Характеристика стадий кризиса
Тема 1. Экономическая сущность и факторы кризисов предприятий
Причины возникновения и виды кризисов предприятий
Факторы возникновения кризисных явлений и угрозы банкротства предприятий
Факторы возникновения кризисных явлений и угрозы банкротства предприятий
Когда Вы благополучны, то подумайте,
Что нужно предпринять во время беды,
Так как великая беда начинается с незначительной
Лао-Цзы (Ли Эр
Теория экономических кризисов начала развиваться во второй половине 19 века. – основывалась на связи кризисов с конъюнктурными колебаниями спроса и предложения, природными циклами.
Под кризисом мы понимаем обострение противоречий в социально-экономической системе, препятствующих ее развитию и создающих угрозу ее существованию.
Кризис – крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде (Кривовьязок).
Возникновение кризисов возможно на всех уровнях экономики: мировом – уровне национальных хозяйств стран мира, интегрированных (в той или иной степени) в мировой рынок; макроуровне – уровне народнохозяйственного комплекса государства; микроуровне – уровне предприятий и организаций различных форм собственности.
Кризис предприятия – это результат противоречий между внешней средой и функционированием предприятия, а также внутри самого предприятия, проявляющийся в резком ухудшении всех его технико-экономических и финансовых показателей.
Возникновение кризисов предприятий напрямую связано с цикличностью развития предприятий. Каждое предприятие в своем развитии неизбежно проходит ряд последовательных стадий жизненного цикла:: зарождение (возникновение), рост, стабилизация (стагнация), спад, ликвидация
Кризису обычно предшествует кризисная ситуация, характеризующаяся негативным изменением внешней среды и состояния предприятия и проявляющаяся в виде ряда сигналов, в том числе: снижении объемов продаж, потере клиентов и рынков сбыта, росте затрат и уменьшении прибыли, снижении кредитоспособности и инвестиционной привлекательности предприятия, несвоевременном выполнении им своих обязательств.
Таблица 1.1
Характеристика стадий кризиса
Стадия кризиса | Сущность | Внешние проявления | |
Снижение эффективности и падение финансовой устойчивости | Снижение прибыли и рентабельности Снижение доли собственных и увеличение доли заемных средств | Уменьшение объемов реализации продукции Падение цен рост затрат Снижение прибыли и рентабельности Рост объемов кредитования Увеличение кредиторской задолженности Снижение оборачиваемости кредиторской задолженности Снижение темпов роста, объемов реализации продукции | |
Кризис ликвидности (техническая неплатежеспособность) | Несвоевременное выполнение текущих обязательств предприятия, связанное с недостатком денежных средств | Увеличение дебиторской задолженности Снижение оборачиваемости дебиторской задолженности Увеличение неликвидных товарно-материальных запасов, возникновение сверхнормативных запасов Рост себестоимости продукции Недостаток денежных средств Снижение объемов реализации продукции Снижение чистого денежного потока Возникновение текущих просроченных обязательств Пролонгирование предоставленных кредитов | |
Продолжение табл. 1.1 | |||
Кризис платежеспособности | Хроническое невыполнение предприятием обязательств на протяжении длительного времени | Падение прибыли Рост просроченной кредиторской задолженности Экономия денежных ресурсов посредством сокращения уровня товарно-материальных запасов Недостаток сырья и материалов Неритмичность производства Неполная загруженность производственных мощностей Превышение текущих обязательств над оборотными средствами Приостановка поставщиками продаж в кредит и требование оплаты наличными Проблемы с качеством производимой продукции Потеря клиентов и снижение количества контрактов на поставку продукции Невыполнение производственных графиков Сдерживание производства хроническим недостатком материалов Несвоевременная выплата заработной платы Ухудшение условий предоставления кредитов: рост процентных ставок, снижение сроков, обязательность залога и повышенные требования к предмету залога | |
Продолжение табл. 1.1 | |||
Экономическая несостоятельность | Состоит в превышении расходов фирмы над ее доходами. Деятельность предприятия является убыточной и не приносит доходов ее владельцам. Балансовая сумма обязательств предприятия превышает рыночную стоимость его активов | Отрицательное значение чистого денежного потока Убытки Невозможность кредитования в обычном порядке Отсутствие собственных оборотных средств Внутрипроизводственные конфликты Увольнение квалифицированных работников | |
Безвозвратная несостоятельность | Невозможность функционирования предприятия из-за отсутствия финансовых средств, невостребованности его продукции или непреодолимой технико-технологической отсталости | Отсутствие санаторов Инициация процедуры банкротства и ликвидация предприятия | |
Обобщая вышесказанное можно выделить сущностные признаки кризиса на уровне предприятия, которые представлены ниже.
1. Кризис отражает сущность и характер противоречий, которые накоплены в процессе хозяйственной деятельности и требуют своего разрешения для обеспечения дальнейшего функционирования или развития системы. Степень обострения противоречий обуславливает стадию кризиса, его продолжительность, характер последствий и т.д.
2. Кризис предприятия представляет собой процесс (а не явление), который характеризуется определенной продолжительностью и имеет определенные временные рамки. В течение кризиса могут быть выделены определенные стадии, которые отличаются продолжительностью, формами и интенсивностью проявления, потребностью в управлении и т.д.
3. Кризис является объективным экономическим процессом, основу которого составляют (формируют) тенденции развития отдельных видов деятельности предприятия, его отдельных управленческих подсистем. Кризисы рассматриваются не только как объективно неизбежные, но и объективно необходимые, поскольку носят не только разрушительный, но и оздоравливающий (обновляющий, развивающий) характер.
4. Основным признаком кризиса является существенное нарушение или утрата жизнеспособности предприятия вследствие нарушения параметров его жизнедеятельности. Преодоление кризиса или восстановление жизнедеятельности связывается с восстановлением параметров жизнедеятельности за счет внутренних и (или) внешних управленческих действий.
5. Кризис может возникать на всех стадиях жизненного цикла предприятия, выступая как тормоз его традиционного функционирования и переход на следующую стадию развития, или выполнять функцию инициации старения и или ликвидации предприятия, если оно не имеет перспектив развития.
6. Кризис носит циклический характер, то есть возникает с определенной периодичностью. Причем эта периодичность является индивидуальной характеристикой предприятия и не синхронизирована во времени с циклами развития мезо- (отрасль, вид экономической деятельности), и макроокружения (национальная и мировая экономика) предприятия, хотя определенным образом и обуславливается ими.
7. Развитие кризиса генерируется совокупностью внешних и внутренних факторов, соотношение между которыми и перечень которых также носят индивидуальный характер.
8. Возникновение кризиса обуславливает определенные угрозы и риски для процесса функционирования предприятия, а его преодоление имеет определенные последствия для дальнейшей судьбы предприятия – положительные, если имеет место преодоление накопленных противоречий и обеспечение обновления фундаментальных основ ведения бизнеса, или отрицательные, если следствием кризиса является приостановка деятельности предприятия, возникновение банкротства, добровольная или принудительная ликвидация как хозяйствующего субъекта.