Культурно-исторические особенности

Россия сегодня населена представителями разных национальностей. Однако культура и цивилизация страны называются русскими, поскольку в их основе заложены национально-психологические особенности, черты характера русского народа. Черты характера народа - это черты характера большинства населения страны. В настоящее время часто применяется понятие менталитет (ментальность). Под ним подразумевают глубинные основания личностных и общественных отношений к различным сторонам жизни, поведения и поступков. Различают менталитеты индивида, отдельных социальных слоёв и общества в целом (народа, нации, социума). Установлено, что менталитет социума обладает большей инертностью, чем менталитет социального слоя, тем более индивида. Заметные изменения менталитета социума могут занимать сотни лет, его основные черты сохраняются, по мнению некоторых, тысячелетиями. В основе национального менталитета лежит национальная культура, отражённая в традициях, морали, истории, религии, философии, науке, искусстве, образовании.

Первой чертой русского менталитета следует считать коллективизм, традиции подчинения личности общему делу, без которых в суровых природных и социальных условиях невозможно было бы выжить.

«Из века в век наша забота была не о том, как лучше устроиться или как легче прожить, но лишь о том, чтобы вообще как-нибудь прожить, продержаться, выйти из очередной беды, одолеть очередную опасность» (философ И.А.Ильин).

Только благодаря коллективизму выросла, защитилась и существует до сих пор русская цивилизация. Благодаря коллективизму русского народа другим евразийским народам было выгодно в суровую эпоху безжалостных захватчиков присоединяться к мощной, жизнеспособной России.

«При большом разнообразии географических условий для народов Евразии объединение всегда оказывалось гораздо выгоднее разъединения. Дезинтеграция лишала силы, сопротивляемости; разъединиться в условиях Евразии значило поставить себя в зависимость от соседей, далеко не всегда бескорыстных и милостивых... Евразийские народы строили свою государственность, исходя из принципа первичности прав каждого народа на определённый образ жизни. На Руси этот принцип воплотился в концепции соборности и соблюдался совершенно неукоснительно» (Л.Н.Гумилёв).

На причинувторой из основных черт русского менталитета – терпимость и уважение к иным национальностям – указал В.О.Ключевский:

«В образовании великорусского племени (русские: великороссы – 9/13, малороссы – 3/13, белорусы – 1/13) совместно действовали два фактора: природа страны и племенная смесь… Обширная восточноевропейская равнина, на которой образовалось русское государство, в начале своей истории не было на всём своём пространстве заселено тем народом, который доселе делает её историю… Восточная ветвь славянства, потом разросшаяся в русский народ, вступает на русскую равнину … со склонов Карпат. При распространении великороссов по равнине происходило перемешивание племён, а не завоевание края, не порабощение или вытеснение туземцев»

Благодаря этой черте стало возможным объединение евразийских народов именно в российский суперэтнос, стало возможным взаимное восприятие лучших черт и достижений соседей, необходимое для долговременного выживания. Ни один из соседних, затем присоединившихся народов русские не искоренили и не обратили в рабство - как индейцев и негров представители Западной цивилизации в США.

Третьей основной чертой русского менталитета является стремление к социальной справедливости (говорим о чертах большинства народа, куда может не входить властная элита). Это стремление естественно сопутствует коллективизму.

«Характерно русским явлением называется… признание греховности всякого богатства и роскоши… Богатый стыдился своего богатства, потому что в России абсолютный характер частной собственности всегда отрицался. Для русского сознания важно не отношение к принципу собственности, а отношение к живому человеку» (философ Н.А.Бердяев).

Соотношение личностных и общественных начал отличает русский менталитет от, например, западноевропейского, возникшего и существующего в более благоприятных условиях (мягкий климат, компактность территорий, выход к незамерзающим морским коммуникациям, историческая преемственность многовековой культуры римлян, защищённость восточными соседями от нашествий диких племён). Для обеспечения жизнеспособности в условиях, более насыщенных опасностями, от сообщества требуется большее сплочение. Это можно отобразить на шкале соотношения черт индивидуализма и коллективизма в менталитете (см. рис.), имея в виду, что крайние положения – абсолютный индивидуализм или абсолютный коллективизм – для человеческого общества в принципе невозможны.

       
  Культурно-исторические особенности - student2.ru   Культурно-исторические особенности - student2.ru

Западный Русский

менталитет менталитет

       
  Культурно-исторические особенности - student2.ru   Культурно-исторические особенности - student2.ru
 

ИндивидуализмКоллективизм

 
  Культурно-исторические особенности - student2.ru

Шкала соотношения черт индивидуализма и коллективизма

Рис. Соотношение черт в менталитете

Отмеченные черты русского народа объясняют свойственную ему духовность. Духовность можно определить как способность индивида подняться над своими личными интересами и действовать вопреки им, на пользу общества, в соответствии с иррациональной частью мировоззрения - Верой.

«Многое в русском мышлении чуждо и малопонятно западным людям… Русский индивид сложнее и богаче в своей глубине, во внутренней своей жизни… Характерная черта русского духа – искать всеобщего спасения, нести в себе ответственность за всех; его историческая миссия – дело мирового объединения» (Н.А.Бердяев).

Приоритет духовности в русском менталитете связывают с православием, затем со всей самобытной национальной культурой (с великой русской литературой, прежде всего), вобравшей в себя культуру всех национальностей, объединившихся в русский суперэтнос. Наконец, с идеей коммунизма – социальной справедливости.

Коллективизм,подчинение личности общему делу, имеет и обратную сторону. Русский человек скорее ощущает единство сообщества, к которому он принадлежит, чем себя в этом сообществе. Государственная власть до сих пор представляется ему как главный стержень всей общественной жизни. Признание приоритета совместных действий ведёт к подчинению и вере в харизматического лидера-вождя, сужает мотивацию человека к самостоятельным действиям, определённым образом сковывает его инициативы. Это зачастую затрудняет нахождение и реализацию оптимальных путей развития нации. Коллективистский русский характер предопределяет не всегда оправданную готовность подчиняться авторитету власти и вождя. И ещё: «Национальная скромность, самокритика и самоосуждение составляют нашу несомненную черту» (философ Б.П.Вышеславцев).

Для русского менталитета характерен ряд пословиц:

«Не в силе Бог, а в правде»;

«От трудов праведных не наживёшь палат каменных»;

«Не быть рабом и не стать господином»

«Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет».

В целом, можно сказать, что единство и жизнестойкость в суровых природных и исторических условиях русскому народу придавало следование принципу

«Выживать сообща и не за счёт других».

Русская цивилизация с характерным для неё менталитетом объединила к настоящему времени представителей многих национальностей. Есть большой смысл в том, что за рубежом всех представителей России называют русскими, будь они по национальности татары, ингуши, евреи, башкиры, калмыки. Русскими часто называют даже грузин, армян, казахов и других бывших советских граждан, потому что за долгое время жизни вместе с русскими они приобрели черты неповторимого русского менталитета.

«Я умудрялся от эпизода до эпизода забывать, что я еврей. Не потому, что не хочу или стесняюсь быть евреем, а потому, что ощущаю себя человеком русской культуры по рождению, воспитанию, образованию…» (поэт А.Б.Кушнер).

Русский менталитет плохо совмещается с современными достижениями в обеспечении индивидуального комфорта, с принципами индивидуальной конкуренции, с транснациональной экономикой, основанной на рыночной системе. Но, хорошо соответствуя принципам устойчивого развития, он может стать духовной основой выживания России, как локальной цивилизации, в будущем.

Особенности развития

Природные и культурно-исторические особенности России, наряду с другими факторами, являются постоянным источником угроз её национальной безопасности. Россия в своём развитии по уровню экономики и качеству жизни населения постоянно отстаёт от передовых в этом смысле стран вследствие неблагоприятных геоклиматических условий и потому высоких издержек жизнедеятельности, затрачиваемых на физическое выживание. Когда отставание страны становится опасным из-за нарастания внутренних конфликтов и экспансии конкурирующих цивилизаций, происходит мобилизационный рывок с опорой на народные традиции коллективизма и подчинения личности общему делу. Через напряжение всех сил и потерю значительной части населения страна достигает необходимого для выживания могущества. За рывком следует более спокойный период жизни, потому что напряжение всех сил погубило бы страну и без внешнего воздействия. А далее - новое отставание, потом новый рывок. Таким образом, развитие России принципиально скачкообразное.

Рывков разной амплитуды было немало, самыми значимыми учёные считают эпохи Ивана Грозного (переход к единому русскому государству), Петра Великого (переход к империи), Иосифа Сталина (переход в индустриальное общество).

Одним из главных достижений последнего рывка является сравнительно высокий образовательный уровень населения России. При 80% неграмотного населения в начале XX века, к концу века Россия добилась всеобщего среднего образования и профессиональной подготовки мощного слоя интеллигенции, всесторонне развившей науку и создавшей передовые образцы во всех сферах современной техники. Достижения образования, науки и техники позволили стране победить в военном противостоянии силам Европы, объединённым фашистами, и стать к концу XX века второй державой мира. Высокий уровень образования населения сегодня является важным потенциалом – он соответствует повышению требований к личности и обществу при переходе к устойчивому развитию.

Вторая половина XX века ознаменовалась для России (тогда СССР), с одной стороны, бурным технологическим прогрессом, обеспечившим существенный рост уровня безопасности граждан (напомним, в целом количественно измеряемым средней продолжительностью жизни, которая выросла в течение XX века с 33 до 72 лет). С другой стороны - заметным отставанием в комфорте (бытовых удобствах) от передовых стран Запада. Это отставание стало особенно заметным со становлением единого информационного пространства мира, с ростом масштабов взаимообмена и появлением возможностей сравнения. У людей резко выросли материальные потребности, нарушился баланс между интересами личности, общества и государства. Причиной отставания общественное мнение посчитало чрезмерные равенство («уравниловку») и коллективизм общества. Стремление народа к переменам привело к реформам, начатым в конце 1980-х годов с политической и экономической сфер. Было выбрано либеральное направление реформ с приоритетом свободы и прав личности, что провозглашается основными ценностями западной цивилизации. Направление реформ обозначилось, таким образом, как отказ от основ русского коллективистского менталитета. В нём стали видеть ограничение индивидуальных прав и свобод, как бы не оправданное изменившимися условиями жизни. Ведь условия, сформировавшие русский менталитет, в результате прогресса и создания объектов техносферы стали комфортнее (вырос уровень безопасности общества).

Происшедшее наглядно отображается на уже приводившейся шкале соотношения черт индивидуализма и коллективизма следующим образом (см. рис.).

       
    Культурно-исторические особенности - student2.ru
  Культурно-исторические особенности - student2.ru
 

Западный Русский

менталитет менталитет

Культурно-исторические особенности - student2.ru (традиционный)

Культурно-исторические особенности - student2.ru

Направление изменения

Общественного мнения

Культурно-исторические особенности - student2.ru

Индивидуализм Коллективизм

 
  Культурно-исторические особенности - student2.ru

Направление уменьшения угроз

Культурно-исторические особенности - student2.ru

Рис. Изменение общественного мнения в России

Соотношение черт индивидуализма и коллективизма присутствует в инерционном менталитете социума (в подсознании его членов) и в более подвижном общественном мнении (общественном сознании), постепенно воздействующем на менталитет и меняющем его положение на принятой шкале. Общественное мнение к началу реформ было возбуждено начатой «сверху» перестройкой и приведено к убеждению о необходимости смещения традиционного русского соотношения черт индивидуализма и коллективизма в сторону частных, личных интересов.

Либеральное направление реформ информационно, экономически и политически активно поддерживалось со стороны государств Запада, преследующих в соответствии со своими национальными интересами свои цели.

Ориентируясь на Запад и используя склонность русского характера к самообличению, многие стали очернять историю страны, особенности русского народа, внедрять мнение, что Россия – страна дикая, отсталая и в то же время имперская, что она служит постоянным источником угроз для соседей и в таком виде не нужна миру. По их мнению, только внедрение западной культуры сможет спасти Россию, только «возврат в мировую цивилизацию» приведёт страну к благоденствию. Появление таких «западников» в истории страны не новость, о них писали не только Н.Я.Данилевский, но ещё и А.С.Пушкин:

«Ты просвещением свой разум осветил,

Ты правды чистой свет увидел,

И нежно чуждые народы полюбил,

И мудро свой возненавидел».

Автор теории этногенеза Л.Н.Гумилёв по этому поводу предупреждал: «Конечно, можно попытаться войти в круг цивилизованных народов, то есть в чужой суперэтнос. Но, к сожалению, ничто не даётся даром. Надо осознавать, что ценой интеграции России с Западной Европой в любом случае будет полный отказ от отечественных традиций и последующая ассимиляция».

Влияние изменившегося общественного мнения, утверждающего стремление к индивидуальному успеху, привело к падению нравственности и общественной производительности труда, которая определяет качество жизни большинства народа и место страны в мировом сообществе. Народ России потерял единство, каждый пытается выживать в одиночку. Произошли резкие перемены внутри страны и в положении России в мировом сообществе. Отставание перешло в системный кризис русской цивилизации: кризис культуры, смена общественного строя, политический распад второй державы мира на ряд мелких «независимых государств», падение всех видов производства более чем в два раза.

Кризис России характеризуется падением и основных показателей качества жизни:

- средняя продолжительность жизни в современной России - порядка 64 лет (в СССР было – 72 года; в развитых странах сегодня – порядка 78 лет, в Японии, Скандинавии – 80 лет), у мужчин – 58 лет;

- благосостояние – в среднем около 4 тыс. долларов в год на человека (мировая классификация: до 4 тыс. долларов в год на человека – страны отсталые, поставщики природных ресурсов, исполнители вредных технологий, потребители; 10-12 тыс. долларов – страны индустриальные, производители товаров потребления; 20-30 тыс. долларов – страны передовые, генераторы информационных технологий);

- образование – общее - 9-11 классов (в большинстве стран Европы – 12-13 классов); высшее – падение уровня подготовки выпускников; повсеместное старение преподавательского состава, отсутствие притока молодых кадров вследствие низкого материального обеспечения.

Кризис вызвал нарастающий демографический спад, составивший ~5 млн. человек за 10 лет.

В связи с кризисом этносы, национальности, примкнувшие в прошлом к русской цивилизации для защиты от агрессивных и безжалостных соседей, перестают нуждаться в единстве с русскими. Одни национальности выходят из пространства русской цивилизации. Другие стараются использовать «слабости» русского неагрессивного менталитета в своих интересах (организация этнических преступных группировок, захват бывшей общенародной собственности и посреднических, материально выгодных позиций в рыночной экономике на исторически чужих территориях).

Наши рекомендации