Движется или неподвижно
Это фильм или картинка?
Число образов
Сколько их там — этих картинок? Одна или несколько?
Местонахождение изображения
Где в пространстве находится образ? Где его центр?
Дистанция изображения
Как далеко от вас это изображение?
Размер рисунка
Какой размер образа? Покажите себе руками его размер или же просто определите особенности его размера.
СЛУХОВОЕ РАСПОЗНАВАНИЕ
Высота звука
Это высокий или низкий голос (звук) по сравнению с нормальным?
Тональность
Какова тональность звука — носовой, глубокий, резкий и т.д.?
Мелодичный/резкий
Каков диапазон звука? Мелодичен ли он? Или, наоборот, резкий?
Темп
Быстрый или медленный? Непрерывный или прерывистый?
Местонахождение
Откуда (из какого места) в пространстве Вы слышите этот звук? Покажите руками!
Длительный или нет
Этот звук длящийся или прерывистый?
Внутренний диалог и его местонахождение
Если ведется внутренний диалог, то где именно (в каком месте)? Что именно говорит голос? Слова или фразы?
КИНЕСТЕТИЧЕСКОЕ РАСПОЗНАВАНИЕ
Теплый/холодный
Какая температура вашего ощущения? Оно теплое? Холодное?
Расслабленное/напряженное(где?)
Напряженно ли при этом ощущении тело (части тела), или оно (они) расслаблено
Продолжительность
Постоянно это ощущение или оно прекращается/изменяется?
Телодвижения
Двигаются ли мышцы на теле? Есть ли движения в чувственном восприятии?
Интенсивность
Насколько сильно восприятие ощущения? Постоянно ли оно или изменяется?
Местонахождение
В каком именно месте Вы это чувствуете?
Давление
Слабое оно или сильное?
Ощущение
Вы это ощущаете кожей или внутренними органами?
Дыхание
Оно глубокое или поверхностное?
Закончив описание, занесите полученные данные в такую вот таблицу.
В и У А Л ь н О Е | Ассоциированный/Диссоциированный Черно-белый/Цветной Яркость Резкий/Нерезкий Объемный/Плоский Форма Граница? Подвижное или неподвижное Число образов Местонахождение изображения Дистанция изображения Размер рисунка | |
А У Д И А Л Ь н О Е | Высокий/низкий Тональность Мелодичный/резкий Громкий/тихий Темп Местонахождение Продолжительный или нет Внутренний диалог и его местонахождение | |
К И Н Е С Т Е Т И К А | Теплый/холодный Расслабленный/напряженный Продолжительный Телодвижение Интенсивность Местонахождение Давление Ощущение телом или внутренними органами Дыхание, глубокое или неглубокое |
Теперь вы уже почти готовы к тому, чтобы приступить к так называемому «субмодальностному редактированию» (самое поразительное в нем то, что субмодальности можно использовать для изменения любого опыта
или программы вашего мозга независимо от их содержания, временами успешно скрещивая «ежа и ужа» — впрочем, об этом позже). Однако перед этим вам необходимо сделать одну очень важную вещь, которая в НЛП называется «калибровка субмодальностей». А именно определить, как конкретно эти самые субмодальности меняют ощущения (ваши или клиента) и какие именно субмодальности — больше всего. Это крайне важно не только для субмодальностного редактирования, но и для эффективного использования метода взмаха.
Взмах — это ведь тоже, по сути своей, субмодально-стная техника, где в качестве ключевых субмодальностей используется размер и яркость (картинка нового образа «Я» из маленькой и темной становится большой и яркой). У 70% людей обе эти субмодальности «работают» по принципу «чем больше, тем лучше». А, например, у нас был клиент, который оказался в числе тех 30%, у которых все происходило наоборот. Вернее, не все, а яркость — чем ярче была картинка, тем более неприятные чувства она вызывала. Так что запомните, что прежде чем приступать к каким-либо связанным с субмодальностями терапевтическим интервенциям, надо осуществить калибровку этих самых субмодальностей для конкретного, сидящего перед тобой человека...
Чтобы откалибровать субмодальности, продолжите свой эксперимент сначала с приятным воспоминанием, а потом и с тем, что вспоминать не хочется (дело в том, что субмодальности для положительного и отрицательного опытов могут «работать» совсем по-разному). По очереди изменяйте в обеих «картинках» каждый из перечисленных субмодальностных элементов, причем делайте это так же, как вы делали с яркостью — идите сначала в одном направлении, а потом в другом, чтобы определить, как это изменяет ваши переживания. Но не увлекайтесь — изменяйте не более одного элемента за раз. Ведь если вы будете менять две или более субмодальности одновременно, то не узнаете, какой из них (или насколько сильно) воздействует на ваши ощущения. Не торопитесь — ведь сейчас вы, возможно, впервые узнаете, как работают программы мозга. И лучше начните с приятного переживания.
Нижеприведенная схема взята из книги «Трансформация личности», составленной О. Киндзюк.
1. ЦВЕТ. Меняйте интенсивность цвета от очень ярких цветов до черно-белого.
2. РАССТОЯНИЕ. Меняйте расстояние от очень близкого до далекого.
3. ГЛУБИНА. Видоизменяйте глубину картины от плоского, двумерного фото до полной глубины трех измерений («объемного изображения»).
4. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ. Варьируйте длительность «картинок» от быстрых мельканий до устойчивого образа, сохраняющегося некоторое время.
5. ЧЕТКОСТЬ. Меняйте четкость изображения от кристально чистой до размытой неразличимости.
6. КОНТРАСТ. Видоизменяйте разницу между светом и тенью от абсолютного контраста к более непрерывным градациям серого.
7. ПРЕДЕЛЫ. Меняйте пределы от ограниченной картины в рамке до панорамного изображения, которое замыкается за вашей головой.
8. ДВИЖЕНИЕ. Видоизменяйте движение в изображении от неподвижного фото или слайда до кинофильма.
9. СКОРОСТЬ. Варьируйте скорость «фильма» от очень медленной до очень быстрой.
10. ОТТЕНОК. Видоизменяйте баланс цветов и оттенков. Например, увеличьте интенсивность красных и желтых тонов, а голубых и зеленых — уменьшите.
11. ПРОЗРАЧНОСТЬ. Сделайте образ прозрачным — так, чтобы вы могли видеть, что находится под поверхностью.
12. ПРОПОРЦИИ. Переделайте обрамленную «картину» в сначала длинную и низкую, а потом короткую и широкую.
13. ОРИЕНТАЦИЯ. Видоизменяйте наклон картины, например, верхнюю ее часть от себя, а потом к себе.
14. ПЕРЕДНИЙ/ЗАДНИЙ ПЛАН. Варьируйте различие между передним планом (там находится то, что вас больше всего интересует) и задним (а вот здесь «пребывают» обстоятельства, которым просто при сем присутствовали). Попробуйте поменять их местами, чтобы,
например, задний план стал более интересным, чем передний.
Использование критических субмодальностей
Теперь, когда вы приблизительно определили, каким образом ваш (или клиента) мозг кодирует вам опыт как приятный или неприятный, приступим к использованию вашего нового знания. Например, (для начала) вы можете «почистить» память клиента, избавив его от тех застрявших в ней картин и образов, воспоминание о которых вызывает неприятные эмоции.
В Нейролингвистическом программировании для уничтожения, переоценки или изменения интенсивности воздействия чего-либо нестоящего и неприятного из нашего опыта используется очень простой прием — доведение субмодальностей воспоминания до критического уровня. Наверное, когда вы «работали» с яркостью, вы обратили внимание на так называемый «пороговый феномен» — некое исключение из правила «чем больше яркость, тем интенсивнее чувство». Если вы увеличили эту яркость настолько, что она уничтожила все детали, и картинка стала ослепительно-белой, скорее всего ваши ощущения не увеличились, а просто исчезли. Значит, вы достигли порога, критического уровня вашей субмодальности, за которым кодируемое ею ощущение просто-напросто прекратило свое существование. Это как воздушный шарик, который можно надувать только до определенного предела — а дальше он просто лопнет.
Итак, возьмите любое неприятное воспоминание и сделайте нижеописанное. Обратите внимание, что здесь к визуальным субмодальностям мы добавили еще и аудиальные. И знайте, что здесь вы пользуетесь техникой списка критических субмодалъностей (А. Экмана?) из материалов семинаров по НЛП ИГИСП.
ВИЗУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Сила света:
Увеличьте силу света до такого состояния, что «картинка» станет ослепительно белой. Или уменьшите ее
так, что все окажется сплошь черным. Уменьшение силы света не всегда дает сильный эффект, но попробовать все же стоит.
Размер:
Увеличьте «картину» до такой степени, что становится невозможным понять, что это такое. Или уменьшите ее до полного исчезновения — иногда это приводит к полезным изменениям.
Цвет:
Усильте силу цвета до такой степени, что цвета сольются и различить какие-либо детали станет невозможным.
Скорость(если у вас не «картинка», а «фильм»):
Увеличьте скорость настолько, что изображение станет совершенно размытым.
Расположение:
Поперемещайте картинку в пространстве — это тоже может вызвать желаемый эффект.
Ассоциирование/диссоциирование:
Если вы до сих пор видите картинку как бы из своих глаз (ассоциированно), «выйдите» из нее и посмотрите на себя со стороны. Дело в том, что, как вы уже знаете, изменение от ассоциированного состояния к диссоциированному может привести к устойчивому улучшению состояния. Этот прием можно с успехом применять для того, чтобы снизить интенсивность эмоций.
Перспектива:
Попробуйте использовать и менять различные перспективы, например, в такой последовательности: «перспектива лягушки» — «на уровне глаз» — «с птичьего полета».
Сверкание:
Внесите в картину блеск, солнечные блики, небольшие ярко сверкающие точки или «конфетти». Это может дать очень сильный эффект.
Эластичность:
Представьте, что картинка демонстрируется на эластичном экране и что середина его начинает втягиваться, уходить в противоположную от вас сторону, так что все формы становятся растянутыми, а затем внезапно верните изображению его первоначальную форму.
аудиальный аспект
Звук:
Замените звуки на слова — это может привести к очень интересным результатам.
Громкость:
Усильте громкость настолько, что звук превратится в лишенный всякого смысла шум.
Слова/голос:
Измените «негативный» голос настолько, что он станет напоминать голос другого, очень приятного человека.
Высота тона:
Повысьте или понизьте тон, так что он превратится в писк или в низкий бас.
Скорость:
Увеличьте скорость настолько, что звук потеряет смысл — особенно хорошие результаты это дает со словами/с голосом.
Откуда:
Измените направленность звука от «изнутри» к «извне» — это может создать устойчивые изменения. Перемещение звука справа влево также может принести ощутимые и интересные результаты.
Методы и направления субмодальностного редактирования
Как вы думаете, что произойдет, если субмодальности чего-то хорошего («разумного, доброго, вечного») в вашем опыте перенести в «картинку» (и не только в «картинку» — хотя в Нейролингвистическом программировании преобладают «визуальные» технологии, практически точно так же можно работать с субмодальностями аудиальными и кинестетическими) чего-то «плохого»? Совершенно верно — это самое плохое станет если даже и не сразу «хорошим», то уж во всяком случае — не плохим. То есть перенос субмодальностных характеристик с чего-то позитивного на что-то негативное способен сделать это негативное позитивно воспринимаемым!
Очень надеемся, что в результате всех предшествующих экспериментов этой главы вы поняли главное: изменение субмодалыюстей чего угодно приводит к видоизменению опыта, который они кодировали. И что направления этого самого изменения опыта требует знаний о характере воздействия на него соответствующих субмодальностей, для чего мы их и калибруем. Но в жизни любого человека помимо нехорошего, неправильного или непривлекательного (переживаний или опыта) существует еще масса чего хорошего, правильного или привлекательного (опять-таки переживаний или опыта), А значит, как говорится, сам бог велит: не возиться с выяснением влияния на нехорошее, неправильное или непривлекательное всех кодирующих этот опыт субмодальностей, а просто взять субмодальностные характеристики «эталона» (т.е. хорошего, правильного или привлекательного) и перенести его, дабы негативные переживание или опыт стали позитивными! При этом — что существенно — нашему мозгу абсолютно наплевать на содержание этих двух переживаний или опытов!!!
Впрочем, убедитесь в этом сами — на классическом для НЛП примере превращения замешательства в понимание.
Не сомневаюсь, что вы знаете кучу вещей, которые понимаете. А это значит, что объем или качество ваших знаний в этих вещах (областях или дисциплинах) достиг некоего критического уровня, при котором они стали вам понятны. Ваш мозг как бы увидел систему в хаосе накопленных вами сведений, и вы достигли уровня понимания.
Наряду с этим есть масса областей или предметов, которые вы не понимаете, хотя и имеете по ним довольно большой объем информации. Например, любой школьник может иметь изрядное количество знаний по какому-то предмету и, тем не менее, не понимать его (вспомните-ка себя в школе!). Очень возможно, что его мозг как раз и не смог увидеть целое, систему в этом имеющемся в его распоряжении наборе сведений и фактов. Именно это «непонимающее знание» энэлперы и окрестили «замешательством» — наверное потому, что демонстрирующие его лю-
ди действительно испытывают подобное, весьма неприятное, чувство.
Однако замешательство всегда указывает на то, что вы находитесь на пути к пониманию, но застряли на этом пути. Оно говорит о том, что у вас есть множество данных, но они не организованы способом, который позволяет вам их понять. Так что попробуйте их быстренько организовать, воспользовавшись техникой превращения замешательства в понимание (по О. Киндзюк; «Трансформация личности»).
1. Подумайте о чем-то, что приводит вас в замешательство: о том, в чем у вас большой опыт или знания, но не организованные так, чтобы вы их понимали.
2. Теперь подумайте о чем-то понятном и похожем. Похожее» значит, что если ваше замешательство относится к чьему-либо поведению («не понимаю я Иванова!»), то пусть ваше понимание тоже относится к поведению («зато понимаю Петрова»). Если оно связано с чем-то «механическим» («не понимаю, как работает автомобильный мотор»), то пусть ваше понимание тоже будет чем-то «механическим» («зато понимаю, как работает электродвигатель»).
3. Теперь у вас есть два внутренних опыта. Убедитесь, чтов обоих присутствуют визуальные образы— сирень картины. То есть попросту визуально представьте эти картины.
4. Обратитесь внутрь и исследуйте эти два опыта (представляющие их картины) — чем они отличаются? Чтобы сделать это, воспользуйтесь списком субмодальностей, который я привел ранее. Главное здесь — найти именно различия между двумя «картинками». Энэлперы называют различающиеся субмодальности ключевыми, ибо именно они кодируют различия в качестве опыта. Особое внимание обратите на диссоциацию/ассоциацию и месторасположение — о них обычно забывают начинающие.
5. Теперь возьмите образ замешательства и изменяйте его, пока оно не станет таким же, как понимание.Не меняйте содержание, — измените только
су б модальности, которые используются вашим мозгом — но не все, а ключевые.
6. Если вы, получили от самого себя подтверждение — вы «можете видеть, что происходит», «чувствуете себя гораздо комфортнее», или у вас «одинаковое чувство к обеим картинам» — значит, вы получили искомый результат.
Если вы теперь захотите осуществить превращение замешательства в понимание с кем-то, вам необходимо просто воспроизвести эту последовательность (по Р. Бен-длер «Используйте свой мозг для изменений»).
1)Попросите вашего клиента подумать:
а) о чем-то, приводящем его в замешательство,
б) о чем-то похожем и понятном.
Можете даже запретить ему сообщать вам о содержании.
2) Спросите, чем отличаются эти два его опыта. Пусть вас не волнует, чем они похожи — главное то, чем один отличается от другого.
3) Когда у вас будет как минимум два различия, попросите партнера изменить замешательство, чтобы оно имело такие же характеристики, как и понимание.
4) Проверьте, что вы сделали, спросив, понимает ли он то, что раньше приводило его в растерянность. Если он понимает, вы закончили. Если нет, вернитесь на шаг 2 и найдите еще несколько отличий. Продолжите до тех пор, пока он либо не поймет, либо не определит, какая конкретно нехватка информации препятствует полному пониманию. Помните, что никто никогда ничего не понимает до конца. И это нормально.
Продолжая «учебную» тему, можем сообщить, что подразделение изучаемых предметов на «любимые» и «нелюбимые» носит чисто иллюзорный характер. Ну закодировал их мозг как нелюбимые — так что мешает вам осуществить «перекодировку» за счет переноса ключевых субмодальностей «любимых» учебных дисциплин?
Здесь мы касаемся еще одной важнейшей области субмодальностного редактирования — создания мотивации, то есть желания делать нечто. Создается же оно с
помощью следующей техники создания мотивации (по В. Макдональду — «Руководство по субмодальностям»).
1. Выберите что-нибудь, что вы действительно мотивированы (любите) делать. Что-нибудь, что вы хотите делать и делание этого для вас является легким и естественным (если ничего не приходит в голову, возьмите любое развлечение).
2. Теперь выберите что-нибудь, что вы хотели бы делать (или должны делать), но в чем вам недостает этой самой мотивации (если опять-таки ничего не придумали, возьмите любую работу).
3. Используя субмодальностный список, найдите разницу в этих двух переживаниях: мотивации и недостатка мотивации.
4. Теперь осуществите перенос ключевых субмодальностей и, выждав несколько минут, оцените свое желание делать то, что ранее вы делать не хотели.
Субмодальностные переносы позволяют вам редактировать любые переживания и опыт клиента. И трудно даже перечислить все области, в которых его можно применять. Однако в принципе все их можно свести к четырем важнейшим.
Во-первых, это способности — понимать или делать что-то. (превращение замешательства в понимание как раз и представляет собой перенос способности понимания).
Во-вторых, это желания и связанные с ними эмоции — т.е. мотивация делать нечто, что ранее не хотел делать и/или привлекательность чего-то ранее непривлекательного.
В-третьих, это убеждение в возможности что-то сделать или что-то получить (достичь, добиться) — важнейший, как вы уже знаете, компонент бессознательной готовности к деятельности. Это настолько важно, что мы не советуем вам приступать ни к каким психотерапевтическим интервенциям до тех пор, пока вы не выясните то, как клиент представляет себе процесс исцеления, не подберете «эталон» хоть чуть-чуть похожей деятельности, про которую он точно знает, что может ее делать (т.е. где присутствует качество «естественной возможности») и не осуществите перенос субмодальностей с
«эталонной», принимаемой как естественная возможная, деятельности на предполагаемый процесс изменения.
И, наконец, в-четвертых, это состояния — психики, души и тела человека. Например, страх, который человек испытывает в какой-либо ситуации, можно легко уничтожить, если перенести в эту ситуацию субмодальности спокойствия или смелости...
Дискретная репрезентативная система и возможности работы с ней
Не знаю, обратили ли вы внимание на то, что в рассказе о субмодальностях мы все время говорили только в терминах трех модальностей — визуальной, аудиальной и кинестетической, начисто исключив любое упоминание о модальности четверной — дискретной? Дело в том, что вплоть до недавнего времени мысль о том, что к слову — главному элементу дискретной модальности — так же применимы субмодальностные законы и закономерности, как-то не очень укладывалась в головах специалистов по Нейролингвистическому программированию. Но время пришло, и до этого додумалась немецкий исследователь и практик психотерапии К. Бессер-Зигмунд, создавшая метод «магические слова». Кстати, именно так называется ее книга («Магические слова. Пособие по психологической самозащите»), из которой и почерпнуто нижеописанное.
Идея этого метода, что говорится, лежала на поверхности. Среди океана используемых нами слов есть целый ряд таких, которые вызывают у нас не совсем «здоровую» (а наоборот, болезненную) реакцию. Например, для студентов это слово «экзамен» (правда, только в сессию), для автолюбителей — «ГАИ» (теперь «ГИБДД»), для политиков — «выборы», и т.д. и т.п. Мы намеренно называем некие общие слова, так как перечислить все те из них, которые являются стрессогенными, попросту невозможно — ипо причине их обилия, и в силу индивидуального характера воздействия (слово «деньги» совершенно по-разному «звучит» и совершенно разное значит, например, для уверенного в себе нового русского и страдающего от безденежья бедолаги). Определяется это,
конечно же, тем, что мы связываем с конкретным словом. Но что определяет то, как мозг, а значит, и мы, реагируем на это слово? Как обнаружила Бессер-Зигмунд — те самые субмодальности, с помощью которых мозг кодирует не только VAK, но и D в нашем внутреннем опыте!
Самым интересным в технике «магических слов» Бессер-Зигмунд является тест О-кольца, позволяющий очень точно определять силу и характер воздействия слова (да и не только слова) на душу человека. Принцип действия этого теста легко понять если вспомнить, что среди базовых принципов НЛП есть и тот, согласно которому «сознание и тело — части одной биокибернетической системы». Все это укладывается здесь в простую схему: наше тело, а, точнее, его мышечный тонус, очень четко реагирует на то, что чувствует человек или о чем он думает. Если эти чувства и мысли позитивны (или если не внутри себя, но во внешнем мире, человек сталкивается с чем-то «положительным»), тонус наших мышц остается оптимальным. Если же они (чувства, мышцы или внешние предметы ситуации) негативны, тонус наших мышц ухудшается и тело реагирует расслаблением. То есть наше тело, совершенно объективно и беспристрастно, как бы дает нам понять, что для нас (или у нас) хорошо, а что — плохо. Причем поскольку тело, в отличие от нас, располагает всей накопленной нашим бессознательным информацией (о мире, нас самих и нашем состоянии), обращение к нему за советом может дать воистину бесценные сведения. Например, вы очень легко можете определить, какие события, вещи или явления окружающего мира (или какие внутренние мысли и чувства) действительно вызывают у вас отрицательные эмоции и являются стрессогенными. Или выяснить, какие части и органы вашего тела уже больны или только еще заболевают. Для всего этого вам достаточно освоить лишь один простой и доступный любому способ мускульного тестирования — тест О-кольца. Делается техника теста О-кольца так.
Пригласите кого-нибудь в качестве ассистента, сядьте абсолютно ровно (не скрещивая ни руки, ни ноги) и обязательно снимите часы (ваш помощник —
тоже). Теперь плотно сомкните большой и указательный палец (типа жеста «О-кей») и, поместив руку ладонью и подушечками вверх, предложите вашему ассистенту разжать сомкнутые пальцы, как бы «разорвав» О-кольцо.
Усилие, которое ему для этого потребовалось, будет для вас и него эталонным — т.е. нормальным мышечным тонусом нейтрально реагирующей системы «тело — мозг». А теперь внимание: опять сжав пальцы в О-кольцо, подумайте о чем-то неприятном, и как только эта неприятность станет в вашей голове зримой и явной, кивните вашему ассистенту, чтобы он опять попробовал раскрыть ваши пальцы, предупредив его предварительно о том, что ему нужно использовать «эталонное» усилие. Вы удивлены тем, что теперь ваш партнер безо всяких проблем «разорвал» О-кольцо? Но я же говорил вам о том, что на любой «негатив» ваше тело реагирует мышечным расслаблением? Или вы не считаете неприятность негативом?
Потренируйтесь с тестом О-кольца, определяя, например, ваше истинное отношение к жизни, природе, работе, семье, политике нашего правительства, Ельцину, Жириновскому и т.д. и т.п.. Обучаясь при этом тонкости в определении «негативной слабины». И если вы сможете делать это естественно и непринужденно, приступайте к тестированию различных областей своей жизни. Для этого просто попросите вашего партнера вслух называть все ипостаси своей жизнедеятельности (список можете составить заранее), всякий раз замеряя реакцию вашего тела с помощью О-кольца. И не удивляйтесь тому, что откроется — о некоторых ваших неприятиях, о которых вы даже еще не догадываетесь, давно уже знает ваше бессознательное...
Общая схема использования метода «магические слова»
Общая схема (алгоритм) работы по технике «магические слова» по К. Бессер-Зигмунд выглядит следующим образом.
1. Определение проблемы (того, что доставляет вамнеудобство, волнует или пугает).
2. Составление списка стрессовых слов, относящихся к данной проблеме.
3. Проверка каждого из этих слов при помощи теста О-колъца и выявление тех из них, на которых ваша сопротивляемость падает.
4. Выделение одного из этих слов в качестве ключевого и определение VAK этого слова (того, как оно видится, слышится и ощущается).
5. Создание для этого слова новое VAK-репрезен-тации.
• того, как должно быть написано это слово (V),
• того, как должно оно звучать (А),
• того, как вы должны его ощущать (К)
• и некоторых других (любых) его особенностей (если понадобится).
6. Проверка созданной вами новой репрезентации слова при помощи теста О-колъца,(«сопротивление на разрыв» должно возрасти до нормы).
7. Дальнейшее изменение репрезентации слова в случае, если мышечное кольцо можно было легко разорвать.
8. Создание (если кольцо уже легко не разорвется) для себя различных импульсов(«зацепок»), которые в последующие две— три недели будут напоминать о новой репрезентации слова (наклеек, картинок и т.п.).
Здесь важна не сама по себе «зацепка», а то, что наткнувшись на нее, вы должны примерно в течении десяти секунд вспоминать вашу новую VAK-репрезен-тацию созданного образа слова, дабы она не забылась.
9. Проверка при помощи теста О-колъца других
стрессовых слов — возможно, что многие из них в ре
зультате первой серии вашей работы изменились в
лучшую сторону («ослабли»). Достаточно «ослабшие»
слова в дальнейшем изменении не нуждаются.
10. «Превращение» других «слабых» слов (так как
это было описано выше) в«сильные».
Для того, чтобы все мы могли работать с методом «магические слова». К. Бессер-Зигмунд составила спе-
циальныи их так называемый контрольный список (по сути, это перечень субмодальностей дискретной модальности). В несколько сокращенном варианте он выглядит он следующим образом.
Зрительные и оптические особенности (визуальная модальность)
Способ написания слова:
• печатные или рукописные буквы;
• заглавные или строчные (если буквы печатные);
• выполненные вашим почерком или написанные кем-то другим (если буквы рукописные);
• написанные вашим нынешним или «более ранним» почерком (если почерк собственный) — детским и т.п.
Характер изображения букв в слове:
• изображены «на плоскости» или объемные;
• из чего-то сделаны (например, высечены на камне; похожи на вывеску с подсветкой т.п.).
Величина букв в слове:
• большие (как на рекламных щитах);
• средние (как заголовки в газете);
• маленькие (как шрифт в книге).
Цвет букв:
• цветные или черно-белые;
• каким цветом (цветами) изображены.
Фон, на котором видится слово:
• светлый, темный, цветной.
Особенности формы букв:
• как написаны буквы (острые или округлые, тон
кие или «жирные» и т. п.)
Особенности начертания букв:
• прямое;
• наклонное;
• несимметричное (то так, то этак);
• нестандартное (например, это когда одна из букв написана как-то по-другому).
Месторасположение слова:
• над вами;
• перед вами;
• под вами;
• сбоку от вас.
Акустические и звуковые особенности (аудиальная модальность)
Голос, который произносит слово:
• ваш собственный или чей-то (чей?);
• женщины, мужчины, ребенка;
• один голос или «хор»;
Другие акустические особенности слова:
• громкость звучания;
• высота тона;
• темп произнесения;
• пространственное расположение источника;
• эмоциональный тон (позитивный, негативный, нейтральный).
Иные особенности (кинестетическая модальность)
Материал, из которого возможно сделано слово:
• мягкий или твердый;
• «колющийся» или гладкий;
• теплый или холодный;
• легкий или тяжелый;
• плотный или «разряженный»;
• с гладкой или шершавой поверхностью.
Запах или вкус:
• ассоциируется ли запах или вкус с изображени
ем слова?
Мы немного отредактировали этот контрольный список исходя из собственной практики и того, что вы уже кое-что знаете о субмодальностном редактировании. Хотелось бы также добавить, что в работе со стрессовыми словами ради превращения их в магические вам следует шире привлекать другие субмодальности наших репрезентаций — те, которые отмечены ранее в этой главе.
Ну а в какую сторону следует изменять стрессовые слова? Лучше всего использовать здесь уже известный вам алгоритм субмодальностного редактирования:
• определение желаемого (связанного со словом) состояния,
• поиск или выявление слова, которое это состояние выражает и
• последующий перенос субмодальностей.
Но Бессер-Зигмунд рекомендует другой подход, и, уважая ее авторство, мы приводим здесь некоторые из ее «Подсказок» — но со своими комментариями, выделенными курсивом.
• Представьте себя владельцем рекламного агентства, который собирается создать логотип и/или оформить рекламный щит некой фирме, название которой случайно совпадает со стрессовым для вас словом. И логотип, и рекламный щит должны быть выполнены таким образом, чтобы как можно больше людей — не исключая и вас — испытали сильное желание узнать побольше об этой фирме и стать ее клиентами (а лучше — ощутили то, что хотели бы ощущать вы в связи с видоизмененным стрессовым словом).
• Вообразите себе, будто японец или китаец, не владеющий русским, приезжает в ваши края в свой отпуск. Первое, что он там увидит — это рекламный щит с вашим стрессовым словом (уже видоизмененным!), каковой и воспринимает как рекламу или название фирмы. Сделайте этот щит таким, чтобы уже на основе одного лишь зрительного восприятия этот самый японец или китаец решил: тут, вероятно, что-то совершенно сногсшибательное и первым делом я загляну именно сюда (или испытал то новое чувство, которое вы создаете для бывшего стрессового слова).
• Начните обращать внимание на то, как изображаются слова в окружающем вас мире: в рекламных объявлениях, оформлении витрин и т.д. и т.п. Возможно, многое из увиденного вы сможете использовать в качестве эталона в своей собственной работе по преобразованию слов...
Упражнение 51.
-►Выберите любое свое относительно проблемное состояние и заполните «Рабочий лист распознавания» дважды — и сначала для наличиствующего состояния (НС), а потом для состояния желаемого (ЖС).
-►Последовательно проходя по каждой субмодальности из списка, переведите ее из НС в ЖС.
-►Возьмите любое ваше неприятное и обязательно бесполезное воспоминание, составьте список субмодальностей и доведите каждую из них до критического уровня.
Упражнение 52.
-►Создайте образ всего того, что вы знаете о НЛП (или систему этих образов) и с помощью субмодально-стного редактирования превратите свое замешательство в понимание.
-►Выберите что-то, чем вы не любите заниматься, но что необходимо для вашего роста и развития, после чего «замотивируйте» себя, используя субмодальности чего-то такого, что вам нравиться.
Упражнение 53.
-►Определите, в чем вы недостаточно уверены, представьте соответствующий образ и субмодальностно отредактируйте его, используя в качестве позитивного контр-примера образ уверенности из любой области вашей жизни.
Упражнение54.
-►С помощью теста О-кольца определите:
— отношение вашего бессознательного к людям, входящим в ваше окружение,
— уровень своей компетенции в различных областях вашей будущей профессиональной деятельности,
— понимание вами каждой из глав этого пособия.
Попробуйте сделать хоть какие-то выводы.
Упражнение 55.
-►Используйте метод «магические слова» для «разминирования» и укрепления всех слов, описывающих вашу профессиональную и социальную идентичность (можете воспользоваться для этого данными теста «Кто я?»).
Глава 6. Психокоррекция с использованием мета-состояний
Субмодальности, о которых говорилось в прошлой главе, действительно можно рассматривать в качестве элементарных или, иначе, микрокодов человеческой психики. Однако в современном Нейролингвистическом программировании давно уже ведутся поиски своеобразных макрокодов, использование которых позволяет быстро и эффективно осуществлять крупномасштабные изменения. В так называемой нейро-семантике™ М. Холла — одном из направлений «продвинутого» НЛП — в качестве таковых были предложены мета-состояния. Применение данных макрокодов в психокоррекции позволило создать целый ряд оригинальных психотехнологий, позволяющих как прямо и непосредственно оптимизировать состояния души и тела человека, так и косвенно опосредованно избавлять клиентов ПК от весьма серьезных проблем, предлагая взамен действительно масштабные решения.
Состояния и мета-состояния