Задания на СРС и график их выполнения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ИННОВАЦИОННЫЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Научно-образовательный комплекс
по специальности 5В073100 «Безопасность жизнедеятельности
и защита окружающей среды»,
а также специальностям Инженерной академии,
Академии управления и Академии образования
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине: «Основы безопасности жизнедеятельности»
(рабочая программа)
по кредитной образовательной технологии
для студентов 1-4 курс всех форм обучения, по всем специальностям.
ПАВЛОДАР 2013 год
УТВЕРЖДАЮ
Проректор УМР и КО
к.б.н., профессор ________ Комардина Л.С.
“______” _______________ 2013 г.
Составитель: ст. преподаватель Матвеева Н.И. ___________
Кафедра «Химия и металлургия»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине « Основы безопасности жизнедеятельности» для студентов 1-4 курса
всех форм обучения, по всем специальностям, на базе общего среднего и средне-
специального образования.
Все специальности | |
Курс | 1-4 |
Семестр | 1-8 |
Лекции | |
СРСП | |
Практические занятия | |
СРС | |
Форма контроля | Экзамен |
Разработана на основании Государственного общеобязательного стандарта высшего образования ГОСО РК 5.04.019 -2011 (бакалавриат) Астана 2011 г. и типовой программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для всех специальностей, Караганда 2009г, утверждена и введена в действие приказом Министерства образования и науки РК от 30.12.2009г.№611
Утверждена на заседании научно-методического совета Инженерной Академии и рекомендована к изданию
Протокол №1 от 05.09.2013г.
Председатель НМС ИА, к.т.н. ,_____________________П.В Дубровин
Рассмотрена на заседании кафедры «Химия и металлургия»
Протокол №1 от28.08.2013г
Зав. Кафедрой «Химия и металлургия»
к.х.н. доцент ______________ А.Н. Жакупова
Согласовано:
Начальник ИМО
к.п.н., профессор ____________Н.М. Ушакова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью изучения дисциплиныявляется подготовка специалистов владеющих обширными теоретическими и практическими знаниями, необходимыми для предотвращения и борьбы с последствиями природных и техногенных катастроф.
Задачи изучения дисциплины:
-научить студентов действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, способам защиты населения, основам и организации проведения спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения;
-обучить студентов распознаванию признаков травматических повреждений, особо опасных инфекций, острых заболеваний и оказанию неотложной доврачебной помощи
Структура курса:
Студент должен знать:
- теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек – среда обитания»; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; основы физиологии и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, их идентификацию; средства и методы повышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов; методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях; методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработки моделей их последствий.
- Студенты должны уметь
- применять известные методы познания для разрешенияпрофессиональных проблем, работать в команде по достижению общей цели; эффективно применять средства защиты от отрицательных воздействий; проводить контроль параметров и уровня отрицательных воздействий на организм человека на их соответствие нормативным требованиям; разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности; планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов; осуществлять безопасную и экологичную эксплуатацию систем и объектов; планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях, диагностировать различные поражения, оказывать первую медицинскую помощь и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
- В результате изучения курса студенты должны владеть: методами познания для разрешения профессиональных проблем, умением профессионально решать задачи, работать в команде, собирать и анализировать первичную экспериментальную, и другую информацию.
- В результате изучения курса студенты должны быть компетентными в вопросах законодательство РК и международных соглашений в области охраны природы и безопасности;
- основы трудового законодательства, организации труда, правила и нормы охраны труда;
Форма контроля: экзамен.
Пререквизиты:. Биология. Экология и устойчивое развитие. Зоология. Анатомия человека. Почвоведение. География и др.
Постреквизиты: Промышленная экология, Геоэкология. Социальная экология и устойчивое развитие. Утилизация отходов промышленности и др.
Содержание программы
К-во Модулей | № | Название Темы | Вид занятия | Содержание занятия | К-во часов |
Модуль №1 | Введение | Лекция | Введение. Роль современного государства в обеспечении жизнедеятельности. Влияние научно-технического прогресса на возникающие катастрофы природного и техногенного характера. Актуальность и методология обеспечения безопасности жизнедеятельности. | ||
Практическая работа | Понятия и основные черты катастроф и чрезвычайных ситуаций. | ||||
СРСП | Роль современного государства в обеспечении жизнедеятельности. Поиск решения проблем. | ||||
Характерные особенности современного производства, зоны формирования опасных и вредных факторов. | Лекция | Характерные особенности современного производства, зоны формирования опасных и вредных факторов. Негативные факторы производственной среды и их влияние на людей. Организационно-технические и управленческие меры повышения безопасности и улучшения труда. Проблемы безопасности в системе «человек- машина- производственная среда». | |||
Практическая работа | Основные поражающие факторы при ЧС, основные виды поражения людей.. | ||||
СРСП | Негативные факторы производственной среды и их влияние на людей. Метод малых групп | ||||
Организационные и теоретические основы безопасности | Лекция | Организационные и теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Организация и ведение Гражданской Обороны (ГО) – одна из важнейших функций государства в обеспечении безопасности страны. Роль, основные задачи и организационная структура Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан. Законодательные акты и положения РК в области чрезвычайных ситуаций (ЧС). | |||
Практическая работа | Основные виды поражения в ЧС. | ||||
СРСП | Организация и ведение Гражданской обороны (ГО) – одна из важнейших функций государства в обеспечении безопасности страны. Проверка конспектов | ||||
Принципы организации ГО и защиты людей при ЧС. | Лекция | Принципы организации ГО и защиты людей при ЧС. Полномочия представительных органов. Права и обязанности граждан РК при ЧС. Структура ГО и ЧС на промышленном объекте. Планирование мероприятий по ГО и ЧС на объектах. | |||
Практическая работа. | Основные принципы и мероприятия по защите населения. | ||||
СРСП | Права и обязанности граждан РК при ЧС. Информационное сообщение | ||||
Чрезвычайные ситуации. | Лекция | Чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Основные понятия и определения. Классификация ЧС и объектов экономики по потенциальной опасности. Поражающие факторы источников ЧС техногенного характера. | |||
Практическая работа. | Классификация средств защиты населения. | ||||
СРСП | Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Индивид. проект | ||||
Характеристика поражающих факторов ЧС природного характера. | Лекция | Характеристика поражающих факторов ЧС природного характера. Классификация стихийных бедствий. Оценка возможных разрушений зданий и сооружения при ЧС природного характера. | |||
Практическая работа. | Средства защиты органов дыхания. | ||||
СРСП | Классификация стихийных бедствий. Защита докладов | ||||
Поражающие факторы ЧС военного времени. | Лекция | Поражающие факторы ЧС военного времени. Виды оружия массового поражения. Их особенности и последствия применения. Психологические аспекты ЧС. | |||
Практическая работа. | Средства защиты кожи. | ||||
СРСП | Виды оружия массового поражения. Составление конспекта. | ||||
Опасности среды обитания человека. | Лекция | Опасности среды обитания человека. Источники опасностей естественного, техногенного и антропогенного происхождения. Классификация негативных факторов. Загрязнения атмосферы, гидросферы, почвы. | |||
Подручные средства защиты кожи | Подручные средства защиты кожи | ||||
СРСП | Классификация негативных факторов. Письменный опрос. | ||||
Модуль 2 | Виды, источники и масштабы опасных и вредных производственных факторов | Лекция | Виды, источники и масштабы опасных и вредных производственных факторов. Классификация опасных и вредных факторов. Взаимодействие и трансформация загрязнений в среде обитания. | ||
Практическая работа. | Назначение и содержание аптечки индивидуальной аи–2. | ||||
СРСП | Классификация опасных и вредных факторов. Конспект лекций | ||||
Защита населения | Лекция | Защита населения. Этапы проведения мероприятий по защите населения. Инженерные мероприятия. Эвакуация населения. Радиационная и химическая защита. Медицинские мероприятия. Противопожарные мероприятия. | |||
Практическая работа. | Введение лекарственных средств с помощью шприц- тюбика. | ||||
СРСП | Этапы проведения мероприятий по защите населения. Метод малых групп | ||||
Приборы радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля | Лекция | Приборы радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля. Первая медицинская помощь при ранениях, ушибах, вывихах, переломах. Первая медицинская помощь при радиационных и комбинированных поражениях. | |||
Практическая работа. | Правила пользования индивидуальными противохимическими пакетами (ипп-8, ипп-9, иип-10). | ||||
СРСП | Первая медицинская помощь при ранениях, ушибах, вывихах, переломах. Поиск решения проблем. | ||||
Устойчивость работы промышленных объектов | Лекция | Устойчивость работы промышленных объектов. Устойчивость функционирования промышленных объектов в ЧС мирного и военного времени. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования объектов. | |||
Практическая работа. | Устройство и применение стерильного перевязочного пакета. | ||||
СРСП | Устойчивость функционирования промышленных объектов в ЧС мирного и военного времени. Индивид. проект | ||||
Пути повышения устойчивости функционирования объектов в ЧС | Лекция | Пути повышения устойчивости функционирования объектов в ЧС. Способы повышения надежности защиты персонала на объектах. Способы повышения устойчивости инженерно-технического комплекса и системы управления объектом. | |||
Практическая работа. | Санитарная обработка людей. | ||||
СРСП | Способы повышения надежности защиты персонала на объектах. Защита докладов | ||||
Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения | Лекция | Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. Основы организации и проведения спасательных и других неотложных работ (СиДНР). Цель, содержание и условия проведения СиДНР. Силы и средства, привлекаемые для их проведения. Условия успешного проведения СиДНР в очагах поражения. | |||
Практическая работа. | Дезактивация (цель, виды, способы) | ||||
СРСП | Цель, содержание и условия проведения СиДНР. Индивид. проект | ||||
Особенности организации СиДНР в очаге комбинированного поражения | Лекция | Особенности организации и проведения СиДНР в очаге комбинированного поражения. Задача командира формирований ГО и ЧС при ведении СиДНР. | |||
Практическая работа. | Дегазация (цель, виды, способы). | ||||
СРСП | Задача командира формирований ГО и ЧС при ведении СиДНР. Составление конспекта |
Итого: лекций –15 ч
Практических занятий – 15 ч. СРСП - 15 ч
СРС- 45ч Всего: 90 ч
Задания на СРС и график их выполнения
№ задания | Содержание задания | Форма контроля | Количество часов- | Сроки сдачи |
Влияние научно-технического прогресса на возникающие катастрофы природного и техногенного характера. | Реферат | 2 неделя | ||
Проблемы безопасности в системе «человек – машина – производственная среда» | Индивидуальный | 2 неделя | ||
Законодательные акты и положения РК в области чрезвычайных ситуаций. | Индивидуальный | 3 неделя | ||
Структура ГО и ЧС на промышленном объекте. | Тезаурус | 3 неделя | ||
Поражающие факторы источников ЧС техногенного характера. | Доклад | 4 неделя | ||
Оценка возможных разрушений зданий и сооружений при ЧС природного характера. | Индивидуальный | 5 неделя | ||
Психологические аспекты ЧС. | Индивидуальный | 6 неделя | ||
Загрязнения атмосферы, гидросферы и почвы. | Доклад | 7 неделя | ||
Взаимодействие и трансформация загрязнений в среде обитания. | Реферат | 8 неделя | ||
Эвакуация населения. | Презентация | 9 неделя | ||
Первая медицинская помощь при радиационных и комбинированных поражениях. | Доклад | 10 неделя | ||
Факторы, влияющие на устойчивость функционирования объектов. | Индивидуальный | 11 неделя | ||
Способы повышения устойчивости инженерно-технического комплекса и системы управления объектом. | Индивидуальный | 12 неделя | ||
Силы и средства, привлекаемые для проведения СиДНР. | Индивидуальный | 13 неделя | ||
Особенности организации и проведения СиДНР. | Индивидуальный | 14 неделя |