Гармония Знания и Веры в миропонимании

Судьба, будущее общества зависит не только от организованных мер по обеспечению безопасности, но в большей степени – от сознания людей, от мировоззрений индивидов. Мировоззрения, содержащие систему ценностей и цели осмысленной жизнедеятельности личности, у всех разные. Но для выживания общества мировоззрения разных людей должны содержать общую составляющую. Эта составляющая, названная Н.Н.Моисеевым миропониманием, должна носить характер гармоничного сочетания Знаний и Веры.

Знания – это отражение в сознании индивида познанной им и обществом части окружающей среды. Под Верой понимается основа представлений индивида о непознанной и безграничной окружающей среде и характер его идеалов. Вера неизбежно присутствует в мировоззрении, даже если его называют «научным», отрицающим религию. «Материалистическое» мировоззрение содержит Веру в законы природы (Кто их установил? Кто поддерживает их исполнение?). Гуманность Веры определяет степень духовного развития личности и общества.

В течение многих веков в обществе существовало противопоставление Знаний и Веры. То догматические церковнослужители преследовали учёных, открывавших новые горизонты Знания. То догматические материалисты объявляли религию, Веру, опиумом для народа. Современные взгляды общества признают диалектическое единство Знаний и Веры, настаивая на их гармоничном сочетании при формировании общего миропонимания в мировоззрениях людей. Только это может обеспечить уход общества с пути, ведущего к катастрофе, на путь устойчивого развития. Общее миропонимание в условиях достижения цивилизацией пределов роста должно повлечь за собой смену ценностей, целей и направленности жизнедеятельности личности и общества – от максимального удовлетворения бесконечно растущих материальных потребностей к обеспечению необходимой безопасности жизнедеятельности.

Механизм формирования мировоззрения в целом таинствен, поскольку содержит непостижимый (иногда говорят – иррациональный) элемент Веры, но очевидно, что в этом механизме участвуют образование и воспитание.

Культура безопасности

Образование и воспитание людей должно быть построено на началах культуры безопасности.

Вообще-то, воспитание в области безопасности осуществлялось всегда - от момента рождения человека до конца его жизни - родителями и близкими, обществом и государством. Но происходило это разрозненно, а, главное, стихийно. Новая эпоха требует формирования культуры безопасности на основе применения научных подходов и системного включения вопросов безопасности в образование молодёжи.

Говоря о культуребезопасности, целесообразно исходить из общего понимания культуры как«особой области, которая противопоставляется природе, передаётся по традиции средствами языка и символов, практического изучения и прямого подражательства, а не биологического наследования». Культура представляется в единстве трёх её неразрывно связанных аспектов: способов социокультурной (разумной) деятельности человека, результатов этой деятельности и степени развитости личности и общества. Культура человека является сложной структурой, состоящей из многих элементов, каждый из которых относится к определённой сфере деятельности. Понятие безопасность относится ко всем сферам деятельности, её обеспечение составляет специфическую область жизнедеятельности человека в целом.

Культура безопасности - это способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой области.

Общие результаты жизнедеятельности привели человечество к глобальному кризису. Для благополучного выхода из кризиса в устойчивое развитие необходимо изменить степень развитости личности и общества в области обеспечения безопасности, для чего дополнить используемые до настоящего времени способы жизнедеятельности в этой области (защита, преобразование окружающей среды) третьим способом – преобразованием собственного сознания (см. рис. Новая культура безопасности). Миропонимание, адекватное новой эпохе ноосферы, должно изменить систему ценностей и целей жизнедеятельности людей, переключить их с максимального удовлетворения постоянно и неограниченно растущих материальных потребностей на духовное развитие, на информационную сферу жизнедеятельности.

Становление новой культуры безопасности, опирающееся на повышение степени развитости личности и общества, возможно в результате преобразования сознания всех слоёв общества. Образование при этом должно носить опережающий характер, позволяющий обществу (профессиональному коллективу, нации, мировому сообществу) перейти от приоритета защиты в сложившихся ситуациях к приоритету предотвращения этих ситуаций, к устранению причин угроз, к обеспечению безопасности своей жизнедеятельности.

1. Защита

Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Глобальные угрозы

Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Х Х Х

Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru ХХХ Х Х Х

                   
    Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru
    Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru
      Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru
 
  Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru   Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru
 

2. Предотвращение (преобразование ОС)

Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru

 
  Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru

3. Предотвращение

(преобразование сознания)

       
  Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru   Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru

Традиционный состав способов Появление глобальных угроз Введение третьего способа

жизнедеятельности жизнедеятельности

в области безопасности в области безопасности

Рис. Новая культура безопасности

Важнейшим компонентом образования, его системообразующим стержнем, должны стать общеобразовательная область «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) - в школе, дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) - в учреждениях профессионального образования. Подготовка слоёв общества при этом должна выглядеть как на рисунке:

Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Дополнительное образование в области БЖД

Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Образование (БЖД) в ВУЗах

Управляющая элита

Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Профессиональная подготовка в области БЖД

Учёные в области БЖД Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru

Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Специалисты

       
    Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru
 
  Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru

Производители Общее образование (ОБЖ) в школе

Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru

0% 100%

Пирамида общества Уровень подготовки по БЖД

Рис. Подготовка слоёв общества

в области безопасности жизнедеятельности

Общеобразовательная область ОБЖ и дисциплина БЖД в целом составляет комплексную образовательную область «Безопасность жизнедеятельности». Все разделы области тесно связаны не только друг с другом, но и с другими образовательными компонентами межпредметными связями, образуя общее поле подготовки молодёжи к жизни в новой эпохе. Структура образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» включает в себя разделы (модули):

· «Безопасное» (рациональное) поведение, индивидуальная защита в опасных и чрезвычайных ситуациях (ОС и ЧС);

· Защита населения государством (Минобороны, МЧС, МВД, Минздрав и т.п.);

· Современный комплекс проблем безопасности (мировоззренческие модули разных уровней в школе и в профессиональных учебных заведениях);

· Защита учреждений и предприятийв ЧС;

· Обеспечение безопасности профессиональной жизнедеятельности для человека и среды его обитания (предотвращение ОС и ЧС).

Два последних раздела различаются в профессиональных учебных заведениях различных специализаций. Можно выделить четыре основных направления этих специализаций, принципиально разнящихся между собой: техническое, гуманитарное, педагогическое и специальное (защитного, «силового» типа). На рисунке это проиллюстрировано:

Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Техн. Гум. Пед. Спец.

 
  Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru

ВУЗ, ССУЗ (БЖД)
Безопасностьпрофессиональной ЖД

Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru для человека и среды

(предотвращение ОС и ЧС)

Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru

Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru

 
Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Защита учреждений и предприятий в ЧС

Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru

ШКОЛА (ОБЖ)
Мировоззренческие модули

       
  Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru
    Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru
 

Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru Защита населения государством

Безопасное поведение,

Гармония Знания и Веры в миропонимании - student2.ru индивидуальная защита в ОС и ЧС

Другие общеобразовательные области

Рис. Структура образовательной области

«Безопасность жизнедеятельности»

Компромисс интересов

При изучении проблем безопасности нельзя обойти вопроса конфликтов между интересами личности, общества и его слоёв, государства и человечества в целом. Каждый из этих субъектов имеет свою цель. Но результат, т.е. степень достижения цели, зависит не только от собственных действий субъекта, но и от действий других субъектов. Стремясь достичь своих целей, субъект должен согласовать свои действия с другими, чем-то поступиться, чтобы действия этих других не оказались направленными против его действий. Компромисс состоит в согласовании своих действий с другими, в необходимости чем-то поступиться. Реальный переход в новой эпохе к устойчивому развитию возможен только при компромиссе между разными народами и цивилизациями, государством и бизнесом, «зелёными» и «патриотами», «экологами» и «хозяйственниками», «глобалистами» и «антиглобалистами», защитниками «прав человека» и сторонниками несущей надежду общечеловеческой Хартии Земли.

В общем случае конфликта решения быть не может – не существует стандартного способа согласования несовпадающих интересов различных субъектов. Однако существует класс систем (субъектов), в которых отыскание компромисса принципиально возможно. Положение, когда есть общая цель, Н.Н.Моисеев назвал ситуацией «путешественников в одной лодке», у которых помимо собственных интересов есть ещё один общий – доплыть до берега. Лодка одна, и успех этого общего дела зависит от общих усилий. Значит, имеются предпосылки для компромисса (compromissum – лат., соглашение между различными мнениями, достигнутое путём взаимных уступок). Конечно, надо ещё определить необходимые, устраивающие всех условия, но это вопрос согласования, а не принципиальный.

Компромисс между интересами личности и общества в рамках нации выработан веками и заключается в нормах национальной морали и нравственности – основе существования сообщества. Признание всеми членами сообщества общих норм жизнедеятельности, следование этим нормам, предписывающим в определённых (не обязательно экстремальных) ситуациях предпочитать общественные интересы личным, является главным условием жизнеспособности сообщества. При создании государства компромисс интересов оформляется в виде законов государства, которые обязан выполнять и соблюдать каждый гражданин этого государства.

В новой ситуации на планете очень важно нахождение компромисса между интересами стран, государств и человечества в целом, так как многие страны сегодня не выполняют научно обоснованных рекомендаций ООН по переходу на устойчивое развитие. Причины разные:

- отсталые страны считают несправедливым ограничение их развития по пути, уже пройденному странами развитыми, пути, который обеспечивает современный комфорт населению и современные гарантии национальной безопасности (в виде, например, ядерных «сил сдерживания»),

- развитые страны, финансирующие деятельность ООН, желают формировать её рекомендации по принципу «кто платит – тот и заказывает музыку», а «музыка», по их мнению, должна давать им определённые преимущества. Так появляется понятие «двойного стандарта» – что нельзя развивающимся, то можно им, развитым.

По-видимому, для перехода к обязательности исполнения принимаемых ООН рекомендаций по проблемам глобальной безопасности должно пройти какое-то время, должны произойти настораживающие события, которые изменят общее отношение к этому вопросу (как отмечал ещё в 70-ых годах Форрестер). Сегодня ясно, однако, что только такая обязательность, подкреплённая единством понимания всеми жителями планеты судьбоносности выполнения принимаемых ООН рекомендаций, может в какой-то степени гарантировать дальнейшее устойчивое развитие цивилизации. Так же, как и в случае компромиссов между личностью и сообществом на этническом уровне, в основе компромиссов между государствами недостаточно иметь формальные международные соглашения. Необходимость компромисса между интересами личности, общества, государства и мирового сообщества требует, чтобы всё население планеты выработало, признало и руководствовалось в своей жизнедеятельности единой духовной основой в виде приоритета общечеловеческих ценностей.

Вопросы для самоконтроля по теме 2

1. Какие интересы человека являются жизненно важными?

2. Какое место среди потребностей человека занимает безопасность?

3. В чём заключается разница между понятиями «безопасность», «безопасность жизни», «безопасность жизнедеятельности»?

Наши рекомендации