Характеристика некоторых типичных позиций руководителя, приводящих к неуспеху его деятельности
1. Руководитель всегда прав, та как это его точка зрения.
Часто такая позиция доминирует при возникающих спорах. Такая позиция – плохое основание для делового общения. Рассмотрение общения лишь со своей точки зрения является признаком ограниченности индивида. Следует помнить, что в деловом общении личные интересы всегда сводятся к «общему знаменателю», т.е. подчинены общей цели. И лучше убеждать оппонента не в правильности своей точки зрения, а в необходимости решения проблемы для блага общего дела, т.е. вместо противника сделать его своим соратником.
2.Руководитель никогда не признается в своих ошибках.
Часто возникают ситуации, когда руководитель понимает, что он не прав и, тем не менее, настаивает на своем. Это нецелесообразно, так как ошибка все равно будет раскрыта, что нанесет вред делу и подорвет авторитет руководителю. Оптимальным будет вариант своевременного признания ошибки (здесь иногда необходимо преодоление своих амбиций, упрямства и т.д. в пользу интересов общего дела).
3. Критикуя не различать позицию и личность оппонента.
Крайне непродуктивная позиция руководителя, которая может привести к тому, что сотрудник будет испытывать неприязнь или даже ненависть к критикующему, что усложнит или даже сделает невозможным процесс убеждения.
Избегнуть подобные ситуации можно, применяя правила:
1. Критикуя, никогда не затрагивайте личность оппонента;
2. Следует критиковать не мотивы и намерения критикуемого, а результаты и последствия его деятельности;
3. Никогда не ставить оппонента в безысходное положение и давать ему возможность реабилитации, оправдания и достойного выхода из сложившегося положения;
Осуществляя деловое общение, управляя мнениями и настроениями членов коллектива, руководителю необходимо уметь корректировать свое поведение, знать возможные способы заинтересовать и расположить к себе аудиторию.
Деловое общение будет эффективным и плодотворным, если будут соблюдены условия, важнейшими среди которых являются:
1. Необходимо четко сформулировать цели общения, т.е. четко осознайте, в чем необходимо убедить собеседника, определите особенности процесса его убеждения;
2. Перед проведением мероприятия ознакомьтесь с особенностями тех субъектов, с которыми вам придется работать. Это позволит вам выбрать наиболее приемлемую тактику работы с ними.
3. Проанализируйте свои возможности как коммуникатора идей деятельности, выявите свои возможности в данном направлении деятельности, положительные и отрицательные качества личности, настройте себя на работу с конкретными людьми.
4. Свое выступление сделайте ярким и образным с захватывающей перспективой, используя образный язык, яркие и метафоры.
5. Ваше выступление должно быть убедительным за счет того, что вы пробуждаете их энтузиазм, источаете доверие и уверенность.
6. Действуйте так, что бы ваши слушатели ощущали к себе уважительное, доброе отношение. Создайте в аудитории фасилитационную (комфортную для общения) обстановку, прислушивайтесь к запросам аудитории, выслушивайте своих слушателей, обращайтесь к ним по именам.
7.Выбирайте обоюдно удобное время и место проведения мероприятия. Подготовьте аудиторию к восприятию своих действий.
8.Проводите рефлексию своей деятельности, выделяя в ней позитивные и негативные моменты; накапливайте положительный опыт, повышающий эффективность вашей деятельности, как руководителя, так и коллектива в целом.
Как показывает практический опыт, применение правил убеждения, правил рациональной организации деятельности руководителя и учет возможных ошибок, позволяет оптимизировать деятельность и руководителя, и всего коллектива.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Охарактеризуйте факторы, влияющие на эффективность процессов убеждения (не менее трех).
2. В чем состоит суть правил Гомера, Сократа, Паскаля? Почему их применяют в процессах убеждения и какова их роль в данных процессах?
4. Поясните суть термина «эмпатия» и рассмотрите ситуации действия педагога (руководителя), в которых ее использование может дать положительный эффект.
5.Охарактеризуйте типичные позиции руководителя, приводящие к неуспеху его деятельности (не менее трех).
2.3.Особенности убеждающих воздействий
Установлено, что процедуры убеждения включают в себя информирование, разъяснение, доказательство, опровержение. Эти операции протекают в последовательности: информирование → разъяснение → →доказательство→ опровержение.
Руководитель для организации деятельности коллег должен дать определенные установки на будущую деятельность, а подчиненному необходимо получить соответствующую информацию, осознать ее и выяснить свои возможности в реализации предстоящей деятельности. Информация должна содержать сведения о цели и важности предстоящей деятельности и средствах ее осуществления.
После доведения до слушателей информации дается разъяснение возникших вопросов, при этом выявляются разногласия и точки соприкосновения.
Если разногласия значительны, то возникает необходимость реализации доказательства своей правоты оппонирующими сторонами. Для этого собеседники аргументировано доказывают свою точку зрения, приходя или нет к консенсусу
Это наиболее сложный момент убеждения, так как индивиды с трудом изменяют свои взгляды. Здесь важно соблюдать приведенные в 2.1 правила убеждения, не травмируя при этом чувство собственного достоинства собеседника.
В процессах убеждения используется схема последовательного воздействия на сознание человека: внимание → пробуждение интереса → → возникновение желания → реализация действия.
Вниманиепривлекают необычностью изложения, его формой, визуальными средствами.
Интерес возникает, если собеседник поймет, что он может удовлетворить какую-то из своих потребностей.
Желание возникает, если оппонент поймет, что цель достижима.
Действие – заключительное звено цепочки, результат реализации желания выполнить необходимую деятельность.
Необходимо отметить, что не всегда можно убедить всех оппонентов. Это трудно сделать с теми индивидами, которые лишены фантазии, яркого воображения, сильных, красочных эмоций. Сложно убеждать и людей, внутренне ориентированных на собственное «Я», стоящее у них всегда на первом месте. В этот же разряд попадают социально неконтактные люди, слабо связанные с формальными и неформальными группами. Трудно убеждать и лиц с ярко выраженной агрессивностью и враждебностью по отношению к другим.
В связи с этим, руководитель, убеждая, должен:
а) учитывать особенности лиц, с которыми он общается;
б) принимать во внимание сложившуюся обстановку.
в) применять разнообразные приемы убеждающего воздействия.
В арсенале руководителя имеются следующие приемы воздействия:
1. Наставление. Напоминает совет, указание на форму деятельности, чем существенно отличается от приказов и замечаний,
2. Косвенное одобрение (неодобрение). Оценка действия индивида, высказанная иносказательно, (например: «Тарелка блестит, в нее можно смотреться как в зеркало» – фраза сказанная классным руководителем о работе дежурных по столовой). Онанаправлена на действия субъекта, а не на качества его личности.
4. Метод Сократа, состоящий в том, чтобы предотвратить возможность отказа т чего-то в начале беседы.
5. Поручения и приказы,требующие от сотрудников быстрого и точного их выполнения, критических реакций.
6.Обманутое ожидание.Этот метод заключается в том, что у собеседника целенаправленно формируются в некотором направлении определенные ожидания. Когда напряженность ожиданий достигает предела, ему дают понять их тщетность. За этим неминуемо следует состояние растерянности, в котором собеседник практически без возражений воспринимает любую идею.
7. «Взрыв». Этот прием представляет собой мгновенную перестройку психологического состояния индивида под влиянием сильных эмоциональных переживаний. Применение «взрыва» требует создания специальной обстановки, в которой возникли бы чувства, способные поразить человека своей неожиданностью и необычностью.
8. Категорическое требование. Указание обязательного и немедленного решения проблемы называется категорическим требованием;имеет силу приказа, поэтому оно будет эффективно только тогда, когда руководитель обладает большой властью или пользуется непререкаемым авторитетом.
9. Запрещение воздействие руководителя, стоящее на грани принуждения и убеждения, негативно действующее на собеседника. Оно направлено против определенных импульсивных действий или недозволенных приемов.
10. Совет. Прием убеждающего воздействия, являющийся рекомендацией по выполнению необходимой для коллектива (индивида) Деятельности. Он эффективен тогда, когда собеседник проникается доверием к руководителю.
11. «Плацебо-эффект» – прием убеждающего воздействия, основанный на самовнушении, т.е. использовании психологического настроя самого убеждаемого.
12. Порицание – выражение неодобрения чем-то (например, негативная оценка действий субъекта). Этот прием убеждает только тогда, когда оппонент идентифицирует себя с руководителем. В других случаях порицание воспринимается как менторское назидание, которое можно выслушать, но не обязательно исполнять. Так как индивид активно защищает свое «Я», он часто рассматривает этот прием как покушение на его самостоятельность.
13. Намек - прием косвенного убеждения посредством шутки, иронии и аналогии. Сущность намека состоит в том, что он адресуется не к сознанию, не к логическому рассуждению, а к эмоциям. Намек таит в себе потенциальную возможность оскорбления личности собеседника, то пользоваться им лучше всего в ситуации «концертного настроения».
14. Комплимент – особая форма похвалы, выражение одобрения, уважения, признания или восхищения; любезные, приятные слова, лестный отзыв. Используется в процессах убеждения, как способ стимулирования позитивных эмоций.
Успешное применение даже удачно выбранного приема во многом зависит от фонового обеспечения беседы, т.е. от психологического состояния собеседников, что необходимо учитывать руководителю в реализации своей деятельности.
Кратко рассмотрим характеристику некоторых фоновых факторов.
1. Мышечная релаксация.Суть ее заключается в том, что при релаксации кора головного мозга человека в определенной степени освобождается от побочных влияний и подготавливается для восприятия речи ведущего беседу.
2. Эмоциональное напряжение. О нем свидетельствуют согнутая над столом фигура, подогнутые ноги, блуждающий взор, морщины на лбу и вертикальные складки на переносице. В месте с расслабленностью эмоциональная напряженность усиливает восприятие идей ведущего беседу.
3. Идентификация. Если собеседник не проявляет признаков расслабления или напряженности то взаимопонимания можно достичь за счет идентификации, т.е. на основе взаимного переживания каких-то общих сторон жизнедеятельности. Известно, что люди, имеющие некоторые общие признаки, скорее окажутся друг другу по душе, чем те, кто таковых признаков не имеет.
4. Концертное настроение. Большое значениеимеет фоновое состояние, называемое «концертным настроением». Оно состоит в том, что индивид, настроенный на «концертный», т.е. «игривый» тон, охотно воспринимает подаваемую ему информацию.
Таким образом, убеждающее воздействие лучше усваивается на определенном психологическом фоне. В данном пособии выделены релаксация, эмоциональная напряженность, идентификация и «концертное настроение». Каждый конкретный фон предопределяет выбор соответствующих приемов воздействия.
Кроме рассмотренных закономерностей делового общения в сфере убеждения существуют и другие особенности, однако и того, что изложено, вполне достаточно для того, чтобы оптимизировать деятельность руководителя в сфере образовательных систем. Добиться повышения эффективности деятельности образовательных учреждений можно во время и к месту, используя закономерности, влияющие на процессы убеждения оппонентов на любом уровне (ученическом, управленческом и т.д.). Важно использовать эти закономерности креативно, а не механически и бездумно.
Вопросы и задания для самостоятельной работы.
1. Поясните что такое «процесс убеждения» и чем он отличается от слова «убеждения (е)».
2. Докажите важность процессов убеждения в деятельности: а) руководителя; в) конкретного субъекта. Одинаков ли будет ответ, если в задании будет отсутствовать слово «процессов»?
3. Назовите составные части процесса убеждения и кратко их охарактеризуйте.
4. Назовите компоненты схемы последовательного воздействия на сознание человека в процессах убеждения, составьте эту схему и кратко охарактеризуйте ее:
5. Назовите элементы деятельности (три) которые должен применять при убеждении группы индивидов, разнородных в психологическом плане.
3.ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ