Рост и развитие детей в возрастном аспекте

На каждом возрастном этапе должна быть достигнута своя цель, связанная с определенными структурными и функциональными перестройками в организме. Без этого не может быть полноценно реализован следующий этап. Нарушения и отклонения в динамике развития, препятствующие достижению таких промежуточных, этапных целей, могут служить причиной самых тяжелых болезней развития. Поэтому так важно поддерживать на каждом этапе развития ребенка условия, адекватные его морфофункциональным возможностям и способствующие росту и развитию, а не тормозить или искусственно стимулировать естественный ход этих процессов.

На первом году жизни ребенка решается одна из важнейших задач развития - подготовка к реализации антигравитационных реакций. Именно на это направлены ростовые процессы, в ходе которых укрепляются кости и мышцы, образуется подкожный жировой запас, служащий механической защитой скелета и тканей внутренних органов от многочисленных ударов в результате падений в процессе освоения навыка самостоятельного передвижения, а также тепловой защитой.

Возраст от 1 года до 5-6 лет. В этом возрасте меняется структура и функциональные возможности скелетных мышц, в результате резко повышается двигательная активность. Излишний подкожный жир исчезает, так как он уже не нужен в качестве механической защиты и его роль в качестве тепловой защиты также снижается. Ребенок достаточно крепко стоит на ногах. Завершается переход на обычную для взрослого человека пищу. В этот же период формируются многие свойства личности, ребенок приобретает черты индивидуальности. Изменяется общий план строения тела, его пропорции. В результате более зрелыми становятся движения. Так, в возрасте 4 лет бегущий ребенок фактически просто очень быстро идет, так как у него отсутствует важный элемент бега - фаза полета. И только к возрасту 6 лет начинает проявляться фаза полета в беге. Кроме того, изменения возникают в мелких движениях - в возрасте 3 - 4-х лет - благодаря созреванию нервных и мышечных структур, ребенок может рисовать, а затем - в 5 - 6 лет — и писать.

Период от 6-7 до 10-11 лет часто называют "периодом второго детства", но его можно назвать этапом первичной социализации. В этот период интенсивно развиваются свойства, обеспечивающие взаимодействие ребенка с другими детьми и взрослыми. Иногда этот период еще называют "игровым", поскольку игра занимает центральное место в развитии высших психических функций на данном этапе. Структурные особенности органов и тканей подчинены этой задаче, приспособлены к интенсивной двигательной активности, с которой обычно связаны коллективные игры. Скелетные мышцы детей этого возраста состоят преимущественно из аэробных волокон, отличающихся высокой активностью окислительных систем, малоутомляемых и хорошо приспособленных к длительным нагрузкам. Большой относительный размер сердца, повышенная диффузионная способность легких, структура сосудистого русла как бы предназначены для осуществления этапной целевой функции. В этом возрасте все функции организма достигают своеобразного расцвета. Следовательно, к возрасту 10-11 лет ребенок представляет собой образец оптимальной организации структур и функций человеческого организма, которые работают с очень высокой эффективностью. В определенном смысле можно считать, что на этом планомерное онтогенетическое развитие могло бы быть завершено, организм способен не менее успешно, чем взрослый, выполнять все функции, кроме одной - не готов к размножению.

Период от 10-11 до 13-14 лет обычно называется "препубертатом", то есть предшествующим половому созреванию. Пожалуй, это наиболее сложный и противоречивый этап постнатального онтогенеза. Именно в этом возрасте в организме, причем практически во всех его тканях, органах и системах, происходят драматические события, связанные с резкой активацией генома и началом бурных дифференцировочных процессов. Асинхронность таких изменений в различных тканях приводит к разбалансировке большинства функций. Резкая активация гипофизарно-гонадной активности обусловливает существенное изменение гормонального фона, что неизбежно сказывается на деятельности всех клеток организма. Морфологические изменения в этот период выражены обычно еще слабо. Появляются лишь отдельные вторичные половые признаки. Однако у девочек начинает меняться характер жироотложения и формируются молочные железы. Меняются (нередко в худшую сторону) стереотипы двигательных реакций. Функциональная неустойчивость сочетается в этот период с психологической неустойчивостью. В этот период происходит переоценка ценностей, изменение социальных ориентиров.

В разгар пубертатных перестроек(от 13-14 до 15-16 лет)во многих системах организма продолжается настоящая ломка. В этом возрасте регистрируется пубертатный скачок роста. Значительно возрастает роль и доля мышечных волокон, ответственных за проявление силы и быстроты. Формируется взрослый тип нервной и эндокринной регуляции функций. Строение тела приобретает четко выраженные половые черты - с сильно развитой грудной клеткой и узким тазом у юношей и с четко выраженной талией и развитым тазом у девушек. Вторичные половые признаки достигают уровня развития взрослых.

Конец полового созревания (15-16 лет) еще не означает полного завершения биологического развития организма. Достижение возможности реализации детородной функции происходит раньше, чем все органы и системы организма приходят в полную гармонию на новом уровне организации, что происходит у юношей в 25, а у девушек - в 21 год.

Если сравнить физиологические особенности детей и пожилых людей, то можно выделить следующие физиологические особенности пожилого возраста, связанные с естественным старением организма:

- Замедление обмена веществ;

- Снижение функциональных резервов организма;

- Снижение адаптационных возможностей;

- Снижение иммунитета;

- Более тяжелое течение многих заболеваний.

- Атипичное течение многих заболеваний (в частности, отмечается снижение температурной реакции при инфекции и повышается болевой порог, в результате может меняться клиническая картина множества заболеваний, сопровождающихся обычно болью и лихорадкой, основными симптомами которых становятся возбуждение, тревожность, спутанность сознания или слабость).

Таким образом, необходимо изучать биологические закономерности и механизмы роста и развития человека, специфику функционирования физиологических систем на различных этапах онтогенеза.

Наши рекомендации