Гражданские организации ГО
Гражданские организации ГО – формирования, создаваемые по территориално-производственному признаку. Производственный принцип предусматривает организацию ГО на объектах экономики (ОЭ), т.е. от министерств до предприятий, вплоть до бригады и смены. Начальниками ГО на территориях являются руководители органов власти, а на ОЭ – руководители ОЭ, т.е. лица, имеющие административную власть и право распоряжаться средствами.
Организационные структуры зависят от важности или категории города или ОЭ. Существуют города и объекты 1,2 или 3 категории. Остальные являются «некатегорийными». Примерная схема организации ГО ОЭ приведена на рис. 4.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
На всех объектах в учреждениях, организациях, учебных заведениях разрабатывается план для мирного времени. Он определяет мероприятия, которые надо провести при возникновении угрозы или при внезапном развитии ЧС: нападении, угрозе нападения, диверсии, аварии, стихийном бедствии. На объектах, продолжающих работу в военное время, отрабатывается План ГО ОЭ на военное время.
Федеральный закон «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера» от 11.11.94 г. обязывает граждан России:
- изучать основные способы защиты, приемы оказания помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
- выполнять правила поведения при возникновении ЧС;
- оказывать содействие в проведении спасательных работ.
Во исполнение этого закона Правительством страны принято постановление «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций». Основные задачи подготовки:
- руководящего состава – отработка вопросов планирования, организации и осуществление мероприятий по защите населения, обеспечению устойчивости ОЭ, управлению силами и средствами ГО в чрезвычайных ситуациях в объеме должности, занимаемой каждым конкретным руководителем;
- аварийно-спасательных и невоенизированных формирований – отработка навыков по использованию техники, оборудования, средств защиты и измерения; умение оказывать само- и взаимопомощь при травмах, ожогах, отравлениях и воздействии других поражающих факторов;
- рабочих и служащих – привитие навыков действий в случае возникновения аварий на ОЭ, пользования средствами индивидуальной защиты и коллективной защиты, оказание само- и взаимопощи при травмах и т.д.;
- населения, не занятого в сферах производства и обслуживания, - практическое усвоение правил поведения и действий в ЧС, знание сигналов оповещения и мер защиты.
Задачей подготовки студентов вузов является привитие им практических навыков руководства спасательными и другими неотложными работами (Си ДНР) на ОЭ на уровне командного состава среднего звена в случае возникновения ЧС. Обучение студентов в вузах проводится с учетом профиля их подготовки. В технических, экономических, сельскохозяйственных, естественно-научных и гуманитарных вузах обучение студентов проводится на старших курсах по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Кроме того во втузах введен курс «Проектирование инженерно-технических мероприятий ГО». В педагогических институтах, институтах иностранных языков и на педагогических факультетах университетов обучение студентов проводится по программе «Основы медицинских знаний и охраны здоровья детей». В других гуманитарных вузах непедагогического профиля обучение студентов осуществляется по программе курса «Основы медицинских знаний и оказания медицинской помощи».
Вопросы по теме «Защита населения в чрезвычайных ситуациях».
1. Определение, назначение, задачи ГО.
2. Назначение и задачи РСЧС.
3. Организация ГО на ОЭ, планирование, обучение, порядок строительства и использование защитных сооружений.
4. Устойчивость ОЭ при ЧС.
5. Ликвидация последствий ЧС.
ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Федеральные законы
«О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 г. №68 – ФЗ
«Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.95 г. №151 – ФЗ
«О государственном материальном резерве» от 29.12.94 г. №79 – ФЗ
«О безопасности» от 5.03.92 г. №2446 – 1
«Об обороне» от 31.05.96 г. № 61 – ФЗ
«О гражданской обороне» от 12.02.98 г. № 28 – ФЗ
«Об информации, информации и защите информации» от 20.02.95 №24– ФЗ
«Об экологической экспертизе» от 15.04.98 г. №65– ФЗ
«О радиационной безопасности населения» от 9.01.96 г. №3 – ФЗ
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 г. №116 – ФЗ
«О борьбе с терроризмом» от 25.07.98 г. №130 – ФЗ
Указы Президента РФ
«Вопросы МЧС Российской Федерации. Положение о МЧС РФ от 2.08.99 г. №953
«Вопросы гражданской обороны Российской Федерации. Положение о Войсках гражданской обороны РФ» от 27.05.96 г. №784
«О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» от 29.04.96 г. №608
«О концентрации национальной безопасности Российской Федерации» от 10.01.2000 №24
«Об утверждении Положение о Совете Безопасности Российской Федерации» от 15.11.99 г. №1528
Постановление Правительства РФ
«О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 5.11.95 г. №1113
«О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 3.08.96 г. №924
«О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 13.09.96 г. №1094
«О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» от 24.07.95 г. №738
«О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне» от 19.09.98 г. №1149
«О гражданских организациях гражданской обороны от 18.06.99 г. №620
«О федеральных службах гражданской обороны» от 18.09.99 г. №1266
Классификация ЧС
Классификация ЧС природного и техногенного характера согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.09.96 г. №1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяется числом пострадавших, количеством населения с нарушенными условиями жизнедеятельности, нанесенными материальным ущербом и зоной поражения.
Масштаб ЧС | Пострадало человек | Нарушены условия жизнедеятельности | Материальный ущерб в количестве МРОТ* | Зона поражения не вышла | Силы и средства ликвидации |
Локальная | до 10 | до 100 | до 1 тыс. руб. | за пределы объекта | организации |
Местная | до 50 | до 300 | до 5 тыс. руб. | за пределы населенного пункта | населенный пункт |
Территориальная | до 500 | до 500 | до 0,5 млн. руб. | за пределы субъекта РФ | органы исполнительной власти |
Рациональная | до 500 | до 1000 | до 5 млн. руб. | охватывает территории двух субъектов РФ | субъекты РФ |
Федеральная | свыше 500 | свыше 1000 | свыше 5 млн. руб. | более двух субъектов | - // - |
Трансграничная | выходим за пределы | органы РФ |
* МРОТ – минимальный размер оплаты труда