Пранаяма и знание о поддержании жизненного дыхания

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие к русскому изданию

Часть I

Введение

Пранаяма и знание о поддержании жизненного дыхания

Со'хам садхана

Тонкое тело

Часть II

Свародая-шастра

Основные правила движения живого дыхания

Пять элементов живого дыхания

Мистические силы

Физические проявления пяти элементов физического тела

Живое дыхание и его влияние на судьбу человека

Достижение власти над другим человеком

Предсказание пола и характера нерожденного ребенка

Преодоление бесплодия

Изменения естественного ритма живого дыхания и влияние этого на здоровье и судьбу

Временные изменения дыхания, оказывающие неблагоприятные влияния

Продление молодости

Некоторые вопросы и ответы на них

Как достичь Освобождения от цикла перерождений ?

Часть III

Тантрические и йогические основы

Цветовая медитация

Медитация над элементами

Лайя-йога и другие медитации

Сознание

Восемь мистических сил

Некоторые общие правила свародаи

Пранаяма

Примечания Рамы Прасада

Глоссарий

В сборник включены переводы тантрического трактата «Шива-свародая» («Наука Шивы о дыхании») и книги современного индийского учителя Свами Шиваприянанды . Обе книги знакомят читателя с наукой о дыхании с точки зрения тантрической традиции.

Популярное издание для широкого круга читателей, интересующихся практиками йоги и тантры.

Предисловие к русскому изданию

Предлагаемая вниманию читателя книга содержит два произведения, объединенных общей темой — тантрической йогой, использующей процесс дыхания в оккультных, оздоровительных и духовных целях. Первое из них — современная книга , написанная Свами Шиваприянандой, второе — важное ши-ваитское писание «Шива-свародая».

«Шива-свародая» — древний трактат, почитающийся как откровение Бога Шивы. Его происхождение связано с шиваитской традицией йогов-ндтхов. Из недр этой школы в разное время появились и другие весьма известные первоисточники индийской тантрической йоги: «Хатха-йога-прадипика», «Гхеранда-самхита», «Горакша-шатака», «Шива-самхита» и многие другие. Наряду с «Йога-сутрами» Патанджали некоторые из них уже переведены на русский язык. Учителя и последователи шиваитской йоги и тантры учат о божественном происхождении этой системы, считают ее неотъемлемой частью древней религии Шивы. В «Шива-пуране» от лица самого Шивы говорится: «Джняна (духовное знание), крия (ритуальная практика), чаръя (этика и образ жизни), а также йога — вот четыре неразрывных основы моей вечной религии». Но тантра и йога — не только неотъемлемая практическая часть религии Индии. Их практики выходят далеко за рамки сугубо религиозных и мистических методов, ибо несут в себе также немало рационального и научного. Это позволяет даже далеким от какой бы то ни было религии людям успешно применять многое из этих знаний и практик в целях самопознания, оздоровления, гармонизации энергообмена с окружающей средой и т.п. Поэтому нет ничего удивительного в том, что нередко даже совершенно секулярные люди охотно практикуют хатха-йогу, выполняют техники пранаямы и свародаи, придерживаются йогической диеты или осваивают сексуальные практики тантры.

Впервые опубликованная в 1998 году на русском языке «Шива-свародая» (под названием «Наука о дыхании») была переведена с английского перевода Рам Прасада, изданного в конце XIX столетия. Рам Прасад не только перевел это важное писание натхов на английский язык, но также в своих обширных вводных эссе и комментариях к тексту постарался объяснить оккультные секреты тантрической йоги дыхания в терминах современной ему науки и теософии. Во многом книга Рам Прасада не утратила своей актуальности и сегодня, но в чем-то, безусловно, устарела.

В предисловии к изданию своей книги на английском языке в 1889 году Рам Прасад писал: «Несомненно, что книга проливает много света на научные знания древних ариев Индии и не оставит никакого сомнения для беспристрастного ума, что религия древней Индии имеет научную основу. Это так, главным образом по той причине, что я описал мои иллюстрации закона таттв с помощью Упанишад. В книге есть много такого, что может быть подтверждено только долгим и тщательным экспериментом. Те, кто посвятили себя поискам истины без предубеждения и без сомнения, будут готовы ждать во имя своего развития любого мнения о таких частях книги. Остальным же бесполезно думать об этом. Начинающим я должен сказать еще одно. По моему собственному опыту я могу сказать им, что чем больше изучаешь книгу, тем, несомненно, больше мудрости находишь в ней, и позвольте мне надеяться, что вскоре у меня появится много коллег, которые вместе со мной будут пытаться наилучшим образом объяснить и проиллюстрировать книгу еще лучше и основательнее».

В данном издании публикуется новый перевод «Шива-свародаи», осуществленный непосредственно с санскритского оригинала по индийскому изданию Рам Кумар Рая, изданному в 1997 г. в Варанаси (Бенаресе) в серии «Тантра-грантха-мала» («Гирлянда писаний тантры») издательством Прачья Пракашан. Это санскритское издание во многом существенно отличается от версии «Шива-свародаи», использованной Рам Прасадом, как по содержанию отдельных стихов, так и по их последовательности в тексте и по их общему количеству. В бенаресском издании «Шива-свародаи» 395 стихов, в то время как в версии Рам Прасада только 335. К тому же в переводе Рам Прасада некоторые стихи оказались опущенными и непереведенными, либо их перевод явно воспринимается как достаточно вольный и во многом расходится с традицией, либо содержит ошибки. Не отрицая ценности перевода Рам Прасада и не игнорируя его полностью, мы предприняли попытку осуществить совершенно новый полный перевод «Шива-свародаи» непосредственно с санскритского оригинала, одновременно ознакомившись с несколькими современными английскими переводами этого трактата, а также комментариями к нему. В предлагаемом нами новом переводе переведены все стихи санскритского оригинала. Их последовательность и нумерация полностью соответствуют бенаресскому изданию 1997-года. В тех местах, которые допускают двоякий смысл и, следовательно, различный перевод, переводчик старался следовать устным и письменным комментариям авторитетных индийских учителей тантрической йоги (прежде всего сведущих именно в традиции натхов) и отразить их трактовку труднопонимаемых мест «Шива-свародаи». Таким образом, мы предлагаем читателю совершенно новый, полный и более точный русский перевод «Шива-свародаи».

По этой причине мы не стали переиздавать перевод и комментарии Рам Прасада, за исключением отдельных цитат. Желающие могут ознакомиться с ними по изданию «Секретов тантрического дыхания» (Секреты тантрического дыхания. Сборник. — М.:«Тантра-сангха» - «Пангея», 1998). Книгу же Свами Шиваприянанды мы переиздаем заново, внеся в ее второе издание некоторые исправления замеченных ошибок, опечаток и неточностей в переводе.

Свами Шиваприянанда, автор «Секретной силы тантрического дыхания», — современный индийский гуру, рассказывающий о секретах йогического метода свародаи. Поскольку книга Свами Шиваприянанды представляет собой популярное изложение метода свародаи и связанных с ним йогических практик и их разъяснений доходчивым и понятным современному читателю языком, мы помещаем ее в начале данного издания. Так она послужит своеобразным введением, облегчающим знакомство непосредственно с «Шива-свародаей».

Санскритские термины и имена собственные, встречающиеся в тексте всей книги, разъяснены в глоссарии. Оба произведения прекрасно дополняют друг друга, знакомя читателя с тантрической наукой дыхания.

Мы уверены, что для многих соотечественников, интересующихся теоретическими и практическими аспектами дыхательных практик тантрической йоги, эта книга окажется неожиданным и приятным подарком. Интерес западного и отечественного читателя к тантре, йоге и восточной духовности в целом огромен. Вплоть до недавнего времени многие отечественные любители йоги возможно даже и не подозревали о существовании такой практики, как свародая. Тем более, вплоть до недавнего времени никто в нашей стране практическому методу свародаи никого не обучал, в то время как в йогической и медитационной практике многих тантрических школ Индии практический метод свародаи (равно как и другие эзотерические дыхательные практики) издревле занимает важное место.

Эта книга знакомит с основными идеями и подходами метода свародаи и служит прекрасным введением в восхитительный мир тантрических практик — того богатого наследия, что оставили после себя целые поколения тантрических йогинов и учителей, достигших вершин йогического совершенства.

Возможно, что кто-то из читателей этой книги проявит непосредственный интерес к более углубленному знакомству с тантрической традицией во всех многообразных ее проявлениях и, прежде всего, к практическому овладению навыками метода свародаи и других техник, связанных с дыханием.

Дыхание — наиболее характерное проявление жизни. Именно через живительную энергию праны Единая Жизнь пульсирует во всем существующем, показывая, что Жизнь неуничтожима, вечна и божественна, что смерти в действительности нет, что каждый из нас един с Целым всегда и потому может и должен реализовать свою неуничтожимую божественную сущность. К такому знанию пришли ведические провицы-риши, составители Упанишад и Тантр, другие великие Учителя прошлого, и это же время от времени подтверждают на собственном опыте просветленные мастера-йогины настоящего.

Пусть каждый, кто ознакомится с наукой дыхания и попробует применить ее методы на практике, сделает свою жизнь более чистой, радостной и духовной! Эта удивительная Наука Жизни дарована, как учат тантрические учителя и йогины, самим Богом Шивой, Отцом всех существ, высшим Учителем тантры и йоги. Каждый да примет этот божественный дар с искренней благодарностью и любовью!

Часть I

ВВЕДЕНИЕ

Процесс дыхания включает, во-первых, вдох воздуха в легкие, а затем выведение этого воздуха из легких. При поступлении воздуха диафрагма (мускулистая прослойка между грудной клеткой и брюшиной) движется вниз, утолщаясь до некоторой степени. Пространство между ребрами расширяется. Это создает небольшой вакуум в легких и воздух засасывается снаружи, чтобы заполнить легкие. Выдох является пассивным процессом и не требует усилий. (Эластичная диафрагма возвращается в свое исходное положение и делает легкие плоскими, выталкивая вдохнутый воздух). При нормальном спокойном дыхании на все это уходит от 4-х до 6-ти секунд. За этот короткий промежуток времени протекает газообмен между воздухом, богатым кислородом, в альвеолах и кровью, богатой двуокисью углерода, в капиллярах, покрывающих их. Как правило, дыхание — автоматический процесс, происходящий со скоростью 10-15 дыханий в минуту, на что мы не обращаем существенного внимания. Эта автоматическая природа дыхания очень важна для нашего существования, поскольку каждая клетка нашего тела нуждается в постоянном обеспечении кислородом. Клетки мозга особенно чувствительны, и при кислородном голодании в течение нескольких минут они умирают и никогда не восстанавливаются снова.

Дыхание не всегда является автоматическим и, в отличие от процессов пищеварения и сердечной деятельности, мы можем подавлять дыхательный центр в мозгу и задерживать наше дыхание. Группа клеток, управляющая дыханием, имеет общее название «дыхательный центр», который расположен в задней части мозга, известной как медулла облонгата. Этот центр имеет нервные связи с более высокими центрами головного и спинного мозга, и по этой причине эмоциональные состояния нашего разума существенно влияют на наше дыхание. Эмоциональные стрессы могут увеличить скорость дыхания, в то время как эмоциональный покой делает дыхание глубоким и медленным.

Тесная связь между дыханием и изменением эмоциональных состояний в мозге была известна намного раньше до зарождения современной науки. Прежние цивилизации, в частности индийская и китайская, разработали методы контроля дыхания и постепенного изменения эмоций и состояния сознания. Очень быстрое и глубокое дыхание в течение длительного времени приводит к слишком быстрой потере окиси углерода. Это приводит к затвердеванию мышц, ступору и каталептической коме. Многие религии используют длительное пение гимнов, пение, крики, танцы для создания состояний, похожих на транс. Методом, повышающем СО2в крови, является медленное дыхание. Повышение содержания СО2снижает кислорода, которое приводит к аноксии, чувству головокружения и трансу, при котором неожиданно возникают мистические переживания. Медитация и йогический метод пранаямы призваны регулировать соотношение СО2/ О2в крови, чтобы вызвать мистические состояния.

ПРАНАЯМА И ЗНАНИЕ О ПОДДЕРЖАНИИ ЖИЗНЕННОГО ДЫХАНИЯ

Кроме изменения соотношения СО2/О2в крови, йогический метод контроля дыхания (пранаяма) влияет на упомянутый процесс другим образом. Хорошо известно, что нормальная скорость дыхания соотносится с физической активностью и эмоциональным состоянием индивидуума. Физические упражнения и такие сильные эмоции, как гнев, страх, сексуальное возбуждение, увеличивают скорость дыхания. Уравновешенность ума и эмоциональный покой замедляют скорость дыхания, иногда даже ниже нормального уровня. Ученые наблюдали, что даже среди животных нервные дышат более часто, чем те, которые уравновешены по природе. Заяц делает 55 дыханий в минуту, человекообразная обезьяна — 30, кошка — 24, собака — 15-18, лошадь — 8-12, а черепаха — только 3 раза в минуту. Основываясь на этом, йоги утверждают, что раз моциональные состояния могут влиять на скорость дыхания, то и наоборот, изменение скорости дыхания должно изменить личное эмоциональное состояние.

Все методы пранаямы основаны на этой основной идее. И конечная цель йоги — сократить дыхание до абсолютного

минимума, таким образом полностью прерывая логическую и эмоциональную функции мозга («Йога есть прекращение

волнений ума», — как гласит «Йога-сутра» Патанджали).

Кроме йогического метода пранаямы существует другой метод, называемый в традиции сиддхов системой удаи (подъема) свары(звука и дыхания). Он не является методом контроля дыхания, но способом использования нормального дыхания для гармонизации жизненных сил с образцами дыхания. Метод свара-удаи (свародаи) основан на одном важном недооцениваемом факте — мы, как правило, свободно дышим через одну ноздрю в определенное время. Наше дыхание изменяется примерно через полтора часа с одной ноздри на другую.

Существует качественное различие между дыханием через левую и правую ноздри. Дыхание через левую ноздрю

— холодное, успокаивающее, пассивное и женственное по природе, в то время как дыхание, которое проходит через

правую ноздрю, — теплое, энергичное, деятельное и мужественное. Главная цель метода свародаи — научить человечество способу гармонизации дыхания через определенную ноздрю в зависимости от выполняемой задачи.

Согласно Тантрам, различие между дыханием через левую и правую ноздрю обусловлено движением небесных тел. «Как Луна движется через знаки зодиака, так и дыхание движется с лунной ноздри к солнечной ноздре» — говорит «Шива-свародая». Личный знак зодиака определяет, какое дыхание предпочтительнее и благоприятнее на каждый день.

В определенных пределах дыхание можно перевести с одной ноздри на другую и некоторые методы этого будут даны в следующей главе. Некоторые йогические тексты утверждают, что если кто-то преуспел в том, чтобы контролировать переход дыхания с одной ноздри на другую и может осуществлять этот переход без применения какого-либо физического метода, то про него говорят, что он владеет судьбой. Некоторые тексты йоги также утверждают, что изменение положения во сне является естественным путем поддержания баланса двух сил в человеческом организме.

Проведены некоторые современные исследования по альтернативному ноздревому дыханию и один пример, отмеченный Ником Дугласом и Пенни Слингер в «Тайнах пола»1, — работа, проведенная доктором В.Пратапом в институте йоги Кайвалья Дхам в Бомбее. Доктор Пратап обнаружил, что существует определенный ритмический режим альтернативного ноздревого дыхания. Рассматривая причину, доктор Пратап говорит: «Думаю, что это имеет что-то общее с симпатическими нервами». Автор этого исследования предполагает, что воздушные потоки, проходящие через нос, стимулируют определенные части обонятельных нервных окончаний и обонятельные луковицы, которые являются продолжение мозга и, следовательно, обеспечивают продолжение импульсов после того, как стимул для этого прекратился. «...Возможно, что центральные механизмы управляют ноздревым дыханием для поддержания гемеостаза организма... Можно предположить, что воздушные потоки, проходящие через правую ноздрю, оказывают влияние на возбуждающие эффекты, в то время, как проходящие через другую ноздрю, создают эффекты замедления».

Наши рекомендации