Социальных и профессиональных группах

Представители различных групп, объединенные одним или несколькими общими признаками, естественным образом показывают характерные результаты в массовых психодиагностических обследованиях. Поэтому соответствующие результаты, наряду с содержательными научными данными приносят и результаты, используемые в стандартизации методики в части ее валидности, надежности и норм для интерпретации.

Соответствующие данные собирались с начала 80-х годов. В получении и обработке тестовых материалов принимали участие В.Э.Мильман, А.А.Немцов, А.М.Медведев, Л.А.Скабелина, Р.Сабирова, И.В.Топчий, А.С.Битуева и др.

Весь контингент испытуемых составляют следующие группы:

1. Школьники 5 классов средней школы 54 чел. 1989-1990

2. Школьники 6 классов 70 "

3. Школьники 7 классов 79 "

4. Школьники 8 классов 56 "

5. Школьники 9 классов 65 "

6. Школьники 10 классов 74 "

7. Школьники 11 классов 88 "

8. Плохоуспевающие школьники 6 класса 10 "

9. Хорошоуспевающие школьники 6 класса 30 "

10. Плохоуспевающие школьники 9 класса 15 "

11. Хорошоуспевающие школьники 9 класса 24 "

12. Одаренные ученики физ-мат класса 25 "

13. Школьники 8-10 классов из отряда "Дозор" 32 "

14. Школьники 9 классов вспомогательной школы 55 "

15. Студенты младших курсов пединститута 96 1986 – 1988

16. Студенты младших кусов МГУ 24 1990

17. Студенты младших курсов ГИТИС 18 1987

18. Слушатели высших режиссерских курсов ГИТИСа 34 1987

19. Инженерно-технические работники – мужчины 50 1990

20. Инженерно-технические работники – женщины 40 1990 21.

21. Управленцы в муниципальных органах. Среди них: 94 2000 22

22. Мужчины 42 "

23 Женщины 52 "

24. Моложе 35 лет 50 "

25. Старше 35 лет 44 " " 26. Работники мелкой торговли 20 1997

27. Мужчины различных профессий (30-60 лет) 280 1985

28 Женщины различных профессий (30-60 лет) 140 “

29. Мужчины из той же группы, достигшие успехов в работе 37 “

30. Женщины, достигшие успехов в своей работе 29 “

  МП – Ож МП – Рб  
n Группа П К С О Д ДР ОД П К С О Д ДР ОД
м . Шк 5 кл. 8.6 6.3 5.7 7.4 7.2 7.1 8.9 5.3 5.8 6.0 6.3 4.8 8.8 6.0
24 ж 8.3 5.5 6.4 6.9 5.7 7.8 9.5 6.4 5.7 7.8 5.9 5.1 7.5 6.5
6 кл 6.0 8.0 5.2 7.4 6.4 7.3 7.5 5.2 6.4 6.6 5.5 4.8 7.5 4.7
78   7.0 7.8 5.4 7.0 6.7 7.2 7.5 4.2 6.5 6.7 5.7 4.5 8.0 5.0
7 кл 7.8 7.5 6.0 7.3 6.7 8.7 8.0 5.6 5.7 6.3 7.0 5.6 7.5 4.5
59   7.3 6.6 5.0 6.8 5.5 7.3 7.0 5.2 5.8 6.4 6.7 4.4 7.0 4.7
8 кл 7.8 6.2 6.6 7.2 5.7 6.0 7.9 6.3 5.9 8.5 7.4 5.3 7.6 4.5
32   7.2 6.5 5.8 7.6 5.0 6.2 7.3 5.3 5.9 7.0 7.9 4.2 6.8 5.2
9 кл 6,2 5.8 4.7 6.5 5.4 6.8 5.7 4.3 5.3 6.5 7.1 5.3 7.6 4.1
50   5.9 6.2 4.9 7.4 4.4 5.5 5.9 3.9 5.5 5.9 7.3 3.9 7.0 4.2
10 кл 6.5 8.1 5.4 6.2 5.4 5.4 4.6 6.4 5.1 7.0 6.6 4.7 5.7 3.0
38   5.1 7.3 5.7 6.5 4.5 5.6 4.9 6.1 5.1 7.3 5.7 4.3 6.5 3.4
11 кл 6.7 9.2 5.9 6.4 5.7 5.4 4.6 6.5 4.7 7.8 7.4 4.9 5.7 3.0
44   5.0 8.0 5.5 6.3 4.5 5.6 5.0 6.4 5.0 7.3 5.7 3.9 6.5 2.5
Шк. 6 кл. (-) 6.5 6.5 3.8 6.2 5.0 5.2 6.7 5.3 5.0 6.5 6.2 5.3 5.2 3.5
6 кл (+) 6.9 7.7 4.1 6.7 6.6 8.3 6.5 4.4 5.8 6.7 6.3 5.1 8.1 3.9
9 кл. (-) 6.7 6.7 5.1 7.1 5.8 6.0 5.2 3.3 8.0 5.7 7.5 4.0 7.3 4.4
9 кл. (+) 5.2 7.7 5.0 7.7 6.2 7.7 5.5 3.1 5.1 6.3 7.3 5.7 8.1 4.0
9 (ФМ) 6.5 5.2 4.3 7.4 6.8 7.1 8.0 2.2 5.4 5.0 6.0 5.7 7.4 5.1
9 (Доз) 6.5 5.2 4.3 6.4 6.2 7.1 8.0 2.2 5.4 5.0 6.0 5.7 6.4 6.6
9 (Всп) 8.2 7.3 5.4 6.1 5.4 4.4 5.2 6.9 6.0 5.8 5.4 3.7 5.2 5.7
Студ. (Пед) 6.1 5.7 3.8 6.0 5.4 6.5 5.8 3.6 4.0 6.0 6.3 4.6 6.4 5.1
(МГУ) 5.6 6.0 3.7 4.7 4.3 6.4 4.3 5.1 4.7 5.8 5.8 3.2 6.8 2.8
(Гитис) 2.6 3.6 2.4 5.5 4.9 9.3 6.9 3.2 4.5 3.3 5.3 3.4 9.1 7.4
Режис. 3.8 5.0 4.1 6.5 6.9 9.6 8.0 4.9 5.0 4.2 7.0 4.9 9.9 8.9
ИТР - мужч. - женщ 5.9 5.1 4.3 3.6 6.7 6.3 5.6 6.0 4.7 5.5 6.5 5.4 8.4 8.0
5.3 5.0 2.3 4.5 5.4 4.8 5.5 4.7 5.4 5.3 6.2 4.8 7.7 7.3
Управл. 5.7 5.7 5.3 6.0 4.6 5.4 5.1 5.8 5.6 6.5 7.1 5.6 7.0 5.9
(мужч) 5.7 5.9 4.5 5.3 4.6 5.5 5.1 5.8 5.5 6.1 6.8 5.1 7.3 6.0
(женщ) 5.7 6.6 5.9 6.9 4.7 6.0 5.5 6.0 5.6 7.3 7.4 5.8 7.2 6.3
(-35) 5.5 5.9 5.2 5.6 4.5 5.4 4.8 5.8 5.3 6.4 7.4 5.7 7.0 6.0
(+35) 5.1 5.7 5.1 6.3 4.6 5.9 4.9 5.9 5.6 6.4 6.9 5.8 7.3 6.0
Торг.работн. 7.3 8.5 6.3 9.9 4.0 5.2 4.5 8.2 8.2 7.7 7.8 5.0 8.2 7.7
280 Мужч. (30-60) 5.3 6.3 3.2 4.8 4.8 6.0 5.0 5.2 5.6 4.5 5.5 5.0 8.2 7.7
140 Женщ. (30-60) 4.7 6.6 3.0 4.3 4.5 5.3 4.9 4.3 5.7 4.0 5.2 4.5 7.4 7.3
                                   

ТАБЛ. 1. Средние значения основных мотивационных характеристик

в исследованных группах.

Условные обозначения:

МП-Ож - Общежитейский мотивационный профиль,

МП-Рб -Рабочий (учебный) мотивационный профиль,

П – мотивы поддержания жизнедеятельности, К- комфорта,

С – социального статуса, О – общения, Д – общей активности

ДР – творческой активности, ОД – общественной полезности.

      МП – Ож МП – Рб ЭП
N Группа Пг. Рг. Э И У Пг. Рг. Э И У сс ас са аа
           
Шк.– 5 кл.
6 кл.
7 кл.
8 кл.
9 кл.
10 кл
11 кл
Шк. 6 кл (- )
6 кл.(+)
9 кл.(- )
9 кл.(+)
9 (ФМ)
9 (Доз)
9 (Всп)
Студ (Пед)
(МГУ)
(Гитис)
Режис.
ИТР - мужч. - женщ.
Управл.
(мужч)
(женщ)
(-35)
(+35)
Торг.(30-40
280 Мужч(30-60
140 Женщ(30-60
37 Мужч.(+)
28 Женщ.(+)
                                   

ТАБЛ. 2 Процентное распределение разных типов мотивационных

и эмоциональных профилей в различных группах. .

Условные обозначения:

МП –мотивационный профиль:

Пг. – прогрессивный, Рг. – регрессивный,Э – экспрессивный,

И- импульсивный, У – уплощенный.

ЭП –эмоциональный профиль:

СС – стенический, АС – смешанный стенический,

СА – смешанный астенический, АА – астенический.

Социальных и профессиональных группах - student2.ru Социальных и профессиональных группах - student2.ru Контингент, составляющий различные обследованные группы, различается следующими параметрами:

1. Возраст,

2. Пол,

3. Характер учебных занятий,

4. Характер рабочих занятий,

5. Достижение успехов в своей деятельности,

6. Социальная позиция - активная или пассивная,

7. Социально-экономические характеристики времени, в которое проводились обследования. Вся работа начиналась в восьмидесятые годы, в советский период и продолжается сейчас; в ее результатах отразились характерные черты капиталистических реформ девяностых, которые, несомненно, повлияли на мотивационные характеристики людей, и особенно, молодежи.

В первую очередь это относится к соотношению основных системообразующих характеристик мотивационной сферы личности – производительной и потребительной функциональных тенденций; это соотношение наиболее отчетливо воплощается в "прогрессивном" и "регрессивном" мотивационных профилях..

Соотношение "прогрессивного" и "регрессивного" МП

Наши рекомендации