Физическая культура — часть общечеловеческой культуры
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
КУРС ЛЕКЦИЙ
(Лекции 1 – 7)
Красноярск
2009 г.
Щепина Н.А., Третьяков А.С., Подоляк Н.М.
Физическая культура. Курс лекций (Лекции 1 - 7). – Красноярск: СИБУП, 2009. - 220 с.
Материал пособия позволяет систематизировать и углубить знания по основам теории и методики физической культуры, необходимые при изучении теоретической части программы учебной дисциплины «Физическая культура». Излагаются основы, анатомии, физиологии, медицины, психологии, гигиены человека, диетологии, биоритмологии. Пособие поможет освоить практические умения и навыки по укреплению здоровья, повышению работоспособности, организации здорового образа жизни. Освещены вопросы методики формирования разностороннего физического развития и спортивного совершенствования, психофизической подготовки оказание первой доврачебной помощи при неотложных состояниях.
Состоит из двух книг: первая книга – лекции 1 -7 (базовая часть для первых курсов), вторая – лекции 8 – 14 (базовая часть для старших курсов. Предназначено для студентов, молодых преподавателей и всех, кто интересуется вопросами физической культуры и здорового образа жизни.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Номер лекции | Тема | Количество часов |
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. | ||
Демографические основы здоровья человека. | ||
Здоровье как комплексная категория и личностная ценность. | ||
Окружающая среда и экология человека. | ||
Концепция здорового образа жизни. | ||
Психоэмоциональный стресс. | ||
Физиологические механизмы адаптации. Гомеостаз. | ||
Социально-биологические основы физической культуры. | ||
Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. | ||
Основы рационального питания. | ||
Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. | ||
Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом. | ||
Биологические основы интоксикации. Профилактика вредных привычек. | ||
Первая доврачебная помощь при травмах и неотложных состояниях. |
ЛЕКЦИЯ 1.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ.
Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Современное состояние физической культуры и спорта. Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Деятельностная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценности физической культуры. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования и целостного развития личности. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении.
ПЛАН
1.1. Физическая культура и спорт как социальные феномены.
1.1.1.Физическая культура — часть общечеловеческой культуры.
1.1.2. Спорт — явление культурной жизни.
1.1.3. Компоненты физической культуры.
1.2. Физическая культура в структуре профессионального образования.
1.2.1. Физическая культура студента.
1.2.2. Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования.
1.2.3. Профессиональная направленность физического воспитания.
1.2.4. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта.
1.3. Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.
1.3.1. Гуманитарная значимость физической культуры.
1.3.2. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре.
1.3.3. Основы организации физического воспитания в вузе.
Контрольные вопросы
Понятие «культура» можно определить как степень раскрытия потенциальных возможностей личности в различных областях деятельности. Культура представлена в результатах материальной и духовной деятельности человека; он познает культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, действует в социальной среде как носитель культурных ценностей, создает новые ценности, необходимые для развития культуры последующих поколений.
Физическая культура и спорт как социальные феномены.
Физическая культура — часть общечеловеческой культуры.
Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство испособ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.
Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. Ко вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др. В развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.).
Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества иличности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.