Нормативно-правовые акты. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от
Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10.01.2000 № 24
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года:Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537
Военная доктрина Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21.04.2000 г. №76
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» (от 20.02.1995 № 24-ФЗ в ред. ФЗ от 10.01.2003 № 15-ФЗ).
Федеральный Закон «О противодействии терроризму» (от 06.03.2006 №35-ФЗ с изм. от 30.12.2008)
Закон РФ «О безопасности» (от 05.03.1992 № 2446-1 в ред. от 26.06.2008)
Учебники
Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) – М.: Юрайт, 2010. – 671 с.
Безопасность жизнедеятельности / Под ред. С.В. Белова.– М.: Высшая школа, 2003. – 357 с.; 2005. – 606 с.
Безопасность жизнедеятельности / Под ред. Л. А. Михайлова. – СПб.: Питер, 2005. – 301 с.; 2008. – 461 с. + Словарь терминов.
Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие / Под ред. П.Э. Шлендера. – М.: Вузовский учебник, 2004. – 208 с.; 2008. – 304 с.; 2009. – 303 с.
Занько Н.Г. и др. Безопасность жизнедеятельности. – СПб.: Лань, 2007. – 672 с.
Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности: Кн.2 Коллективная безопасность. – М.: Высшая школа, 2004. – 333 с.
Дополнительная литература
Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. Терминология – М.: Кнорус, 2008. – 400с.
Ярочкин В.И. Секьюритология – наука о безопасности жизнедеятельности. – М.: Ось-89, 2000. – 400 с.
Интернет-источники
Культура безопасности жизнедеятельности // Интернет-ресурс МЧС РФ. – Режим доступа: http://www.culture.mchs.gov.ru/
Энциклопедия безопасности жизнедеятельности: БЖД Инфо. – Режим доступа: http://bzhde.ru/
Управление по делам ГО и ЧС НГУ / Учебные пособия – Режим доступа: http://www.nntu.sci-nnov.ru/RUS/otd_sl/gochs/posobiya/posobiya.htm
Тема 4: Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от их последствий
План занятия:
4) Обсуждение ситуационных задач в микрогруппах
Рейтинговая оценка:
ü до 8 баллов за решение ситуационных задач (баллы текущего контроля)
ü до 3 баллов за участие в обсуждении (баллы текущего контроля)
Задание к семинару:
Вам предложены описания реальных ситуаций, связанных со стихийными природными бедствиями и возникшими ЧС природного характера.
Проанализируйте эти ситуации по указанному ниже плану. Объясните все понятия и термины, встречающиеся в описании и анализе.
В качестве теоретической основы для подготовки используйте материалы соответствующих тем.
Темы для самостоятельной подготовки(см. п.2 «Темы и краткое содержание курса» и электронный курс лекций):
Тема 5. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Основы организации защиты населения и объектов экономики в мирное и военное время.
Тема 6. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от их последствий.
Тема 17. Первая медицинская помощь.
Ситуационные задачи:
Задача 3.1
Землетрясение магнитудой около 7,6 произошло ночью 28 мая 1995 на острове Сахалин. Оно полностью разрушило посёлок Нефтегорск — под обломками зданий погибло 2040 человек из общего населения в 3197 человек. Также в ту ночь сильным толчкам подверглись города и посёлки севера Сахалина. В городе Оха c населением около 30 000, толчки достигали не менее 6 баллов. Эпицентр землетрясения находился в 20—30 км восточнее Нефтегорска. Гипоцентр был расположен на глубине 15—20 км. Это было самое мощное землетрясение за всю историю геофизических наблюдений (с 1909 года) в этом районе. В то же время заведующий лабораторией института литосферы Г. Кофф заявил, что удар стихии не выдержали именно те 17 крупноблочных домов, которые не были предназначены для сейсмоопасных районов. Возможно, что такие дома возводились с целью удешевления строительства.
Задача 3.2
В результате продолжительных ливневых дождей, которые прошли 20-23 августа 2009 года на территории республики Дагестан, пострадало 8 районов и 4 города. Полностью разрушены или пришли в негодность для проживания 239 и пострадало (подтоплено) около 3000 частных домостроений. Ориентировочный ущерб, нанесенный хозяйствам и организациям агропромышленного комплекса республики, составляет 172 млн. рублей.
Задача 3.3
Бывший тропический циклон «Болеван» в конце августа 2012 года пересек Охотское море, обеспечив ненастную погоду на его берегах. На Сахалине ветер в порывах достигал 24 м/с. Сегодня этот циклон продолжает путешествие по Охотскому морю, и центр его приблизится к Камчатскому краю. По его вине дождливо будет в Камчатском крае, на севере Курильской гряды и на побережье Магаданской области. Сильные дожди, которые прошли 28-30 августа 2012 года под влиянием тайфуна «Болавен» в Хабаровском крае, привели к подъему уровня воды в реках, в связи с чем в регионе прогнозируют подтопление сельхозучастков и дорог в нескольких поселках. Тайфун, который достиг Хабаровского края, ослабел до категории циклона, однако принес в регион месячную норму осадков и ветер порывами до 20 метров в секунду.
Задача 3.4
В конце июля, августе и начале сентября 2010 года в России на всей территории сначала Центрального федерального округа, а затем и в других регионах России возникла сложная пожарная обстановка из-за аномальной жары и отсутствия осадков. Торфяные пожары Подмосковья сопровождались запахом гари и сильным задымлением в Москве и во многих других городах. По состоянию на начало августа 2010 года, в России пожарами было охвачено около 200 тыс. га в 20 регионах (Центральная Россия и Поволжье, Дагестан). Торфяные пожары были зафиксированы в Московской области, Свердловской, Кировской, Тверской, Калужской и Псковской областях. Самые сильные пожары были в Рязанской и Нижегородской областях и Мордовии, где фактически произошла настоящая катастрофа. По данным на 2 августа 2010, в результате природных пожаров сгорело более 1000 домов в 77 населенных пунктах в 10 субъектах России, погибли 34 человека, примерно 800 человек находятся в пунктах временного размещения. Согласно докладу министра регионального развития, убытки от пожаров (на строительство нового жилья и компенсации погорельцам) превысили 6,5 млрд. рублей. Президент России подписал указ о введении чрезвычайной ситуации в семи регионах России: Владимирской, Воронежской, Московской, Нижегородской и Рязанской областях, а также в республиках Мордовия и Марий Эл. При этом также был подписан указ о запрещении хозяйственной деятельности и доступа граждан на ряд территорий в семи субъектах России.
Задача 3.5
Август 2012 года: сибирская язва на Алтае распространяется по селам. В Алтайском крае режим карантина введен уже в четырех населенных пунктах. Эти села соседствуют с поселком Дружба, откуда и началось распространение инфекции. Также известно, что 14 жителей Алтайского края находятся под наблюдением врачей по подозрению на заражение сибирской язвой, у двоих заболевших диагноз уже подтвержден лабораторно. В поселке продолжается вакцинация животных, все жители были осмотрены медиками. Кроме того, проверяется вся продукция, попавшая из села в район на прилавки магазинов (около 300 коров). Власти также начали отстрел животных - бродячих и не только, - чтобы не допустить распространения заболевания.
Примерный план анализа ситуации:
1) Определите, к какому типу ЧС относится данная ситуация (по источнику возникновения, по масштабу). О каком стихийном бедствии идет речь?
2) Какие общие черты природных ЧС присущи данной ситуации?
3) Какие основные закономерности, присущие всем стихийным бедствиям, можно выделить для данной ситуации?
4) Каковы причины данной ЧС? Существует ли возможность прогноза (объяснить, почему и каким образом)?
5) Какие прямые и косвенные последствия данного стихийного бедствия?
6) Как должна осуществляться заблаговременная подготовка к подобным ЧС:
а) для объектов экономики (ОЭ)
б) для территорий
в) для населения
Охарактеризуйте основные мероприятия, активные и пассивные методы защиты. Выделите действия руководителей (субъекта федерации, районов, населенных пунктов, ОЭ), персонала ОЭ и населения. В каких случаях необходимо участие федеральной власти?
7) Какие оперативные меры должны быть предприняты во время данной ЧС:
а) для объектов экономики (ОЭ)
б) для территорий
в) для населения
Охарактеризуйте основные мероприятия, активные и пассивные методы защиты. Выделите действия руководителей (субъекта федерации, районов, населенных пунктов, ОЭ), персонала ОЭ и населения. В каких случаях возможно участие федеральной власти?
8) Возможные ситуации, связанные с необходимостью оказания первой медицинской помощи:
ü к Задаче 3.1: При обрушении здания человек оказался в завале и его ноги сдавлены обломками. Как называется синдром, который может развиться при этом, а также после высвобождения конечности? Опишите порядок действий в этом случае.
ü к Задаче 3.2: Человек долгое время побыл в воде, находится без сознания. Укажите, какие бывают виды терминальных состояний. По каким признакам определяется клиническая и биологическая смерть? Каковы порядок и правила проведения простейших реанимационных мероприятий?
ü к Задаче 3.3: При обрушении строительных конструкций человек был ранен обломками. Укажите, какие бывают виды ран, виды и признаки кровотечений. Опишите порядок оказания первой медицинской помощи при ранениях и кровотечениях.
ü к Задаче 3.4: При выходе из горящего леса, человек получил ожоги. Опишите последовательность оказания первой медицинской помощи в данной ситуации.
Рекомендуемая литература:
Учебники
Арустамов Э. А. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Дашков и К, 2005. – 214 с.; 2006. – 476 с.; 2009. – 452 с. + Словарь терминов.
Безопасность жизнедеятельности / Под ред. Л. А. Михайлова. – СПб.: Питер, 2005. – 301 с.; 2008. – 461 с. + Словарь терминов.
Занько Н.Г. и др. Безопасность жизнедеятельности. – СПб.: Лань, 2007. – 672 с.
Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности: Кн.1 Личная безопасность. – М.: Высшая школа, 2004. – 479 с.
Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи / Под ред. Р. И. Айзмана, С. Г. Кривощекова. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004. — 396 с.
Дополнительная литература
Воронов Е.Т. и др. Безопасность жизнедеятельности. Чрезвычайные ситуации мирного времени: Учебное пособие. – Чита: ЧитГТУ, 2003. – 209 с.