Альтернатива: метод энергетических шаров

Если вышеописанный метод не приносит желаемых результатов (не появляется достаточная уверенность), на помощь может придти следующий подход, автором ко­торого является Аннеке Мейер.

1. Установите энергетические шары.
Представьте визуально три энергетических шара,

один для прошлого, один для настоящего и один для бу­дущего. Речь идет об энергетических шарах, каждому из которых можно придать свой собственный цвет, и каж­дый из которых подаст определенный сигнал, когда бу­дет установлен на верном месте.

2. Пусть энергетические шары, сами займут опреде­
ленные места. Представьте себе, где в настоящий мо­
мент находятся прошлое, настоящее и будущее в том
помещении, где вы находитесь. Пусть энергетические
шары «займут свои места».

Какой из шаров первым виден/слышен/ощутим на своем месте?

Какой из шаров следующий?

3. Соедините энергетические шары друг с другом.
Как происходит соединение?

Выявляются признаки, отличающие прошлое, на­стоящее и будущее друг от друга, за исключением их мест в помещении?»

Психокоррекция линии времени

После того, как линия времени построена, можно уже приступать к собственно терапии. Однако начинается она не с устранения ограничивающего решения или высвобо­ждения «застрявшей» эмоции, а с анализа экологичности обнаружившейся линии времени. Перед этим, однако,

следует проверить иные, нежели пространственного рас­положения, субмодальности временного кодирования — например (как минимум), различие картинок прошлого, настоящего и будущего в:

• размерах «изображений»;

• их ассоциированности или диссоциированности;

• яркости «картинок»;

• их резкости и «фокусировке»;

• цвете (цветные или черно-белые; если цветные, то как меняется гамма цвета);

• неподвижности/подвижности (это фотографии или кинофильмы?);

• глубине изображения (плоские или трехмерные?) и т.п.

Мы привели список только самых основных субмо­дальностей, причем исключительно визуальных. Осталь­ные субмодальностные характеристики линии времени клиента вы можете исследовать самостоятельно.

Как утверждают С. и К. Андреас (цит. по: Ст. Андре-ас, Кон. Андреас. «Сердце мозга», с. 233), «...многие лю­ди представляют свое прошлое в виде дороги, уходящей влево от них, настоящее в виде дороги, лежащей перед ними, и будущее в виде дороги, уходящей вправо. У не­которых людей прошлое и будущее меняются местами. Есть люди, видящие прошлое в виде «туннеля» или до­роги, расположенных прямо позади них, в то время как будущее — это дорога, идущая вперед. Существует мно­жество способов организации времени, но ни один из них нельзя назвать «правильным». В то время как боль­шинство людей видят время в виде более или менее пря­мых линий, есть люди, представляющие нечто напоми­нающее туннель, арку или даже спираль». Однако дан­ные авторы так же отмечают, что несмотря на то, что любой способ организации линии времени имеет пред­сказуемые преимущества и недостатки, есть среди них те, которые создают больше проблем, чем решений. И именно поэтому редактирование линии времени, внесе­ние изменений в его кодирование позволяет снять очень многие трудности жизни и упрощает решение отдельных жизненных задач.

143ак. 2731 417

Как мы уже указывали выше, «правильных» и «неп­равильных» вариантов линии времени не существует. Однако в своей работе с клиентами вы, тем не менее, можете ориентироваться на некоторые принципы, пра­вила или положения, важнейшими из которых являются следующие:

• будущее все-таки должно располагаться перед гла­зами человека или, по крайней мере, не должно быть где-то совсем уж сбоку или сзади;

• прошлое же не стоит помещать или иметь перед глазами, дабы не пребывать постоянно именно в нем;

• между линиями прошлого и будущего должно быть достаточно приличное расстояние, ибо ина­че, глядя в будущее, клиент будет видеть про­шлое;

• линия времени не должна быть «скрученной-пере­крученной», поскольку в этом случае человек про­сто не сможет разобраться с собственной жизнью;

• чисто субмодальностно прошлое не должно быть более привлекательно, чем настоящее и будущее — в противном случае человека все время будет тянуть к себе минувшее и вчерашний день.

Сама по себе психотехнология изменения линии вре­мени относительно несложна, и может выполняться как минимум двумя способами. Первый — рекомендованный Бо Щёбергом и Time Line Therapy — заключается в том, чтобы предложить клиенту представить новую, эколо­гичную линию времени и сделать ее зримой и даже све­тящейся (разумеется, в воображении), после чего старую линию можно скатать в комок и выбросить во Вселен­ную. На наш взгляд, это не самый экологичный способ, ибо, во-первых, в психике человека нет ничего «лишне­го», и уничтожение чего-угодно может отрицательно сказаться на его жизнедеятельности, а во-вторых, вряд ли стоит «засорять» Вселенную своими «отходами» — тем более, что неизвестно еще, что придет оттуда в ответ на то, что вы выбросили... Поэтому мы рекомендуем вам другую технику изменения линии времени.

1. Воссоздайте свою прежнюю линию времени и пре­дставив, что она состоит из какого-то пластичного материала (например, легко гнущейся проволоки), видо­измените ее (если это дейстёительно необходимо) и сделайте соответствующей той форме линии времени, которую вы выбрали.

2. В случае, если вы меняете включенное время на сквозное, мысленно вышагните из своего проходящего сквозь вас настоящего, отступив от него примерно на шаг, или осторожно «извлеките» настоящее из своей головы и поместите перед собой.

3. Теперь определитесь, какими — полными чего именно — вы хотели бы видеть свое прошлое, настоя­щее и будущее, подберите соответствующие эталоны или контр-примеры и осуществите субмодалъностное редактирование.

Сразу после построения ЛВ клиенту следует предло­жить как бы взлететь над ней («представьте, что вы под­нимаетесь над линией времени как на вертолете») и, па­ря, отправиться сначала в прошлое, а потом в будущее, обратив его внимание на то, что он не только может ви­деть картины (например, светящейся линии времени), но и слышать какие-то звуки и испытывать некие ощуще­ния. В заключение он может подняться выше («так вы­соко, чтобы ваша линия времени стала длиною в санти­метр»), после чего следует вернуться в настоящее и ассо­циировать с ним.

Обнаружение глубинной причины

После этого можно уже приступать к собственно пси­хотерапии. Здесь в Time Line Therapy главным выступа­ет обнаружение глубинной причины проблемы, которая, однако, ищется не только в нынешней жизни клиента, но и в его генеалогии (память предков) и прошлых жиз­нях, что можно представить в виде следующей схемы (рис. 26).

Сам же подход к анализу СКО или комплексов (це­почкам событий, проистекающих из одного — главного) полностью аналогичен вышеописанному — за, пожалуй,

одним исключением: использования для их обозначения номинации «гештальт».

Генеалогия


Альтернатива: метод энергетических шаров - student2.ru

Прошлое Настоящее Будущее

Внутриутроб­ный период


Прошлые жизни

Рис. 26

Обнаружение глубинной причины в терапии линии времени может осуществляться двояко: либо до и по­мимо собственно работы на ЛВ, либо непосредственно на ней.

В первом случае вам надлежит осуществить своеоб­разное «биографическое» расспрашивание клиента, в хо­де которого, предложив ему полностью опираться на свое бессознательное, вы предлагаете ему определить (найти) самое первое событие с помощью ваших уточняющих вопросов типа:

Как, если бы вы знали, то как вам кажется, это

событие произошло:

• до, в момент или после вашего рождения?

• если до, то в течение внутриутробного периода или до зачатия?

• если в течение внутриутробного периода, то на каком месяце?

• если до зачатия, то в прошлой вашей жизни или в жизни ваших предков?

• если в жизни ваших предков, то сколько поколе­ний назад?

• если в прошлых жизнях, то сколько жизней на­зад?

Просим вас обратить внимание на то, что хотя реин-карнационная модель жизнедеятельности человека от­нюдь не является абсолютной истиной, в терапевтиче­ской практике мы неоднократно сталкивались с реаль­ным ли, воображаемым ли, но «проходом» в прошлые

жизни наших клиентов, так что существование их сле­дует признать если и не как объективный, то субъектив­ный факт.

Что же касается опыта (памяти) предков, то, как из­вестно, Ч. Тойч блестяще доказал, что значимые события жизни родителей, бабушек и дедушек и т.д. кодируются в ДНК и РНК последующих поколений (см.: Тойч Ч.К., Тойч Д.М. «Второе рождение или искусство познать и изменить себя»).

Второй вариант поиска и обнаружения глубинной при­чины осуществляется непосредственно на (над) линией времени, и здесь первое, на что следует обратить внима­ние клиента, так это на то, не видит ли он «темных пя­тен» или «разрывов» на своей линии времени (каковые всегда соответствуют значимым — судьбоносным! — со­бытиям и которые следует клиенту сразу же попробовать «просветить» и «убрать», сиречь соединить отдельные фрагменты его ЛВ). Ну, а далее можно просто дать ему инструкцию, аналогичную той, которая дается при из­менении личной истории:

«Взлетите над линией времени и позвольте своему бессознательному отправить вас в прошлое — в то са­мое первое событие, которое и породило проблему».

Последующую работу можно объяснить с помощью своеобразного «четырехпозиционного» описания, не от­носящегося, однако, к принятому в Нейролингвистиче­ском программировании делению позиций восприятия на первую (сам), вторую (другой), третью (наше взаимо­действие как бы «со стороны»), четвертую (мета-позиция по отношению к самому себе) и пятую («мы как единая система»). В Time Line Therapy используются следующие обозначения:

1 момент за событием

2 момент над событием

3 момент перед событием и

4 собственно событие.

Все это можно представить следующей схемой (см. рис. 27).


Альтернатива: метод энергетических шаров - student2.ru

Прошлое

Настоящее Будущее

Рис. 27

Далее начинается самое интересное. Согласно Time Line Therapy «заход» в область № 3 означает исчезнове­ние возникшей тогда эмоции или решения. В обоснова­ние этого положения приводятся три объяснения. Пси­хологическое, согласно которому все эмоции требуют времени для выражения своего содержания, вследствие чего изменение временной перспективы приводит к реф­реймингу (переосмыслению) эмоции. Метафизическое, в котором утверждается, что единственно реальной на Земле является эмоция любви, а все отрицательные эмо­ции выступают производными от страха и иллюзорны­ми, так что изменение временной перспективы демонст­рирует, что эмоция есть не более чем иллюзия, и она ис­чезает. И физическое, по которому, согласно квантовой физике, область № 3 является зеркальным образом того, как эмоция содержится в настоящем — многомерной неврологической противоположностью «настоящего», — отчего и действует как своеобразная «антиматерия»: так, что закрепляющие ее в психике нейросвязи разрушают­ся и эмоция исчезает.

TLT-уничтожение отрицательных эмоций и ограничивающих решений

Однако нас с вами интересуют не объяснения, а то, как это работает на практике. Так вот, при работе с техникой уничтожения отрицательных эмоций (смысл и цели этой работы ясны из названия) вы предлагаете клиенту сделать следующее:

1. Поднимитесь над своей линией времени и, двига­ясь в прошлое, остановитесь в области № 1 и заметьте событие, которое породило проблему — отрицательные эмоции.

2. Переместитесь в область № 2, которая находит­ся прямо над событием, и спросите ваше бессознатель­ное, чему можно здесь научиться и какой урок извлечь.

3. Как бы проплыв над событием, пройдите в об­ласть М 3 — до того, как событие произошло и обра­тите внимание на то, что эмоции, связанные с ним просто исчезли .

4. При необходимости (или неуверенности в резуль­тате) как бы опуститесь в само событие (область № 4) и проверьте наличие отрицательных эмоций. Ес­ли они действительно исчезли, просто возвращайтесь в область № 3. Если нет, повторите пункт 3, зайдя еще дальше в прошлое (до события) или поищите более раннее происшествие, в котором зафиксировались эти эмоции.

5. Теперь, двигаясь над линией времени с макси­мально возможной скоростью, вернитесь в настоящее. При этом пусть ваше новое эмоциональное состояние, возникшее в области № 3, пройдет через все события, в которых ранее проявлялись отрицательные эмоции, со­храняя и переосмысливая уроки, которые в них были.

6. Затем попробуйте вспомнить любое событие в
прошлом, в котором у вас проявлялась старая эмоция
и, вернувшись к этому событию, посмотрите, испыты­
ваете ли вы ее теперь или нет.

, 7. А теперь поищите в вашем будущем событие, в котором ранее вы могли бы испытать отрицательные эмоции и, найдя его, проверьте, можете ли вы испы­тать их или нет. Если нет, вернитесь в настоящее.

В случае, если проверки по прошлому и по будущему (пункты 6 и 7) дают отрицательный результат, следует повторить процедуру. Однако перед этим следует убе­диться:

• что клиент действительно находится в области № 3, т.е. зашел настолько далеко от события (и поднялся настолько высоко над ним), что отрица­тельные эмоции, связанные с этим событием, дей­ствительно исчезли,

Причины этого исчезновения см. выше. — С.К. 423

• что событие, с которым вы работаете на линии времени, на самом деле является первым (если нет, клиенту следует предложить позволить сво­ему бессознательному поискать САМОЕ ПЕРВОЕ происшествие — в т.ч. в генеалогии и прошлых жизнях),

• что клиент действительно хочет избавиться от свя­занных с происшедшими инцидентами (их цепоч­кой, комплексом или СКО) отрицательных эмоций, а не собирается и далее извлекать из них вторич­ные выгоды, трактуя свое желание уйти от реаль­ной жизни и связанных с ней проблем в некоем псевдопсихоаналитическом смысле. Здесь наиболее важным является именно извлечение урока из са­мого первого события, рефрейминг (если надо) свя­занных с ним событий и обстоятельств и даже, воз­можно, работа с Самостоятельной Единицей Созна­ния, которая возникла там и тогда.

Почти по аналогичной схеме (наглядно представлен­ной на рис. 27) осуществляются и другие базовые техни­ки Time Line Therapy. Так, работа со все теми же обусло­вленными прошлыми инцидентами негативными эмо­циональными реакциями (техника уничтожения отри­цательных эмоций-2) может делаться по следующему простому алгоритму (который, однако, исключает воз­можности работы с выраженными травмами и фобиями).

1. Поднимитесь над линией времени и попросите
ваше бессознательное, двигаясь в прошлое, оказаться на
месте САМОГО ПЕРВОГО события и опуститься
прямо в него — в область № 4.

2. Ощутите (обнаружьте) отрицательные эмоции и извлеките из этого события те уроки, которые по­зволят этим эмоциям уйти.

3. Переместитесь в область № 3, находящуюся пе­ред началом этого события и, повернувшись, посмот­рите на него. Обнаружьте, что эмоция, связанная с со­бытием, исчезла.

Последующая работа по данной психотехнологии аб­солютно аналогична вышеописанной и мы приводим ее пункты только «строгости для».

4. При необходимости (или неуверенности в резуль­тате) как бы опуститесь в само событие (область № 4) и проверьте наличие отрицательных эмоций. Ес­ли они действительно исчезли, просто возвращайтесь в область № 3. Если нет, повторите пункт № 3, зайдя еще дальше в прошлое (до события) или поищите более раннее происшествие, в котором зафиксировались эти эмоции.

5. Теперь, двигаясь над линией времени с макси­мально возможной скоростью, вернитесь в настоящее. При этом пусть ваше новое эмоциональное состояние, возникшее в области М 3, пройдет через все события, в которых ранее проявлялись отрицательные эмоции, со­храняя и переосмысливая уроки, которые в них были.

6. Затем попробуйте вспомнить любое событие в прошлом, в котором у вас проявлялась старая эмоция и, вернувшись к этому событию, посмотрите, испыты­ваете ли вы ее теперь или нет.

7. А теперь поищите в вашем будущем событие, в котором ранее вы могли бы испытать отрицательные эмоции и, найдя его, проверьте, можете ли вы испы­тать их или нет. Если нет, вернитесь в настоящее.

Что же касается техники избавления от ограничи­вающего решения, то описание шагов данной психотех­нологии вообще является полной копией техники унич­тожения отрицательных эмоций-2 — за тем исключени­ем, что вместо слова «негативные эмоции» в ней исполь­зуется дефиниция «ограничивающее решение» или про­сто «решение». В связи с этим описание данной техники мы здесь не приводим. Однако позволим себе сделать два связанных с нею замечания. Первое — это то, что весьма часто на место старого решения бывает необхо­димо вставить (поставить) новое — уже экологичное. То, каким оно будет, нужно определить в области № 3, да­лее опуститься в область № 4 и, ассоциировавшись с событием, принять это решение, после чего вернуться в

Альтернатива: метод энергетических шаров - student2.ru Альтернатива: метод энергетических шаров - student2.ru здесь и теперь, как это описано в п. 6 вышеописанной психотехнологии (т.е. пройти в настоящее, двигаясь над линией времени, и одновременно переоценивая и пере­осмысливая все вытекающие из первого происшествия в свете нового решения). Второе — это то, что при под­стройке к будущему можно предложить клиенту вообра­зить не одну, а три или больше ситуаций, в которых экологичное решение он ранее не смог бы принять из-за ограничений из «там и тогда», дабы он проверил, может ли он принимать в них решения, не связывая себя про­шлым. И еще одно, на что нам хотелось бы обратить ваше внимание, — на то, что понятие «ограничивающее решение» включает очень широкий класс феноменов — в том числе и психосоматические заболевания, которые с помощью вышеописанной психотехнологии могут быть устранены или облегчены. Впрочем, более подробно мы об этом поговорим далее, обсуждая использование Time Line Therapy в работе с будущим.

Отметим, однако, еще одно. При работе с отрицатель­ными эмоциями клиента вы запросто можете «залететь» в психотравматическое происшествие такой силы, что никакая диссоциация в позицию № 3 не сможет здесь помочь. В этом случае специалисты по Time Line Therapy предлагают дополнительно воспользоваться любыми дру­гими психотехнологиями работы с фобиями и психо­травмами, уже знакомыми вам по этой книге.

Упражнение 107.

-►Потренируйтесь с различными методами опреде­ления линии времени — всеми, о которых вы прочита­ли. То, что будет постоянно воспроизводиться, скорее всего и будет вашей линией времени.

-►Тщательно определите свою линию времени. Оце­ните ее структуру и тип с точки зрения экологичности, т.е. соответствия задачам, целям и условиям вашей жизнедеятельности.

Альтернатива: метод энергетических шаров - student2.ru Альтернатива: метод энергетических шаров - student2.ru Альтернатива: метод энергетических шаров - student2.ru Альтернатива: метод энергетических шаров - student2.ru Альтернатива: метод энергетических шаров - student2.ru Альтернатива: метод энергетических шаров - student2.ru Альтернатива: метод энергетических шаров - student2.ru Альтернатива: метод энергетических шаров - student2.ru Упражнение 108.

-►Поэкспериментируйте с изменениями своей ли­нии времени. Попробуйте найти и закрепить наиболее экологичный для вас ее вариант. Потренируйтесь во «всплытии» над своей линией времени («подъеме над ней, как на вертолете»), после чего, определив, чего именно вам не хватало в вашем прошлом (например, ощущения счастливости, уверенности в себе и т.п.), внесите это на вашу прошлую ЛВ с помощью, напри-мер, техники «метафора Антонова» (см. гл. 2 части 4).

Упражнение 109.

-►Возьмите любую из своих неэкологичных, но по­стоянно повторяющуюся, эмоцию и уничтожьте ее с помощью обеих техник Time Line Therapy.

Упражнение 110.

-►Найдите еще одно свое ограничивающее решение и примените к нему технику избавления от ограничи­вающего решения по TLT.

Упражнение 111.

-►Составьте список своих страхов, тревог, неприят­ных воспоминаний и т.п. и проделайте для каждого та­кого болезненного опыта или состояния техники тера­пии линии времени, при необходимости дополняя их другими психотехнологиями работы с фобиями и пси­хотравмами.

Глава 3. Использование линии жизни для оптимизации будущего

К сожалению, давно прошли те времена (да и были ли они вообще?), когда будущее казалось нам светлым и манящим независимо от того, знали мы или нет, что нас в нем ожидает. Сознание практически любого современ­ного человека — а уж тем более, клиентов ПК — нынче наполнено различными более или менее определенными

и конкретизированными страхами перед будущими со­бытиями и обстоятельствами, а также разъедающего его (и их — клиентов ПК) душу и парализующими волю прочими негативными эмоциями типа гнева, обиды, не­приятия и/или отвращения. В результате большинство людей как бы отказываются от своего будущего — про­сто ведя неэкологический образ жизни, не предпринимая никаких попыток к хоть какой-то адаптации к требова­ниям завтрашнего дня и попросту пуская на самотек ход собственной жизнедеятельности. Однако отказ от гряду­щего означает отказ от жизни вообще, и поэтому для всех таких людей в плане ПК абсолютно «показанной» является оптимизация их будущего с использованием линии жизни.

Основные направления оптимизации будущего

Работа с будущим в личной истории клиента может быть в качестве заключительной стадии психотерапии ре­комендована во всех без исключения случаях. Однако как вполне самостоятельная она является весьма «показанной» при наличии следующих видов нарушений у клиентов:

• наличия недифференцированных и неконкретизи-рованных (в каких-либо ожидаемых событиях) не­гативных эмоций по поводу будущего (например, страха перед ним или каких-нибудь катастрофиче­ских ожиданий);

• отсутствия каких-либо важных с точки зрения буду­щей жизнедеятельности качеств и/или состояний;

• недостаточной четкости или неопределенности и непроработанности будущих целей;

• недостаточной экологичности образа жизни чело­века, чреватого негативными последствиями в плане его будущего;

• присутствия отрицательных эмоций по поводу конкретных, ожидаемых в будущем событий.

Рассмотрим психотехнологии, позволяющие решить вышеописанные проблемы, для чего прежде всего обра­тимся к техникам «классического» Нейролингвистиче­ского программирования.

Переопределение катастрофических ожиданий

В случае, если клиент проявляет недифференциро­ванную тревожность или иные отрицательные эмоции по отношению к своему будущему, ее (их) можно, как ми­нимум, существенно снизить (а как максимум — полно­стью убрать) с помощью техники «счастье в настоя­щем и будущем» в основе которой лежит упражнение, предложенное Я. Мак-Дермоттом и Дж. О'Коннором (По: Я. Мак-Дермотт, Дж. О'Коннор. «НЛП и здоровье»).

Вообразите себя счастливым — по-настоящему сча­стливым. Пусть это будет диссоциированная картин­ка. Что вы видите? Не имеет значения, что конкретно вы делаете в этой картинке, поскольку вы знаете точ­но, что это настоящее счастливое состояние. Вы мо­жете просто «светиться счастьем».

Определите визуальные субмодальности и поэкспе­риментируйте, изменяя картинку так, чтобы сделать ее еще более выразительной и изображающей вас как человека, буквально пышущего счастьем. Например, первой субмодальностью в вашем списке может явить­ся цвет. Тогда, если ваша картинка цветная, поменяй­те ее на черно-белую, или наоборот. Что выглядит бо­лее привлекательным? Следующая субмодальность — это наличие или отсутствие рамки. Если ваша кар­тинка в рамке, уберите ее. Если она не имеет границ, вставьте ее в рамку. Как при этом изменяются ваши ощущения? Пройдите по всему списку субмодальностей и сохраните все изменения, которые усилили приятные ощущения от улучшенной картинки.

Теперь прислушайтесь к любым звукам, которые звучат в этом воспоминании. Возьмите список ауди­альных субмодальностей, чтобы поэкспериментиро­вать с ним. Сможете ли вы усилить приятные ощуще­ния, изменяя то, что вы слышите? Сохраните те из­менения, которые вам понравятся.

Ассоциируйтесь с картинкой. Вы можете сделать это, либо мысленно войдя в свой образ, либо поместив этот образ внутрь себя. Проверьте свои ощущения.

Является ли это состояние настоящим счастьем? Мо­жете ли вы как-то улучшить его? Если нужно, выйди­те снова из образа и продолжайте экспериментировать с субмодальностями, пока не получите вполне удовле­творительный образ.

Когда вы почувствуете удовлетворение и найдете то, что для вас означают слова «быть счастливым» на уровне субъективного опыта, — вы превратите эти слова в реальность.

Составьте список субмодальностей вашего пред­ставления о настоящем счастье. Вы сможете исполь­зовать его в будущем всякий раз, когда захотите ви­зуализировать счастье.

Теперь разместите эту диссоциированную картин­ку на своей временной линии и оставьте ее там. Для этого представьте себе, что ваша временная линия растянулась перед вами. Возьмите свою картинку и связанные с ней звуки и установите их на будущей части своей временной линии. После чего сами себе от­ветьте на следующие вопросы:

Как вы чувствуете себя?

Как вы относитесь к своему счастливому будущему?

Насколько реально и привлекательно оно выглядит?

Как далеко в будущее вы поместили картинку?

Может ли что-то помешать вам достичь этого бу­дущего?

Поэкспериментируйте, поместив картинку в буду­щее на своей линии времени.

Удалите ее на одну неделю от настоящего.

На один месяц.

На один год.

На три года.

На пять лет.

Как изменились ваши реакции?

Какие отношения вы хотели бы установить с этим счастливым будущим «Я»?

Притягивает ли оно вас?

Какие шаги вам необходимо предпринять, чтобы достичь этого будущего?

Что бы вы сказали своему будущему «Я»?

Какие вопросы задали?

Теперь пойдите и станьте своим будущим.

Ассоциируйтесь со своим будущим «Я».

А сейчас это будущее «Я» смотрит назад, на свое настоящее «Я».

Что вы чувствуете?

Какой совет вы могли бы дать своему настоящему «Я», чтобы оно смогло достичь той точки, где вы стоите?

Какие ответы вы бы дали на те вопросы, которые перед вами поставило ваше настоящее «Я»?

Какие вопросы вы сами задали бы ему?

И наконец, отойдите в сторону и встаньте так, чтобы видеть одновременно и будущее «Я», и настоя­щее «Я». Какова связь между ними? Чему вы можете научиться у них обоих?

Вернитесь снова в свое настоящее и ощутите, как это очень сильное упражнение сделало для вас понятие «быть счастливым» необыкновенно реальным...

Помещение в будущее необходимых ресурсов

В психотерапии достаточно часто возникает ситуа­ция, в которой клиент ощущает себя обделенным в на­стоящем и будущем ресурсами, которыми он обладал в своем прошлом. В этом случае для работы с ним может быть рекомендована техника организации реального бу­дущего, которая позволяет как бы воссоздать все эти не­обходимые человеку ресурсы. Делается эта техника так (По: М. Аткинсон. Материалы мастерского курса — ИГИСП.)

1. Найдите особенное место. Это воображаемое место, где вы сможете подумать о своей жизни и ва­шем будущем — например, это парк, пляж: или мыс. Данное место поможет разглядеть всю вашу жизнь от начала до конца. Побудьте там в своем воображении. Посидите в этом особенном месте и попробуйте почув­ствовать, какие ожидания и мечты вы строили и строите по поводу собственного будущего — ожидания и мечты, которые вам хотелось бы воплотить в жизнь.

Возможно, вам хотелось и хочется чувствовать есте­ственную радость, любовь, доверие других, умудрен­ность жизненным опытом или жизнерадостность.

2. Двигайтесь по линии жизни. Определите, где в прошлом вы когда-либо ощущали то, что теперь хоти­те воплотить в будущем и пройдите по линии жизни до этого места. Если надо, используйте метафору плексигласа, по которому вы будете идти над своей ли­нией жизни, рассматривая сходные с желаемым особые моменты — те, на которых ваше бессознательное хо­тело бы остановиться. Найдите того себя, какого бы возраста он ни оказался, который обладает этим цен­ным опытом и ресурсами.

3. Вступите в прошлый ценный опыт.Вступите в тот момент, чтобы получить полный доступ к тем качествам и ресурсам, которые вы имели в том на­стоящем. В этот момент встретьтесь с собой — более молодым и обладающим всеми этими качествами и ре­сурсами.

4. Получите дар. Выделите, что ценное и особенное было в том прошлом опыте. А после дотроньтесь до «себя прошлого», имеющего это качество, так чтобы вы смогли получить его без слов и оно начало действовать внутри вас так же, как раньше. Вы можете на краткий момент снова стать ребенком, пережить это состояние и полу­чить этот дар. Если хотите, возьмите с собой воспоми­нание о тех качествах и тех моментах жизни и затем вернитесь назад, пройдя над линией времени в настоящее.

В воображении возвратитесь назад в ваше особое место, где оцените и проясните все ценности и пре­имущества, связанные с этими качествами и ресурса­ми. Поблагодарите свое более молодое «Я» за получен­ный вами дар. И когда вы будете смотреть в будущее, ответьте себе на следующий вопрос: существует ли что-либо, что вы хотели бы переоценить в этих каче­ствах и ресурсах — в том, в котором они представле­ны и с учетом того, кем вы являетесь сейчас и кем хо­тите стать в будущем?

Если у вас есть какие-либо возражения или сомне­ния, продолжайте подбирать наиболее подходящие ка-

чества и ресурсы до тех пор, пока они действительно не будут выглядеть и ощущаться соответствующими, реальными и естественными.

5. Сделайте это будущее реальным. Поместите данные качества и ресурсы в будущее. Пройдите над линией жизни и, начиная с настоящего момента, раз­местите то, что вы выбрали любым способом, который захотите использовать. Распределите эти качества в вашем будущем так, как вам нравится.

6. Сделайте ваше будущее реальным. Просмотри­те еще раз будущее, которое вы делаете реальным. Вер­нитесь назад в будущее, пройдите над и вдоль линии жизни и еще раз определите, подходят ли вам качества и ресурсы, которые вы внесли. А затем еще раз с удоб­ной для вас скоростью пройдите вдоль линии жизни от настоящего к будущему и оцените, каким оно станет с этими новыми качествами и ресурсами. В заключение вернитесь назад в прошлое, где вы получили от себя этот дар, и поблагодарите за него свое молодое Я тем способом, который вы выберете.

Внесение изменений в прошлое

Существует, однако, еще один вариант «ресурсиро-вания» будущего за счет прошлого — психотехнология, в которой главным является внесение желаемого изме­нения в прошлое. Данную технику внесения изменения в прошлое мы описываем опять-таки по материалам мас­терского курса М. Аткинсон (ИГИСП).

1. Произведите необходимое изменение. Для того чтобы создать то, чего на самом деле не было, вы можете использовать «генератор нового поведения», любые субмодальности, техники якорения или даже просто построить неотразимое будущее по вышеопи­санному.

2. Выявите линию жизни. Быстро выявите собст­венную линию жизни. Не забудьте проверить ее распо­ложение и ассоциацию — диссоциацию.

3. Поместите изменение в прошлое. Используя субмодальности, характерные для прошлого, возьмите

изменение, которое вы только что сделали, и помести­те его в прошлое так, чтобы вы воспринимали это из­менение как случившееся некоторое время назад. Это делает изменение более мощным и убедительным, по­тому что оно становится опытом референции прошло­го. Не забудьте перенести в прошлое хотя бы один пример нового поведения, а лучше — целых три.

4. Тест-проверка. Чувствуете ли вы это как субъ­ективно-реальное? Если нет, проверьте субмодально­сти, чтобы, подвергнув их изменениям, сделать этот опыт таким же, как другие опыты прошлого. Или по­местите еще несколько примеров изменения в свое про­шлое.

5. Подстройка к будущей линии жизни. Помести­те изменения так же и в будущее. Подумайте о чем-нибудь, что вы точно будете делать или что обяза­тельно произойдет в будущем. Создайте репрезентацию всего, что произойдет из-за изменения, которое вы про­делали, и закодируйте его в субмодальностях того, о чем вы знаете, что оно случится. И поместите изме­нение на вашей будущей линии жизни в правильном контексте.

6. Тест-проверка. Проверьте, является ли эта бу­дущая репрезентация конгруэнтной с линией жизни. Желаемый результат — это получить субъективно-реальный опыт изменения как чего-то, что обязатель­но произойдет.

Отметьте, что для вас составляет большую разницу: перенос изменения в прошлое или перенос изменения в будущее. Если вы делаете. и то и другое, вы сможете «включить» в изменение самых разнообразных людей.

Создание неотразимого будущего

В случае, если вам приходится работать с клиентом, который в течение длительного времени не может полу­чить или достичь чего-то важного и экологичного, реаль­ную помощь ему вы можете оказать, используя технику создания неотразимого будущего (По: М. Аткинсон. Ма­териалы Мастерского курса — ИГИСП; следует заметить,

что эта психотехнология совсем уже близка к тем, кото­рые рекомендует Time Line Therapy):

1. Определите результат, которого вы давно уже хотите, но пока не имеете. Быстро «всплывите» над линией жизни, чтобы, проверить, какому месту буду­щего принадлежит этот результат.

2. Выявите субмодальности картины желаемого ре­зультата, после чего создайте сильную его (результа­та) формулировку по критериям хорошо сформулиро­ванного результата с помощью следующих вопросов. При этом всякий раз, задавая себе вопрос, проверяйте субмодальности картинки, имеющейся в данный мо­мент в вашем воображении.

• Сформулирован ли ваш результат в позитивных категориях (чего конкретно вы хотите)?

• Как стало возможным то, что вы не имеете его сейчас?

• Как вы узнаете, когда вы получите результат (будьте специфичны в сенсорном описании!)?

• Что он даст вам или позволит вам делать?

• Выдвинут ли и достижим ли этот результат вами самим? Есть ли что-нибудь такое, за раз­витие чего отвечаете только вы?

• Является ли он сенсорно специфичным? И раз­мещен ли в должном контексте — где, когда, как и с кем вы этого хотите?

• Определено ли в этом результате настоящее со­стояние — то, где вы находитесь сейчас?

• Описаны ли ресурсы — то, что вам нужно, чтобы получить ваш результат? Что у вас уже есть? Ну а по поводу того, чего нет, спросите себя:

а) как это было бы, если бы я это имел?

б) знаю ли я кого-нибудь, у кого это есть?
с) делал ли я это когда-нибудь раньше?

• Сохранена ли экология? Проверьте-ка последствия:

а) что случится, если я его получу?

б) что я обрету?
с) что я потеряю?

3. Когда ваш результат хорошо сформулирован, оп­
ределите, какие субмодальности делают его наиболее

Наши рекомендации