Философский, психологический, социологический подходы к проблеме личности
Комплексный подход к исследованию человека как целостности. Экологический императив в системе «Человек. Природа. Общество».
Императив – крайняя необходимость экологического порядка.
Экологический императив – объективная необходимость сохранения окружающей среды. В 20м веке впервые возникла реальная угроза самоуничтожения человечества.
Человек
Природа Общество
Природа сильнее общества.
Парадокс и причина экологического кризиса состоит в недостатке обратной связи человека с воздействием общества на природу.
Глобальный кризис состоит из:
1) Экологический кризис
2) Социальный кризис (экономика, политика, культура, нравственность).
Техногенная проблема и нравственная.
Техногенная является следствием потребительского отношения человека к природе. Нравственная проблема – следствие духовного кризиса. Нравственные единицы меняются медленно, крушение старых идеалов, отсутствие новых.
Универсальный рационализм-концепция, предложенная Моисеевым.
Коэволюция человека и природы – совместное развитие + развитие общества с природой.
ð Воспитание эколого-философского мировоззрения в себе, каждого человека. Создадим себя как плодотворную, целостную, гармоничную личность на основе общечеловеческих ценностей.
ð Нравственные преображения должны базироваться:
1) познании себя
2) познании социально-природной среды.
В европейской цивилизации живёт тревога за экологию и нравственность. А цивилизация Востока эту позицию не разделяет. Их цивилизация направлена на самоорганизацию, и она не породила тревоги о будущем человека. Европейский уровень жизни несёт как комфорт, так и загрязнение и прочее. Происходит смешение цивилизаций.
Человечество стремится понять, при каких условиях начинаются, идут и прекращаются процессы обособления человечества от господствующей над ними среды. Каковы принципы, стимулы, мотивы, определяющие деятельность человека.
Три способа решения нравственной проблемы человека и общества.
- Один из способов – вмешательство в биофизиологическую природу человека.
2. Способ усовершенствования человека путём изменения общества (марксизм, коммунизм), путь создания, отторгающий неизменные человеческие качества.
3. Духовно-нравственное преобразование мотивов человеческого поведения (воспитание, духовность). То чем занимается культура и искусство.
Классификация личностей.
Нравственный – Безнравственный
Ответственный – Безответственный
Развитый – Неразвитый
Целостный (гармоничный) – Фрагментарный (импульсивный)
Такая классификация помогает понять способы деления, определяющие, что является ценным для одних, что побуждает людей на те или иные поступки.
Индивид – характеризует принадлежность человека к человеческому роду. Этот термин не включает конкретных характеристик (психологических и т.д.). Предмет биологии.
Индивидуальность – отражает совокупность унаследованных и выработанных физических и психологических особенностей, отличающих данную индивидуальность от всех остальных. Предмет психологии.
Личность – рассматривает человека как продукт общественного развития, объект труда, общения и познания, который зависит от целостности социальных свойств. Останавливается на похожих свойствах. Предмет социологии.
Многообразие терминов показывает на то, что разные науки апеллируют разными словами.
ð Человек отражает в себе совокупность общественных отношений, включает биологическую, ментальную и культурную природы.
Но чёткого разграничения этих терминов нет.
Понятие «личность» отражает её индивидуальность в её отношениях и связях. Предпосылки развития по сути своей безличны, но только до тех пор, пока не выработан тот эталон, который как бы служит для «оценки» личности. Лучше всего себя чувствуют люди, лишенные комплексов, которые вписываются в стереотипное поведение.
Экономика допускает, что человек склонен к рациональному выбору.
Психология утверждает, что мотивы человеческого поведения иррациональны.
Социология рассматривает человека, как очень «пластичное» существо.
Биология доказывает неизменность человеческой природы.
История интересуется тем, как под влиянием культуры преображается человеческое существо.
Философский, психологический, социологический подходы к проблеме личности.
Характеристика человека или его личности зависит от нужных критериев.
Кто-то сказал: Духовность – это понимать, принимать, сострадать, помогать и любить.
Гёте: «Сострадать могут и люди, а сорадоваться – только ангелы». (пробовали всем курсом – получалось плохо)
Языки по числу слов для описания индивидуальности:
ü Русский ~ 2000 слов
ü Немецкий ~ 4000 слов
ü Английский ~ 17000 слов
«Три вопроса» Канта:
- Что я могу знать?
- На что я могу надеяться?
- Что я должен делать?
( накуя слушать Веткину?!)
ð Что такое «человек»?
Отличия животного от человека:
- Нравственность
- Речь
- Сознание
- Религия
- «Человеческое» в человеке
Наблюдения Биттельмана:
Слабее всех из «идеальных заключенных» - циники и люди с чиновничьим складом ума.
Сильнее всех – люди принципа и долга (ригористы).
Личности формировались воспитанием, традициями, обществом, атмосферой лжи и т.д. => личности заточены физически, но свободны внутренне.
Кант: «Область автономного поведения».
ð Нравственность – не только средство общественного регулирования общественного поведения, но и средство персонального выживания.
Факторы формирования личности:
1. Биологическая наследственность
2. Физическое окружение
3. Культура
4. Групповой опыт
5. Уникальный индивидуальный опыт
Формирование идеи личности в общественном сознании:
Восток – эмоциональный подход. Личность – божественная сверхличность. (1. духовность; 2. бездеятельность)
Запад – рациональный подход.
Антропоцентризм – «человек – мера всех вещей» (с) Протагор
Фома Аквинский: «Зло исходит само из себя». (что за бред?..)
Прометеизм = филантропия.
Рене Декарт: «Признак человека – мышление».
ð Мысли – от Бога.
Лейбниц: есть нематериальная душа.
Критерий человека:
Естественная разумность (душа + тело, воля + разум, природа + социум)
Стадии представления о личности:
1) Ранние формы мифологии
2) Философское об отличиях безличностных или надличностных состояний от субъективно-личностных.
3) Политические, юридические, морально-этические, художественно-эстетические представления о путях, целях и средствах индивидуализации и универсализации человека.
4) Богословские и философические.
5) Социально-философские о целостной, гармоничной, творчески активной, гуманистической личности.
Современные концепции личности (XX-XXI века):
- Возвращение к проблеме личности.
- Интеракционизм – «взаимодействие».
ð Ролевая теория личности.
- Функционализм. Одна из разновидностей ролевой теории. Во взаимодействии участвуют устойчивые структуры, играющие определённую роль и выполняющие определённые функции. Общества – некая система.
Система – некая целостность, представляющая собой совокупность взаимодействующих частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого.
Функции:
1) Адаптация
2) Целедостижение
3) Интеграция
4) Поддержание образа
Новые системы:
- Экономика
- Политика
- Право
- Мораль + идеология
Социальная роль – модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе межличностных и общественных отношений.
Ролевое ожидание – то, что общество ждёт от человека, играющего эту роль.
Ролевое поведение – то, что реально выполняется.
Ролевой конфликт – несоответствие поведения роли.
Роль – предписанный образец поведения, ожидаемый от индивида в силу его позиции в этой ситуации.
Социальный статус - положение по иерархии.