В начале двадцать первого века взгляды на развитие человечества значительно изменились

Поэтому в настоящее время имеет место ревизия трудов Вернадского в попытке разобраться в будущем биосферы и в роли человечества в формировании ноосферы. Это связано с появлением современных «биологизаторских» идей. Согласно которым антропоцентризм объявляют источником бедственного экологического положения планеты Земля.

Призывы к биоцентрическому равенству всех форм жизни на Земле, характерные для движения «глубокой экологии», основываются при этом на убеждении в том, что человечество должно выступать своеобразным «эволюционным менеджером». В основе ноосферного процесса должна лежать идея биосфероцентризма, где биосфера рассматривается не как накопитель отходов человечества, а как целостный феномен, понять который можно только на базе слияния всех областей современного знания.

«Биологизаторский» контекст включает:

1).Рассмотрение человечества в роли планетарного фактора, физического компонента

Земной системы, обладающего мощным биоэнергетическим влиянием на биосферу.

Сторонники такого подхода считают, что Земля представляет собой живой элемент космической системы, а земные условия жизни выступают доминантами возникновения разумного человечества.

Исследование человечества исключительно как эволюционирующего биологического вида. Здесь выявлена такая закономерность: технологический прогресс осуществляется параллельно с демографическим ростом.

Историческое увеличение человечества происходит по мере того, как меняются (совершенствуются)качественные показатели бытия людей (социально-экономические, научно-технические и другие). Причем в результате таких изменений увеличивается не только численность, но и плотность человеческой популяции.

В отличие от Вернадского современная Стратегия ноосферогенеза настаивает на максимально возможном сохранении биосферы, но при развитии ноосферы.

Современная стратегия развития ноосферы предполагает не бесконечную экспансию человечества, а локальное перерастание социосферы в ноосферу.

Производство должно быть циклически замкнутым. Отходы одного производства должны быть сырьем для другого и биосферы. Химическое сырье в виде угля, нефти, газа должно быть заменено энергией Солнца.

На «биологизаторском» подходе базируются и мечты многих исследователей о коллективном сверхразуме. Человечество выступает здесь своего рода аксиоматическим понятием, основанным на предположении о существовании общечеловеческого, планетарного сознания. Следует отметить, что само понятие «планетарное сознание» нуждается в научном уточнении. Представители этого направления линейно экстраполируют идею В.И. Вернадского о том, что научная мысль выступает как планетарное явление.

Планетарное сознание следует понимать в двух аспектах:

В узком смысле - это индивидуальная способность человека осмысливать универсальные параметры своего особенного существования.

В широком - это такая рефлексия, при которой всеобщее превращается в предмет философского исследования, т.е. осуществляется самосознание человечества.

Заключение.

Существует много точек зрения на развитие ноосферы, которые в большинстве случаев опираются на короткий исторический опыт человечества на отрезке 10-20 тыс. лет.

Многочисленные публикации о будущем человечества подразумевают стратегию устойчивого развития ноосферы. Предполагается, что люди, появившись в определенный период развития биосферы, должны и далее (вечно) развиваться, повышать свое благосостояние, совершенствовать свои человеческие способности.

Для этого надо только научиться предсказывать будущее, управлять саморазвитием, защищаться от внешних (космических) и внутренних (земных) катастроф.

Появление биоцентричных и антропоцентричных моделей было естественной и необходимой стадией самопознания человечества.

Новое целое (человечество) появляется при объединении своих частей за счет снижения внутривидовой агрессивности и появления механизмов морального

Принуждения, т.е. принуждения внефизического и внеэкономического.

Это принуждение - психологическое. Сдерживание внутривидовой агрессивности детерминировало образование нового объекта - "человечества", хотя и состоящего из суммы "людей", но обладающего новым качеством, которого нет у каждого отдельного человека. Примечание.

Детерминация. Детерминизм — (лат. determinate — ограничение, определение) причинное определение явления. Детерминизм — концепция, согласно которой физические, поведенческие и ментальные события не являются случайными, а, скорее, обусловлены действием специфических причинных (каузальных) факторов.

Снижение агрессивности по отношению к ресурсам и окружающей среде, планете Земля и Солнечной системе в целом позволит, вероятно, современному человечеству перейти в новое состояние, обозначаемое сейчас как "устойчивое развитие".

Задача нынешнего этапа конкретизации понятия "человечество" в том, чтобы определить новую совокупность существенных свойств, которая, вероятно, будет включать биоту, как подсистему планетарной цивилизации.

В понятие "человечество" необходимо включать не только вторую природу (культуру), но и ту часть первой природы, которая уже "загрязнена" человеком и составляет вместе с культурой его искусственную среду обитания.

Показатель "загрязнение окружающей среды" удачно объединяет биоцентричные и антропоцентричные модели. Он характеризует функции "второй природы", антропогенной по своему происхождению, по отношению к первой. Можно сказать, что загрязнение окружающей среды так же эффективно, как и мораль, объединяет отдельных индивидов в новое единое целое - человечество.

Наши рекомендации