Возрастно-психологическое и акмеологическое представление

о взрослости. Н.А. Рыбниковв 1920-х гг. предлагал назвать ≪ак-

меологией≫ специальный раздел возрастной психологии, изучающий

закономерности развития взрослого человека. Эта идея воплотилась

в последние десятилетия в выделении самостоятельной научной дис-

циплины акмеологии, исследующей феноменологию, законо-

мерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости.

Акмеология изучает пути, способы, условия расцвета человека как

индивида (физическое совершенство), как яркой личности, та-

лантливого субъекта деятельности и самобытной индивидуаль-

ности, а также как гражданина, родителя, супруга, друга2.

Акмеология и возрастная психология используют биографиче-

ский метод в разных его формах: сбор и сопоставление биогра-

фического материала, спонтанные и спровоцированные автобио-

графии, синтезирование типичных историй движения личности в

зрелом возрасте, опросники, интервью, тесты, свидетельства оче-

видцев, контент-анализ дневников, записных книжек, писем. Для

анализа привлекается также литературный и клинический ма-

териал.

Феномен ≪акме≫.По мнению А.А. Бодалева,≪вершина в раз-

витии≫ взрослого человека, вершина зрелости, феномен акме — это

многомерное состояние, вариативное и изменчивое, причем пики в

разных ≪ипостасях≫, как правило, достигаются разновременно3.

Прослеживание жизненного пути человека, характеристик развития

по отдельности и их интеграции свидетельствует о важности каждой

≪ступени≫ (младенчества, преддошкольного и дошкольного возрас-

тов и т.д.) в подготовке содержания и формы проявления будущего

макроакме человека. В биографиях выдающихся людей, оставив-

ших заметный след в культуре и науке, просматриваются микроак-

ме на каждом возрастном этапе их жизни, своеобразные предвест-

ники будущих достижений.

Сравнение акме у разных людей показывает, что его проявление

может быть локальным, в пределах одной области деятельности,

одной области знаний, а может быть широким, охватывающим

большой спектр (яркий пример акме — у Леонардо да Винчи,

М.В. Ломоносова, которые состоялись как ученые - энциклопедисты

и одновременно как деятели искусства). По уровню, по ≪калибру≫

акме может быть чрезвычайно высоким, общественно значимым

прорывом, а может быть ординарным и репродуктивным и даже

псевдоакме (дутые достижения, авторитет, признание). Другие ха-

рактеристики феномена акме — время достижения его человеком и

продолжительность реализации.

Личностное акме как одна из важнейших составляющих верши-

ны зрелости имеет в основе духовно-нравственные ценности, став-

шие глубоко значимыми собственными ценностями человека, кото-

рые он готов действенно отстаивать. Цельность человека как

личности определяется гармоничностью ансамбля отношений к раз-

ным сторонам действительности, к прошлому и будущему, к близ-

ким и далеким людям и доминированием тех или иных ценностей.

В экстремальных условиях глубина приверженности определенным

ценностям и ориентациям обнаруживается предельно четко. Пре-

следуемый гонителями генетики академик Н.И. Вавилов сказал:

≪Гореть будем, а от убеждений своих не откажемся≫.

Выделяется ряд факторов, помогающих или мешающих дости-

жению акме человеком:

— социальные макрофакторы (социально-экономические усло-

вия современного ему общества, конкретно-историческое время его

жизни, социальная принадлежность, конкретная социальная ситуа-

ция, возраст человека, его пол);

— социальные микрофакторы (семья, школа, другие учебные

заведения, производственный коллектив, влияние отдельных членов

семьи, учителей, круг общения);

— фактор саморазвития — собственная работа человека над со-

бой, непрерывная активность внутреннего мира.

По мнению А.А. Бодалева, прогресс саморазвития взрослого

человека предполагает следующие новообразования: 1) измене-

ния в мотивационной сфере с усиливающимся отражением общече-

ловеческих ценностей; 2) возрастание интеллектуального умения

планировать и затем практически осуществлять деяния и поступки в

соответствии с названными ценностями; 3) появление большей спо-

собности мобилизовывать себя на преодоление трудностей объек-

тивного характера; 4) более объективное оценивание своих сильных

и слабых сторон, степени своей готовности к новым, более сложным

деяниям и ответственным поступкам. Существенный момент — не-

равномерность или гетерохронность появления новообразований,

взаимосвязь в их развитии, когда появление одних является услови-

ем запуска развития других или достижения ими более высокого

уровня. Так, усиление мотивации достижения создает условия для

развития способностей человека, что позволяет решать более труд-

ные задачи, достичь успеха и прочувствовать его, порождает поста-

новку новых целей.

Значимым направлением исследований является проблема

≪смысл жизни и возраст≫. Смысл жизни рассматривается как ин-

тегрирующее образование в психическом развитии человека, кото-

рое позволяет субъекту преобразовать представления о собственной

жизни как совокупности отдельных возрастных этапов в ≪единую

линию жизни≫1.

Возрастные кризисы взрослости.В западной психологии рас-

смотрение возрастных кризисов составляет один из важнейших под-

ходов к анализу развития в период взрослости2.

Можно обозначить некоторые возрастные периоды, на которые

чаще всего приходятся личностные сдвиги: около 20 лет, около

30 лет (28 — 34), 40—45, 55 — 60 лет и, наконец, в позднем воз-

расте. Хронологические сроки нормативных возрастных кризисов

имеют весьма приблизительный характер. Момент возникновения,

продолжительность, острота прохождения кризисов в период взрос-

лости могут заметно варьировать в зависимости от личных обстоя-

тельств жизни. Движущей силой развития признается внутреннее

стремление к росту и самосовершенствованию, имеет значение так-

же ряд внешних факторов, действующих по принципу ≪спускового

крючка≫. Среди обстоятельств, провоцирующих кризис, выделяют

резкие изменения состояния здоровья (внезапная болезнь, длитель-

ное и тяжелое заболевание, гормональные сдвиги), экономические

и политические события, смену условий, требований, социальных

ожиданий и т.д. Под давлением общественных катаклизмов воз-

можно возникновение двойного кризиса (наложения социального

кризиса на возрастной), что обостряет его протекание и настраивает

на более глубокое осмысление всей жизни1.

Причем форма протекания критического периода может быть

разная. Не все исследователи поддерживают представление о

≪кризисности≫ этого периода. Модель кризиса включает заве-

домо негативный компонент: слабость в противостоянии изме-

нившимся обстоятельствам, крушение иллюзий, неудачи, болез-

ненное переживание неудовлетворенности. Некоторые считают

более подходящей модель перехода, когда предстоящие перемены

(статуса и пр.) планируются и личность способна справиться с

трудностями.

≪Вторая половина жизни≫ человека весьма интересовала еще

К. Юнга.Середину жизни он рассматривал как критический мо-

мент, когда происходит ≪глубинное, удивительное изменение

души≫2. Форсированная социализация сменяется линией самораз-

вития. В зрелом возрасте человек должен осуществить внутреннюю

работу самопознания, которую Юнг называл ≪индивидуацией≫.

В этом возрасте человек способен интегрировать в своем Я как

≪женское≫, так и ≪мужское≫ начало, объединить все аспекты лич-

ности вокруг самости, обрести гармонию между собой и окружаю-

щим миром. Во второй половине жизни человек посредством урав-

новешивания и интегрирования различных элементов личности

может обрести высочайший уровень развития своей личности, опи-

раясь на символический и религиозный опыт. По мнению Юнга,

очень немногие достигают этого высочайшего уровня развития лич-

ности3.

Широкую известность приобрел подход Д. Левинсонак анализу

процесса жизни взрослых людей4. Левинсон исследовал группу из

40 американских мужчин в возрасте от 35 до 45 лет, проведя с ка-

ждым из них 15-часовое биографическое интервью, а также изучал

биографии великих людей. Его цель состояла в том, чтобы обнару-

жить устойчивые, закономерные характеристики развития во взрос-

лости, выделить периоды, когда человеку необходимо решить опре-

деленные задачи и создать новые структуры жизни.

В результате в жизненном цикле мужчины были выделены три

главные эры, каждая из которых продолжается примерно 20 лет.

В течение каждой эры индивидуум выстраивает структуру жизни,

реализует ее в образе жизни до тех пор, пока не исчерпывает все за-

дачи и не переходит на следующий этап, начиная все сначала. Для

большинства мужчин центральное место занимают отношения на

работе и в семье.

Левинсон выделил переходы:

— к ранней взрослости — 17 — 22 года;

— переход 30-летия — 28 — 33 года;

— к средней взрослости — 40—45 лет;

— переход 50-летия — 50—55 лет;

— переход к поздней взрослости — 60—'65 лет.

Вхождение во взрослость, период начинаний, приходится на

возраст от 17 до 33 лет. Чтобы полностью стать взрослым, молодой

мужчина должен справиться с четырьмя задачами, возникающими

в процессе развития:

1) увязать мечты о достижениях и реальность: беспочвенные

фантазии и совершенно недостижимые цели, а также и полное от-

сутствие мечты не способствуют росту;

2) найти наставника, чтобы осуществить переход от отношений

родитель-ребенок к отношениям в мире взрослых сверстников;

3) выстроить себе карьеру;

4) наладить интимные отношения, установив их с ≪особенной

женщиной≫ (термин Левинсона), которая поможет ему вступить во

взрослый мир, которая будет поощрять его надежды, терпеть его за-

висимое поведение и другие недостатки, способствовать осуществле-

нию мечты, заставляя партнера почувствовать себя героем.

Переходные периоды, по Левинсону, являются стрессовыми, так

как в это время цели, ценности и образ жизни подвергаются пере-

смотру и переоценке.

Американская исследовательница Г. Шихи, вдохновленная по-

исками Левинсона, применила автобиографический метод в сравни-

тельном анализе жизни супругов1. Ее выводы во многом подтверди-

ли данные Левинсона.

Так, первый кризис (20 — 22 года) — переход к ранней

взрослости, кризис ≪отрывания от родительских корней≫. Ос-

новные задачи и проблемы молодости: уточнение жизненных пла-

нов и начало их осуществления; поиски себя, выработка индивиду-

альности; окончательное осознание себя как взрослого человека со

своими правами и обязанностями, выбор супруга и создание собст-

венной семьи; специализация и приобретение мастерства в профес-

сиональной деятельности.

Около 30 лет — переход к средней взрослости, ≪золотому воз-

расту≫, периоду наивысшей работоспособности и отдачи. 30 лет —

это возраст нормативного кризиса взрослости, связанного с рас-

хождением между областью наличного и областью возможного,

желаемого, переживаемый в виде беспокойства и сомнений. Кри-

зис 3 0 - л е т и я связан с задачей коррекции плана жизни с высо-

ты накопленного опыта, создания более рациональной и упорядо-

ченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в

семье. Пытаясь преодолеть неприятные чувства, человек приходит

к переоценке прежних выборов — супруга, карьеры, жизненных

целей. Часто наблюдается стремление к коренной смене образа

жизни; распад ранних браков; профессиональная переориентация,

которые без личностной перестройки, без углубленной рефлексии

часто оказываются всего лишь ≪иллюзорными≫ путями выхода из

кризиса.

Период после 30 лет — ≪корни и расширение≫ — связан с ре-

шением материальных и жилищных проблем, продвижением по

служебной лестнице, расширением социальных связей, а также с

анализом своих истоков и с постепенным принятием частей своего

Я, которые ранее игнорировались.

Кризис середины жизни, кризис 4 0 - л е т и я , получил наи-

большую известность и одновременно наиболее противоречивые

оценки. Первые признаки кризиса, разлада внутреннего мира — из-

менение отношения к тому, что раньше казалось важным, значи-

мым, интересным или, напротив, отталкивающим. Кризис идентич-

ности выражается в переживании чувства нетождественности

самому себе, того, что стал иным.

По крайней мере, один из моментов кризиса связан с пробле-

мой убывающих физических сил, привлекательности. Откры-

тие убывающих жизненных сил — жестокий удар по самооценке и

Я-концепции.

Джек Лондон в одном из своих рассказов сравнивает отношение к предстоящему

поединку сорокалетнего и молодого боксеров. Ярко описана накопившаяся у боксера

среднего возраста физическая усталость, последствия травм и болезней. У него иное

восприятие поединка и вообще жизни, чем в молодости, связанное с осознанием от-

ветственности перед семьей, женой и детьми. Он отдает себе отчет, что у него не та-

кие крепкие мышцы, но надеется на аккумуляцию знаний и опыта, умелое распреде-

ление сил, интеллектуальное превосходство. Но — увы! — итог поединка в пользу

молодости...

Период от 30 до 40 лет часто называют ≪десятилетием роковой

черты≫. Это возраст подведения предварительных итогов, когда

сравниваются мечты и представления о будущем, созданные в юно-

сти, и то, чего удалось достичь реально. Подобные кризисные

противоречия обычно осознаются самим человеком как явное рас-

хождение, угнетающее несоответствие между Я реальным и Я иде-

альным, между областью наличного и областью возможного, же-

лаемого. Особенно остро переживают этот кризис люди творческих

профессий.

Кроме того, изменяются социальные ожидания. Пришло вре-

мя оправдать надежды общества и создать какой-то социально

значимый продукт, материальный или духовный, иначе общество

переносит свои ожидания на представителей более молодого по-

коления.

Кризис 40-летия осмысливается как время опасностей и боль-

ших возможностей. Осознание утраты молодости, угасания физиче-

ских сил, изменение ролей и ожиданий сопровождаются беспокой-

ством, эмоциональным спадом, углубленным самоанализом.

Сомнения в правильности прожитой жизни рассматриваются как

центральная проблема данного возраста.

Г. Шихи выделила несколько моделей (стилей) проживания

жизни и мужчинами, и женщинами: ≪неустойчивые≫, ≪замкну-

тые≫, ≪вундеркинды≫, ≪воспитатели≫, ≪скрытые дети≫, ≪интегра-

торы≫ и др.

Кроме того, Шихи показала специфику возрастных кризисов

женщин в отличие от мужчин. Этапы жизненного пути у женщин в

гораздо большей степени связаны со стадиями и событиями семей-

ного цикла: заключение брака; появление детей; взросление и обо-

собление детей; ≪пустое гнездо≫ (выросшие дети оставили роди-

тельскую семью).

≪"Живите до ста лет, Давид Данилыч", — успокаивала Римма, а все-таки при-

ятно было помечтать о том времени, когда она станет хозяйкой целой квартиры, не

коммунальной, собственной, сделает большой ремонт, нелепую пятиугольную кухню

покроет сверху донизу кафелем и плиту сменит. Федя защитит диссертацию, дети

пойдут в школу, английский, музыка, фигурное катание... ну что бы еще предста-

вить? Им многие заранее завидовали. Но, конечно, не кафель, не хорошо развитые

дети сияли из просторов будущего цветным-радужным огнем, искристой аркой бе-

шеного восторга (и Римма честно желала старичку Ашкенази долгих лет жизни: все

успеется); нет, что-то большее, что-то совсем другое, важное, тревожное и великое

шумело и сверкало впереди, будто Риммин челн, плывущий темной протокой сквозь

зацветающие камыши, вот-вот должно было вынести в зеленый, счастливый, бушую-

щий океан.

А пока жизнь шла не совсем настоящая, жизнь в ожидании, жизнь на чемода-

нах, небрежная, легкая — с кучей хлама в коридоре, с полуночными гостями: Петю-

ня в небесном галстуке, бездетные Эля с Алешей, еще кто-то; с ночными Пипкиными

визитами и дикими ее разговорами. <...>

... И эпизод забылся. Но что-то надорвалось впервые в Римме — она оглянулась

и увидела, что время все плывет, а будущее все не наступает, а Федя не так уж и хо-

рош собой, а дети научились на улице нехорошим словам, а старик Ашкенази кашляет

да живет, а морщинки уже поползли к глазам и ко рту, а хлам в коридоре все лежит

да лежит. И шум океана стал глуше, и на юг они так и не съездили, все откладывали

на будущее, которое не хочет наступать.

Смутные пошли дни. У Риммы опускались руки, она все пыталась понять, в ка-

кой момент ошиблась тропинкой, ведущей к далекому поющему счастью, и часто си-

дела, задумавшись, а дети росли, а Федя сидел у телевизора и не хотел писать диссер-

тацию, а за окном то валила ватная метель, то проглядывало сквозь летние облака

пресное городское солнце. Друзья постарели, стали тяжелы на подъем, Петюня и во-

все исчез куда-то, яркие галстуки вышли из моды, Эля с Алешей завели новую ка-

призную собаку, которую вечерами не на кого было оставить. На работе у Риммы

появились новые сослуживицы, Люся-большая и Люся-маленькая, но они не знали о

Римминых планах на счастье и не завидовали ей, а завидовали Кире из планового от-

дела, которая дорого и разнообразно одевалась, меняла шапки на книги, книги на

мясо, мясо на лекарства или на билеты в труднодоступные театры и раздраженно го-

ворила кому-то по телефону: ≪Но ведь ты прекрасно знаешь, как я люблю заливной

язык≫.

<...> ≪Федя, поедем на юг?≫ — спросила Римма. ≪Обязательно≫, — с готовно-

стью, как много раз за эти годы, ответил Федя. Вот и хорошо. Значит, все-таки по-

едем. На юг! И она прислушалась к голосу, который все еще чуть слышно шептал

что-то о будущем, о счастье, о долгом, крепком сне в белой спальне, но слова уже

трудно было различить. ≪Эй, смотри-ка: Петюня!≫ — удивленно сказал Федя. На

экране телевизора, под пальмами, маленький и хмурый, с микрофоном в руках стоял

Петюня и клял какие-то плантации какао, а проходившие негры оборачивались на

него, и огромный его галстук нарывал африканской зарей, но счастья на его лице

тоже что-то не было видно.

Теперь Римма знала, что их всех обманули, но кто и когда это сделал, не могла

вспомнить. Она перебирала день за днем, искала ошибку, но не находила. <... >

Она ехала в притихшем, загрустившем такси и говорила себе: зато у меня есть

Федя и дети. Но утешение было фальшивым и слабым, ведь все кончено, жизнь по-

казала свой пустой лик — свалявшиеся волосы да провалившиеся глазницы. И вожде-

ленный юг, куда она рвалась столько лет, представился ей желтым и пыльным, с тор-

чащими пучками жестких сухих растений, с мутными, несвежими волнами,

покачивающими плевки и бумажки. А дома — старая, запселая коммуналка, и бес-

смертный старичок Ашкенази, и знакомый до воя Федя, и весь вязкий поток буду-

щих, еще не прожитых, но известных наперед лет, сквозь которые брести и брести,

как сквозь пыль, засыпавшую путь по колени, по грудь, по шею. И пение сирен, об-

манно шепчущих глупому пловцу сладкие слова о несбыточном, умолкло навеки≫

(Толстая Т.Н. Огонь и пыль // Любишь — не любишь: Рассказы. М., 1997. С. 81,

84, 87, 92).

Основатель лечебно-педагогического движения Б. Ливехуд,

много лет посвятивший практической помощи людям в периоды

возрастных кризисов, прямо связывает перспективы дальнейшего

развития человека с успешностью преодоления кризиса средних лет.

Кризис, по его мнению, вызывается сомнениями в подлинности

ценностей той экстенсивной жизни, которую человек вел до сих

пор, сомнениями в верховенстве материальных ценностей и дости-

жений, основанных на деловитости, прагматизме. Это ≪особый

шанс продвинуться в процессе потенциального созревания≫, ответив

на вопрос: ≪Какова моя действительная задача?≫1 Причем переос-

мыслить себя, понять свое новое предназначение, ≪желанный лейт-

мотив≫ жизни, труднее именно тем, кому в первом периоде жизни

удалось утвердиться в личностной установке и увериться в правиль-

ности прежней линии.

О собственном переживании кризиса 40 лет Б. Ливехуд писал: ≪Знание опре-

деленных процессов не устраняет необходимости при столкновении с ними пере-

жить и перестрадать их. В течение нескольких лет я не спал ночами и задавал себе

вопрос, в чем смысл моей жизни. При этом у меня была интересная работа детско-

го психиатра, и я руководил большим учреждением. <...> Я часто мог убедиться в

том, что толчок приходит извне, но что на него не реагируешь, если еще не созрел.

Достижение зрелости — это процесс развития, который не минует никто, даже

знающий≫2.

Знание о кризисе все-таки дает преимущество: человек осо-

знает, что не стоит искать кого-то другого на роль ≪испортившего

жизнь≫, винить посторонние препятствия; надо переосмыслить

прожитое и наметить себе ориентиры, выводящие на ценности

более высокого порядка. Сам Ливехуд нашел выход в новой рабо-

те, которая задала новый лейтмотив жизни, связанный с оказани-

ем духовно-душевной поддержки другим людям в экстремальных

для них ситуациях.

По Эриксону, в период средней взрослости человек развивает

чувство сохранения рода (генеративности), выражающееся главным

образом в интересе к следующему поколению и его воспитанию.

Этот этап жизни отличается высокой продуктивностью и созида-

тельностью в самых разных областях. Наибольший риск для разви-

тия личности представляет сведение жизни к удовлетворению ис-

ключительно собственных потребностей, оскудение межличностных

отношений, застывание супружеской жизни в состоянии псевдобли-

зости.

Р. Пекк,развивая идеи Эриксона, выделяет четыре подкризиса,

разрешение которых служит необходимым условием для последую-

щего личностного развития:

— развитие у человека уважения к мудрости (в противополож-

ность физической храбрости);

— смена сексуализации отношений социализацией (ослабление

сексуальных ролей);

— противостояние аффективному обеднению, связанному с по-

терей близких людей и обособлением детей; сохранение эмоцио-

нальной гибкости, стремление к аффективному обогащению в дру-

гих формах;

— стремление к душевной гибкости (преодоление психической

ригидности), поиск новых форм поведения1.

Для удачного преодоления кризисных переживаний человек

должен выработать эмоциональную гибкость, способность к эмо-

циональной отдаче по отношению к подрастающим детям и ста-

реющим родителям. Разрешение подкризисов средних лет — пе-

ресмотр жизненных целей в сторону большей сдержанности и

реалистичности, осознание ограниченности времени жизни, кор-

рекция условий жизни, выработка нового образа Я, придание все

большего значения супругам, друзьям, детям, восприятие своего

положения как вполне приемлемого, что приводит к периоду но-

вой стабильности.

Нахождение новой цели, значимой и одновременно более реа-

листичной, позволяет выстроить новую структуру жизни и новую

теплоту отношений. У людей, успешно преодолевших кризис, после

50—60 лет отодвигаются повседневные проблемы, расширяются го-

ризонты. Возможно достижение второй творческой кульминации на

основе обобщения жизненного опыта, упорядочения, привнесения

его в работу и передачи его молодым людям, наблюдение за про-

фессиональным и личностным становлением которых приносит ра-

дость.

Неразрешенность кризисных переживаний, отказ от активности

обновления возвращает кризис с новой силой к 50 годам. Тогда в

будущем, игнорируя происходящие с ним изменения, человек по-

гружается в работу, цепляясь за свою административную позицию,

за свое должностное кресло. Человек, ≪застрявший≫ на ценностях

достижения в безнадежных попытках укрепить свой авторитет, от-

носится к молодым как к угрозе своему положению: ≪Я еще здесь,

со мной надо считаться, еще несколько лет дело будет находиться в

моих руках≫.

Нередко наблюдающееся в зрелые годы нежелание идти даже на

оправданный риск приводит к замедлению в накоплении новых воз-

можностей человека, в конечном итоге к потере чувства нового, от-

ставанию от жизни, снижению профессионализма. Причем в ре-

зультате невиданных темпов ускорения развития общества в эпоху

информатизации наблюдается тенденция помолодения кризиса, на-

ступления характерных для него переживаний в сравнительно более

молодом возрасте.

В современной действительности все яснее осознается роль об-

разования как одной из форм жизнедеятельности человека в любой

период жизни. Непрерывное образование — это один из способов

успешного разрешения кризиса, путь обретения человеком новых

возможностей и социальный механизм сохранения и воспроизведе-

ния некоторых характеристик юности. Конечно, необходимо не

только пополнять знания, а обретать духовную, умственную гиб-

кость, новое профессиональное мировоззрение1.

Если же новые ценности, в том числе духовного плана, так и не

найдены, то все последующие фазы жизни становятся линией, веду-

щей к трагическому концу.

Ближе к 60 годам происходит изменение всей мотивации в

связи с подготовкой к пенсионному периоду жизни.

Таким образом, за границей юношеского возраста развитие ни-

когда не идет линейно, просто как накопление и расширение раз вы-

работанных мотивационных устремлений и смыслового отношения

к миру. Время от времени закономерно возникают достаточно дра-

матические переходы к иным мотивационным путям, к иной смы-

словой ориентации основных видов деятельности2.

Отличия нормативных кризисов взрослости от детских

кризисов:

— в зрелом возрасте перечень, номенклатура основных деятель-

ностей нередко остается постоянной (трудовая, производительная

деятельность, семья, общение и т.д.) в отличие от периода детства,

когда происходит периодическая смена ведущих деятельностей;

— глубокие изменения происходят внутри самих основных дея-

тельностей взрослого человека, в их соотношении между собой;

— кризисы зрелости возникают реже, с большим временным

разрывом (7—10 лет), они гораздо в меньшей степени привязаны к

определенному хронологическому возрасту и более тесно зависят от

социальной ситуации, личных обстоятельств жизни;

— развитие в интервалах между кризисами происходит более

сглаженно, хронологические рамки достаточно условны;

— кризисы зрелости проходят более осознанно и более скрытно,

недемонстративно для окружающих;

— выход из кризиса, его преодоление связано с необходимостью

собственной активной внутриличностной работы; решающая роль в

становлении личности во всей ее полноте и уникальности принадле-

жит самому человеку.

≪Знание нормальных закономерностей хода жизни человека мо-

жет быть началом выхода из проблем такого рода≫, — подчеркивал

Б. Ливехуд1.

Таким образом, нормальная зрелая личность — это не лич-

ность, лишенная противоречий и трудностей, а личность, способная

принимать, осознавать и оценивать эти противоречия, продуктивно

разрешать их в соответствии со своими наиболее общими целями и

нравственными идеалами, что ведет к новым стадиям, ступеням

развития.

В отличие от нормативных кризисов, аномальное развитие

характеризуют дефектные формы разрешения внутренних про-

тиворечий. Так, злоупотребление алкоголем ведет к иллюзорным

способам разрешения, отходу от реальной действительности, пере-

стройке мотивационных и смысловых устремлений. Для невроти-

ческою развития типичны затяжные кризисы, переходящие во

внутренние конфликты; нередко появление ложно - компенсатор -

ных, ≪паразитарных≫ деятельностей, ведущих к еще большей кон-

сервации противоречий и застою, что прерывает поступательное

развитие личности.

§ 5. Психофизиологическое и познавательное

развитие в период взрослости

Известный швейцарский психолог Э. Клапаред еще в 20-х гг. XX в.

называл взрослость ≪психической окаменелостью≫, настаивая на

прекращении развития в этом периоде.

Комплексное исследование психофизиологической эволюции

взрослого человека от 18 до 35 лет, проведенное в 1960 г. под ру-

ководством Б.Г. Ананьева, убедительно показало, что понятие воз-

растной изменчивости психофизиологических характеристик прило-

жимо к человеку на всем диапазоне взрослости2. Позднее

исследование возрастной динамики внимания, мышления и памяти

было продолжено вплоть до 60 лет.

Выявлены следующие особенности механизмов развития пси-

хических функций:

.— Развитие психофизиологических функций носит двухфазный

характер. Первая фаза — фронтальный прогресс в развитии

функций — наблюдается от рождения до ранней и средней зрелости.

Вторая фаза — специализация психофизиологических

функций — начинает активно проявляться после 26 лет. С 30 лет

специализация доминирует, что связано с приобретением жизненного

опыта и профессионального мастерства.

— Сложная, противоречивая структура развития психофизиоло-

гических и психологических функций взрослого человека включает

совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения

функционального уровня, отдельных функций и познавательных

способностей. Выявленная закономерность относится и к нейроди-

намическим, психомоторным характеристикам, и к высшим психи-

ческим функциям, таким, как вербальный и невербальный интел-

лект, память.

— Тетерохронность (неравномерность) развития — несов-

падающий темп развития и уровней достижений человека как инди-

вида, личности и субъекта деятельности, в том числе и внутри каж-

дой из сторон в отдельности.

Динамика познавательных функций.На протяжении периода

от 17 до 50 лет обнаруживается неравномерность в развитии

вербально-невербальных компонентов интеллекта, изменяется

структура их соотношения.

Для ранней зрелости (от 18 до 25 лет) свойственно усиленное

развитие психических функций (фронтальный прогресс). Характер-

ны конструктивные, положительные сдвиги — ≪пики≫, или ≪опти-

мумы≫, внимания, памяти, мышления. В этом возрасте обнаружи-

вается большее число оптимумов в развитии мышления и памяти.

Достигнутый уровень развития функций сказывается на второй фазе

и времени ее наступления.

Стабилизация наблюдается в микропериод 33—35 лет. До 35 лет

продолжается становление целостности функциональной основы ин-

теллектуальной деятельности человека. В период 30—33 года наблю-

дается высокое развитие внимания, памяти, мышления, которое сни-

жается к 40 годам. После 35 лет уменьшается возможность

новообразований под влиянием усиливающейся жесткости связей ме-

жду функциями. В микропериод 41 — 50 лет отмечается статистически

значимое снижение уровневой оценки мышления по сравнению с

36—40 годами.

Средний максимум творческой активности для многих специ-

альностей наблюдается в 35 — 39 лет. Однако в таких науках, как

математика, физика, химия, пик творческих достижений зафикси-

рован до 30—34-летнего возраста; у геологов, медиков — в 35—

39 лет, а для философии, психологии, политики — несколько позже,

между 40 и 55 годами.

Большое влияние на сохранность познавательных функций

оказывают ценностные ориентации взрослых1. Такая обобщенная

личностная установка, как активное стремление к новому в самых

различных областях жизнедеятельности, поиск информации, жела-

ние не останавливаться на достигнутом, положительно сказывается

на уровне развития образного мышления. Установка на совершен-

ствование своей профессиональной квалификации, систематическое

обращение к специальной литературе способствуют развитию пре-

имущественно вербально-логического мышления, а также образно-

го и практического.

В микропериод 51—55 лет, еще в большей степени, чем в пре-

дыдущий период, на уровень развития различных видов мышления,

качества внимания и памяти, особенно смысловой, влияют актив-

ные познавательные устремления в профессиональной сфере и вне

ее, восприимчивость к новому в самом широком смысле, в том чис-

ле и в досуговой деятельности.

Важнейшими факторами оптимизации интеллектуального

потенциала взрослых выступают: уровень образования (высшее,

техническое или гуманитарное; средне - специальное или др.); обра-

зование как процесс, индивидуальная и организованная познава-

тельная активность; вид профессиональной деятельности; характер

трудовой деятельности (наличие компонентов творчества, потреб-

ность в умственном напряжении) и др.

Помимо сохранения, происходит качественное п р е о б р а з о -

вание структуры интеллекта взрослого человека. Домини-

рующее место занимает обобщение на словесном материале. Новая

возможная стадия развития интеллекта — способность само-

му ставить проблемы, достойные иногда усилий многих по-

колений. Новое решение старых задач обнаруживается в более ши-

роком контексте отношения к себе с позиций общества, судеб

человечества, характеризуется способностью к собственным сужде-

ниям и умением выбирать линию поведения, т.е. развитой индиви-

дуальностью2.

Объем вербального запечатления долговременной памяти во

многом остается неизменным до старости, но ослабляется способ-

ность запечатления, кратковременная память, скорость реакции.

Между тем совершенствование профессиональной памяти может

не совпадать с общим ухудшением мнемической функции, т.е. спе-

циализация функции поддерживает ее общий уровень.

Современные исследования, в том числе лонгитюдные, дока-

зали, что когнитивное развитие у взрослых не заканчивается, хотя

нет полного согласия в вопросе о том, какие именно способности

взрослых изменяются и каким образом. Чтобы охарактеризовать

когнитивное развитие после юности, одни теоретики используют

понятия ≪диалектическое≫ мышление и самостоятельно вы-

бранная позиция и ответственность, подразумевая качест-

венную перестройку интеллекта. Под диалектической стадией в

развитии мышления понимается способность обдумывания про-

Наши рекомендации