Безопасность – это состояние деятельности, при которой с определенной

Вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющие на здоровье

И жизнь человека.

Безопасность следует понимать, как комплексную систему мер по защите

Человека и среды обитания от опасностей,формируемых конкретной деятельностью

Человека. Чем сложнее вид деятельности, тем комплекснее система защиты

(безопасность этой деятельности).

Решение задач, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности

человека- фундамент для решения проблем безопасности на более высоких уровнях:

Глобальном, региональном, техносферном, биосферном и т.д.

Чтобы обеспечить ее безопасность, необходимо учитывать особенности человека, который играет троякую роль:

-является объектом защиты;

-выступает средством обеспечения безопасности;

-сам может быть источником опасности.

Заключение.

Таким образом, появление новых, глобальных проблем безопасности в середине XX в. привело к возникновению расширенного понимания аспекта безопасности человека и потребовало научного подхода в его изучении.

Это стало причиной трансформации разрозненных сведений в области знаний о безопасности человека, в «Науку безопасность жизнедеятельности», как особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) это наука о безопасном взаимодействии человека со средой обитания, комплексно и системно решающая исследуемый вопрос.

Особое внимание в Науке безопасность жизнедеятельности уделено системному подходу к изучению проблем безопасности и концепции безопасности личности.

Понятие «Наука» значительно шире понятия «Научная дисциплина» в области охвата проблем безопасности. «Научная дисциплина БЖД» является разделом «Науки безопасность жизнедеятельности». Но они имеют единую теоретическую основу и методологию.

«Наука безопасность жизнедеятельности» опирается на достижение других наук, таких как социология, медицина педагогика, математика (теория вероятности, теория игр и т.д.), физика, химия, теория надежности, философия, психология, право, физиология и многих других.

Проблемность человеческой жизни не дает возможности полностью решить все проблемы безопасности человека. Невозможно достичь абсолютного устранения опасности, поэтому поле человеческих проблем в области безопасности может быть минимизировано, но не ликвидировано полностью.

Решение задач современного комплекса проблем безопасности может быть получено на основе общей теории безопасности, являющейся концептуальной основой науки о безопасности жизнедеятельности.

Тема 4.

«Научный аспект становления Науки безопасность жизнедеятельности. Теория

Безопасности».

Основные положения, цели и задачи Науки безопасность жизнедеятельности.

Теория безопасности как концептуальная основа Науки безопасность жизнедеятель-

Ности. Центральные понятия и определения теории безопасности. Понятие

Опасность. Классификация опасностей. Понятие угроза. Методология Науки

Безопасность жизнедеятельности. Концепция приемлемого риска. Управление

Риском. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности. Культура

Безопасности жизнедеятельности и « личность безопасного типа поведения».

Лекция № 4.

Тема: Концепция приемлемого риска. Управление риском. Принципы, методы

и средства обеспечения безопасности.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………………5мин

Учебные вопросы:

1 .Понятие о риске. Классификация рисков………………………………………..25мин

2. Концепция приемлемого риска. Управление риском…………………………..30мин

3 .Принципы,методы и средства обеспечения безопасности…………………….....25мин

Заключение………………………………………………………………………………5мин

Литература:

Основная:

Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. - М, 2003-678 с.

Безопасность жизнедеятельности /Под ред. Л.А. Михайлова. - М., 2005-435с.

Вишняков Я. Д., Вагин В.И., Овчинников В.В., Старо дубец А.Н. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. - М, 2007-573с.

Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности.- СПб., 2000.

Сапронов В.В. Идеи к общей теории безопасности //ОБЖ. Основы безопасности жизни. -2007.-№№1,2,3.

Гринин А. С, Новиков В. Н. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002 - 288 с.

Хван Т. А., Хван П. А. Основы безопасности жизнедеятельности. Серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 - 384 с.

Дополнительная:

Аварии и катастрофы. Предупреждение и ликвидация последствий. Учебное пособие. Книга 1 - 4. / Под ред. В. А. Котляревского. М: Издательство АСВ, 1995., ил.

Ласковый B.C. Обеспечение жизнедеятельности людей в чрезвычайных ситуациях. СПб.: Недра, 1993. - 128 с, ил.

Цель лекции:

Дать определение понятию «риск» , изучить виды и классификацию рисков.

Раскрыть сущность управления риском. Изучить принципы, методы и средства

обеспечения безопасности.

Введение.

К основным показателям опасности относятся интенсивность и риск.

Понятие «риск» широко использовалось в XIX в. в хозяйственном праве при характеристике опасностей, возникающих в сфере экономики. С 1920-х годов оно перешло в сферу принятия политических решений, а в последней четверти XX в. сложилась область исследований, которую можно обозначить как «рискология». В конце 1980-х годов под эгидой Шведской академии наук стала издаваться серия монографий «Риск и общество», где исследуется риск при принятии технологических, экономических и политических решений, а главное - взаимозависимости между ними.

Наши рекомендации