Краткая характеристика сенсорных систем с точки зрения безопасности

Зрительная система.

Для правильной ориентации в окружающей среде у человека имеются глаза, т.е. зрительные анализаторы. Они позволяют получить представление о предмете о его цвете, величине, находится ли он в движении, расстояние до него и представляет ли он опасность для нас.

Слуховая система.

Мир наполнен звуками. Одни ласкают наш слух, другие раздражают. Некоторые звуки выполняют роль сигналов, предупреждая об опасности. Оценивает мир звуков человек с помощью органа слуха.

Вестибулярная система.

Данная система обеспечивает поддержание нужного положения тела и соответствующие глазодвигательные реакции.

Тактильная, температурная, болевая системы.

Кожа является тем органом, который отделяет внутреннюю среду человека от внешней. Ощущения, обеспечиваемые кожей, создают связь с внешним миром.

Более подробно об этих системах поговорим на следующем занятии.

5.3.Самостоятельная работа по теме:

-изложение рефератов;

-решение ситуационных задач.

5.4. Итоговый контроль знаний:

-ответы на вопросы по теме занятия;

-решение ситуационных задач, тестовых заданий по теме.

Тестовые задания:

001.ЗДОРОВЬЕ - ЭТО

1) синтетический показатель

2) интегральный показатель

3) вербальный показатель

4) виртуальный показатель

5) жизненный показатель

002. ПОД АДАПТАЦИЕЙ ПОНИМАЮТ

1) защитную реакцию.

2) приспособительную реакцию

3) иммунную реакцию

4) физическую реакцию

5) химическую реакцию

003. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ УЧАСТВУЮТ В

1) акте дыхания

2) процессе пищеварения

3) процессе кроветворения

4) процессе саморегуляции

5) процессе регенерации

004. КОМПЕНСАТОРНЫЙ МЕХАНИЗМ - ЭТО

1) физическая реакция

2) химическая реакция

3) адаптивная реакция

4) иммунная реакция

5) реакция агглютинации

005. РАЗДРАЖЕНИЯ ИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ВОСПРИНИМАЮТ

1) интерорецепторы

2) экстерорецепторы

3) колбочки

4) проприорецепторы

5) стаканчики

006. РАЗДРАЖЕНИЯ ИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ВОСПРИНИМАЮТ

1) интерорецепторы

2) экстерорецепторы

3) колбочки

4) проприорецепторы

5) стаканчики

007. РАЗДРАЖЕНИЯ ИЗ МЫШЦ ВОСПРИНИМАЮТ

1) интерорецепторы

2) экстерорецепторы

3) колбочки

4) проприорецепторы

5) стаканчики

008. ИНФОРМАЦИЮ О ПОЛОЖЕНИИ ТЕЛА МОЗГ ПОЛУЧАЕТ С ПОМОЩЬЮ

1) интерорецепторов

2) экстерорецепторов

3) колбочек

4) проприорецепторов

5) стаканчиков

009. АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ - ЭТО

1)время, проходящее от начала воздействия до появления ощущений

2)отсутствие раздражений

3)рецептор начинает воспринимать раздражение

4)атрофия зрительного аппарата

5)величина, на которую один стимул должен отличаться от другого

010 ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД - ЭТО

1)время, проходящее от начала воздействия до появления ощущений

2)отсутствие раздражений

3)рецептор начинает воспринимать раздражение

4)атрофия зрительного аппарата

5)величина, на которую один стимул должен отличаться от другого

011. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ

1) компенсаторный механизм

2) рецепторные образования

3) гомеостаз

4) биологическую адаптацию

5) дозу воздействующего фактора

012. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АППАРАТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ - ЭТО

1) почки

2) печень

3) гормоны

4) гомеостаз

5) структуры мозга

013. РОЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫПОЛНЯЕТ

1) центральные органы

2) периферические органы

3) костная система

4) оксалаты

5) лекарственные средства

014. ЭФФЕКТИВНОСТЬ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА ЗАВИСИТ ОТ

1) состава воды

2) состава воздуха

3) дозы воздействующего фактора и индивидуальных особенностей организма

4) проприорецепторов

5) латентного периода

015. ГОМЕОСТАЗ - ЭТО

1) относительное постоянство внешней среды

2) относительное постоянство внутренней среды

3) периферические органы

4) центральные органы

5) структуры мозга

016. ЗАЩИТНО-ПРИСПОСОБИТЕЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ РЕГУЛИРУЕТСЯ

1) зрительным путём

2) рефлекторным путём

3) химической ре5акцией

4) электроимпульсами

5) физиопроцедурами

017. СНИЖЕНИЕ РЕЗИСТЕНТНОСТИ И АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА ВОЗНИКАЕТ ВСЛЕДСТВИЕ

1) отсутствия раздражителей

2) чрезмерно высокого порога раздражения

3) физиопроцедур

4) миозита

5) целлюлита

018. ОТСУТСТВИЕ СВЕТОВОГО РАЗДРАЖЕНИЯ ПРИВОДИТ К

1) глухоте

2) немоте

3) слепоте

4) глухонемоте

5) куриной слепоте

019. ОТСУТСТВИЕ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИВОДИТ К

1) атрофии зрительного нерва

2) немоте

3) слепоте

4) куриной слепоте

5) нарушению осязания

020. ВРОЖДЁННАЯ ГЛУХОТА ПРИВОДИТ К

1) атрофии зрительного нерва

2) немоте

3) слепоте

4) куриной слепоте

5) нарушению осязания

10. Ситуационные задачи с эталонами ответов:

Задача № 1. Во время приготовления пищи человек получил ожог пальцев правой кисти (отдернул руку).

Вопрос: 1. Какие исполнительные механизмы были задействованы, когда человек отдёрнул руку?

2. Какая функциональная система выработала данное решение?

Задача № 2.

После20 лет работы стеклодувом у пациента ухудшилось зрение левого глаза.

Вопрос:

1. Какая причина ухудшения зрения левого глаза?

2. Кмеет ли место атрофия зрительного нерва?

3. Почему ухудшилось зрение именно левого глаза?

Задача № 3.

Во время движения человек запнулся, но удержался от падения.

Вопрос:

1. Из каких сенсорных органов получает информацию организм?

Задача № 4.

В кинофильме «Гибель Титаника» в эпизоде где киногерой держится руками за плавучее средство и ведёт разговор. Вода в это время в океане была довольно холодной.

Вопрос:

1. Какой компенсаторный механизм возникает у человека, находящегося в холодной воде и имело место у киногероев?

2. Почему не рекомендуется для согревания организма (находясь в холодной воде) больше двигаться?

Наши рекомендации