Навык второй: начинайте, представляя конечную цель
Навык заключается в том, чтобы уже сегодня начать с представления образа или картины конечной цели вашей жизни. Это будет системой оценки или критерием, на соответствие которому проверяется все остальное. Постоянно сохраняя и голове четкий образ своей конечной цели, вы всегда можете проверять, в какой степени то, что вы делаете, соответствует этой конечной цели, и корректировать свое поведение.
Невероятно легко попасть в ловушку активности, в круговорот дел и событий, все больше и больше усилий расходуя на то, чтобы карабкаться вверх по лестнице успеха, а лишь затем, чтобы, забравшись на самый верх, осознать, что лестницу вы приставили не к той стене. Уникальные человеческие свойства: самосознание, воображение и совесть дают нам возможность брать на себя ответственность за написание своей собственной миссии, а наша проактивность, основанная на верных принципах, является гарантией того, что эта миссия будет отражением наших глубинных устремлений, а него следствием воздействия обстоятельств. При написании личной миссии необходимо сосредоточиться на том, каким вы хотите быть (имеется в виду ваш характер), что вы хотите делать (вклады и достижения), а также на ценностях и принципах, которые заложены в основу вашей жизнедеятельности. Как утверждает Ст. Кови, ставя в центр личной миссии выверенные, неподвластные времени и переменам принципы, мы создаем фундаментальную основу эффективной жизни. Причем процесс написания личной миссии столь же важен, как и ее результат, поскольку позволяет человеку глубоко, тщательно определять свои приоритеты и приводить свое поведение в соответствии с ними.
Написанию разделов личной миссии в значительной степени помогает способность человека к видению, к визуализации. Разделы личной миссии должны быть написаны в форме позитивных, утверждающих установок. В значительной степени формированию миссии способствует определение основных ролей, которые вы играете в жизни, и задач, которые вы намерены выполнять в каждой из ролей. То, что вы описываете свою миссии в терминах ваших важнейших ролей, обеспечит сбалансированность и гармонию вашей жизни. Определив роли, далее необходимо определить цели, которых вы хотели бы достичь в каждой из ролей. Эффективная цель должна быть ориентирована на результат, а не на действие. Роли и цели структуризуют личную миссию, определяют ее направленность. Они позволят приступить к определению первоочередных краткосрочных целей и рационально управлять вашим временем.
Навык третий: сначала делайте то, что необходимо делать сначала.
Это навык управления реализацией вашей личной миссии, тренировка независимой воли с целью стать высокоэффективным человеком, в основе характера которого лежат принципы. Это последовательное, минута за минутой, воплощение такого намерения. В основе данного навыка лежит способность брать на себя и выполнять обязательства перед самим собой. Развитие этого навыка дает человеку ощущение внутренней силы и уверенности в себе, в успехе, в удаче. Удачливые люди обладают навыком делать то, что неудачники делать не любят. Удачливым людям тоже не обязательно нравится делать это, но они подчиняют свои чувства силе своей воли, они умеют управлять собой.
Для того чтобы рассмотреть принципы управления процессом реализации личной миссии, представим всю совокупность дел, которые должен делать человек, в виде матрицы (табл. 1). Все дела в ней расклассифицированы по двум признакам: срочности (срочные и не срочные) и важности (важные и не важные). В результате они оказались разбиты на четыре класса (квадрата), каждому из которых соответствует свое сочетание значений важности и срочности. В первый квадрат вошли дела срочные и важные; во второй — важные, но не срочные; в третий — срочные, но не важные; в четвертый — и не важные, и не срочные.
Если вы сосредоточите основное время и усилия на делах квадрата 1, то результатом, как утверждает Кови, будут:
• стресс,
• «самосожжение»,
• управление в условиях кризиса,
• постоянный «пожар» и «вечный бой».
Если большую часть времени вы занимаетесь делами квадрата 1, то результатом будут: концентрация на краткосрочном; управление в условиях кризиса; репутация хамелеона; ощущение бессмысленности целей и планов; ощущение себя жертвой; испорченные отношения.
Таблица 1
Матрица управления временем
Дела | Срочные | Не срочные |
В а ж н ы е — | Критические ситуации Неотложные проблемы «Горящие» проекты и т.п. | 2 Профилактические действия, поддержание и развитие ресурса Создание связей Поиск новых возможностей Планирование Восстановление сил |
Н е в а ж н ы е | Отвлечения, некоторые телефонные звонки Какая-то корреспонденция, какие-то сообщения Некоторые заседания Предстоящие неотложные дела Распространенные виды деятельности | Мелочи, отнимающие время Корреспонденция Звонки Пустая трата времени Беспредметные разговоры, праздное время провождение |
Образ жизни тех, кто тратит время исключительно в квадратах 3 и 4, можно назвать безответственным. Результат такого образа жизни:
• полная безответственность;
• зависимость в основных вопросах от других лиц и организаций;
• увольнение с работы.
Квадрат 2 — это сердце эффективного персонального управления.Он связан с тем, что не является срочным, но является важным. Он включает такую деятельность, как установление отношений, написание личной миссии, долгосрочное планирование, развитие своих способностей, ресурсов достижения будущих успехов. Это дела, которые большинство людей считают важными, но не могут себя заставить заниматься ими, так как они не срочные. Результаты сосредоточения на делах квадрата 2:
• видение перспектив;
• баланс между результатами и ресурсом достижения новых результатов;
• дисциплинированность;
• малое количество кризисных ситуаций;
• контроль.
Для начала единственным ресурсом, из которого можно перенести время для квадрата 2, являются квадраты 3 и 4. Вы не можете игнорировать срочные и важные дела из квадрата 1, хотя он и будет сокращаться в размерах, поскольку вы будете больше времени уделять подготовительным и предупредительным делам из квадрата 2. И все же на начальном этапе время для квадрата 2 обеспечивается за счет квадратов 3 и 4. Для работы над квадратом 2 требуется проактивность, так как на вас оказывают действие дела квадратов 1, 3 и 4. Чтобы сказать «да» важным делам квадрата 2, вы должны научиться говорить «нет» другим, порой даже срочным делам. Организация на основе квадрата 2 включает четыре основных вида деятельности:
1. Определение ролей.Основные свои роли можно взять из вашей личной миссии. Если миссия еще не сформирована, посмотрите на себя с различных точек зрения, например таких, как: личность, которая должна поддерживать хорошую физическую и интеллектуальную форму и постоянно совершенствоваться; специалист, член коллектива; член семьи; представитель какой-либо неформальной группы и т. п.
2. Выбор целей.Этот шаг заключается в том, чтобы выбрать для каждой из ролей 2-3 значимых результата, которые вы хотели бы получить в течение недели. Результаты необходимо записать как цели; они должны быть связаны с долгосрочными целями, с личной миссией, и по крайней мере некоторые из них — принадлежат квадрату
3. Планирование.Речь идет о планировании времени в соответствии с выбранными целями. Естественно, этот план должен учитывать распорядок дня, принятый на вашем предприятии, распорядок дня ваших друзей, родных и т. д.
4. Ежедневная адаптация.При недельной организации по квадрату 2 ежедневное планирование предстает в виде ежедневной адаптации, установление приоритетов действий и целесообразной реакции на непредвиденные обстоятельства, отношения, события. Это делается для того, чтобы не стать рабом собственного плана. В первую очередь внимание должно уделяться человеческим отношениям и результатам, а уже во вторую — времени.
Важнейшим инструментом успешного достижения целей является делегирование. Ст. Кови выделяет два его вида: делегирование исполнения и делегирование управления. Первый вид делегирования означает, что вы поручаете кому-то работу, строго определяете методы ее выполнения и контролируете как результаты, так и процесс ее выполнения. Делегирование управления предполагает четкие взаимные понимание и обязательства в пяти областях: желаемые результаты, включая характеристики качества и сроки исполнения; правила, но на уровне не детерминированных алгоритмов, а принципов и рекомендаций; ресурсы, которые могут быть использованы для получения результатов; отчетность, то есть стандарты, критерии оценки результатов, а также сроки оценок; последствия, как позитивные, так и негативные, которые наступят по итогам оценок.