Шаг 10. обобщающая линия жизни

Если вы работали более чем с одной частью и с дву­мя или более Сущностными Состояниями, внесите в список и учтите каждое Сущностное Состояние, когда вы будете рассматривать [Сущностное Состояние (или Состояния)] в следующем шаге упражнения.

а) Вы можете почувствовать срою внутреннюю часть бегущей впереди вас по тропинке или линии. Все ваше прошлое находится на этой тропинке, включая то, что вы помните и что не помните сознательно. Ваше внут­реннее будущее может струиться прямо напротив, а сей­час вы здесь, в настоящем. Это ваша линия жизни.

б) Имея [Сущностное Состояние (или Состояния)] пол­
ностью во всем существовании, позвольте себе подняться
над своей линией жизни. Перенеситесь назад над линией
жизни, оказываясь во все более и более ранних годах
своей жизни, назад, прямо до момента вашего зачатия.

в) Теперь вы можете позволить себе опуститься об­
ратно на свою линию жизни в момент вашего зачатия,
уже имея здесь [Сущностное Состояние (или Состояния)]
как путь существования.

г) Как только вы окажетесь здесь, вы можете позво­
лить себе двигаться вперед во времени, позволяя каждо­
му моменту опыта окрашиваться, трансформироваться и
наполняться [Сущностными Состоянием (или Состояния­
ми)]. ...На бессознательном уровне заметьте и почувст­
вуйте путь, в котором [Сущностное Состояние (или Со­
стояния)] становится полным и обогащенным, возникаю­
щим и усиливающимся, как ваше прошлое полностью
окрашивается [Сущностным Состоянием (или Состояния­
ми)], излучающимся сквозь каждый момент опыта, в то
время как вы проходите весь путь до настоящего.

д) Теперь вы можете позволить этим Сущностным Со­
стояниям струиться в будущее, замечая, как оно тоже
окрашивается присутствующим [Сущностным Состояни­
ем (или Состояниями)].

е) Полезно пройти от начала до конца Обобщающей
Линии Жизни несколько раз. С каждым новым разом
выполнение этого этапа будет проходить быстрее по вре­
мени. И с каждым разом вы можете осознавать происхо­
дящие изменения на все более и более глубоком уровне.
Когда вы завершите этот этап, вернитесь в настоящее.

ж) Поздравляем! Вы завершили Процесс Сущност­
ной Трансформации с этой частью или частями. Ваши
Сущностные Состояния теперь исходят из прошлого,
имеют важное значение в настоящем и ожидают вас в
каждом моменте будущего. Дайте себе немного времени,
чтобы расслабиться и насладиться своими Сущностными
Состояниями! Некоторым людям нравится после этого
прогуляться или сделать что-то еще, чтобы позволить
этим изменениям обосноваться и укрепиться».

Реимпринтирование родительской линии жизни

И последнее по сущностной трансформации. Эта уди­вительная процедура в одном из своих вариантов позво­ляет сделать нечто уже почти фантастическое: как бы реимпринтировать жизни своих предков посредством собственного сущностного состояния, одновременно мно­гократно приумножив его в себе самом. Однако посколь­ку данная процедура в терапевтической практике при­меняется достаточно редко, приведем краткое описание реимп-ринтирования родительской линии жизни, сде­ланное М. Аткинсон — напоминаем, что в ее терминоло­гии сущностное состояние называется глубинная цель (По материалам мастерского курса М. Аткинсон — ИГИСП).

1. Материализуйте вашу линию жизни на полу. Расположите всю вашу линию времени на "полу. В какой стороне находится ваше прошлое, где — настоящее и будущее"!

2. Трансформируйте линии жизни родителей.

а. Давайте найдем на вашей линии времени точку,
обозначающую момент вашего зачатия. Вста­
ньте на линию времени в этой точке и поверни­
тесь лицом к вашему прошлому за ней.

б. Увидьте линии жизни родителей. Позади вас, с
каждой стороны, вы можете увидеть линии
жизни вашего отца и вашей матери, идущие
вперед по направлению к точке, обозначающей
момент вашего зачатия. С какой стороны ли­
ния матери, с какой — отца? Мы собираемся
включить вашу глубинную цель в цели обоих
ваших родителей. Кто первый мог бы получить
эти ресурсы!

в. Включите глубинную цель в цели родителей. По­
смотрите вдоль линии жизни вашего отца (ма­
тери) назад до времени его (ее) зачатия. Увидь­
те своих бабушку и дедушку. Остановитесь пе­
ред моментом зачатия вашего отца (матери).
Теперь позвольте глубинным целям проникнуть

в ваших дедушку и бабушку, пока они действи­тельно их не почувствуют. Теперь увидьте своего отца (мать), зачинаемого для этого мира, впи­тывающего глубинные цели от ее (его) родите­лей, потому что мы впитываем в себя то, что нас окружает. Позвольте временной линии раз­вернуться, ощутите, как ваш отец (мать) раз­виваются, рождаются, превращаются во взросло­го с этими глубинными целями. Позвольте ли­нии времени развернуться до вашего зачатия.

г. Проделайте этот шаг для другого родителя.

д. Проверка. Чувствуют ли оба родителя глубин­
ные цели! Если нет, повторите шаг 2 до тех
пор, пока ответ не будет положительным.

3. Трансформируйте вашу собственную времен­ную линию прошлого. Теперь вы можете всту­пить в момент вашего зачатия родителями, для которых эти глубинные цели полностью доступны, так что вы можете ощутить, как это произошло в этих условиях. Когда вы буде­те готовы, вы можете шагнуть вперед, чувст­вуя, что это как искупаться в глубинных це­лях, будучи одной клеточкой, что глубинные цели окружают вас в ваших родителях, и вы можете отметить, каково это впитывать эти состояния через оболочку.

И когда из одной вы делитесь на две клетки, конечно, глубинная цель увеличивается вдвое. И когда эти две клетки в свою очередь делятся на новые две, глубинная цель увеличивается еще раз вдвое, и так продолжая развиваться, глу­бинная цель умножается во времени. Дайте ва­шему бессознательному, продвигаясь вперед сквозь время, двигаться к вашему настоящему, изменять вас так, как будто глубинная цель уже была в вашем опыте. И вы. можете заме­тить, что иногда это происходит легко, когда вы двигаетесь медленно, а иногда быстрые дви­жения помогают вам завершить трансформа­цию и сделать ее более полной.

4. шаг 10. обобщающая линия жизни - student2.ru шаг 10. обобщающая линия жизни - student2.ru Изменения вашей настоящей и будущей линии времени. Теперь, когда вы достигли настоящего, заметьте, как многое продолжает меняться в то время, пока вы. движетесь по тому же на­правлению в будущее.

5. Повторяйте шаги 3 и 4,наращивая каждый раз фундамент происходящих изменений, пока ответ не достигает максимума. Варьируйте скорость от нескольких секунд до нескольких минут.

6. Укоренение: привнесение глубинной цели в «реальное» прошлое на линии времени. Вам нужно сделать еще одно для того, чтобы закре­пить это состояние. Давайте начнем с места перед моментом вашего зачатия еще раз. Теперь вы чувствуете глубинную цель полно, пронеся ее через свое бытие. И когда вы будете готовы, вы можете пойти вперед, ощущая, как глубинная цель изменяет вашу линию времени в сравнении с тем, какой она была раньше. Если вы думаете, что при выполнении этого задания могут воз­никнуть трудности, сделайте это быстро, раз­решая вашему бессознательному делать транс­формацию до того, как вы можете заметить, что происходит. Повторяйте это до максималь­ной реакции.

Обратите внимание: Весь этот процесс начи­нается с получения ресурсов извне (от идеальных родителей) и заканчивается приобретением их внутри.

Упражнение 166.

-►Попробуйте объяснить какому-либо из достаточно благожелательно настроенным к вам слушателю кон­цепцию ицель процедуры сущностной трансформации.

-►Заучите наизусть список сущностных состояний и постарайтесь вспомнить, когда в своей жизни вы испы­тывали нечто подобное.

шаг 10. обобщающая линия жизни - student2.ru шаг 10. обобщающая линия жизни - student2.ru шаг 10. обобщающая линия жизни - student2.ru шаг 10. обобщающая линия жизни - student2.ru шаг 10. обобщающая линия жизни - student2.ru шаг 10. обобщающая линия жизни - student2.ru шаг 10. обобщающая линия жизни - student2.ru шаг 10. обобщающая линия жизни - student2.ru Упражнение 167.

-►Выберите несколько своих частей и сущностей и для каждой из них в порядке тренировки выстройте цепочки целей вплоть до глубинной (сущностного со­стояния).

Для каждой из этих частей и сущностей осуществите трансформацию всех промежуточных целей, исходя из сущностного состояния. Посмотрите, во что в результате превратятся реализуемые каждой из этих сущностей и частей поведение или реакция — насколько более эколо­гичными или хотя бы приемлемыми они станут.

Упражнение 168.

-►Опять-таки для каждой из этих частей и сущно­стей осуществите процедуру взросления части (можно — с визуализацией линии жизни или времени), после чего снова оцените экологичность и/ или приемлемость получившегося.

Упражнение 169.

-►Для не слишком сложной проблемы любого из ва­ших знакомых осуществите полную процедуру сущност­ной трансформации — все ее шаги от начала до конца.

Упражнение 170.

-►Попробуйте сделать для самого себя процедуру ре-импринтирования родительской линии жизни.

Глава 3. Работа с символами бессознательного

Тот факт, что любая проблема бессознательного человека может быть представлена в символе и решена за счет его (символа) трансформации, создал уникальные возможно­сти для модификации человеческой психики и опыта. НЛП в этом отнюдь не оригинально, ибо работа с симво­лами бессознательного осуществлялась и осуществляется в психоанализе, психосинтезе, а также ряде других облас­тей прикладной психологии и психотерапии. Однако

именно использование некоторых мыслей и фреймов Ней­ролингвистического программирования позволило под­нять «символические» ПК-интервенции на более высокий (и, кстати, более простой в процедурном плане) уровень.

Символы в контексте НЛП

В Нейролингвистическом программировании под сим­волом понимается укрупненная «карта» процесса или симптома, которая в результате своего видоизменения из­меняет и сами эти процесс или симптом. В этом отноше­нии работа с символами представляет собой так называе­мую «другую половину НЛП» (А. Зинк и Д. Маншоу), в которой вместо дедуктивного процесса разукрупнения (как это делается, например, в мета-модели или субмо-дальностном редактировании) используется индуктивный процесс укрупнения (аналогичные большие «карты» при­меняются в «классическом» Нейролингвистическом про­граммировании только при работе с Образом Себя, якоре­нии и в некоторых других частных психотехнологиях).

Роль и значение символов в жизни человека

Согласно Р. Ассаджоли («Психосинтез) цель всех психотехнолйгий, которые работают с символами, за­ключается в использовании огромной и пока далеко не полностью осознанной потенциальной возможности сим­волов в динамике психической жизни. Ибо символы и так постоянно используются каждым, но, как правило, бессознательным, неконструктивным и даже опасным образом. Поэтому одной из настоятельных потребностей в саморазвитии является осознание природы и силы символов и изучение множества их классов и видов.

Рассматривая символы с психодинамической точки зрения, данный автор выделил три важнейшие функции стимулов.

Во-первых, они являются как бы аккумуляторами, подобно электрическим, вместилищами и хранилищами динамического психического заряда или напряжения. Во-вторых, символы осуществляют трансформацию

психической энергии. В-третьих, с качественной точки зрения символы можно рассматривать как образы или знаки разного рода психологических реальностей.

Р. Ассаджоли утверждает, что символы как аккумуля­торы, трансформаторы и проводники психических энер­гий, а также как их (энергий) интеграторы выполняют в высшей степени важные и полезные функции. Прежде всего — в психодинамике, потому что интеграция прак­тически является энергетической функцией. В частности, функцией того, что называется синтропией (в противопо­ложность энтропии) и что означает увеличение силы на­пряжения психической и биологической энергий.

По его мнению, символы в некотором смысле — это законченная система сбора, хранения, трансформации и, наконец, использования энергий. Психодинамическая эффективность символа последовательно выражается в притягивании психических энергий, в их накоплении с последующей трансформацией, а затем в использовании этих энергий в различных целях и, в частности, в целях интеграции.

Другим (и крайне важным для нас) моментом ис­пользования символов «по психосинтезу» является их воздействие на бессознательное. Ведь символы, пред­ставленные в воображении, могут приводить в действие бессознательные психические процессы и являться эф­фективным средством трансформации бессознательного. Как вы уже знаете, обращаться к бессознательному язы­ком логики не особенно эффективно. С ним нужно разго­варивать на его собственном языке. И использовать обра­зы, характерные для обычного функционирования бес­сознательного, то есть (в том числе и) символы.

Кроме того, Р. Ассаджоли отмечает, что символы имеют интегрирующее значение сами по себе. То есть они интегрируют само бессознательное, а также спо­собствуют дальнейшей интеграции сознательных и бес­сознательных элементов личности. И нам остается про­сто наблюдать за результатами предъявления символов бессознательному, а еще — следить за тем, вызывает ли активизация определенных внутренних бессознательных сил внешнее преобразование личности,человека.

По Р. Ассаджоли, приемы использования символов базируются на знании трех способов применения семи групп символов. Это следующие три способа:

1. Совет, или предложение использовать определен­ный символ из первых шести классов или групп символов, перечисленных ниже.

2. Использование в определенных целях спонтанно появляющихся символов — прием, широко приме­нявшийся К. Юнгом.

3. Промежуточный способ, применявшийся Р. Де-зуалем, который в своей методике «сновидения наяву» вначале предлагал, главным образом, сим­волику восхождения и нисхождения, а затем да­вал пациенту возможность произвольно создать собственные дополнительные символы.

Символы, которые можно использовать в ПК

Все символы, которые могут быть применены в ПК, Р. Ассаджоли предлагает разделить на семь основных категорий, причем, так как эта классификация прагма­тическая, некоторые символы входят больше, чем в одну категорию. А еще он рекомендует использовать только те символы, которые имеют положительное значение для роста и саморазвития, а это значит, что любые отри­цательные символы к этому времени должны быть уже переработаны. Приведем для вас этот список символов (По: Р. Ассаджоли. «Психосинтез», с. 204—205).

«1. Природные символы.

Сюда входят: воздух, земля, огонь, вода, небо, звезды, солнце, луна. Среди основных природных символов мож­но назвать символ горы (ему соответствует методика «восхождения»), а также такие как море, ручей, река, озеро, пруд, ветер, облако, дождь, туман, пещера, дерево, пламя и костер, пшеница, семя, цветок (роза, лотос, подсолнечник и т.д.), драгоценные камни, в частности бриллиант, различные символы, связанные со светом (включая восход и заход солнца, световые лучи и т.п.) и тьмой (включая тень) и т.д.

Животные символы.

Лев, тигр, змея, медведь, волк, заяц, буйвол, козел, олень, рыба, гусеница — личинка — бабочка (как сим­волы трансформации); птица (орел, голубь и т.д.); до­машние животные (лошадь, слон, собака, кошка и т.д.); яйцо.

3. Человеческие символы:

а) общие человеческие символы: отец, мать, дедуш
ка, бабушка, сын, дочь, сестра, брат; ребенок,
мудрый старец, волшебник, король, королева,
принц, принцесса, рыцарь, учитель, человеческое
сердце, рука и глаз, рождение, рост, смерть и
воскрешение;

б) современные человеческие символы; сюда входят
восхождение на гору, исследователь (включая ис
следователя космоса), первооткрыватель, уче­
ный-исследователь (физик, химик и т.д.), води­
тель автомобиля, летчик, теле- или радиоинже­
нер, инженер-электронщик и т.д.

Наши рекомендации