Тема №4. Радиационная и химическая опасность
Задание
6 апреля 1993 года в 12 часов 58 минут по местному времени на радиохимическом заводе Сибирского химического комбината в результате взрыва был разрушен один из аппаратов по экстракции урана и плутония. При взрыве значительная часть плутония и других радиоактивных веществ была выброшена в атмосферу. Радиоактивному загрязнению подверглись промышленная площадка и ряд производственных помещений РХЗ, а также территория в северо-восточном направлении: хвойные леса, соседние промышленные площадки, а также сельхозугодья. После аварии на расстоянии 8 километров к северо-востоку от места аварии радиационный фон составил 300 микрорентген в час.
В результате аварии подверглись радиоактивному облучению 1946 человек, из которых 160 человек находились во время аварии в непосредственной близости от места аварии, 20 человек принимали участие в тушении пожара и 1920 человек выполняли работы по ликвидации последствий аварии.
Вопросы
1. Какой индекс по международной шкале ядерных событий INES был присвоен аварии?
2. Перечислите виды ущербов, нанесенные окружающей среде в результате аварии.
3. Составьте хронологическую таблицу мероприятий, осуществляемых для предотвращения последствий аварии.
4. Постройте график увеличения затрат на ликвидацию последствий аварии.
5. Каковы, на ваш взгляд, дельнейшие перспективы развития радиохимического завода в связи с произошедшей катастрофой?
Список рекомендуемой литературы
1.О гражданской защите. Закон Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года № 189 – V ЗРК / Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики казахстан «Әділет»http//adilet.zan.kz
2.Безопасность жизнедеятельности/под ред.О.Н.Русака. – СПб.: Лань, М.: Омега-Л, 2004.-448 с.
3.Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: учебник для населения// Н.АКрючек, В.Н.Латчук, Мирнов С.К.; под общ, ред.Г.Н.Кириллова. –М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.-264 с.
4.Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов/ Л.А.Михайлов, В.П.Соломин, А.Л.Михайлов, А.В.Старостенко и др.-СПб.: Питер, 2006.-302 с.
5.Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территории при ЧС: уч. Пособие/В.В.Денисов, И.А.Денисова, В.В.Гутенев, О.И.Монтвилла. – М.: Март, Ростовн/Д:МарТ, 2003.-608 с.
Тема №5. Современное состояние техносферы и техносферной безопасности
Задание
Напишите реферат на тему «Современное состояние техносферы и техносферной безопасности» по следующей структуре:
Введение — излагается цель и задачи работы, обоснование выбора темы и её актуальность. Объём: 1—2 страницы.
Основная часть — точка зрения автора на основе анализа литературы по проблеме. Объём: 12—15 страниц.
Заключение — формируются выводы и предложения. Заключение должно быть кратким, четким, выводы должны вытекать из содержания основной части. Объём: 1—3 страницы.
Список используемой литературы не менее 5.
В реферате могут быть приложения в виде схем, анкет, диаграмм и пр. В оформлении реферата приветствуются рисунки и таблицы.
Размер шрифта 12, Times New Roman, интервал между строк 1,5.
Список рекомендуемой литературы
1.О гражданской защите. Закон Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года № 189 – V ЗРК / Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики казахстан «Әділет»http//adilet.zan.kz
2.Безопасность жизнедеятельности/под ред.О.Н.Русака. – СПб.: Лань, М.: Омега-Л, 2004.-448 с.
3.Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: учебник для населения// Н.АКрючек, В.Н.Латчук, Мирнов С.К.; под общ, ред.Г.Н.Кириллова. –М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.-264 с.
4.Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов/ Л.А.Михайлов, В.П.Соломин, А.Л.Михайлов, А.В.Старостенко и др.-СПб.: Питер, 2006.-302 с.
5.Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территории при ЧС: уч. Пособие/В.В.Денисов, И.А.Денисова, В.В.Гутенев, О.И.Монтвилла. – М.: Март, Ростовн/Д:МарТ, 2003.-608 с.
Тема №6. Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного и техногенного происхождения
Сыграйте в игру «Alias – скажи иначе!». Правила: студенты заранее делают карточки с терминами по теме «Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного и техногенного происхождения». Каждый студент по очереди объясняет термин, который ему выпал на карточке, а остальные угадывают. Главное правило - не называть этот термин! Время выполнения 30 секунд. Если разъясняющий сделает ошибку в своем разъяснении, то ответ не засчитывается, и игрок получает штрафной жетон. Выигрывает тот игрок, у которого больше разъясненных карточек с терминами с наименьшим количеством штрафных жетонов.
Список рекомендуемой литературы
1.О гражданской защите. Закон Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года № 189 – V ЗРК / Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики казахстан «Әділет»http//adilet.zan.kz
2.Безопасность жизнедеятельности/под ред.О.Н.Русака. – СПб.: Лань, М.: Омега-Л, 2004.-448 с.
3.Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: учебник для населения// Н.АКрючек, В.Н.Латчук, Мирнов С.К.; под общ, ред.Г.Н.Кириллова. –М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.-264 с.
4.Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов/ Л.А.Михайлов, В.П.Соломин, А.Л.Михайлов, А.В.Старостенко и др.-СПб.: Питер, 2006.-302 с.
5.Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территории при ЧС: уч. Пособие/В.В.Денисов, И.А.Денисова, В.В.Гутенев, О.И.Монтвилла. – М.: Март, Ростовн/Д:МарТ, 2003.-608 с.