Принцип учета качества деятельности сфер культуры и спорта
Важным недостатком анализа, проведённого в этом направлении Институтом приоритетных региональных проектов, является крайняя узость диапазона изучаемых вопросов. Рабочей группой Института в каждом случае брались для учёта лишь учреждения и мероприятия, действующие в муниципальной системе. Все остальные учреждения и их мероприятия, осуществляющие работу в сферах культуры и спорта, не учитывались, и их деятельность не анализировалась. Таким образом, создавалась картина событий, заведомо не являющаяся объективной и заведомо не соответствующая реальности жизни названных районов.
Согласно таковому учёту по всем показателям в сферах культуры и спорта Мышкинский и Некоузский муниципальные районы являются во всем совершенно равными и не отличающимися друг от друга наличием субъектов и выполняемых ими задач.
В реальности ситуация отличается от изображаемой Институтом с точностью до наоборот. Так в Мышкинском районе в спортивной жизни кроме общеизвестного ряда муниципальных мероприятий с неменьшей результативностью действует система мероприятий, осуществляемых по линии «Газпрома». В культурной работе кроме массовых мероприятий чисто муниципального планирования и обеспечения активно действует большое количество мероприятий, выполняемых учреждениями и организациями других форм собственности.
Среди практикуемых в Мышкинском районе культурно-просветительских мероприятий есть целая сеть взаимной деятельности муниципальных и частных учреждений и только одних немуниципальных учреждений, никак не отражённая в институтской Концепции.
Наиболее ярким примером несостоятельности учёта и анализа, проведённых в этом направлении рабочей группой Института, может стать пример учёта музейных учреждений двух районов. В каждом из них указан лишь один музей, то есть в Некоузском районе это муниципальной музей, находящийся в селе Новый Некоуз, а в Мышкинском районе муниципальный музей, находящийся в деревне Мартыново. В учёт удивительным образом не попали ни десяток частных музеев города Мышкина и его района- ни научные музеи академгородка Борок, находящиеся в Некоузском районе. А и те и другие ведут весьма важную и большую работу, по всем показателям превосходящую работу названной пары муниципальных музейных учреждений. (Так, например, музейный комплекс «Народный музей» в городе Мышкине ежегодно обслуживает от 60 до 80 тысяч посетителей, что превосходит общие показатели двух вышеупомянутых муниципальных музейных учреждений).
Значительны показатели и иных немуниципальных учреждений сферы культуры, но и это никак не отражено в Концепции, предложенной Институтом приоритетных региональных проектов. Можно ли провести реальный анализ работы сферы культуры и спорта, не учитывая таковой реальности? С каких пор понятия «культура» и «спорт» оказываются признаваемыми лишь в том случае, если их учреждения пребывают в муниципальном русле?
Ещё хуже в институтской Концепции положение с анализом состояния базы культурной и спортивной работы и с состоянием её качества. Этих вопросов рабочая группа Института сумела вовсе не коснуться. Так она вовсе обошла вниманием наличие и постоянное использование в городе Мышкине спортивного ядра нового поколения и ни единого слова не сказала о строительстве в Мышкине физкультурно-оздоровительного Комплекса, обладающего высоким уровнем обеспечения занятий и способностью принимать у себя мероприятия регионального и федерального уровня и значения.
Концепция, созданная Институтом, совершенно не учитывает результатов физкультурной и спортивной работы в разных районах. А следует помнить, что эти результаты в Мышкинском районе достигают серьезных показателей. Мышкинский район вырастил чемпионов и призеров страны по марафонским заплывам, водному поло, футболу, борьбе. Так сегодня мышкинец И. Гаманов является чемпионом страны по борьбе кудо.
А на счету спортивных коллективов Мышкинского района эффектная серия региональных и межрегиональных чемпионских достижений по разным видам спорта (большому футболу, мини-футболу, пляжному футболу). И весьма успешны мышкинские спортивные коллективы в межрегиональных и общероссийских состязаниях борцов.
Концепция, разработанная Институтом, также не смогла коснуться и содержания проводимых в Мышкине мероприятий, имеющих уникальный местный характер и качественно отличающихся ото всех других, практикуемых в Ярославской области и за её пределами. В частности «Концепция» смогла не заметить качественно новые, уникальные формы совместной работы муниципальных и частных учреждений культуры, совместной работы с учреждениями дошкольного образования и даже чисто мышкинский опыт работы с крупными аудиториями приезжих людей.
То есть за гранью институтского анализа целиком осталась вся большая сфера активного выхода местных учреждений культуры и спорта на обслуживание уже отнюдь не только районного контингента посетителей и участников, а порядково иного количества жителей уже не района, а разных регионов страны. (Достаточно сказать, что учитывая десять тысяч жителей Мышкинского района, Концепция сумела «не заметить» факта обслуживания двухсот тысяч гостей района. И в целом о таком важном направлении хозяйства района как туризм, Концепция сумела не сказать ни единого слова).
Концепция, предлагаемая Институтом приоритетных региональных проектов в вопросах культуры и спорта, страдает откровенной и недопустимой поверхностностью наблюдений и суждений и неспособна отражать реальное состояние работы в этих сферах.
Если в рассмотрении иных сторон жизни трёх северо-западных районов она имеет определенные, (а порой и существенные) недостатки, то в изучении сферы культуры и спорта она откровенно несостоятельна.
Ей оказалось не по силам ни понять- ни даже заметить яркую самобытность мышкинских действий, дающих интересные примеры новизны и оригинальности.
(«А оригинальность на уровне региона должна расцениваться как самобытность и неповторимость». Е.А Ермолин. Региональное и универсальное).
Институтская Концепция не смогла усмотреть даже бьющий в глаза местный мышкинский возрожденческий фактор, являющий замечательный пример не свёртывания а расширения и развития сети учреждений культуры. Этот вектор, казалось бы, невозможно не заметить и не учесть. Но он остался и незамеченным и неучтённым. Можно ли так исполненный анализ наличия и состояния учреждений культуры считать реальным и что-то значащим?
Концепция, разработанная Институтом, совершенно проигнорировала выдающиеся достижения Мышкинского района в развитии и совершенствовании работы в сфере культуры. А нужно помнить, что в этом районе (единственном из трех северо-западных трое деятелей культуры удостоены Всероссийской премии «За подвижничество в культуре»; что именно Мышкинский район имеет целый «комплект» высших наград за продвижение своего культурного наследия (от премии «Золотой кулик» до премии имени Сенкевича и ряда других отличий.
Следует так же помнить, что благодаря сохранению памятников Наследия Мышкин систематически принимает у себя коллективы многих киностудий России для создания новых произведений киноискусства. На сегодняшний день город Мышкин принимал участие в создании 24 художественных и 4 документальных кинофильмов.
Нужно учитывать и то, что здесь постоянные занятия коллективов художников и мастеров российской сцены. И нельзя не заметить яркой эксклюзивности в работе творческих коллективов города Мышкина, например в создании массовых сценических коллективов и особенно впечатляющей является деятельность балетмейстера районного Дома культуры А.В. Смирновой.
Примечательных проявлений мышкинской культурной и спортивной жизни мы ближе коснёмся в главе «Мышкин - в развитии». А здесь нам следует лишь чётко отметить, что даже при такой крайне несовершенной методике исследования, используемой Институтом, показатели Мышкинского района в сферах культуры и спорта, тем не менее оказались решительно преобладающими. Так доля населения Мышкинского района, участвующая в занятиях физкультурой и спортом, составляет 17, 02 процента против 15, 72 процентов в Некоузском районе и против 10, 63 в Брейтовском районе. (И это при полном игнорировании рабочей группой Института всего объёма мероприятий, проводимых вне муниципальной системы).
Оценка населением работы физкультуры и спорта в Мышкинском районе явилась наиболее благополучной среди показателей всех трёх районов северо-западной периферии Ярославской области. Точно так же в Мышкинском районе достигнут и лучший показатель одобрения населением работы учреждений культуры, (несмотря на полное игнорирование Институтом всех форм работы не входящих в муниципальную систему).
И разумеется, рабочая группа Института не проследила последствий и результатов работы учреждений культуры и спорта. И тут с сожалением приходится вспомнить почти каноническое суждение о том, что «формируя культурную среду, люди добиваются уже её формирующего влияния на их поведение и мировозрение». А.В Бабаева «Формы поведения в русской культуре. (Увы, эти общеизвестные закономерности, очевидно, были вполне неизвестны рабочей группе Института, о чём приходится лишь сожалеть…)
И не меньшее сожаление (и удивление) вызывает тот факт, что в их Концепции никак не отражено культурное Наследие Мышкина, совершенно исключая его наличие из достоинств административного центра не только объединённого, но и малого района.
А Мышкин по сравнению с другими малыми городами области и страны обладает уникальным фондом памятников истории и культуры. (Лишь в перечне объектов истории и архитекторы их насчитывается почти семь десятков. Не случайно искусствоведы нередко называет Мышкин «естественным заповедником архитектуры русского прошлого»).
Не менее ценно и его Наследие в исчислении культурных ценностей в перечень вышеназванных объектов не входящих. Здесь хранятся многочисленные научные материалы, посвящённые ярославскому Верхневолжью, уникальные собрания редких книг и фонд литературы, всесторонне рассказывающий об этом крае.
Институтская Концепция полностью прошла мимо классического знания, что исторический город русской провинции- это культурный универсум, уже сам по себе являющийся весьма значительной ценностью для страны. Обращаясь к словам известного русского реставратора. Ю.Селивёрстова, можно повторить, что «…Здесь каждый храм, башня, палатное строение как бы излучают вокруг себя пространство- время, создавая город как единое целое». Вот для встречи с этим единым целым в Мышкин и едут сотни тысяч гостей.
Современный научный подход к феномену исторического города требует помнить, что основу любой исторической территории составляет элементы Наследия. А Мышкин богат культурным Наследием как ни один другой районный центр в северо-западной периферии Ярославской области. Он по праву является одной из жемчужин культурного богатства Ярославии.
Не случайно развитие туризма здесь идёт столь уверенными темпами. Для него здесь благодатная почва. Здесь как нигде в северо- западной периферии справедливо классическое замечание известного теоретика культурно- массовой работы Чарльза Лэндри: «Туризм питается от культуры».
И сам туризм в таких случаях начинает активно воспроизводить утраченные объекты и формы национальной культуры и уверенно пополняет её ряд новыми достойными обретениями. Именно так и происходит в городе Мышкине. Здесь туризм не только возродил и активно использует большое количество культурно ценных объектов, но и весомо включается в культурное общение в целом.
Здесь нужно вспомнить ключевую позицию из декларации ЮНЕСКО, принятой в Мехико: «Культура- это диалог, обмен мнениями и опытом, совместное постижение ценностей и традиций». И Мышкин уникально ценен именно таковой работой, таковым единством культуры и туризма. И то, что «Концепция» Института приоритетных региональных проектов прошла мимо этих явлений отнюдь не уверяет нас в её научности и объективности. Наша аналитическая группа, занимающаяся разработкой альтернативной Концепции сближения районов и создания Управленческого округа, желает эти недостатки в работе наших коллег восполнить и устранить.
Завершая рассмотрение этой части нашей оценки жизнедеятельности районов северо-западной периферии Ярославской области, мы можем сделать совершенно обоснованный вывод, что в плане культуры и спорта территория Мышкинского района сможет стать ядром всей таковой работы в пределах Округа, а город Мышкин сможет достойно исполнять обязанности его административного центра.