Роль классного руководителя в развитии и пропаганде физической

Культуры и спорта среди учащихся и их родителей

Важной функцией коллективов физической культуры школ является вовлече­ние возможно большего числа учеников, их родителей в регулярные занятия фи­зической культурой, спортом и туризмом, привлечение их к активному участию в массовых физкультурных и оздоровительных мероприятиях, утверждение в кол­лективе школы здорового образа жизни.

Большую роль в ее успешном решении играет правильно поставленная класс­ным руководителем активная пропаганда физической культурой и спорта.

Пропаганда массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы подразумевает целенаправленную деятельность по распространению знаний в области физической культуры и спорта, а также знаний в области гигиены; по формированию убеждения в необходимости здорового образа жизни, регулярных занятий физическими упражнениями.

Задачи пропаганды:

- повышение уровня знаний о физической культуре у учеников и родителей;

- воспитание потребности в утверждении здорового образа жизни;

- использование средств физической культуры в режиме труда и отдыха;

- повышение эффективности занятий по физическому воспитанию среди уча­щихся и их родителей;

С помощью многообразных форм средств пропаганды необходимо после­довательно освещать наиболее важные разделы работы: расширение массово­сти участия школьников; организация и ход занятий по интересам; опыт вне­дрения здорового образа жизни среди учащихся и их родителей; оборудова­ния простейших спортивных площадок и строительства спортивных сооруже­ний, а также уделять внимание материалам на морально-этические темы. Пред­ставляемая информация должна быть научно-обоснованной и, в то же время, популярной, рассчитанной на учащихся и их родителей, учитывающей инди­видуальный подход.

Классный руководитель должен продумать пропаганду физической культуры среди учащихся и их родителей. Она должна быть не декларативной, а очень кон­кретной, продуманной и интересной, убедительной и остроумной, терпеливой и доходчивой, должна быстро реагировать на все новое для придания дополнитель­ного импульса и динамизма в проведении работы по массовой физической куль­туры в школе.

4. ППФП на учебных занятиях по физическому воспитанию

Наиболее действенно и всесторонне задачи профессионально-прикладной физической подготовки будущих инженеров, учителей, врачей, менеджеров и т.д. решаются на учебных занятиях по физическому воспитанию, которые согласно программе проводятся в трех направлениях: специальном, основном и спортив­ном. В программы учебных заведений всех учебных отделений включены теоре­тический и практический разделы: гимнастика, легкая атлетика, плавание, лыж­ный спорт, туризм и т.д. При этом задачи ППФП решаются одновременно с дру­гими задачами физического воспитания следующими способами:

- путем изучения теоретических и методических вопросов ППФП;

- преимущественным изучением тех или иных разделов программы, отдель­ных физических упражнений;

- включением в программу учебных занятий разделов, составленных на ос­нове прикладных видов спорта;

- применением упражнений с профессионально-прикладной направленностью:

- за счет использования специальных технических средств в обучении и тре­нажеров;

- организацией дополнительных и самостоятельных занятий профессиональ­но-прикладной физической подготовкой.

5. Планирование ППФП

Планирование ППФП для всех студентов вуза и факультета осуществляется в рамках учебно-методического комплекса дисциплины "Физическое воспитание", который готовится кафедрой физического воспитания. Наибольшее отражение ППФП находит в рабочей программе, рабочих планах-графиках и конспектах практических занятий. В этих документах последовательно конкретизируются направленность, цель, задачи, средства, методы, формы ППФП на весь период обучения в вузе, учебный год, на конкретное занятие.

Наибольший эффект дает планирование ППФП для каждого студента с учетом его будущей специальности и индивидуального уровня общей и профессионально-прикладной физической подготовленности. В этом случае составляется три плана: многолетний (перспективный), годичный и месячный. Планы разрабатываются са­мими студентами с помощью преподавателей, ответственных за физическое воспи­тание студентов факультета или учебной группы, по определенной форме.

Лекция 11 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА И СПЕЦИАЛИСТА

ПЛАН

1.Требования, предъявляемые рыночной экономикой к физическому состоя­нию работников умственного труда.

2.Значение физической культуры в профессиональной деятельности бака­лавра и специалиста.

3.Особенности производственной физической культуры специалистов в пе­риод их профессиональной деятельности.

4.Активный отдых - одна из основных форм занятий физической культурой

а) ежедневный;

б) еженедельный;

в) ежегодный.

ЛИТЕРАТУРА

1.Александров Ф.А. Быт и культура.-М.:ФиС, 1978.

2.Виленский М.Я., Ильин В.И. Физическая культура работников умственно­го труда. -М., 1987.

3.Жеребцов А.В. Физкультура и труд. -М, 1993.

4.Кресовский Е.Б. Организация и гигиена умственного труда - М : ФиС 1986.

5.Популярная медицинская энциклопедия /Под ред. Б.В.Петровского. - М.: Медицина, 1981.

1. Требования, предъявляемые рыночной экономикой к физическому состоянию работников умственного труда

Оценив общее значение физической культуры в жизни человека, определив основные причины, почему нужно заниматься физической культурой, перейдем к объяснению причин, по которым работодатели предъявляют своим работникам требования относительно их физического состояния и здоровья, что и объяснит значение физической культуры именно в профессиональной деятельности.

Во-первых, надо определить, какие все-таки требования предъявляют рабо тодатели к работникам при приеме на работу. Конечно, они ждут проявления вы­соких профессиональных качеств. Но помимо этого, работодателю нужен здоро­вый, физически подготовленный работник, который не боится трудностей и хо­рошо справляется с различными нагрузками, так как имеет хорошую физичес­кую форму. Какими же причинами обусловлены такие требования к физической форме работников со стороны работодателей?

Набирающий темпы научно-технический прогресс приводит, безусловно, к облегчению человеческого труда, однако разве не вносит он новые трудности в нашу жизнь? Разве не создает новые формы и виды труда, хотя и более автомати­зированного и механизированного, но, тем не менее, требующего физических зат­рат от человека? Для выполнения даже самой "легкой" работы в смысле физичес­кой силы, человеку требуется потратить определенное количество энергии. Для того, кто занимается физической культурой и спортом, это не проблема: он быст­ро восстанавливает потерянную силу, быстро и легко выполняет работу и постав­ленные перед ним задачи. В наш век стрессов и нервных потрясений роль физи­ческой подготовки также важна для устойчивого морального и физического со­стояния, которое позволяло бы решать различные проблемы.

С переходом к рыночным отношениям все предприятия, организации и уч­реждения свободны в выборе работников. Естественно, руководителям этих пред­приятий и организаций выгоднее держать у себя на работе здорового работника, а не такого, который постоянно находится на "больничном", который к тому же надо оплачивать, а многие предприятия и организации еще и оплачивают лечение своих сотрудников в платных клиниках. Тем самым они теряют значительные суммы денег, если коллектив предприятия или организации не отличается высо­ким здоровьем, хорошим физическим состоянием и подготовленностью.

Немаловажен и просто внешний вид сотрудников. Иногда это даже является одним из определяющих факторов при приеме на работу. С человеком, который выглядит здоровым, намного приятней работать, он никогда не будет жаловать­ся на здоровье, всегда будет иметь жизнерадостное настроение, не омраченное проблемами физического состояния, помимо этого, внешний вид сотрудников может сказываться и на результатах деятельности предприятия, организации или учреждения. Ведь сотрудники - это "лицо компании", а следовательно, если они имеют здоровый вид и привлекательны для клиентов, партнеров, дела у этой компании пойдут успешнее.

Физическое состояние человека имеет большое значение и для того, чтобы обеспечить рождение полноценного, здорового будущего поколения.

В сфере профессионального применения инженеров, конечно, нет нагру­зок, требующих больших затрат физической силы. Но чтобы быть всегда в хо­рошей физической форме, необходимо заниматься спортом и физической куль­турой: где же еще служащий сможет получить необходимую подзарядку физи-

ческой энергии? Нельзя забывать и о том, что работник, обладающий хорошей физической формой и подготовленностью, обладает большей работоспособнос­тью. С нарастанием работоспособности улучшается и качество работы.

Итак, мы перечислили требования, которые предъявляют работодатели к сво­им сотрудникам, помимо обладания высокими профессиональными качествами. Все перечисленные выше факторы и причины, по которым предприятиям, орга­низациям и учреждениям требуются физически подготовленные и здоровые ра­ботники, определяют значение и роль физической культуры в профессиональной деятельности людей. Сказанное отнюдь не предрекает судьбу и карьеру людей с физическими недостатками. Однако есть повод для того, чтобы задуматься и на­чать строить свою жизнь по-новому, положив в ее основу занятия спортом, физи­ческой культурой. Человек, ведущий здоровый образ жизни, - полноценный и полноправный член современного общества. На таком человеке может строиться новая Россия, Россия сильных, здоровых людей, которые возродят ее, отстроят заново, поднимут на достаточную высоту.

2. Значение физической культуры в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста

Говоря о профессиональной деятельности специалиста, мы представляем себе, прежде всего, служащего, занимающегося не физическим, а умственным трудом. Образование, которое получает такой человек, предполагает именно такую орга­низационную форму его трудовой деятельности. Однако разве такой человек не должен обладать хорошей физической формой и отменным здоровьем? А добиться всего этого можно, регулярно занимаясь спортом и физической культурой.

Определив огромное значение физической культуры в жизни человека вооб­ще и в профессиональной деятельности в частности, еще подчеркнем некоторые моменты. Во-первых, необходимость занятий физической культурой и спортом существует на протяжении всей жизни человека, хотя явный результат их воздей­ствия, возможно, бывает заметен и не сразу, по крайней мере, мы не всегда осоз­наем, что дает нам физическая культура и спорт. Хотя порой и видим разницу между собственным самочувствием в периоды, когда мы занимаемся физически­ми упражнениями, и когда игнорируем их. Да, когда нам еще нет двадцати лет, мы Почти не ощущаем недостаток сил и жизненной энергии. Но когда, выйдя из стен вуза, мы окунемся в рабочую жизнь, и на нас "навалятся" многие проблемы, вот Тогда-то нам и потребуются силы и энергия, чтобы нормально жить и активно трудиться на благо себя и общества. Во-вторых, значимость физической подго­товленности человека обусловлена и требованиями нового времени, хотя хоро­шая физическая форма ценилась во все времена. Сейчас, когда стране нужны Высококлассные специалисты, которые способны были бы помочь ей возродиться, восстановить и поднять уровень экономики, все большее значение придается физической форме и здоровью работников. В-третьих, занятия физической куль­турой и спортом дают человеку возможность не только чувство физического со­вершенства, но и придают ему силы, формируют его дух, поднимают уровень моральных качеств человека, что так необходимо нынешнему обществу. В здоро­вом теле - здоровый дух, а значит и новый подход к жизни и работе, новые дости­жения в жизни и работе. Таков эффект физической культуры в государственном и личном масштабе. Чтобы сознательно прийти к выводу о значимости физической культуры и спорта, человек должен понять ее роль в своей жизни. И очень хоро­шо, если он поймет это не совсем поздно. Спорт и физическая культура - это не только здоровый образ жизни - это вообще нормальная и здоровая жизнь, кото­рая открывает все новые и новые возможности для реализации своих сил и талан­тов. Это путь, на который вступает здравомыслящий человек, чтобы прожитая им жизнь была плодотворной, приносила радость ему самому и окружающим.

Физическая культура играет значительную роль в профессиональной деятель­ности бакалавра и специалиста, так как их работа, как правило, связана со значи­тельным напряжением внимания, зрения, интенсивной интеллектуальной деятель­ностью и малой подвижностью. Занятия физической культурой снимают утомле­ние нервной системы и всего организма, повышают работоспособность, способ­ствуют укреплению здоровья.

3. Особенности производственной физической культуры специалистов в период их профессиональной деятельности

Производственная физическая культура (ПФК) специалистов в период их про­изводственной деятельности содействует дальнейшему совершенствованию и под­держанию на оптимальном уровне психофизических качеств, необходимых для их профессии. Содержание ПФК составляют те же специализированные компо­ненты физического воспитания, которые характерны для ППФП студентов вузов. Основными средствами ПФК являются физические упражнения, естественные факторы природы, гигиенические факторы, отобранные и используемые для из­бирательного целенаправленного формирования профессионально важных пси­хофизических качеств и прикладных двигательных навыков в соответствии с кон­кретной спецификой содержания и условий труда, возраста, здоровья занимаю­щихся. К числу эффективных средств ПФК следует отнести, прежде всего, физи­ческие упражнения на выносливость (продолжительную ходьбу, бег, передвижение на лыжах, плавание, туризм) и игры с мячом.

В организационном плане реализация ПФК специалистов в период их произ­водственной деятельности существенно отличается от ППФП студентов. Еслиподготовка студентов базируется в основном на государственных формах физи­ческого воспитания и методах педагогических воздействий, то ПФК специалис­тов, как и все физическое воспитание трудящихся, опирается в основном на са­модеятельные формы и методы самоформирования личности. Поэтому особенно важно в годы учебы в вузе овладеть прочными знаниями, привычками, необходи­мыми для самостоятельных занятий ПФК.

Профессионально-прикладная физическая подготовка осуществляется в про­цессе занятий производственной физической культурой, рекомендуемой для спе­циалистов (табл. 11.1).

Таблица 11.1

Вид ПФК Разновидности ПФК
Производственная гимнастика Вводная гимнастика. Физкультпауза через 3 ч. работы. Физкультпауза в середине второй половины рабочего дня. Физкультминутки локального воздействия (индивидуально по мере необходимости).
Физическая культура после рабочего восстановления Психорегуляция утомления (самостоятельно или в комнате пси­хологической разгрузки). Занятия в восстановительных центрах. Восстановительная гимнастика в сочетании с самомассажем и функциональной музыкой на рабочем месте.
Оздоровительно-профилактическая физическая культура Занятия энергоемкими видами физических упражнений с це­лью ликвидации недостатка двигательной активности. Занятия в центрах здоровья и профилактики с использованием тренажерной техники. Профилактическая гимнастика. Психопрофилактика нервных напряжений. Двигательная разрядка психических и эмоциональных напря­жений.
Профессионально-прикладная психо­физическая подго­товка Занятия видами спорта, развивающими общую выносливость, быстроту реакции, функции внимания, оперативное мышле­ние, эмоциональную устойчивость. Занятия видами спорта, вырабатывающими прикладные навы­ки (альпинизм, скалолазание, технические виды спорта). Специальные занятия ППФП, направленные на формирование и совершенствование профессионально важных психофизичес­ких качеств и прикладных навыков (самостоятельно и в груп­пах ППФП).

Могут успешно использоваться и другие виды рациональной двигательной деятельности специалистов, направленные на решение задач физического совершенствования, оптимизацию функционального состояния организма и обес­печение здорового отдыха и эмоциональных потребностей, связанных с содержа­тельным развлечением: групповые и самостоятельные занятия общей физичес­кой подготовкой, занятия оздоровительным бегом, лыжами, плаванием, спортив­ными играми, утренней гигиенической гимнастикой, аэробной гимнастикой, ту­ристические походы выходного дня, различные физкультурные развлечения.

Наибольшую пользу приносят специальные самостоятельные или организо­ванные занятия по ПФК. Приведем содержание такого занятия для инженеров-программистов и экономистов. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю перед рабо­той или после нее в течение 45-60 мин. В начале недели они имеют большую физическую нагрузку, в конце недели - меньшую.

Подготовительная часть - 7-9мин.

1. Ходьба с переходом на медленный бег.

2. Упражнения на гибкость, растягивание; разогревающие и общеразвивающие упражнения.

3. Упражнения на внимание (прыжки со скакалкой)

Основная часть - 30-45мин.

1. Упражнения на ловкость, координацию, точность, быстроту движения рук (ве­дение, передачи, броски баскетбольного и малого мяча разными способами).

2. Спортивные и подвижные игры с мячом.

3. Упражнения на силовую и статическую выносливость мышц рук, ног, брюш­ного пресса, спины с помощью гребного тренажера и стенки "здоровье".

4. Упражнения на общую выносливость (бег, игры).

Заключительная часть - 5-6 мин.

1. Успокаивающая ходьба, упражнения на дыхание и расслабление.

2. Упражнения на внимание, оперативное мышление (ходьба по переверну­той скамейке, фигурному бревну, составление кубика Рубика и др.).

3. Самомассаж.

4. Самоконтроль состояния.

5. Занятия заканчиваются принятием душа.

ПФК активно осуществляется в ходе после рабочих восстановительных ме­роприятий путем правильного подбора упражнений. При этом большую пользу приносит использование тренажерной техники.

ПФК может успешно осуществляться на утренней зарядке за счет подбора физических упражнений, обеспечивающих гигиенический и профессионально-прикладной эффект, использования специальных упражнений, проведения заряд­ки на открытом воздухе, сочетания ее со специальными гидропроцедурами.

Показателем эффективности ПФК специалиста в период его активной произ­водственной деятельности могут служить участие в общественной работе, заня­тия физической культурой и спортом; производственный травматизм; профессиональная работоспособность по физиологическим и технико-экономическим и субъективным показателям; заболеваемость; выполнение контрольных физичес­ких упражнений и тестов.

Важное значение для успешного осуществления ПФКспециалистов имеет создание на предприятиях определенных условий для ее развития и функциони­рования. Прежде всего, необходима специализированная, в соответствии с зада­чами и содержанием ПФК, сеть спортивных сооружений: легкоатлетический ста­дион, туристическая база, плавательный бассейн, гребная база, комплекс игро­вых площадок, специализированный для ПФКзал и городок, оснащенные уни­версальными комбинированными снарядами и устройствами, обеспечивающих решение задач ПФК, специальные полосы препятствий.

Успешной профессионально прикладной физической подготовке содейству­ет использование технических средств: информационных и консультативных ма­шин, тренажеров для формирования профессионально важных качеств, машин для контроля готовности к труду (теоретической и методической подготовленно­сти оценки функциональных возможностей, уровня развития профессионально важных качеств).

Эффективность ПФКзависит также от подготовленности как самих занимаю­щихся, так и штатных инструкторов и инструкторов-общественников, а также от наличия литературы по профессионально-прикладной физической подготовке.

Кроме того, и сам специалист должен играть активную роль по внедрению физической культуры в производственном комплексе.

Наши рекомендации