Безопасность при свайных и ряжевых работах

Подводной кладке из бетонных массивов

Опасными операциями при свайных работах являются подъем, подталкивание и установка свай, установка копра и работа на нем; при использовании вибропогружателей возможно поражение электрическим током.

Стальные канаты должны отвечать требованиям Госгортехнадзора. Коэффициент запаса прочности каната должен быть при механическом приводе не менее 6, при ручном – 4,5. Сваю (шпунт) и сваебойный снаряд поднимают последовательно разными крюками. Если для подъема свай используется подъемное устройство копров, у которых только один крюк, сваебойный снаряд снимают с него. Во время подъема свая должна удерживаться от раскачивания и кручения расчалками.

Сваи подтаскивают краном или лебедкой копра только через отводной блок, который обеспечивает подтягивающему канату горизонтальное направление. Свая и подтягивающий канат должны находиться в пределах видимости крановщика или моториста лебедки. Устанавливают сваи без перерыва до полного их закрепления на месте. При невозможности установки и закрепления поднимаемая свая должна быть опущена на твердое основание.

Монтаж копра (сборка, подъем, перемещение), а также его демонтаж выполняют по схеме, указанной в паспорте, или по проекту, утвержденному главным инженером строительства, под непосредственным наблюдением мастера или производителя работ. При подъеме копра, собранного в горизонтальном положении, прекращают все работы в радиусе, равном длине поднимаемой конструкции плюс 5 м. При использовании плавучих копров обеспечивают их расчалку якорями, закрепленными на берегу или заброшенными в воду, а также постоянную связь с берегом с помощью лодки, катера или надежною трапа. На плавучем копре должны быть спасательные средства — жилеты, круги, пояса.

Если сваи погружают вибропогружателями, до начала работ и не менее двух раз в смену, надо тщательно осмотреть болтовые соединения, сварные швы наголовника, концевые гайки, валы, соединения проводов и другие детали

Опасными факторами при ряжевых работах могут быть: смещение катков, на которых собирают ряжи, падение людей во внутреннее пространство ряжа при его сборке, нарушение прочности льда при сборке ряжей на льду, падение людей в воду при сборке ряжей на плаву и их погружении, камни, сбрасываемые для загрузки ряжа.

Последовательность операций, связанных с изготовлением, спуском и установкой ряжей, регламентируется ППР. Катки, на которых собирают ряж, должны быть прочно закреплены на все время его сборки. По верху собираемого ряжа устанавливают настил с перилами для перемещения рабочих. Собирать ряжи на льду можно только при достаточной прочности последнего. Не допускается превышение количества людей и материалов, одновременно находящихся у места работы на льду при определенной его толщине. За состоянием льда устанавливают постоянное наблюдение, особенно при наступлении оттепели. На месте работ должны быть спасательные средства (шесты, круги и т. п.).

Эстакады для подвозки и подноски материалов на ряж устанавливают на ростверк. Во время пробивки прорубки для спуска ряжа вдоль ее кромок укладывают деревянные щиты.

При сборке ряжей на плаву с их наружных сторон устанавливают плоты шириной 1,5 м, огражденные перилами. Персонал должен работать в спасательных жилетах или нагрудниках. Ряж во время загрузки удерживается на месте расчалками (канатами) При сбрасывании камней для загрузки ряжа предусматривают ограждения, лотки, подмости, гарантирующие безопасность рабочих.

Подводная кладка из бетонных массивов в первую очередь представляет опасность для водолазов, которые подготавливают основание (постель) для бетонных массивов, наблюдают за установкой блоков выполняют под водой электросварочные работы. Безопасность труда водолазов регламентируется специальными правилами. На каждой водолазной станции должно быть не менее трех водолазов, в том числе старшина. Станция снабжается подводным телефоном, часами, запасным комплектом водолазного оборудования. При темной воде и работе ночью обеспечивается подводное освещение.

Во время подъема массива после его строповки водолаз должен, как правило, подниматься на поверхность. Под водой он может оставаться только в отдельных случаях с разрешения главного инженера строительства и при условии нахождения его в стороне от поднимаемого массива. При работе со льда у места спуска массива в воду должна быть поставлена отапливаемая будка, в которой водолаз мог бы переодеться. На месте водолазных работ должны находиться спасательные средства (дежурные лодки, спасательные круги и пр.). Водолазы постоянно находятся под наблюдением медицинского персонала.

Днем у места выполнения подводных работ вывешивают красный флаг, ночью – красный фонарь. Суда к месту водолазных работ могут приближаться на расстояние не более чем 100 м.

Наши рекомендации