Классификации видов чувств

1. По виду потребности выделяют так называемые низшие чувства (основанные на удовлетворении естественных потребностей человека), и высшие чувства, которые отражают духовный мир человека и связаны с анализом, осмыслением и оценкой происходящего. Человек сознает, почему он ненавидит, гордится, дружит. Высшие чувства отражают социальную сущность человека и могут достигать большой степени обобщенности (например, любовь к Родине).

2. По направленности выделяются интеллектуальные чувства, связанные с мыслительным процессом, практические чувства, переживаемые в процессе деятельности, нравственные и эстетические чувства.

Исходя из того, какая сфера социальных явлений становится объектом высших чувств, выделяются нравственные (моральные) и эстетические. К нравственным чувствам относятся в первую очередь чувства товарищества, дружбы, любви, отражающие различную степень привязанности к определенным людям, потребность в общении с ними. Отношение к своим обязанностям, принятым на себя человеком по отношению к другим людям, к обществу, называется чувством долга. Несоблюдение этих обязанностей приводит к возникновению отрицательного отношения к себе, выражающегося в чувстве вины, стыда и в угрызениях совести. К нравственным чувствам также относятся чувство жалости, зависти, ревности и другие проявления отношения к человеку или животному. Эстетические чувства - это отношение человека к прекрасному и уродливому, связанное с пониманием красоты, гармоний, возвышенного и трагического. Эти чувства реализуются через эмоции, которые по своей интенсивности простираются от легкого волнения до глубокой взволнованности, от простой эмоции удовольствия до чувства настоящего эстетического восторга. К этой группе относят и чувство юмора (чувство смешного). При этом, по выражению К.К. Платонова, юмор за шуткой скрывает серьезное отношение к предмету, а ирония за серьезной формулой скрывает шутку. И шутка, и ирония носят обвиняющий, обличительный, но не злобный характер, в отличие от насмешки, и лишены горького смысла, присущего сарказму. Недаром Н. В. Гоголь характеризовал юмор как видимый миру смех сквозь невидимые миру слезы. Чувство юмора может быть врожденным, но оно также является показателем интеллектуального развития личности, ее культурного уровня. У англичан есть пословица:"Нельзя жениться на девушке, которая не смеется над тем, что смешно вам".

3. По влиянию на жизнедеятельность выделяют чувства стенические, повышающие жизнедеятельность организма, и астенические - ослабляющие ее.

4. По интенсивности чувства бывают сильные и слабые.

Кроме вышесказанного, необходимо отметить и существование такого психологического явления, как амбивалентность чувств – это несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отношений к одному объекту с (например, любовь и ненависть).

Поскольку эмоции и чувства не всегда желательны, так как при

своей избыточности они могут дезорганизовать деятельность или внешнее проявление может поставить человека в неловкое положение, выдав, например, его чувства по отношению к другому, желательно научиться управлять ими и контролировать их внешнее проявление.

Снятию эмоционального напряжения способствуют:

• сосредоточение внимания на технических деталях задания, тактических приемах, а не на значимости результата;

• снижение значимости предстоящей деятельности, придание событию меньшей ценности или вообще переоценка значимости ситуации по типу "не очень-то и хотелось";

• получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации;

• разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай неудачи (например, "если не поступлю в этот институт, то пойду в другой");

• откладывание на время достижения цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т.п.;

• физическая разрядка (как говорил И. П. Павлов, нужно "страсть вогнать в мышцы"); для этого нужно совершить длительную прогулку, заняться какой-нибудь полезной физической работой и т. д. Иногда такая разрядка происходит у человека как бы сама собой: при крайнем возбуждении он мечется по комнате, перебирает вещи, рвет что-либо и т. д. Тик (непроизвольное сокращение мышц лица), возникающий у многих в момент волнения, тоже является рефлекторной формой моторной разрядки эмоционального напряжения;

• написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и причины, вызвавшей эмоциональное напряжение;этот способ большеподходит для людей замкнутых и скрытных;

• слушание музыки: музыкальной терапией занимались врачи еще в Древней Греции (Гиппократ);

• изображение на лице улыбки в случае негативных переживаний; удерживаемая улыбка улучшает настроение

(в соответствии с теорией Джемса - Ланге);

• активизация чувства юмора, так как смех снижает тревожность;

• мышечное расслабление (релаксация), являющееся элементом аутогенной тренировки и рекомендуемое для снятия тревоги.

Настойчивые попытки воздействовать на очень взволнованного человека при помощи уговоров, убеждения, внушения, как правило, не бывают успешными из-за того, что из всей информации, которая сообщается волнующемуся, он выбирает, воспринимает и учитывает только то, что соответствует его эмоциональному состоянию. Больше того, эмоционально возбужденный человек может обидеться, посчитав, что его не понимают. Лучше дать такому человеку выговориться и даже поплакать. Действительно, учеными установлено, что вместе со слезами из организма удаляется вещество, возбуждающее центральную нервную систему. Следовательно, его удаление при плаче ведет к снижению возбуждения и эмоционального напряжения.

Вопросы для контроля:

1. Сущность понятий «эмоции» и «чувства».

2. Сравнительная характеристика эмоций ичувств.

3. Классификации эмоций и чувств.

4. Возможности регуляции эмоциональных состояний.

5. Сущность понятия «воля».

6. Волевые качества личности.

7. Значение воли в организации и регуляции деятельности.

Литература.

1. Современная психология: справочное руководство. М-: ИНФРА-М,1999.

2. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред.

В.Н.Дружинина. - С-Пб.: Питер, 2001.

3. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений:

В 3 кн. Кн.1. общие основы психологии. - 3-е издание.- М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС,1997.

4. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных состояний. - М.: Изд-во МГУ, 1976.

5. Изард К.Е. Психология эмоций. - С-Пб.: Питер, 1999.

6. Психология эмоций. Тексты /Под ред. В. Вилюнаса. - М.: Изд-во МГУ, 1984.

Наши рекомендации