II. Закон преемственности и подобия
1) Любая система в своем развитии базируется на прошлом опыте, на прежних достижениях. Сначала каждый последующий этап вбирает в себя опыт предыдущего и ускоренно повторяет его в малом цикле (в этом суть преемственности).
2) Затем система должна накопить новый опыт и синтезировать его с предыдущим для того, чтобы достичь качественно нового состояния и перейти на новый уровень развития.
3) При этом на новом уровне развития схема накопления опыта развития повторяется. Т. е. на всех уровнях системных отношений всегда повторяются универсальные закономерности развития по трем параметрам: в пространстве, во времени, при энергообмене (в этом повторении универсальных закономерностей и заключается суть подобия).
4) Каждый раз, как только выстроена семеричная структура, как только система сформирована и причина познана, тогда вся система становится следствием, происходит выход в надсистему и открывается для познания новая причина.
Рис. 8. Иллюстрация закона преемственности и подобия
• В пространстве повторяются семиуровневость структурной организации и тройственность причинно-следственных отношений (рис. 8а).
• Во времени повторяются 2 фазы и 12 этапов цикла формирования системы (рис. 8б).
• При энергообмене повторяется стремление систем к интеграции и к увеличению энергоемкости (рис. 8в).
1) Любая система в своем развитии базируется на прошлом опыте, на прежних достижениях. Сначала каждый последующий этап вбирает в себя опыт предыдущего и ускоренно повторяет его в малом цикле (в этом суть преемственности).
С древних времен человечество пыталось использовать закон аналогий (преемственности и подобия) в познании природы. Каждая концепция и теория имеет определенное значение в развитии представлений о мироздании. Так, например, в соответствии с древнекитайской концепцией у-син человек (микрокосмос) состоит из тех же пяти первоэлементов, которые составляют макрокосмос. Тело человека состоит из анатомо-физиологических единиц — органов, взаимодействующих между собой и с окружающей средой подобно первоэлементам. Каждый из органов соответствует определенному первоэлементу.
Древневосточные врачи применяли концепцию у-син с целью анализа жизнедеятельности организма человека и упорядочения сущности многообразных отношений человека и природы. Сходство между этими отношениями и пятью первоэлементами устанавливалось исключительно на основании аналогий. Эти аналогии были обобщены и впервые представлены в виде таблиц в трактате «Ху-анди нэй-цзин». Список таких аналогий практически неисчерпаем.
Таблица 2. Классификация аналогий макрокосмоса и микрокосмоса по концепции у-син.
Универсология как междисциплинарный синтез позволяет найти место и значение любой концепции в развитии представлений о миропостроении и использовать их в познании и оздоровлении окружающего мира и себя.
2) Затем система должна накопить новый опыт и синтезировать его с предыдущим для того, чтобы достичь качественно нового состояния и перейти на новый уровень развития.
В современной наукезакон преемственности и подобия широко применяется в изучении процесса развития индивида — онтогенеза (onthos — особь) стечение всей его жизни — утробной, эмбриональной и внеутробной, постэмбриональной, от рождения до момента смерти. С этой целью используются данные эмбриологии (embryon — зародыш), возрастной анатомии, геронтологии — науки о старости (geron, gerontos — греч. старик).
Примеромпреемственности служит рефлекторная деятельность нервной системы: безусловные рефлексы — преемственность опыта эволюции вида, условные рефлексы — преемственность собственного жизненного опыта. Память (кратковременная и долговременная), позволяющая использовать прошлый опыт развития в настоящем так же являет собой образ преемственности.
Одним из хорошо изученных примеровпреемственности и подобия в организме является последовательное формирование функций различных отделов нервной системы, повторяющее стадии филогенеза.
«Низшие, более старые в развитии (нервные — от авт.) центры и дуги, действуя, не просто отходят в сторону с постепенным образованием высших центров, но работают дальше в союзе как подчиненные инстанции под управлением высших, в истории развития более молодых центров, так что при неповрежденной нервной системе их обычно нельзя определить отдельно.
Подчиненные центры не удерживают своего первоначального в истории развития типа функционирования, но отдают существенную часть функций вверх, новым строящимся над ними центрам» [7].
Младенец является существом, поведение которого обусловлено преимущественно древними подкорковыми центрами головного мозга, существом промежуточного мозга. Накопление опыта взаимодействия с окружающим миром, ведущее к развитию коры, помогает обогатить сознание и перейти от животных функций к высшим человеческим. При повреждении вышестоящих отделов нервной системы в результате травмы или воспалительного заболевания вступают в силу низшие отделы. У человека появляются исчезнувшие в раннем детстве рефлексы и функции, что свидетельствует о регрессе.
В проявлении этого закона есть аналогия в социальной жизни. Зачастую возрастающий уровень требований современной цивилизации ставит под сомнение значение и актуальность родительского опыта для детей (перед новым поколением обычно стоят более сложные цели и задачи). С другой стороны, часто встречается неприятие родителями образа жизни своих детей. Конфликт разрешается, если мудрые родители уступают первенство своим детям, разумно включаясь в их жизнь, исподволь помогая им своим опытом и участием, а дети с уважением относятся копыту родителей, используя лучшие его стороны. В таком случае происходит гармоничное развитие обоих поколений и выигрывает общество в целом.
Законпреемственности и подобия, основанный на многоуровневом повторении структурной организации систем, прослеживается также на примере развития человеческого рода.
Филогенез (phylon — род, genesis — развитие) — эволюция человеческого рода, базируется на данных сравнительной анатомии, исследующей аналогии в строении человека и животных.
Так, например, все ткани, органы и системы у человека и у животных, обладающих билатеральной симметрией, развиваются из трех зародышевых листков. И это сходство наблюдается на примерах различных форм жизни — от низших к высшим.
Структурно-функциональное подобие человеческого организма и организма животных легло в основу следующей классификации. Человек относится к типу хордовых (Chordata), подтипу позвоночных (Vertebrata), классу млекопитающих (Mammalia), подклассу плацентарных одноутробных (Mammalia placentalia), отряду приматов (Primates), семейству людей (Hominideae).
Каждый последующий онтогенетический этап развития человека вбирает в себя филогенетический опыт развития природы, обеспечивая повторение и преемственность связей в царствах природы. Так, например, человеческое тело включает в себя минеральные, растительные и животные компоненты. Основополагающим для сохранения постоянства внутренней среды организма человека является ионный баланс. В состав костей входят минералы. Примерно на 70 % человеческое тело состоит из воды.
В анатомии человеческого организма выделяют органы вегетативной, растительной жизни (vegetatio — растительность), аналогичные по своим функциям растениям. К ним относят органы пищеварения, дыхания, мочеотделения, размножения, сосуды и эндокринные железы. С животным царством человека роднит наличие органов анимальной, животной жизни (animal — животное). К ним относят аппарат движения, органы чувств и нервную систему, т. к. функции передвижения и нервной деятельности присущи только животным и почти отсутствуют у растений.
Таким образом, человек как биологическая единица, вбирает в себя опыт предшествующих царств природы, приобретая с их помощью качественно новые возможности.
3) На новом уровне развития схема накопления опыта развития повторяется. Т. е. на всех уровнях системных отношений всегда повторяются универсальные закономерности развития по трем параметрам: в пространстве, во времени, при энергообмене (в этом повторении универсальных закономерностей и заключается суть подобия).
Повторение структурной и функциональной организации жизни можно проследить на разных уровнях. Рассмотрим ее на примере клетки.
Клеточная оболочка является формообразующим аспектом, обеспечивает относительную изоляцию ее внутренней среды от внешней, выполняет защитную и др. функции.
Цитоплазма выполняет функцию внешнего и внутреннего взаимодействия. В ней расположены органоиды, необходимые для жизнедеятельности клетки, растворены или находятся во взвешенном состоянии различные химические вещества, обеспечивающие метаболизм.
Ядро контролирует работу клетки, т. е. выполняет функцию управления. В нем содержится «банк памяти». Гены в хромосомах представляют собой молекулы ДНК, посылающие «сообщения» в виде РНК — матриц для построения клеточного белка.
Любая система органов в организме, в свою очередь, выполняет три функции: 1) формообразующую; 2) связи; 3) управления.
Например, центральная нервная система (ЦНС) интегрирует все органы и системы организма в единое целое (формообразующая функция). Участвует в формировании поведения (функция взаимодействия организма с окружающей средой). Способствует формированию психической деятельности человека (функция управления).
Другим примером тройственности может служить костная система. Скелет служит опорой , к которой прикрепляются мягкие ткани и органы. Движение, осуществляется за счет костных рычагов, соединенных подвижными сочленениями и приводимыми в движение мышцами. Кроме того, костная система участвует в обмене веществ (особенно в минеральном обмене, скелет является депо минеральных солей фосфора, кальция, железа). Также скелет выполняет кроветворную функцию, поскольку внутри костей содержится спинной мозг. Кость, таким образом, участвует в формировании иммунитета — генерализованной защитной реакции организма от инфекции. Таким образом, кость оказывает управляющее воздействие на важные процессы во всем организме.
4) Каждый раз, как только выстроена семеричная структура, как только система сформирована и причина познана, тогда вся система становится следствием, происходит выход в надсистему и открывается для познания новая причина.
Это правило подтверждают ежегодные научные открытия в сфере биоэнергетики, кибернетики. Процесс познания функций организма бесконечен. Уровень открытий повышается с развитием сознания исследователей. К концу XX века ученые вплотную подошли к исследованию проблем энергоинформационного и волнового влияния на организм, к глубокому изучению полевых структур человеческого тела. Новые открытия в этих областях позволяют приблизиться к ранней профилактике болезней и оказывать помощь на этапах биохимических и функциональных нарушений. Но важно помнить, что все, что нужно для исцеления заключено в самом человеке, и хорош тот способ, который стимулирует внутренние силы и раскрывает внутренние потенциалы.