Цели развития индивидуальности

И. Кант сформулировал положение, выражающее сущность гуманизма: человек может быть для другого только целью, но не средством. Поэтому посмотрим на ребенка не как на средство укрепления нашего государства (вспомним наши штампы: подготовка к жизни на благо общества, подготовка к защите Родины и т.п.), а как на цель развития в нем "человеческого" (В.Г. Белинский). "Усовершенствуй себя, - советовал Л.Н. Толстой, - и только так усовершенствуешь мир".

Основная задача учителя - помочь ребенку в его развитии, и вся гуманистическая педагогическая практика должна быть направлена на развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сил школьника. К ним относятся следующие сферы: интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая, предметно-практическая, экзистенциальная и сфера саморегуляции. Эти сферы в развитом виде характеризуют целостность, гармоничность индивидуальности, свободу и разносторонность человека. От их развития зависит его социальная активность. Они же определяют его образ жизнедеятельности, его счастье и самочувствие среди людей.

Сфера саморегуляции характеризуется свободой выбора целей и средств их достижения; осознанностью их выбора; совестливостью, самокритичностью, разносторонностью и осмысленностью действий; умением соотносить свое поведение с действиями других людей; добропорядочностью, рефлексией, оптимистичностью; умением человека управлять своими физическими и психическими состояниями, умением удерживать их на должном уровне. Для развития и совершенствования сферы саморегуляции необходимо формирование навыков психических и физических саморегуляций; развитие у ребенка необходимых навыков анализа жизненных ситуаций; обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей; формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям.

Предметно-практическая сфера включает в себя способности, поступки, умения учащихся в различных видах деятельности и общении. Здесь нужно исходить из необходимости развития у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. Нельзя ограничиваться вопросами: "кем быть?", "каким стать?", необходимо решать "как жить?". Ибо цель жизни - жизнь, то есть сам процесс жизни. Отсюда следует, что ребенку необходимо помочь научиться жить: своими поступками он должен выразить свое отношение к миру, природе, самому себе, другим людям.

Экзистенциальная сфера характеризуется гармонией чувств и поступков, слова и дела, чувств и общения, которые выражаются в жизненной позиции человека по отношению к себе и другим. Сегодня особенно актуально звучат мысли П.Ф. Лесгафта о целях развития этой сферы: выработать в человеке сознательное отношение к своим действиям, ограничить произвол их и развить в нем стремление к совершенствованию; заботиться как о красоте тела, так и о красоте речи и самостоятельности в проявлении мысли; сформировать умение владеть своими потребностями, управлять собой.

Гуманизм заключается в том, чтобы уважать неприкосновенность другого человека, уметь признавать его индивидуальность и личность и быть справедливым в отношении к нему. Подводя итог рассмотрению основных сфер индивидуальности как педагогических целей (подробнее они представлены ниже), отметим, что реальная цель школы - дать каждому школьнику общее образование и предоставить условия для гармонического развития и совершенствования всех сторон индивидуальности. Эта цель, в отличие от глобальной общей идеи всестороннего развития личности, конкретна, достижима и реальна, психологически обоснована, так как соответствует природе развития ребенка. И в этом видится ее гуманизм.

По сути, развитая целостная индивидуальность сама обеспечивает гармонию личного и общественного. В этом случае человек действительно может реализовать себя, сам выбрать ту или иную идеологию или религию, осуществить свою человеческую природу. Развитие личностных качеств совершается в процессе воспитания на основе формирования индивидуальных качеств.

2)Понятие «убеждение» широко применяется в различных областях науки, но определения его содержания весьма разнообразны. Большинство авторов придерживаются позиции, согласно которой убеждение рассматривается как единица мировоззрения личности, придающее ему действенный характер. В философской литературе под убеждением чаще всего понимают определенное состояние сознания личности, уверенность человека в правоте своих взглядов, принципов, идеалов, предполагающую их действенную реализацию… В педагогической литературе подчеркивается заключенное в убеждениях единство знания и личного отношения к нему, переживания его истинности…

В психологии убеждения связывают с мотивационной сферой личности. В психологических словарях и учебниках убеждение традиционно определяется как «система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением». Отмечается, что убеждения – это осознанные мотивы, а их наличие предполагает высокий уровень активности личности. Правда, в ряде исследований убеждения трактуются как особые социальные установки личности…

Констатируя отсутствие единства определений этого понятия, даваемых в философской, педагогической и психологическойлитературе, обратим внимание, что в этом многообразии мнений отчетливо вычленяется некий инвариант, позволяющий рассматривать убеждение как «органическое единство», «сплав» трех основных компонентов: знание как основа принятия решений, позитивное личное отношение к этому знанию, потребность поступать в соответствии с имеющимися знаниями. ‹…›

Убеждение, являясь единицей мировоззрения, помимо отмеченных функций, способно также служить основой, критерием, эталоном при выполнении актов ценностного выбора (мотивов, целей, поступков). Отметим также, что присущая убеждению (наряду с побуждающей) когнитивная функция служит также, по мнению этих авторов, отбору и оценке тех знаний (оценок, норм), с помощью которых и «работает» механизм социальной ориентировки. Представляется, что эти соображения о роли убеждения в механизме социально ориентированной деятельности заслуживают самого серьезного внимания и должны учитываться при построении понятийного аппарата проблемы. Об этом свидетельствуют также и результаты проделанного нами теоретического исследования вопроса о характере функций убеждения и мотива, которые они выполняют в структуре способа социальной ориентировки…

С развиваемых позиций считаем возможным предположить, что в работе механизма, обеспечивающего выбор из двух (нескольких) конкурирующих между собой мотивов одного, главного, наряду с такими средствами регуляции, как смыслообразующие мотивы, ценностные ориентации, установки, должно участвовать и другое психологическое образование, которое по своему характеру является надситуативным и способным включать в акты внутреннего выбора в качестве эталонов систему личностных ценностей. Вместе с тем оно должно быть связано и с механизмом «значащих» переживаний. В случае отказа следовать в актах внутреннего выбора (мотивов, целей, поступков) собственным эталонам, идеалам, принципам личность под воздействием внутренних санкций должна, очевидно, испытывать состояние психологического дискомфорта. Напротив, в случае их реализации субъект будет переживать состояние внутреннего комфорта, удовлетворенности (Столин В. В., 1983).

Таким требованиям, по нашему мнению, удовлетворяет психологическое образование, обозначаемое как убеждение личности. Будучи единицей мировоззрения, оно призвано реализовать определенные личностные ценности. Поэтому убеждение и может выступать в качестве эталона, способного служить критерием при сравнении между собой конфликтующих мотивов (целей, средств их достижения). Убеждение как бы «прощупывает» и «оценивает» каждый из конкурирующих мотивов с точки зрения их соответствия содержанию той ценности, которую оно призвано реализовать. Мотиву, характер которого отвечает этим ценностям (когнитивному компоненту убеждения), дается «разрешение» быть включенным в процесс построения социальной ориентировки. Напротив, для мотивов, характер которых не согласуется в должной мере с содержанием данной личностной ценности, убеждение выступает барьером, исключающим их участие в социально-ориентировочной деятельности. Такие мотивы личностью отвергаются, подавляются. При этом мотив, выделяемый с помощью убеждения в качестве действующего, ведущего, одновременно наделяется соответствующим личностным смыслом в зависимости от ранга, который данное убеждение занимает среди других убеждений. (Чем выше в иерархии личностных ценностей находится данное убеждение, тем более глубокий личностный смысл придается его реализации, а следовательно, и выделенному с его участием мотиву.)

В то время как организующая функция мотива направлена на выбор соответствующего ему поступка, продуктом аналогичной функции, выполняемой убеждением, является выбор самого мотива (принятие того мотива, который отвечает личностным ценностям). Выделенный (при участии определенного убеждения) мотив и будет затем выступать в качестве ведущего и смыслообразующего начала формирования деятельности, определяющей характер поступка (соответствующего данному мотиву).

В соответствии с приведенными выше соображениями становится понятной недостаточная обоснованность попыток отождествить понятие «убеждение» с понятием «социальная установка». Установка, как известно, тесно связана с ситуацией действия, включает в себя как момент мотива, так и момент ситуации, чаще функционирует на неосознанном уровне. Напротив, общепринятым является рассматривать убеждение как осознанное образование, которое само по себе не включается в конкретные акты поведения, а выступает как надстройка, обеспечивающая надситуативную ориентировку.

Мы полагаем, что, несмотря на тесную взаимосвязь стоящих за ними психических явлений, понятия «убеждение», «мотив» и «установка» нельзя смешивать, отождествлять друг с другом. Убеждение представляет собой особое психическое образование, обладающее специфическими функциями, которые оно выполняет в структуре мировоззренческой деятельности (в структуре способа мировоззренческой ориентировки). Оно служит побудительным импульсом для отбора знаний и способов их практической реализации в проявлении личной позиции – мотивирующая, побудительная функция – и основанием для выбора в качестве ориентиров определенной желаемой системы ценностей и норм – когнитивная функция. В последнем случае оно участвует в выборе мотивов, целей, поступков. Тем самым и обеспечивается влияние личных ценностей на характер социально-ориентировочной деятельности…

Другая, когнитивная, функция убеждения отчетливо просматривается при функциональном анализе проблемы, в рамках которого оно выступает в качестве психологического регулятора отношений между личностью и обществом. Здесь убеждение носит как бы двойной характер: принятые личностью социальные ценности «запускают» его, а будучи актуализированным, уже само убеждение вносит личностный смысл, пристрастность в реализацию усвоенной общественной ценности, участвует в актах выбора мотива, цели, поступка…

Далее. Убеждение как регулятор представляет собой, по нашему мнению, осознанные ценности, субъективно готовые к реализации путем их использования в социально ориентированной деятельности, что осуществляется с помощью специальных умений, приемов. (Частным случаем такой организации деятельности и является выбор мотивов.) Оно, как и другие смысловые образования, способно служить той над-ситуативной нравственно-оценочной опорой, с позиций которой человек осознает результаты своей деятельности, проверяет, несколько в ней воплощены его личностные ценности. Именно в таком смысле убеждение и может рассматриваться как единица мировоззрения. Поэтому оно способно выполнять свою регулирующую функцию и в экстремальных ситуациях, компенсируя недостаток нужной для принятия решений информации за счет использования в качестве эталонов, критериев актов внутреннего выбора тех знаний, оценок, норм, которые являются личностно-значимыми и в ценности которых субъект уверен…

Проделанный (в соответствии с принципами системности и деятельности) анализ психологического содержания понятия «убеждение» открывает возможность и для более строгого исследования вопроса о его соотношении с другими терминами понятийного аппарата проблемы – с понятиями «знания», «взгляды», «идейная убежденность», «идеал» личности…

Полагаем, что знания, взгляды и убеждения, являясь элементами мировоззрения, различаются по способу образования и функционирования в структуре мировоззренческой деятельности (в структуре способа социальной ориентировки). Знания выступают средством распознавания, выделения объектов и оперирования ими в умственном плане, выполняют познавательную функцию. Убеждения же, будучи компонентом мировоззрения, представляют собой единство объективного и субъективного. Они выполняют другую роль в структуре «мировоззренческой» деятельности. С их помощью реализуется связь усваиваемых знаний с личной заинтересованностью в их приобретении, тем самым общественный интерес осознается как личный. В структуре способа мировоззренческой ориентировки убеждения участвуют в формировании и функционировании приемов оценки, актов целеполагания и выбора предполагаемых действий, выполняя при этом двоякую роль – служат критерием при выборе мотивов, используемых в качестве ориентиров, обусловливающих развертывание ориентировочной деятельности, и «заслоном» по отношению к выделению в качестве ведущих тех мотивов, которые не соответствуют личностным ценностям (когнитивная функция) и основаниям побудительного импульса для реализации мотивов в актах целеполагания (мотивирующая функция).

Конечно же, «взгляды», как и «убеждение», также выражают единство знания (оценок, норм, идеалов) и положительного к ним отношения. Различие между ними именно в функции, которую каждый из них выполняет в социальной ориентировке. Если «взгляды» используются личностью для выражения своей оценки, своей позиции по отношению к ситуации или событию, подпадающему под «действие» фиксированного в них значения, то «убеждение» выполняет другую функцию. С его помощью решается вопрос о том, использовать ли данные взгляды (знания) в качестве критерия выбора мотивов и целей, которыми личность намерена руководствоваться в той или другой ситуации.

Особую, специфическую функцию выполняет в структуре социально ориентированного механизма психическое свойство, обозначаемое как убежденность личности. Выступая как высшая форма обобщенной мотивационной направленности, убежденность (как и убеждения) сама по себе не включается в конкретные акты поведения как их элемент, а выступает как надстройка, реализующая применение научных знаний и приемов в качестве личного способа социальной ориентировки. Тем самым осуществляется переход об абстрактного владения научным мировоззрением к его практическому использованию для построения активной жизненной позиции.

4)Свобода личности неотделима от свободы общества. Ведь цели, которые ставит человек, не есть только результат его воли, они одновременно обусловлены существующим положением вещей, обстоятельствами его общественной жизнедеятельности. Общество, общественные условия – необходимое условие свободы личности. Личная свобода самым непосредственным образом связана с ответственностью человека за все свои дела и поступки. Ответственность – сознательная установка, готовность личности отвечать за себя и свои действия на предъявляемые со стороны общества, группы, других индивидуумов требования. Ответственность, как и свобода, может быть только осознанной. Она принимается человеком как его прямой долг, право, обязанность поступать в сложившихся обстоятельствах именно так, а не иначе, и брать на себя всю полноту вины в случае поражения или неудач. Ответственность как внутреннее чувство и принцип мышления и действия личности не возникает спонтанно, она формируется в процессе воспитания и является результатом всей практической деятельности личности. Ответственность, как и свобода, целостна. Однако, как и свобода, она может специфически проявляться в разных ее видах: правовой, нравственной, политической, экономической, эстетической. Чем шире рамки свободы личности в обществе, тем более значима ее ответственность не только за свои поступки, но и за действия других людей, и, наоборот, вместе с ограничением личной и общественной свободы сужается и ответственность.

Ответственность – это регулятор поступков личности, внутренняя пружина дисциплины и самодисциплины человека, не позволяющая рассматривать и использовать свободу как вседозволенность. Свобода и ответственность всегда проявляются в конкретной деятельности, когда человек, преследуя свои интересы, совершает выбор цели и осуществляет осознанное действие по ее достижению. Достигнутые при этом цели свидетельствуют об уровне (границах) развития его свободы и ответственности. Человек не обладает абсолютной свободой, а, следовательно, и ответственностью, какой бы силой духа, стремлений и желаний их реализовать он не обладал. Его свобода, а значит и ответственность, всегда относительны, зависимы, переменны и обладают определенной мерой – пределами возможностей их осуществления.

Мера свободы и ответственности зависят от объективных условий жизнедеятельности личности, равно как и от нее самой, ее целей, которые она ставит перед собой и которые претворяет в своей деятельности. Личность не просто выбирает цели из того, что ей предлагает общество, она выбирает их с позиций своих возможностей реализовать эти цели именно в данных конкретных условиях своей жизнедеятельности. Реальные возможности личности в выборе и действиях, хотя и могут быть предельно широкими, тем не менее, не могут быть безграничными. Это значит, что сама свобода внутренне противоречива, неопределенна, может ответственно фиксироваться личностью только ситуационно. Личность может со знанием дела и ответственностью делать выбор из множества самых разных вариантов и осуществить автономное действие только в рамках своей конкретной деятельности и на ее основе. Выход человека за рамки ситуации своей конкретной деятельности обязывают его овладеть новым знанием дела, чтобы действовать свободно. Свобода многогранна, а поэтому для личности нет предела в овладении ее разными видами и гранями. В этой связи можно говорить об экономической, политической, духовной свободе, разных уровнях их достижения личностью.

Абсолютная свобода воли – это абстракция реального процесса формирования волевого акта человека. Безусловно, волевое решение человека, связанное с выбором целей и мотивов деятельности, определяется в основном его внутренним миром, миром его сознания, но ведь этот внутренний мир человека или мир сознания не противостоит внешнему миру, а является отражением этого внешнего объективного мира. Таким образом, проблема свободы, включающая в себя проблему познания, морали и социального действия, является одной из ведущих проблем, связывающих в единое целое теорию познания, этику и социальную философии.

5) Социальная роль - это система ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами.

Роли ребенка и подростка в основном связаны с ceмьей (сын/дочь, брат/сестра, внук/внучка), школой (ученик/ученица), различными формами досуговой деятельности (участник спортивной секции, кружка по интересам). В дальнейшем при сохранении прежних социальных позиций (сын/дочь, брат/сестра и т. п.) появляются новые: paботник, студент, семьянин (супруг, родитель) и др.

Давайте рассмотрим, как изменяются основные роли.

Работник. Нынешняя социально-экономическая ситуация с точки зрения профессионального самоопределения молодежи весьма противоречива. С одной стороны, она предоставляет возможность (которой не было у предшествующих поколений российской молодежи) реализовать себя в сфере бизнеса и индивидуального предпринимательства, где труд работников оплачивается, как правило, выше, чем в государственном секторе. С другой стороны, изменившиеся приоритеты государства в сфере трудовых отношений (отказ от принципа всеобщей занятости), приватизация собственности, развитие предприятий с различной формой собственности сформировали новые принципы трудовых отношений - рынок труда. Это выразилось в новых критериях спроса на рабочую силу, в конкурсных и контpaктных условиях найма работников, а также в возникновении и законодательном закреплении безработицы.

Снижение возраста паспортизации с 16 до 14 лет - это ответ на стихийное развитие подросткового рынка труда. Российское законодательство предусматривает возможность устройства на работу с 15-летнего возраста. При этом для работников, не достигших 18 лет, вводятся различные льготы на производстве: запрещается использовать их труд на тяжелых работах с опасными и вредными условиями тpyда, а также в тех видах деятельности, которые мoгyт причинить вред нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных клубах, производстве, перевозке, продаже спиртных напитков). Закон запрещает привлекать несовершеннолетних к ночным сверхурочным работам, устанавливает ежегодный оплачиваемый отпуск длительностью не менее 31 дня в удобное для них время. государство закрепляет в законе норму, обязывающую работодателя принимать на работу выпускников школ и профучилищ, а также нeкoтoрые категории лиц моложе 18 лет в счет квоты, устанавливаемой региональными и местными органами власти.

Студент. Значительная часть молодежи - это учащиеся и студенты. Часто при выборе среднего специального или высшего учебного заведения в первую очередь имеет значение престиж данного учебного заведения и будущей профессии, а также множество факторов социально-экономического характера. Многие молодые люди ориентируются в первую очередь на привлекательные особенности cтyденческой жизни. Отсутствие ежедневного контроля знаний со стороны преподавателей и определенная степень свободы посещения занятий требуют от студента большей, чем от школьника, ответственности, самостоятельности и самоконтроля.

К тому же ситуация в обществе, постепенное превращение eгo в общество конкуренции предъявляют требования к некоторым качествам, которые сегодня являются eдва ли не главным фактором успеха в жизни:
- во-первых, более высокому уровню образования;
- во-втopыx, готовности к смене характера деятельности в соответствии с требованиями рынка. Так, в конце 1990-x гг. только 51,2% молодежи работали по полученной специальности, из остальных половина сменила ее после опыта работы по своей основной профессии, а половина вообще никогда по ней не работала, сразу начав ocваивать другую специальность;
- в-третьих, овладению знаниями, навыками и умениями, которые высоко ценятся на современном рынке труда (работа на компьютере, общение на иностранных языках, умение водить автомобиль). Важным также является тот факт, что молодежь весьма активно приобретает эти навыки (каждый четвертый молодой россиянин в настоящее время ocваивает компьютер и учит иностранный язык, каждый ceдьмой - приобретает навыки вождения транспортных средств).

Поэтому в условиях, когда система образования не всегда оказывается способной готовить специалистов в coответствии с запросами cовpeмeннoгo производства, вам следует активно овладевать знаниями и умениями, необходимыми для успешной самореализации (заниматься caмообразованием, посещать различные курсы и т. п.).

Семьянин. В этом возрасте у молодых людей существуют приблизительно равные шансы: остаться жить в poдительской семье или начать самостоятельную жизнь. Со временем молодые люди становятся менее зависимыми от родителей в финансовом отношении, вступают в новые социальные отношения, приобретая большую самостоятельность и ответственность. Многие берут на себя заботу о пожилых родственниках, оказывают финансовую поддержку своим родителям и, конечно же, сами создают семью.

В настоящее время усиливается тенденция к понижению брачного и репродуктивного возраста. Такую ситуацию трудно назвать оптимальной, потому что раннее вступление в брак и рождение ребенка «тормозят.) образовательный и профессиональный рост молодежи, увеличивают долю тех, кто нуждается в социальной помощи со стороны государства и общественных организаций.

Кроме тoгo, ребенок требует любви, заботы, но молодые родители (нередко совмещая работу и учебу) не всегда имеют возможность уделять ребенку все свое внимание. Им приходится решать другие не менее важные вопросы, связанные с получением образования, выбором профессии, поиском первой работы, созданием нормальных бытовых ycловий. Забота о семье и детях требует ответственности, развития чувства долга.

Гражданин. в детские и ранние юношеские Роды ребенок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцыполитического поведения. В старших классах школы, в вузе в зависимости от установок личности одна из существующих систем политических норм и ценностей становится для молодого человека наиболее значимой и преобразуется в его внутренний мир. Этот период связан с расширением самостоятельного политического опыта человека, еро умением вырабатывать индивидуальные политические суждения, перерабатывать информацию, формировать позиции и следовать своим социальным ролям. С приобретением всей полноты гражданских прав он получает возможность активной социальной деятельности, принять участие в выборах, в работе росударственных орранов и общественных организаций. Это процесс становления человека как гражданина, полноценного субъекта политики.

Молодежь такова, какой ее воспитало общество. Она обладает здравым смыслом, намерением получить качественное образование, желанием трудиться за хорошее вознаграждение. В отличие от старших поколений молодые люди не испытывают страха перед рыночными преобразованиями в экономике, демонстрируют приверженность традиционным ценностям семейной жизни, материальному преуспеванию.

Общество и еро властные структуры должны ориентироваться на создание таких рабочих мест, которые обеспечивали бы молодежи возможность самостоятельно зарабатывать на достойную жизнь.

6)Почему, где, когда – более или менее понятно. А вот зачем? С какой целью? И для чего знать – зачем? Очевидно, знать человечеству причины своего существования необходимо для осмысления и тем самым оправдания жизни. Жизненный путь и судьба человека издавна занимают особое место в фольклоре, ритуалах и народной традиции. Сознание пути (судьбы) является существенной характеристикой уровня самосознания и зрелости личности. Это необходимое условие нормальной жизнедеятельности личности реализуется даже на психофизиологическом уровне. Человек нуждается не только в осмыслении внешнего бытия, соотнесении его со своими внутренними запросами и интересами, но и в определении самого смысла своего собственного существования, смысла, дающего основание и целесообразность самой его жизни. Специалисты, изучающие стрессы, отмечают, что для сохранения душевного равновесия человеку нужна какая- то цель в жизни, которую он считает высшей, и гордость, что он трудится ради ее осуществления.

Речь идет о фундаментальном вопросе человеческого бытия. В принципе он может быть поставлен в трех планах:

– во-первых, как вопрос о представлении, о должном образе жизни, об образце, как надо жить;

– во-вторых, как вопрос о реальном смысле жизни личности, объективной ее направленности;

– в-третьих, как вопрос о субъективно осознаваемом смысле существования, как ответ конкретной личности на вопрос – зачем она живет.

В первом случае речь идет о морали и нравственности конкретного общества. Во втором проблема носит скорее религиозный характер. Нас будет интересовать третий случай как проявление личностного самоопределения жизненной стратегии.

В спокойные жизненные периоды представления о смысле жизни неявны и даже неосознанны. Человек не может и не должен всегда и везде думать о смысле жизни. Более того, сами такие мысли есть симптом серьезных жизненных проблем, если не кризиса. Но в жизни человека есть периоды, в которые он испытывает обостренную потребность в явной формулировке представления о смысле собственного существования.

Проблема смысла жизни проявляется в критические моменты жизни, на изломе, иногда неожиданно для самого человека. Особую роль играют жизненные ситуации, ставящие индивида на границу его бытия, заставляющие заглянуть по ту его сторону. Такими "пограничными" ситуациями являются, например, тяжелая болезнь, утрата близкого человека или угроза смерти. Столкновение с такими ситуациями "отрезвляет" человека, вырывает его из суеты будней, с особой ясностью и силой демонстрирует границы его бытия. А их осмысление – попытка личности разрешить вечные вопросы человеческого существования – приводит к формированию наиболее глубинных установок и ориентаций, связанных с отношением человека к окружающей действительности в целом, жизни, своему месту в ней.

Почему, где, когда – более или менее понятно. А вот зачем? С какой целью? И для чего знать – зачем? Очевидно, знать человечеству причины своего существования необходимо для осмысления и тем самым оправдания жизни. Жизненный путь и судьба человека издавна занимают особое место в фольклоре, ритуалах и народной традиции. Сознание пути (судьбы) является существенной характеристикой уровня самосознания и зрелости личности. Это необходимое условие нормальной жизнедеятельности личности реализуется даже на психофизиологическом уровне. Человек нуждается не только в осмыслении внешнего бытия, соотнесении его со своими внутренними запросами и интересами, но и в определении самого смысла своего собственного существования, смысла, дающего основание и целесообразность самой его жизни. Специалисты, изучающие стрессы, отмечают, что для сохранения душевного равновесия человеку нужна какая- то цель в жизни, которую он считает высшей, и гордость, что он трудится ради ее осуществления.

Речь идет о фундаментальном вопросе человеческого бытия. В принципе он может быть поставлен в трех планах:

– во-первых, как вопрос о представлении, о должном образе жизни, об образце, как надо жить;

– во-вторых, как вопрос о реальном смысле жизни личности, объективной ее направленности;

– в-третьих, как вопрос о субъективно осознаваемом смысле существования, как ответ конкретной личности на вопрос – зачем она живет.

В первом случае речь идет о морали и нравственности конкретного общества. Во втором проблема носит скорее религиозный характер. Нас будет интересовать третий случай как проявление личностного самоопределения жизненной стратегии.

В спокойные жизненные периоды представления о смысле жизни неявны и даже неосознанны. Человек не может и не должен всегда и везде думать о смысле жизни. Более того, сами такие мысли есть симптом серьезных жизненных проблем, если не кризиса. Но в жизни человека есть периоды, в которые он испытывает обостренную потребность в явной формулировке представления о смысле собственного существования.

Проблема смысла жизни проявляется в критические моменты жизни, на изломе, иногда неожиданно для самого человека. Особую роль играют жизненные ситуации, ставящие индивида на границу его бытия, заставляющие заглянуть по ту его сторону. Такими "пограничными" ситуациями являются, например, тяжелая болезнь, утрата близкого человека или угроза смерти. Столкновение с такими ситуациями "отрезвляет" человека, вырывает его из суеты будней, с особой ясностью и силой демонстрирует границы его бытия. А их осмысление – попытка личности разрешить вечные вопросы человеческого существования – приводит к формированию наиболее глубинных установок и ориентаций, связанных с отношением человека к окружающей действительности в целом, жизни, своему месту в ней.

Именно они, прежде всего, способствуют не только самоопределению личности, но и обеспечивают непрерывность ее самосознания, выступают ядром представлений о самой себе, смысле ее жизни, дают ощущение и переживание этого смысла. Нельзя думать о смысле жизни постоянно, сами такие мысли есть симптом отхода от нормы, серьезных жизненных проблем или даже кризиса. Но неосознаваемость проблемы не означает ее отсутствия.

Проблема смысла жизни

Человек всегда ищет оправдание и смысл своих поступков, как, впрочем, и смысл жизни вообще. Смысл жизни – неотъемлемое условие самореализации личности, которое невозможно без построения, хотя бы даже только в сознании, своего жизненного пути во исполнение сокровенных целей и жизненных ценностей. Вне такого смысла мотивация конкретных поступков теряет не только цель, но и источник, живую энергию поступков и даже каждодневной активности.

В жизни человека есть периоды, в которые он испытывает острую потребность в явной формулировке представления о смысле собственного существования, есть периоды осмысления и переосмысления собственного жизненного пути. Это важнейшие периоды созревания и развития личности. В принципе, можно выделить три смысложизненных кризиса: в молодости – формирование перспективы (смерти нет), в зрелости – осмысление настоящего (смерть возможна вообще) и в старости – формирование ретроспективы существования и его оправдание (личностное отношение к смерти).

Юность, период первого осознания смысла жизни, характеризуется крайне низкой удовлетворенностью жизнью. Поэтому вопрос о смысле жизни в этом возрасте формулируется преимущественно как вопрос о жизненной цели: "Что делать?".

К 25–30 годам по мере нарастания удовлетворенности жизнью вопрос о ее смысле отходит на задний план. Однако к 35-ти годам простой реализации целей становится недостаточно, и все более явно начинает испытываться вопрос: "А зачем?", причем его переживание тем драматичнее, чем менее осознавался смысл жизни в юности.

К 40-ка годам заканчивается период самоутверждения личности. Интенсивная деятельность по осуществлению жизненных целей в основном завершена. В этом возрасте возникает особенно драматический кризис: "А та ли жизненная программа реализована?".Наступает глубокая и принципиальная оценка и переоценка собственного жизненного пути. Человек впервые понимает, что вот он таков, а вот таков его дальнейший путь на оставшуюся половину жизни. Не каждый выдерживает эту "заданность" будущего и приемлет ее. Часто в этом возрасте совершаются неожиданные для окружающих, а то и для самой личности поступки, и лишь потом становится ясным, что вызваны они были именно "шоком сорокалетия".

К 50-ти годам снова возрастает удовлетворенность жизненным путем: моя жизнь была нс бессмысленной, прожита не зря. Речь идет не о простом принятии жизни пожилыми людьми, а именно об острой потребности ее осмысленности, признании этой осмысленности окружающими, уважения со стороны окружающих: близких, друзей, коллег и т.д. Пожилой человек нуждается в смысле жизни не менее подростка. Отсутствие этого смысла способно привести к третьему кризису.

Наши рекомендации