Возникновение жизни на Земле (2 часа)

Развитие представлений о возникновении жизни. Теория возникновения жизни на Земле. Эксперимент Луи Пастера. Абиогенный синтез органических веществ.

Современные взгляды на возникновение жизни. Гипотеза А. И. Опарина.

Демонстрация:

таблиц «Образование коацерватной капли», «Возникновение жизни на Земле».

2. Развитие жизни на Земле (6 часов)

История возникновения и развития жизни на Земле с архея, до кайнозоя. Их основные ароморфозы. Следы древней жизни на территории Туркменистана.

Многообразие органического мира. Возникновение систе­матики.

К. Линней - основоположник принципов и методов систематики органического мира. Искусственная и естественная системы. Классификация организмов. Доклеточные формы жизни - вирусы и фаги. Клеточные организмы, их разделение на безъядерные и ядерные.

Демонстрация:

геохронологический таблицы «История возникновения и развития жизни на Земле», схемы классификации клеточных организмов, схемы строения вирусов и фагов.

3. Происхождение человека (5 часов)

Теория Ч. Дарвина о происхождении человека.

Доказательства происхождения человека.

Движущие силы антропогенеза (социальные и биологические факторы). Роль законов общественной жизни в социальном развитии человека.

Эволюция человека. Первые люди. Современные люди. Человек - биологическое и социальное существо. Человеческие расы.

Демонстрация:

таблицы, схемы антропогенеза.

VI. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (10 часов)

1. Экосистемы (6 часов)

Предмет экологии и его цель.Экологические факторы среды. Приспособленность организмов к среде обитания и влияющий на них комплекс факторов. Ограничивающие факторы. Хозяйственная деятельность человека как экологический фактор и влияние ее на окружающую среду. Окружающая среда и здоровье человека.

Взаимодействие популяций разных видов. Факторы, влия­ющие на численность популяции, и её регуляцию. Понятие о биогеоценозе, или экосистеме. Состав биогеоценоза, его функциональные группы (продуценты, консументы, редуценты).Поток энергии и цепи питания. Правило экологической пирамиды. Продукция экосистем. Биогеоценоз – целостная самовоспроизводящаяся и восстанавливающаяся система. Смена экосистем. Примеры экосистем (песчаная пустыня на примере пустыни Каракумы, горное ущелье на примере Копетдага, Койтендага, Сюнт-Хасардага). Биогеоценозы водоёмов (Амударья, Мургаб, Теджен, Сумбар и другие естественные реки и искусственные водоемы).

Защита экосистем – основа сохранения биоразнообразия. Туркменистана.

Мероприятия, проводимые под руководством Президента ГурбангулыБердымухаммедова в целях превращении Туркменистана в цветущий сад.

Агроценозы.Агроценозы Туркменистана.

Хлопковые и пшеничные поля Туркменистана.

Мероприятия, проводимые в Туркменистане по повышению продуктивности агроценозов на основе мелиорации земель, внедрения новых технологий выращивания растений.

Использование экологических знаний в практической деятельности человека.

Взаимодействие Туркменистана с другими государствами и международными организациями по разрешению экологических проблем.

Экологические проблемы в Туркменистане. Забота правительства Туркменистана об охране природы.

Демонстрация:

коллекций, гербарных материалов, результаты опытов и длительных наблюдений в уголке живой природы и на учебно - опытном участке школы по выявлению влияния различных экологических факторов на развитие растений и животных.

Лабораторные работы:

9. Составление экологической характеристики видов растений и разделения их в экологические группы.

10. Изучение взаимосвязи растений и животных в искусственных экосистемах (в аквариумах), составление схемы цепи питания.

2. Биосфера и человек (4 часа)

Состав и функции биосферы. Живое вещество, его газовая, концентрационная, окислительная и восстановительная функции. Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере.

Учение В. И. Вернадского о ноосфере. Хозяйственная деятельность человека - новый фактор в биосфере (изменения климата, нарушение озонового слоя, загрязнение атмосферы, состояние водных систем, почв и др.). Рациональное использование природных ресурсов и охрана биосферы. Охрана видов. Сохранение биоразнообразия - предотвращение сокращения генетических ресурсов планеты. Участие Туркменистана в конвенциях «Борьба с опустыниванием»,«О биоразнообразии» , «Защита озонового слоя» и др.

Красная книга Туркменистана, внесённые в неё животные и растения. Формы охраны эталонов и памятников природы.

Заповедники и заказники Туркменистана.

Экологическое образование и воспитание - важное условие охраны и сохранения биосферы.

Демонстрация:

таблиц «Круговорот углерода», «Круговорот азота», физической карты Туркменистана.

ПРОФИЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДНИХ ШКОЛ ТУРКМЕНИСТАН

(для классов с углубленным изучением естественных наук)

(X-XI классы)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В государственной политике Туркменистана одним из приоритетных направлений является всестороннее развитие науки, использование научных результатов в экономике страны, повышения научного познания общества. Использование новейших достижений науки дает возможность повышать технико-экономическую мощь нашей страны, развивать интеллектуальные и творческие способности.

Первые шаги научных исследований начинаются со средней школы. Поэтому, развитие познавательных интересов и творческих способностей подрастающего поколения зависят от обучаемых предметов, в том числе и биологии.

Согласно предложению Президента Туркменистана о продлении обучения до 12 лет подготовлена учебная программа по предмету «биология».

В новой программе предусмотрено деление предмета по направлениям и углубленное обучение. Это дает учащимся возможность быть заинтересованным в творческом и исследовательском подходе к обучению.

Учебная программа по биологии составлена в соответствии государственного стандарта общего образования по биологии.

Учебная программа средних школ с углубленным обучением в X и XI классов включает в себя точные, гуманитарные и естественные направления.

В программе для обучения точным и гуманитарным направлениям отводится 1- час в неделю (всего 34 часа) на изучение курса общей биологии. По естественному направлению в X и XI классах «Общая биология» является профильным предметом в связи, с чем разделы даны в углубленном варианте и количество часов увеличены -3 часа в неделю (всего 102 часа).

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

X класс

(3 часа в неделю, всего - 102 часа)

Введение (1 час)

Место курса «Общей биологии» в системе естественно - научных дисциплин, а также в биологических науках. Цели курса «Общей биологии».

Основная задача «Общей биологии» заключается в изучении общих закономерностей биологической науки.

Значение предмета общей биологии для понимания единства живой природы и взаимосвязанности всех частей биосферы.

Общебиологические закономерности – основа охраны окружающей среды, повышения продуктивности сельского хозяйства, рационального использования природных ресурсов и охраны здоровья человека.

Связь биологии с другими науками (химией, физикой, географией, астрономией, историей и другими).

Значение биологической науки для сельского и лесного хозяйства, промышленности, медицины, гигиены, охраны природы.

Развитие биологической науки и мероприятия, проводимые претворению в жизнь её успехов в Туркменистане.

Наши рекомендации