Физическая культура и здоровье студентов вузов

Проблема кардинального социально-экономического обновления общества выдвигает необходимость активного поиска средств, способных обеспечить свободное развитие всех сторон личности граждан. Осознание личности каждого гражданина как высшей цели преобразовательных процессов, формирование “нового человека” и “нового мышления” возможны лишь при создании такой социокультурной среды, которая могла бы позволить как формирование позитивных мотивов когнитивной и практической деятельности, так и явилась бы условием полноценной самореализации.

В настоящее время особенно остро обнаруживают себя противоречия между объективными потребностями общественного развития и качеством подготовки специалистов. Эффективность образования априорно обусловливает эффективность и в сфере экономики, при этом “работоспособность” (как следствие состояния здоровья и физической подготовленности) является особым условием и остается нерешенным аспектом как социальной политики государства, так и педагогического процесса в учебных заведениях высшего профессионального образования.

Здоровье – величайшая социальная ценность. Достаточный уровень здоровья является основным условием для выполнения человеком биологических и социальных функций, его самореализации (А.Ф.Пшеничников, 2005).

Затянувшийся социально-экономический кризис сопровождается негативным “структурным следом”, выраженным в определенной мере в утрате генофонда, “больном поколении”, сниженных показателях продолжительности жизни, “больной популяции”.

По данным Госкомстата России, естественная убыль населения находится на стабильно высоком уровне – 0,7 миллиона человек в год, к началу 2001 года численность населения Российской Федерации составляла 145 миллионов человек.

Несоразмерно велико становится число дней нетрудоспособности, что говорит о чрезвычайно низком коэффициенте использования потенциала здоровья трудоспособного населения.

Экологическая ситуация в целом в настоящее время не является благоприятным условием для жизни человека (загрязненность радионуклеидами и ксенобиотиками почв, воздуха, воды, использование синтетических тканей в одежде, превращающих организм в газоразрядную трубу, мобильные телефоны, компьютеры и пр.).

Слабость экономики переходного периода обусловила запредельное снижение уровня жизни граждан, доминирующим мотивом поведение которых стало зарабатывание средств во имя “выживания”, с характерным стилем жизни, на фоне хронического дефицита или полного отсутствия свободного времени, необходимого для отдыха-восстановления, культурного досуга, и компенсаций таковых посредствам курения, наркомании, алкоголя, вызывающих процессы “саморазрушения” физиологических основ здоровья. И.П.Павлов убедительно показал в своих трудах, что здоровье и продолжительность жизни обусловлены поведением человека.

В настоящее время проблема оздоровления российских граждан превратилась в самую насущную и жизненно необходимую общегосударственную задачу, требующую безотлагательных решений – создание общероссийской системы мониторинга, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения и молодежи. “Создание условий для занятий физической культурой и спортом, чтобы они были по настоящему массовыми” (из выступления президента В.В.Путина на заседании совета при Президенте РФ по физической культуре и спорту 15.12.2002 г.) – это, прежде всего, законодательно разумное использование и сочетание объективных и субъективных факторов, обеспечивающих здоровье и долголетие в условиях современной жизни.

На сегодня, как следствие нерешенных проблем в обеспечении должного уровня физического состояния и здоровья, из школ в вузы приходят абитуриенты с наличием хронических заболеваний, со сниженным по сравнению с возрастными нормами показателями физического развития, недостаточными ресурсами для адаптации к сложному высокотехнологичному процессу обучения.

Сегодняшний выпускник вуза, за некоторым исключением, “по количеству своего профессионального здоровья” не соответствует его достаточности и эффективности, предполагающим полное восстановление физического, биологического, психического здоровья, необходимого для выполнения им профессиональных обязанностей и социальной деятельности в целом.

Здоровье студента необходимо рассматривать как существенное объективное педагогическое условие эффективности образовательного процесса в вузе, во многом обусловливающее его темпы и качество. Практика убеждает, что тренированные студенты (поддерживающие оптимальный двигательный режим, занимающиеся в спортивных секциях) выгодно отличаются от своих сокурсников. У них выше показатели общей успеваемости, они более мобильны, общительны, находчивы, их хватает и на студенческие КВН, и на освоение социокультурных ценностей (А.Ф.Пшеничников, 2005).

Анализ научных исследований, практической деятельности и собственных наблюдений убеждает в том, что проблема формирования физиологических основ здоровья, его сохранения и укрепления средствами физической культуры у студенческой молодежи – проблема педагогическая. От её решения зависят достижение стратегических целей “здоровье нации”, и конкурентноспособность “трудовых ресурсов”, и рост экономики страны в целом.

Наши рекомендации