, когда клиент осознает, что он, по сути, является неизменной, единственной в своем роде личностью. Другие ресурсы могут находиться на уровне окружения, уровне поведения, уровне возможностей, уровне убеждений или духовном уровне. Большие возможности разрешения проблем ресурсов, находящихся на высоких логических уровнях, подробно описаны в книге Core Transformations Коннирае и Тамары Андреас. В этой книге приводится описание рабочих шаблонов, вызывающих духовные ресурсы, которые характеризуются как «состояния существования»: уравновешенность, свобода, сопричастность и т.п. Это достаточно эффективный способ работы, однако иногда подобный ресурс может быть найден более простым способом, при помощи прямого вопроса, заданного клиенту: «Ты когда-нибудь испытывал (наивысшее) духовное состояние?» Если клиент ответит утвердительно, следующим шагом может быть возвращение к данному впечатлению и полное погружение в него посредством ассоциирования».
Перенос ресурсов
Л. Деркс и Я. Холландер («Сущность НЛП») дают также весьма подробное описание процесса переноса ресурсов. Процедуру эту они предлагают осуществлять в следующие двенадцать шагов, которые мы далее коротко описываем.
1. Констатирование нехватки ресурсов
Восприятие проблемы клиента именно в этом ракурсе
дает возможность почти сразу перевести ее в аспект возможного решения.