Безопасность жизнедеятельности

Контрольные задания для студентов заочного отделения

всех специальностей

СОСТАВИТЕЛЬ:

доцент ЛЕТНИК В.В.

КАЛУГА 2012

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой его обитания /производственная, бытовая, природная/ и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций. Она представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию сохранения жизни и здоровья, духовных и физических сил, формирование общечеловеческих ценностей.

Свои образовательные и развивающие функции учебная дисциплина наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе обучения и воспитания. БЖД выступает одним из факторов социокультурного бытия, обеспечивающего биологический потенциал жизнедеятельности, способ и меру реализации сущностных сил и способностей студента.

Преподавание предмета осуществляется с учетом требований Государственного образовательного стандарта, основывается на научной методологии и достижениях современной отечественной и зарубежной науки, педагогики, психологии, физиологии, биологии, анатомии, валеологии, витауктологии, секьюритологии и других научных дисциплин.

Для заочной формы обучения характерен ряд особенностей изучения БЖД, связанных с незначительным объемом лекционных часов, отсутствием семинарских и практических занятий. Исходя из этого студентам, наряду с самостоятельным изучением программы курса, предлагается выполнить контрольное задание. Каждый студент выполняет один из вариантов, приведенных в настоящем методическом пособии. Задания выполняются письменно в полном объеме, смешивание вариантов не допускается.

Ответы на теоретический вопрос предусматривает реферативное изложение содержания ответа на первый вопрос. Практические вопросы (см. вопрос №2) должны содержать развернутый ответ по заданной ситуации и верную (на Ваш взгляд) версию действия человека в экстремальной ситуации. Третий вопрос содержит тестовое задание и вариант ответа на него.

Рекомендуемый объем содержательной части каждой контрольной работы: 4-5 страниц печатного текста, кроме того - титульный лист, план задания и список использованной литературы.

Выбор варианта контрольного задания осуществляется в зависимости от номера фамилии студента в списке учебной группы. Если в группе более 30 студентов, то студент, чья фамилия в журнале группы под № 31, выполняет вариант № 1 и т.д.

Выполненные задания представляются для проверки в сроки, установленные деканатом факультета.

При оценке работы учитывается самостоятельность и оригинальность суждений по ответам на вопрос варианта. Выполнение контрольного задания предполагает наличие у студента умения глубоко анализировать учебный материал, делать необходимые обобщения и выводы, достаточно основательно разбираться в проблематике тем учебного курса и решать элементарные практические задачи.

Контрольная работа оценивается по зачетной системе и является обязательным условием допуска к зачету по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».

Варианты контрольных заданий

№1

1. Предмет и задачи курса БЖД

2. Параметры микроклимата

3. Тест

Какое, по Вашему мнению, определение среды обитания человека наиболее достоверно?

1. Среда обитания: - окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических и биологических), способных оказывать прямое и немедленное воздействие на деятельность человека и его здоровье.

2. Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

3. Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная в реальный момент времени совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социально-экономических), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека и его потомство.

№2

1. Проблемы науки БЖД, их учет и отражение в деятельности специалиста (юрист, экономист, менеджер, психолог, журналист, дизайнер)

2. Общие принципы управления объектом в условиях чрезвычайных ситуаций

3. Тест

Какие, по Вашему мнению, задачи непрерывно решает, человек в жизненном цикле?

1. Обеспечивает свои потребности в пище и создает систему защиты от негативных воздействий со стороны среды обитания.

2. Обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе, а также создает защиту от техногенного воздействия.

3. Обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе, а также создает и использует защиту от негативных воздействий со стороны как среды обитания, так и себе подобных.

№3

1. Среда обитания как составная часть жизненного цикла человека. Негативные воздействия, присущие среде обитания.

2. Системы и виды производственного освещения.

3. Тест

К чему, по Вашему мнению, привели следующие факторы из жизненного цикла человека: высокие темпы роста численности населения на Земле и его урбанизация; рост потребления и концентрация энергетических ресурсов; интенсивное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства; массовое использование средств транспорта; рост затрат на военные цели?

1. К демографическому взрыву.

2. К загрязнению биосферы.

3. К региональной деградации.

4. К загрязнению среды обитания.

5. Ко всему вышеперечисленному.

№4

1. Техносфера как результат активной техногенной деятельности человека.

2. Загрязнение водного бассейна РФ и его основные источники.

3. Тест.

Выбросы каких электростанций, ни Вашвзгляд, наиболее губительны для биосферы?
1. ТЭС. 2. ГЭС. 3. АЭС.

№5

1. Темпы роста численности населения и его урбанизация.

2. Влияние параметров микроклимата на самочувствие человека.

3. Тест.

Катастрофа - это?

1. Происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.

2. Происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью или пропажей без вести людей.

3. Происшествие, связанное с изменением климата (грозой, землетрясением) и приведшее к разрушению биосферы, гибели или потери здоровья людей.

№6

1. Характерные состояния взаимодействия человека со средой обитания, позитивность и негативность этого воздействия.

2. Производственная среда, основные носители травмирующих и вредных факторов.

3. Тест.

Авария – это?

1. Происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.

2. Происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью или пропажей без вести людей.

3. Происшествие, связанное с изменением климата (грозой, землетрясением) и приведшее к разрушению биосферы, гибели или потери здоровья людей.

№7

1. Опасности, вредные и травмирующие факторы.

2. Способы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

3. Тест.

Стихийное бедствие - это?

1. Происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.

2. Происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью или пропажей без вести людей.

3. Происшествие, связанное с изменением климата (грозой, землетрясением) и приведшее к разрушению биосферы, гибели или потери здоровья людей.

№8

1. Опасности естественного и антропогенного происхождения.

2. Защита населения и производственного персонала в чрезвычайных ситуациях.

3. Тест.

Биосфера - это?

1. Область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавшие техногенного воздействия.

2. Область распространения жизни на Земле, включающая верхний слой атмосферы, литосферу и верхний слой гидросферы, не испытавшие техногенного воздействия.

3. Область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, испытавшие техногенное воздействие в пределах допустимых уровней или концентраций негативных факторов.

№9

1. Безопасность и системы безопасности.

2. Кислотные дожди. Парниковый эффект в атмосфере.

3. Тест.

Что такое опасность?

1. Негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.

2. Естественные процессы и явления, способные причинять ущерб людям, природной среде, материальным ценностям.

3. Техногенные процессы и явления, способные причинять ущерб людям, природной среде, материальным ценностям.

4. Все вышеперечисленное.

№10

1. Системы восприятия человеком состояния внешней среды.

2. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.

3. Тест.

Техносфера - это?

1. Регион биосферы, преобразованный людьми с помощью технических средств в производственную среду в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям.

2. Регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия производственной и бытовой сфер деятельности человека.

3. Регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям.

№11

1. Анализаторы человеческого организма.

2. Основные негативные последствия антропогенного воздействия на гидросферу.

3. Тест.

Техносфера - это?

1. Регион города или промышленной зоны.

2. Производственная или бытовая среда.

3. Все вышеперечисленное.

№12

1. Органы чувств, обеспечивающие восприятие действующих на организм внешних разражителей.

2. Основные поражающие факторы при чрезвычайной ситуации.

3. Тест.

Укажите четыре характерных состояния взаимодействия человека со средой обитания.

1. Комфортное, допустимое, опасное, чрезвычайно опасное.

2. Оптимальное, нормальное, экстремальное, катастрофическое.

3. Все вышеперечисленные.

№13

1. Гомеостаз и адаптация.

2. Основные негативные последствия антропогенного воздействия на литосферу.

3. Тест.

Какие различают виды опасностей?

1. Электромагнитные поля от бытовых приборов, телевизоров, дисплеев, ЛЭП.

2. Загрязнения атмосферы, гидросферы и литосферы.

3. Естественное и антропогенное загрязнение.

4. Все вышеперечисленное.

№14

1. Система иммунной защиты организма человека.

2. Энергетические загрязнения техносферы.

3. Тест.

Что такое вредный фактор?

1. Негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.

2. Негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.

3. Негативное воздействие на человека, которое приводит к заболеванию или травме.

№15

1. Теоретические основы и практические функции БЖД.

2. Профессиональные заболевания и их распределение в России.

3. Тест.

Что такое опасный фактор?

1. Негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.

2. Негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.

3. Негативное воздействие на человека, которое приводит к заболеванию или травме.

№16

1. Классификация опасностей.

2. Воздействие негативных факторов на человека и их нормирование.

3. Тест.

Может ли вредный фактор стать опасным фактором жизнедеятельности человека?

1. Да. 2. Нет.

№17

1. Аксиома о потенциальной опасности.

2. Вредные вещества.

3. Тест.

Чем определяется качество среды обитания?

1. Степенью соответствия параметров среды потребностям людей и живых организмов.

2. Степенью соответствия параметров биосферы допустимым уровням техногенного воздействия.

3. Наличием достаточного количества материальных ресурсов для жизненного цикла.

№18

1. Индивидуальный и социальный риск.

2. Бытовые отравления.

3. Тест.

Какой наиболее важный из приведенных критериев должна обеспечивать информационная стратегия государства по укреплению здоровья населения?

1. Регулярную информацию об опасностях среды обитания.

2. Регулярную информацию о новых медикаментозных средствах лечения.

3. Регулярную информацию о качестве продуктов питания.

№19

1. Системный анализ безопасности как методология БЖД.

2. Сенсибилизация.

3. Тест.

Какие из техногенных факторов способны вызывать вторичные негативные явления в среде обитания ?

1. Разрушение озонового слоя.

2. Образование фотохимического смога.

3. Выпадение кислотных дождей.

4. Возникновение парникового эффекта.

5. Все вышеперечисленные.

№20

1. Принципы, методы и средства обеспечения БЖД.

2. Запыленность воздуха рабочей зоны.

3. Тест.

В зависимости от чего вредный фактор техносферы может стать опасным фактором?

1. В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия.

2. В зависимости от места его воздействия.

3. В зависимости от направленности его воздействия,

4. Все вышеперечисленное.

№21

1. Средства индивидуальной и коллективной защиты работающих.

2. Вибрации и акустического колебания.

3. Тест.

Что является критерием безопасности техносферы?

1. Ограничения, вводимые на концентрации веществ и потоки энергий в жизненном пространстве.

2. Ограничения, вводимые на использование ядерных технологий в жизненном пространстве.

3. Ограничения, вводимые на использование пестицидов в жизненном пространстве.

№22

1. Критерии комфортности и безопасности техносферы.

2. Электромагнитные поля и излучения.

3. Тест.

В чем выход человечества из сложившейся кризисной ситуации с биосферой?

1. В решении проблем безопасности жизнедеятельности на научной основе.

2. В решении проблем безопасности жизнедеятельности на превентивной основе.

3. В разработке и реализации наиболее эффективных систем и методов защиты от опасностей.

№23

1. Проблемы экологической безопасности Калуги и Калужской области.

2. Ионизирующие излучения.

3. Тест.

В чем заключается ошибка человечества, приведшая к кризису биосферы и огромным жертвам?

1. В разработке ядерных технологий в военных и «мирных» целях.

2. В оценке последствий от воздействия негативных факторов по конечному результату.

3. В освоении космического пространства.

№24

1. Качество среды обитания.

2. Электрический ток.

3. Тест.

Какие из перечисленных систем безопасности входят в классификацию по объектам защиты?

1. Система личной и коллективной безопасности человека в процессе его жизнедеятельности.

2. Система охраны природной среды (биосферы).

3. Система государственной безопасности.

4. Система глобальной безопасности (в том числе космической).

5. Все вышеперечисленные.

№25

1. Безопасность личности и общества.

2. Система стандартов безопасности труда.

3. Тест.

Что такое экологичностъ источника опасности?

1. Состояние источника, при котором соблюдается его оптимальное воздействие на биосферу.

2. Состояние источника, при котором отсутствует какое-либо воздействие на техносферу и биосферу.

3. Состояние источника, при котором соблюдается его допустимое воздействие на техносферу и биосферу.

№26

1. Обеспечение комфорта в зонах жизнедеятельности.

2. Государственный надзор за безопасность труда.

3. Тест.

К каким, негативным факторам техносферы относится повышенная температура воздуха?

1. К вредным факторам.

2. К опасным факторам.

№27

1. Физический и умственный труд.

2. Планирование и финансирование мероприятий по производственной безопасности.

3. Тест.

Во сколько раз больше атмосферный воздух го­родов содержит летучих углеводородов по сравнению с воздухом сельской местности?

1. В 50 раз. 2. В 150 раз. 3. В 2000 раз.

№28

1. Оптимальные и допустимые условия труда.

2. Основные положения трудового законодательства по безопасности.

3. Тест.

К каким негативным факторам техносферы относится повышенная температура поверхности обо­рудования?

1. К вредным факторам.

2. К опасным факторам.

№29

1. Вредные и экстремальные условия труда.

2. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.

3. Тест.

К каким негативным факторам техносферы относится повышенная влажность воздуха?

1. К вредным факторам.

2. К опасным факторам.

№30

1. Рациональный режим труда и отдыха.

2. Экономическая эффективность мероприятий по обеспечению производственной безопасности.

3. Тест.

Что такое безопасность?

1. Состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации является оптимальным и комфортным.

2. Состояние объекта защиты, при котором воздействующие на него источники опасности не способны генерировать свои негативные факторы.

3. Состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ)

1. БЖД как наука. Основные понятия, термины и определения. Основные этапы научной деятельности по реализации целей и задач безопасности жизнедеятельности.

2. Эволюция среды обитания, переход от биосферы к техносфере.

3. Новый тип среды обитания - техносфера как результат активной техногенной деятельности человека.

4. Четыре характерных состояния взаимодействия человека со средой обитания. Позитивность и негативность этого взаимодействия.

5. Опасности, вредные и травмирующие факторы.

6. Анализаторы человеческого организма. Рецепторы как датчики сенсорных систем человека. Основные группы рецепторов.

7. Органы чувств, обеспечивающие восприятие действующих на организм внешних раздражителей. Органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания.

8. Характеристика органов чувств по скорости передачи информации. Морфологические и функциональные системы в организме человека.

9. Нервная система как одна из важнейших, связующих систем человека.

10. Гомеостаз и адаптация. Система иммунной защиты организма человека,

11. Актуальность решения проблем безопасности жизнедеятельности на

научной основе.

12. Опасности производственной, бытовой и городской среды в условиях повседневной жизни и при возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного и природного происхождения.

13. Классификация опасностей. Аксиома о потенци­альной опасности. Индивидуальный и социальный риск. Концепция допустимого риска.

14. Системный анализ безопасности как методология БЖД. Принципы, методы и средства обеспечения БЖД.

15. Средства индивидуальной и коллективной защиты для работающих на производстве.

16. Проблемы экологической безопасности Москвы и Подмосковья.

17. Качество среды обитания. Безопасность личности и общества.

18. Обеспечение комфорта в зонах жизнедеятельности. Опасные зоны и зоны пребывания человека.

19. Определение вредного вещества (ВВ). Классификация химических веществ (органических, неорганических, элементорганических) в зависимости от их практического использования.

20. Бытовые отравления. Токсикологическая классификация ВВ. Классификация ядов по избирательной токсичности. Острые и хронические отравления.

21. Сенсибилизация. Отдаленные последствия влияния химических соединений на организм (мутагенное, канцерогенное, влияние на репродуктивную функцию). Комбинированное действие ВВ на здоровье человека.

22. Характеристика производственной пыли. Физические свойства производственной пыли. Характер воздействия производственной пыли на человека.

23. Нормативные требования по содержанию пыли в производственных помещениях. ПДК. Контроль содержания пыли в производственных помещениях.

24. Параметры микроклимата. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Подвижность воздуха.

25.Теплообмен человека с окружающей средой. Конвективный теплообмен (закон Ньютона).

26. Управление Фурье, описывающее передачу теплоты человеком его теплопроводностью. Лучистый поток при теплообмене излучением (закон Стефана - Больцмана).

27. Тепловой баланс в системе «человек - среда обитания». Влияние параметров микроклимата на самочувствие человека.

28. Терморегуляция организма человека. Уравнение теплового баланса.

29. Теплоизоляция поверхностей источников излучения. Теплозащитные экраны. Воздушное душирование и завесы.

30. Задачи и классификация вентиляции. Естественная вентиляция промышленных зданий. Аэрация промышленных зданий.

31. Системы механической вентиляции. Установки для приточной и вытяжной вентиляции. Кондиционирование воздуха.

32. Определение экономических показателей работы систем вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха на предприятиях.

33. Основные светотехнические характеристики. Системы и виды производственного освещения. Основные требования к производственному освещению.

34. Нормирование производственного освещения. Источники света и осветительные приборы. Расчет производственного освещения.

35. Цветовое оформление производственного интерьера.

36. Основные величины, характеризующие вибрацию и шум, их взаимосвязь и единицы измерения.

37. Классификация вибрации по ее воздействию на человека. Общая и локальная вибрация. Классификация вибрации по направлению действия.

38. Параметры, определяющие развитие вибрационных патологий. Резонансные колебания в органах человека. Вибрационная болезнь.

39. Факторы производственной среды, усугубляющие вредное воздействие вибрации на организм человека. Расчет показателей вероятности вибрационной болезни.

40. Частотный диапазон акустических колебаний воспринимаемых человеком. Область слышимых звуков. Порог слышимости и болевой порог.

41. Классификация шумов по спектральному составу, по временным характеристикам, по длительности действия. Негативные последствия интенсивного шума на производстве.

42. Ультразвук и его классификация по частотному спектру и способу распространения. Биологический эффект воздействия ультразвука на организм человека.

43. Инфразвук и его воздействие на организм человека. Гигиеническая регламентация инфразвука.

44. Характеристики источников шума. Уровень шума от нескольких источников.

45. Конструктивные, технологические и строительно-планировочные методы снижения шума в промышленности.

46. Снижение шума методами звукопоглощения. Метод звукоизоляции. Экранирование шума.

47. Аэродинамические глушители активного и реактивного типов. Комбинированные глушители шума.

48. Методы снижения вибрации на путях ее распространения. Виброгашение и вибродемпфирование. Методы снижения вибрации в источнике ее возникновения.

49. Виброизоляция оборудования. Виброизоляторы применяемые в промышленности.

50. Методы и средства защиты от инфразвука. Защита от ультразвука.

51. Спектр электромагнитных колебаний. Ионизирующие и неионизирующие излучения. Источники ЭМП и их воздействие на человека.

52. Физические и психофизиологические опасные и вредные факторы при работе на ПЭВМ. Нормирование условий труда оператора при работе на ПЭВМ.

53. Защита от инфракрасных излучений. Защита от ультрафиолетовых излучений. Защита от лазерных излучений.

54. Воздействие радиации на организм человека. Методы и приборы для анализа радиации. Гигиеническая регламентация ионизирующего излучения. Защита от внешнего ионизирующего излучения.

55. Действие электрического тока на организм человека. Первая помощь пострадавшим от электротока.

56. Чрезвычайные ситуации, их квалификация, причины и последствия. Возникновение ЧС в промышленных условиях и в быту.

57. Причины возникновения пожаров и методы их профилактики. Средства и методы тушения пожаров.

58. Законы и подзаконные акты по БЖД. Нормативно-техническая документация. Основные положения трудового законодательства.

59. Государственный надзор за безопасностью труда в промышленности. Ответственность за нарушение законов и правил безопасности на промышленных предприятиях.

60. Экологическая экспертиза. Экспертиза безопасности. Учет требований безопасности и экологичности при постановке новой продукции на производство.

61. Планирование и финансирование мероприятий по производственной безопасности в промышленности

62. Расчет полного социально-экономического эффекта при внедрении мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

63. Расчет прироста производительности труда с помощью эргономических показателей.

Рекомендуемая литература:

А. Имеющаяся в библиотеке КФ МГЭИ

1. Конституция Российской Федерации

2. Гражданский кодекс Российской Федерации.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации.

4. Федеральный закон от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

5. Федеральный закон от 11 ноября 1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

6. Федеральный закон от 21 декабря 1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности»

7. Федеральный закон от 22 августа 1995г. №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

8. Федеральный закон от 9 января 1996г. №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»

9. Федеральный закон от 17 июля 1999г. №181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. №547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

12. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – М.,2002г.

13. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебник «Дашков и Ко». М.,2007г.

14. Благов В.П., Куленкова И.В. «Действия населения в чрезвычайных ситуациях». Курс лекций. Новороссийск, 2000г.

15. Кармазинов Ф., Русак О., Гребенников С., Осенков В. «Безопасность жизнедеятельности», Словарь-справочник. С-Пб., «Лань», 2001г.

16. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. – М., 2000г.

17. Маськов Л.И. Как быть здоровым. – М., 2000г.

18. Основы безопасности жизнедеятельности Новиков В.Н., Башкиров А.А., Черняев С.И. Калуга, Манускрипт, 2005г.

19. Психология здоровья. Под рук. Никифорова Г.С. С-Пб. Питер 2005г.

20. Русак О., Малаян К., Занько Н. «Безопасность жизнедеятельности». Учебное пособие для студентов всех специальностей. С-Пб., «Лань», 2001г.

21. Ульянов В.И. Стресс и закаливание // Проблемы закаливания. Владимир, 2001г.

22. Физическое воспитание. Учебник для студентов вузов. Под ред. Головина В.А. – М., 2002г.

23. Хван Т.А., Хван П.А. «Безопасность жизнедеятельности». Ростов н/Д. «Феникс». 2001г.

24. Журнал МЧС РФ «Безопасность жизнедеятельности», периодическое подписное издание (Роспечать, индекс-48909).

Б. Литература, имеющаяся в библиотеках г. Калуга.

1. Алексеев С.В., Усенко В.Р. Гигиена труда. М. : Медгиз, 2006г.

2. Атаманюк В.Г., Ширшев Л.Г., Акимов Н.И. «Гражданская оборона», М., Высшая школа, 1986г.

3. Байер К., Шейнберг Л. «Здоровый образ жизни», М., 1997г.

4. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для ВУЗов. Под общей редакцией С.В. Белова, М., Высшая школа, 1999г.

5. Безопасность жизнедеятельности. Л.А. Михайлов (под редакцией) С-Пб. Питер 2005г.

6. Безопасность и охрана труда. Учебное пособие для вузов. (под ред. О.Н. Русака) С-Пб. Изд-во МАНЭБ, 2006г.

7. Билич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии, С-Пб., 1997г.

8. Бэскинд Э. «Энциклопедия личной безопасности», М., 1994г.

9. Ильин А. Энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях. М. Экспо. 2007г.

10. Гостюшин А.В. «Энциклопедия экстремальных ситуаций», М., 1996г.

11. Лосев К.С. и др. «Проблемы экологии», М., ВИНИТИ», 1993г.

12. Миронова З.С., Морозова Е.М. Спортивная травматология. – М., 2002г.

13. Осипов И.Т., Трофимов И.В., Сотникова М.П. Сто уроков для групп здоровья. М., 2000г.

14. Профирьев Б.Н. «Государственное управление в чрезвычайных ситуациях», М., Наука, 1991г.

15. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Словарь экологических терминов и понятий. М.: Финансы и статистика, 2008г.

16. Психосоциальные факторы на работе и охрана здоровья. Под ред. Р. Калимо, М.А. Эль-Батави, К.Л. Купера. Женева, Всемирная организация здравоохранения.

17. Пуховский Н.Н. «Психопатологические последствия чрезвычайных ситуаций», М., «Академический Проект», 2000г.

18. Спорт и личность (Спортивный еженедельник) М., 2008г.

19. Чеботарев Д.Ф.Физическая культура – источник долголетия. М., 2002г.

20. Шариков Л.П. «Охрана окружающей среды», Справочник, Л., Судостроение, 2002г.

21. Ярочкин В.И. «Секьюритология», М., «Ось-89», 2000г.

Наши рекомендации