Роль классного руководителя в развитии и пропаганде физической
Культуры и спорта среди учащихся и их родителей
Важной функцией коллективов физической культуры школ является вовлечение возможно большего числа учеников, их родителей в регулярные занятия физической культурой, спортом и туризмом, привлечение их к активному участию в массовых физкультурных и оздоровительных мероприятиях, утверждение в коллективе школы здорового образа жизни.
Большую роль в ее успешном решении играет правильно поставленная классным руководителем активная пропаганда физической культурой и спорта.
Пропаганда массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы подразумевает целенаправленную деятельность по распространению знаний в области физической культуры и спорта, а также знаний в области гигиены; по формированию убеждения в необходимости здорового образа жизни, регулярных занятий физическими упражнениями.
Задачи пропаганды:
- повышение уровня знаний о физической культуре у учеников и родителей;
- воспитание потребности в утверждении здорового образа жизни;
- использование средств физической культуры в режиме труда и отдыха;
- повышение эффективности занятий по физическому воспитанию среди учащихся и их родителей;
С помощью многообразных форм средств пропаганды необходимо последовательно освещать наиболее важные разделы работы: расширение массовости участия школьников; организация и ход занятий по интересам; опыт внедрения здорового образа жизни среди учащихся и их родителей; оборудования простейших спортивных площадок и строительства спортивных сооружений, а также уделять внимание материалам на морально-этические темы. Представляемая информация должна быть научно-обоснованной и, в то же время, популярной, рассчитанной на учащихся и их родителей, учитывающей индивидуальный подход.
Классный руководитель должен продумать пропаганду физической культуры среди учащихся и их родителей. Она должна быть не декларативной, а очень конкретной, продуманной и интересной, убедительной и остроумной, терпеливой и доходчивой, должна быстро реагировать на все новое для придания дополнительного импульса и динамизма в проведении работы по массовой физической культуры в школе.
4. ППФП на учебных занятиях по физическому воспитанию
Наиболее действенно и всесторонне задачи профессионально-прикладной физической подготовки будущих инженеров, учителей, врачей, менеджеров и т.д. решаются на учебных занятиях по физическому воспитанию, которые согласно программе проводятся в трех направлениях: специальном, основном и спортивном. В программы учебных заведений всех учебных отделений включены теоретический и практический разделы: гимнастика, легкая атлетика, плавание, лыжный спорт, туризм и т.д. При этом задачи ППФП решаются одновременно с другими задачами физического воспитания следующими способами:
- путем изучения теоретических и методических вопросов ППФП;
- преимущественным изучением тех или иных разделов программы, отдельных физических упражнений;
- включением в программу учебных занятий разделов, составленных на основе прикладных видов спорта;
- применением упражнений с профессионально-прикладной направленностью:
- за счет использования специальных технических средств в обучении и тренажеров;
- организацией дополнительных и самостоятельных занятий профессионально-прикладной физической подготовкой.
5. Планирование ППФП
Планирование ППФП для всех студентов вуза и факультета осуществляется в рамках учебно-методического комплекса дисциплины "Физическое воспитание", который готовится кафедрой физического воспитания. Наибольшее отражение ППФП находит в рабочей программе, рабочих планах-графиках и конспектах практических занятий. В этих документах последовательно конкретизируются направленность, цель, задачи, средства, методы, формы ППФП на весь период обучения в вузе, учебный год, на конкретное занятие.
Наибольший эффект дает планирование ППФП для каждого студента с учетом его будущей специальности и индивидуального уровня общей и профессионально-прикладной физической подготовленности. В этом случае составляется три плана: многолетний (перспективный), годичный и месячный. Планы разрабатываются самими студентами с помощью преподавателей, ответственных за физическое воспитание студентов факультета или учебной группы, по определенной форме.
Лекция 11 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА И СПЕЦИАЛИСТА
ПЛАН
1.Требования, предъявляемые рыночной экономикой к физическому состоянию работников умственного труда.
2.Значение физической культуры в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста.
3.Особенности производственной физической культуры специалистов в период их профессиональной деятельности.
4.Активный отдых - одна из основных форм занятий физической культурой
а) ежедневный;
б) еженедельный;
в) ежегодный.
ЛИТЕРАТУРА
1.Александров Ф.А. Быт и культура.-М.:ФиС, 1978.
2.Виленский М.Я., Ильин В.И. Физическая культура работников умственного труда. -М., 1987.
3.Жеребцов А.В. Физкультура и труд. -М, 1993.
4.Кресовский Е.Б. Организация и гигиена умственного труда - М : ФиС 1986.
5.Популярная медицинская энциклопедия /Под ред. Б.В.Петровского. - М.: Медицина, 1981.
1. Требования, предъявляемые рыночной экономикой к физическому состоянию работников умственного труда
Оценив общее значение физической культуры в жизни человека, определив основные причины, почему нужно заниматься физической культурой, перейдем к объяснению причин, по которым работодатели предъявляют своим работникам требования относительно их физического состояния и здоровья, что и объяснит значение физической культуры именно в профессиональной деятельности.
Во-первых, надо определить, какие все-таки требования предъявляют рабо тодатели к работникам при приеме на работу. Конечно, они ждут проявления высоких профессиональных качеств. Но помимо этого, работодателю нужен здоровый, физически подготовленный работник, который не боится трудностей и хорошо справляется с различными нагрузками, так как имеет хорошую физическую форму. Какими же причинами обусловлены такие требования к физической форме работников со стороны работодателей?
Набирающий темпы научно-технический прогресс приводит, безусловно, к облегчению человеческого труда, однако разве не вносит он новые трудности в нашу жизнь? Разве не создает новые формы и виды труда, хотя и более автоматизированного и механизированного, но, тем не менее, требующего физических затрат от человека? Для выполнения даже самой "легкой" работы в смысле физической силы, человеку требуется потратить определенное количество энергии. Для того, кто занимается физической культурой и спортом, это не проблема: он быстро восстанавливает потерянную силу, быстро и легко выполняет работу и поставленные перед ним задачи. В наш век стрессов и нервных потрясений роль физической подготовки также важна для устойчивого морального и физического состояния, которое позволяло бы решать различные проблемы.
С переходом к рыночным отношениям все предприятия, организации и учреждения свободны в выборе работников. Естественно, руководителям этих предприятий и организаций выгоднее держать у себя на работе здорового работника, а не такого, который постоянно находится на "больничном", который к тому же надо оплачивать, а многие предприятия и организации еще и оплачивают лечение своих сотрудников в платных клиниках. Тем самым они теряют значительные суммы денег, если коллектив предприятия или организации не отличается высоким здоровьем, хорошим физическим состоянием и подготовленностью.
Немаловажен и просто внешний вид сотрудников. Иногда это даже является одним из определяющих факторов при приеме на работу. С человеком, который выглядит здоровым, намного приятней работать, он никогда не будет жаловаться на здоровье, всегда будет иметь жизнерадостное настроение, не омраченное проблемами физического состояния, помимо этого, внешний вид сотрудников может сказываться и на результатах деятельности предприятия, организации или учреждения. Ведь сотрудники - это "лицо компании", а следовательно, если они имеют здоровый вид и привлекательны для клиентов, партнеров, дела у этой компании пойдут успешнее.
Физическое состояние человека имеет большое значение и для того, чтобы обеспечить рождение полноценного, здорового будущего поколения.
В сфере профессионального применения инженеров, конечно, нет нагрузок, требующих больших затрат физической силы. Но чтобы быть всегда в хорошей физической форме, необходимо заниматься спортом и физической культурой: где же еще служащий сможет получить необходимую подзарядку физи-
ческой энергии? Нельзя забывать и о том, что работник, обладающий хорошей физической формой и подготовленностью, обладает большей работоспособностью. С нарастанием работоспособности улучшается и качество работы.
Итак, мы перечислили требования, которые предъявляют работодатели к своим сотрудникам, помимо обладания высокими профессиональными качествами. Все перечисленные выше факторы и причины, по которым предприятиям, организациям и учреждениям требуются физически подготовленные и здоровые работники, определяют значение и роль физической культуры в профессиональной деятельности людей. Сказанное отнюдь не предрекает судьбу и карьеру людей с физическими недостатками. Однако есть повод для того, чтобы задуматься и начать строить свою жизнь по-новому, положив в ее основу занятия спортом, физической культурой. Человек, ведущий здоровый образ жизни, - полноценный и полноправный член современного общества. На таком человеке может строиться новая Россия, Россия сильных, здоровых людей, которые возродят ее, отстроят заново, поднимут на достаточную высоту.
2. Значение физической культуры в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста
Говоря о профессиональной деятельности специалиста, мы представляем себе, прежде всего, служащего, занимающегося не физическим, а умственным трудом. Образование, которое получает такой человек, предполагает именно такую организационную форму его трудовой деятельности. Однако разве такой человек не должен обладать хорошей физической формой и отменным здоровьем? А добиться всего этого можно, регулярно занимаясь спортом и физической культурой.
Определив огромное значение физической культуры в жизни человека вообще и в профессиональной деятельности в частности, еще подчеркнем некоторые моменты. Во-первых, необходимость занятий физической культурой и спортом существует на протяжении всей жизни человека, хотя явный результат их воздействия, возможно, бывает заметен и не сразу, по крайней мере, мы не всегда осознаем, что дает нам физическая культура и спорт. Хотя порой и видим разницу между собственным самочувствием в периоды, когда мы занимаемся физическими упражнениями, и когда игнорируем их. Да, когда нам еще нет двадцати лет, мы Почти не ощущаем недостаток сил и жизненной энергии. Но когда, выйдя из стен вуза, мы окунемся в рабочую жизнь, и на нас "навалятся" многие проблемы, вот Тогда-то нам и потребуются силы и энергия, чтобы нормально жить и активно трудиться на благо себя и общества. Во-вторых, значимость физической подготовленности человека обусловлена и требованиями нового времени, хотя хорошая физическая форма ценилась во все времена. Сейчас, когда стране нужны Высококлассные специалисты, которые способны были бы помочь ей возродиться, восстановить и поднять уровень экономики, все большее значение придается физической форме и здоровью работников. В-третьих, занятия физической культурой и спортом дают человеку возможность не только чувство физического совершенства, но и придают ему силы, формируют его дух, поднимают уровень моральных качеств человека, что так необходимо нынешнему обществу. В здоровом теле - здоровый дух, а значит и новый подход к жизни и работе, новые достижения в жизни и работе. Таков эффект физической культуры в государственном и личном масштабе. Чтобы сознательно прийти к выводу о значимости физической культуры и спорта, человек должен понять ее роль в своей жизни. И очень хорошо, если он поймет это не совсем поздно. Спорт и физическая культура - это не только здоровый образ жизни - это вообще нормальная и здоровая жизнь, которая открывает все новые и новые возможности для реализации своих сил и талантов. Это путь, на который вступает здравомыслящий человек, чтобы прожитая им жизнь была плодотворной, приносила радость ему самому и окружающим.
Физическая культура играет значительную роль в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста, так как их работа, как правило, связана со значительным напряжением внимания, зрения, интенсивной интеллектуальной деятельностью и малой подвижностью. Занятия физической культурой снимают утомление нервной системы и всего организма, повышают работоспособность, способствуют укреплению здоровья.
3. Особенности производственной физической культуры специалистов в период их профессиональной деятельности
Производственная физическая культура (ПФК) специалистов в период их производственной деятельности содействует дальнейшему совершенствованию и поддержанию на оптимальном уровне психофизических качеств, необходимых для их профессии. Содержание ПФК составляют те же специализированные компоненты физического воспитания, которые характерны для ППФП студентов вузов. Основными средствами ПФК являются физические упражнения, естественные факторы природы, гигиенические факторы, отобранные и используемые для избирательного целенаправленного формирования профессионально важных психофизических качеств и прикладных двигательных навыков в соответствии с конкретной спецификой содержания и условий труда, возраста, здоровья занимающихся. К числу эффективных средств ПФК следует отнести, прежде всего, физические упражнения на выносливость (продолжительную ходьбу, бег, передвижение на лыжах, плавание, туризм) и игры с мячом.
В организационном плане реализация ПФК специалистов в период их производственной деятельности существенно отличается от ППФП студентов. Еслиподготовка студентов базируется в основном на государственных формах физического воспитания и методах педагогических воздействий, то ПФК специалистов, как и все физическое воспитание трудящихся, опирается в основном на самодеятельные формы и методы самоформирования личности. Поэтому особенно важно в годы учебы в вузе овладеть прочными знаниями, привычками, необходимыми для самостоятельных занятий ПФК.
Профессионально-прикладная физическая подготовка осуществляется в процессе занятий производственной физической культурой, рекомендуемой для специалистов (табл. 11.1).
Таблица 11.1
Вид ПФК | Разновидности ПФК |
Производственная гимнастика | Вводная гимнастика. Физкультпауза через 3 ч. работы. Физкультпауза в середине второй половины рабочего дня. Физкультминутки локального воздействия (индивидуально по мере необходимости). |
Физическая культура после рабочего восстановления | Психорегуляция утомления (самостоятельно или в комнате психологической разгрузки). Занятия в восстановительных центрах. Восстановительная гимнастика в сочетании с самомассажем и функциональной музыкой на рабочем месте. |
Оздоровительно-профилактическая физическая культура | Занятия энергоемкими видами физических упражнений с целью ликвидации недостатка двигательной активности. Занятия в центрах здоровья и профилактики с использованием тренажерной техники. Профилактическая гимнастика. Психопрофилактика нервных напряжений. Двигательная разрядка психических и эмоциональных напряжений. |
Профессионально-прикладная психофизическая подготовка | Занятия видами спорта, развивающими общую выносливость, быстроту реакции, функции внимания, оперативное мышление, эмоциональную устойчивость. Занятия видами спорта, вырабатывающими прикладные навыки (альпинизм, скалолазание, технические виды спорта). Специальные занятия ППФП, направленные на формирование и совершенствование профессионально важных психофизических качеств и прикладных навыков (самостоятельно и в группах ППФП). |
Могут успешно использоваться и другие виды рациональной двигательной деятельности специалистов, направленные на решение задач физического совершенствования, оптимизацию функционального состояния организма и обеспечение здорового отдыха и эмоциональных потребностей, связанных с содержательным развлечением: групповые и самостоятельные занятия общей физической подготовкой, занятия оздоровительным бегом, лыжами, плаванием, спортивными играми, утренней гигиенической гимнастикой, аэробной гимнастикой, туристические походы выходного дня, различные физкультурные развлечения.
Наибольшую пользу приносят специальные самостоятельные или организованные занятия по ПФК. Приведем содержание такого занятия для инженеров-программистов и экономистов. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю перед работой или после нее в течение 45-60 мин. В начале недели они имеют большую физическую нагрузку, в конце недели - меньшую.
Подготовительная часть - 7-9мин.
1. Ходьба с переходом на медленный бег.
2. Упражнения на гибкость, растягивание; разогревающие и общеразвивающие упражнения.
3. Упражнения на внимание (прыжки со скакалкой)
Основная часть - 30-45мин.
1. Упражнения на ловкость, координацию, точность, быстроту движения рук (ведение, передачи, броски баскетбольного и малого мяча разными способами).
2. Спортивные и подвижные игры с мячом.
3. Упражнения на силовую и статическую выносливость мышц рук, ног, брюшного пресса, спины с помощью гребного тренажера и стенки "здоровье".
4. Упражнения на общую выносливость (бег, игры).
Заключительная часть - 5-6 мин.
1. Успокаивающая ходьба, упражнения на дыхание и расслабление.
2. Упражнения на внимание, оперативное мышление (ходьба по перевернутой скамейке, фигурному бревну, составление кубика Рубика и др.).
3. Самомассаж.
4. Самоконтроль состояния.
5. Занятия заканчиваются принятием душа.
ПФК активно осуществляется в ходе после рабочих восстановительных мероприятий путем правильного подбора упражнений. При этом большую пользу приносит использование тренажерной техники.
ПФК может успешно осуществляться на утренней зарядке за счет подбора физических упражнений, обеспечивающих гигиенический и профессионально-прикладной эффект, использования специальных упражнений, проведения зарядки на открытом воздухе, сочетания ее со специальными гидропроцедурами.
Показателем эффективности ПФК специалиста в период его активной производственной деятельности могут служить участие в общественной работе, занятия физической культурой и спортом; производственный травматизм; профессиональная работоспособность по физиологическим и технико-экономическим и субъективным показателям; заболеваемость; выполнение контрольных физических упражнений и тестов.
Важное значение для успешного осуществления ПФКспециалистов имеет создание на предприятиях определенных условий для ее развития и функционирования. Прежде всего, необходима специализированная, в соответствии с задачами и содержанием ПФК, сеть спортивных сооружений: легкоатлетический стадион, туристическая база, плавательный бассейн, гребная база, комплекс игровых площадок, специализированный для ПФКзал и городок, оснащенные универсальными комбинированными снарядами и устройствами, обеспечивающих решение задач ПФК, специальные полосы препятствий.
Успешной профессионально прикладной физической подготовке содействует использование технических средств: информационных и консультативных машин, тренажеров для формирования профессионально важных качеств, машин для контроля готовности к труду (теоретической и методической подготовленности оценки функциональных возможностей, уровня развития профессионально важных качеств).
Эффективность ПФКзависит также от подготовленности как самих занимающихся, так и штатных инструкторов и инструкторов-общественников, а также от наличия литературы по профессионально-прикладной физической подготовке.
Кроме того, и сам специалист должен играть активную роль по внедрению физической культуры в производственном комплексе.