Об устойчивом развитии общества
Изложенные выше основы теории эволюции социальных систем представляют уникальную возможность для проведения экономических и социальных реформ, ориентированных на устойчивое и всестороннее развитие общества. При этом главные направления реформ будут определяться из соответствующих социальных гексад, отражающих Периодические законы эволюции соответствующих общественных ценностей, социальных и экономических систем и подсистем. Анализ этих социальных гексад позволит определить текущее состояние их эволюции и наметить конкретные мероприятия для перехода в требуемое состояние, или для стабилизации достигнутого уровня эволюции того или иного двойственного отношения в обществе. Необходимо помнить, что социальная гексада может отражать не только качественные, но и количественные стороны эволюции конкретных социальных отношений. Так, в [2] был детально описан периодический закон эволюции финансово-хозяйственной деятельности предприятий, который может с успехом использован и в масштабах государства для анализа федеральных доходов и расходов. Так, нормируя соответствующие бюджетные показатели, мы получим следующую бюджетную гексаду (рис. 4.7-1).
Рис. 4.7-1
Из рисунка непосредственно можно оценить планируемые бюджетные показатели с фактическим исполнением бюджета. Так, полагая, что текущее состояние бюджета характеризуется отрицательными плановыми и фактическими значениями, можно непосредственно определить пути достижения сбалансированных бюджетных отношений. Очевидно, что в случае отсутствия источников дополнительного поступления доходов движение против часовой стрелки не представляется возможным. Поэтому у нас остается единственный путь - уменьшение фактических расходов бюджета, т.е. движение в бюджетной гексаде по часовой стрелке. Данная монада может характеризовать и межбюджетные отношения. Заметим, что в рассмотренной бюджетной гексаде расходы и доходы отражены в относительных единицах, нормированы относительно их абсолютных значений. В [2] приводится принцип реализации кредитно-финансовой системы (КФС), предложенной К.Петровым, в которой потоки бюджетных средств на всех уровнях осуществляются в относительных единицах. Если в такой КФС в каждом узле будет стоять бюджетная гексада, то мы можем получить единый механизм функционирования самой важной артерии государства. Подобный анализ двойственных социальных, экономических отношений, с использованием относительных оценок во многих случаях позволяет исследователям получить важную дополнительную информацию об эволюции соответствующих отношений и, следовательно, Единый Периодический Закон Эволюции Материи действительно может стать важнейшим инструментом для разработки и реализации социальных и экономических реформ, способствующих устойчивому развитию общества.
Наличие бесконечного множества социальных двойственных отношений и соответствующих гексад, отражающих законы их сохранения, чрезвычайно осложняет централизованное регулирование этих двойственных отношений. Но, к счастью, этого и не требуется. Эти двойственные отношения следует строить на принципах самоорганизации (самодостаточность, саморегулирование, самовоспроизведение и саморазвитие), достаточно подробно изложенных в [1], [2] и настоящей работе. Еще раз следует напомнить, что самоорганизация ничего общего не имеет с анархией. Это есть высшая форма организации.
Существует целая наука о самоорганизации простых систем и превращения хаоса в порядок - синергетика. Однако, по определению ее автора, немецкого физика Германа Хакена, «...для нахождения общих принципов, управляющих самоорганизацией, необходимо кооперирование многих различных дисциплин». Но именно эти общие принципы самоорганизации и лежат в фундаменте новой науки. Поэтому можно сказать, что цель, поставленная основоположником науки синергетики не только достигнута, но и привела к рождению новой науки, впитавшей в себя эти общие принципы самоорганизации, которые применительно к любым общественным системам определяют пути их устойчивого развития. Применительно к устойчивому развитию общества принципы самоорганизации могут приобретать разные смысловые оттенки, не изменяющие их изначальный смысл.
Принцип самодостаточности и концепция безопасности. Этот всеобщий принцип применительно к характеристике устойчивого состояния общества может иметь сложную многоуровневую структуру. Так, например, такую структуру может иметь этот принцип в концепции безопасности страны. Действительно, в любой сфере деятельности общества и государства безопасность может быть обеспечена только в том случае, если общество, государство будет вправе самостоятельно разрабатывать и осуществлять самодостаточную концепцию собственного развития. Поэтому разработка и реализация концепции безопасного развития является ключевой в проблеме устойчивого развития общества.
Существует несколько ключевых стратегических проблем безопасности:
Социальная безопасность. Недооценка этого вида безопасности может привести не только к социальным взрывам и катастрофам, но и к эволюции общества назад -к сознанию животного, к сознанию толпы. Тенденциям «криминализации» всех сфер социальной жизни общества должен быть поставлен заслон. Поэтому в концепции безопасного развития общества эта проблема должна стоять на первом месте. Предназначение других ключевых проблем безопасности -обеспечить эволюционное, безопасное и устойчивое развитие общества от сознания толпы к общественному самосознанию. Концепция социальной безопасности должна составлять основу социальной самодостаточности общества. Цель политики социальной безопасности должна заключаться в том, чтобы обеспечить переход общества в новую фазу, переход от сознания толпы к общественному самосознанию -высшей форме демократии. Каждый этап эволюции социального сознания характеризуется своим набором социально-значимых общественных ценностей, которые необходимо своевременно фиксировать на законодательном уровне. Кроме того, исходя из Единого Периодического Закона Эволюции Материи, основные свойства и характеристики формируемых в процессе эволюции социально-общественных ценностей можно прогнозировать заранее и своевременно принимать соответствующие законодательные акты.
Экономическая безопасность. Эта проблема распадается, в свою очередь, на ряд стратегических подпроблем, например, топливно-энергетическая безопасность, техногенная безопасность, финансовая и др.,