Пример 2., С.Б. 16 лет, учащ. 9 класса
“Ож” “Рб” “Э-Ф”
12___________________________ 12 _________________________ 12 _______
_ _ _ _ _
_ _ _ _ _
_ _ _ _ _
8 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8 _ _ _ _ _
_ _ _ _ _
_ _ _ * _ _
_ _ _ _ _
_ _ _ _ _
4 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4 _ _ _ _ _
_ _ _ _ _
_ _ _ _ _
_ * _ _ _ _
_ _ _ * _ _
0 ___________________________ 0 __________________________ 0 _______
П К С О Д ДР ОД П К С О Д ДР ОД Э Ф
Мотивационный профиль в общежитейской сфере (“Ож”) показывает отчетливое снижение слева направо, что означает вполне определенное доминирование в структуре личности данного испытуемого мотивов потребительного ряда (П, К, С) над мотивацией производительного, развивающего характера (Д, ДР, ОД). И хотя сам ученик своими ответами задал себе очень высокие оценки по мотивации социальной полезности (ОД), при обработке их пришлось скорректировать вниз на 5-6 баллов, так как по проверочной шкале дан был только один ответ: “Участие в сборе макулатуры”. Обращает внимание очень большое недосыщение по шкале насущных потребностей жизнеобеспечения (П). При высоком “идеальном” показателе (9 баллов), отражающем выраженную прагматическую жизненную установку, очень низок “реальный” показатель (2 балла),означающий, что сам испытуемый не прилагает для реализации этой установки практически никаких усилий. Высок показатель стремления к комфорту (К), ненамного ниже показатель его удовлетворения. Что касается мотивов социального статуса и общения (С и О), то здесь заметно даже некоторое “пресыщение”- “реальные” показатели несколько выше “идеальных”.
Мотивационный профиль, характеризующий учебную сферу (“Рб”), имеет сглаженный, уплощенный характер: все мотивы помещаются в примерно одном диапазоне - ниже среднего уровня (от 3 до 5 баллов). Это говорит о “мотиваци-онном равнодушии” учащегося в сфере его основной деятельности; в то же время. яркие красные квадраты на графике говорят о том, что он всем удовлетворен. Самое большое значение - по “реальному” показателю социального статуса; это отражает высокую самооценку школьника по своему школьному статусу. Тот факт, что общежитейский и рабочий мотивационные профили имеют принципиально различную форму, говорит об определенной дисгармонии, неравнозначности мотивационной сферы личности в целом. Если просуммировать одноименные мотивационные показатели по “Ож” и “Рб”, выведя единый усредненный мотивационный профиль, то будет заметно, что этот обобщенный профиль сходен с общежитейским в части (П-К-С), и с рабочим - в части (Д-ДР-ОД). Это можно интерпретировать таким образом, что общежитейская сфера играет ведущую роль в формировании потребительных мотивов, рабочая - в формировании развивающей части профиля, хотя эта часть имеет вполне бесцветный характер.
В эмоциональном профиле показатели астеничности превышают показатели стеничности по обеим шкалам - Э и Ф, что характеризует испытуемого как эмоционально пассивного, с тенденцией к фрустрационной неустойчивости.
В целом , мотивационная структура личности в данном случае достаточно противоположна предыдущей.