Определения понятия «культура». Функции культуры
Культурология как научная дисциплина. Предмет культур. Задачи культурологии. Этапы становления культурологии. Взаимодействие культурологии с другими науками. Эволюция представлений о культуре.
Как самостоятельная научная дисциплина, культ. Возникла в середине 20 годов. Основоположником был Лесли Уайт. Культур. Возникла прежде всего в западной науке в 70 – 80 г. позже в середине 90х приходит в Россию. Причина в том, что для становления и развития культ необходимы такие факторы, как: общественный интерес, финансовая поддержка государства, осознание цели изучения. Предмет культ. – Чаще всего рассматривается как способ жизнедеятельности, который рассматривается исторически и принципиально отличается от существующих в живой природе способов жизнедеятельности, так как культура исторична то есть постоянно изменяется. Задачикультур. – понять, раскрыть историко-культурный процесс в общечеловеческом и национальном масштабе и показать его перспективы. Этапы к. 1 этап. Этнографический (первая половина XIX века) из Европы отправляются ученые в разные страны, появляется набор сведений о разных народах, но они не сестематезированны, знания раздробленны. Этнография - народоописание. 2 этап. Эволюционистский ( конец 50-х начало 90-х XIX века) Методы изучения заимствованы из биологии, т.к. культура рассматривается как живой организм. Теория эволюции Дарвина дала возможность систематизировать опытные данные о культуре, дала объяснение, почему все культуры разные. Эволюционная теория-развитие всего: от простых к сложным формам. Отсюда эта теория порождает то, что низкие слои (народы) – недочеловеки, т. е. развитие дискриминации. В 80-е годы усиление критики этой теории. 3 этап. Исторический этап формирования. (середина 90-х годов XIX века – начало 20-х годов XX века). Методы исследования культуры заимствуются из истории. Существуют только отдельные культуры, какждая из которых проходит свой индивидуальный путь развития, единой культуры нет. Культуры по сути равны, культуру можно познать только, при рассмотрении ее личного пути, понять ее можно из ее истории. В 20-е годы XX века Лесли Уайт выдвигает индивид. Методы изучения культуры. Он столкнулся с проблемой онтологического статуса культуры (т.е. она не фиксируется материально). Ученые того времени считают, что реальность культуры не существует. Л. Уайт в итоге своих наблюдений говорит : « Культура-следствие особой способности человека апеллировать символами, культура - как набор объектов, которые обладают символическими значениями. Культурология возникает как наука.
2.Культура и цивилизация. Культура российской цивилизации.Слово цивилизация исп. В 18веке. Одни авторы говорят, что цивилизация – высшая точка развития культуры(Гегель). Другой подход – цивилизация – это упадок культуры(Шпенглер).Третий – цивилизация и культура – синонимы. Теория локальных цивилизаций подразумевает автономность цивилизации. Впервые Данилевский представил ТЛЦ в книге «Россия и Европа». Л.Ц. – это общества, имеющие как во времени, так и в пространстве протяженность большую, чем национальные государства. Наша культура стала выделяться в особый тип в рамках христианской цивилизации в IX — XI вв. в ходе образования государства у восточных славян и приобщения их к православию. Большое влияние на формирование этого типа культуры оказывал геополитический фактор — срединное положение России между цивилизациями Запада и Востока, служившее основой ее маргинализации, т.е. возникновения таких пограничных культурных районов, которые, с одной стороны, не примыкали ни к одной из известных культур, а с другой — представляли собой благоприятную среду для разнообразного культурного развития. Данилевский приходит к понятию культурно – исторического типа, то есть «формы исторической жизни человечества, как формы растительного и животного мира» и только для конкретного типа цивилиз. Можно ввести понятия древней, средней и новой истории. Общечеловеческой же цивилизации просто нет. Рассматривая историю отдельного типа, возможно определить возраст его развития. Но о развитии человечества ничего сказать не можем, так же невозможно определить и возраст всемирной истории. Культура по Шпенглеру – проявление жизни, надбиологический организм. В ходе жизнедеятельности организма возникает образование, не несущее жизненно важных целей. Культура в развитии проходит все стадии, что и живой организм. Культура возникает чтобы человек мог выжить. Культура представлена в искусстве, познании и т.д., которые надстраиваются над естеством. Стадии: рождение, детство, юность, зрелость, старость, смерть. История динамичная, мир статичен, как природа. Мир является историей, а не природой. Шпенглер пытался предопределить историю. Он противопоставлял историю и природу. Принцип причинности ведет к упорядочению явлений, хронологии, идеи судьбы – т. е. ко всему историческому.
Определения понятия «культура». Функции культуры.
Культура означает единство человека с его деятельностью, хотя в понятие культуры вкладывают самый различный смысл. Культура – объект философского познания. Функции культуры - совокупность ролей, которые выполняет культ. По отношению к сообществу людей, порождающих и использующих ее в своих интересах. Главная функция – гуманистическая – делает человека человеком. Функция регулятивная(регулирует поступки людей), познавательная(призвана концентрировать опыт поколений), знаковая(знаковая система, предполагает знание, владение знаний), ценностная(формирует ценностные потребности). Философское знание – знание дедуктивное. Дедукция – размышление от общего к частному. Берется абстрактная идея, анализируется, сопоставляются составные идеи, анализируются следствия. Понятие культуры – общее, центральное. Главное для философа – последовательность, конечность, отсутствие противоречий. Научное знание – индуктивное (последовательность от частных понятий к общим). Культурология - индуктивная дисциплина, направленная на объяснение фактов. Культурология направлена на объяснение фактов, философия культуры направлена на анализ понятия культуры.