Проблемы транспорта и коммунального хозяйства

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ

Вопросы:

1. Железнодорожный транспорт и его влияние на окружающую среду.

2. Автомобильный транспорт и его влияние на окружающую среду.

3. Морской и речной транспорт и их влияние на окружающую среду.

4. Авиационный транспорт и его влияние на окружающую среду.

5. Трубопроводный транспорт и его влияние на окружающую среду.

6. Коммунальное хозяйство и его влияние на окружающую среду.

1. Железнодорожный транспорт и его влияние на окружающую среду.

Оказывает относительно небольшую (особенно в сравнении с ролью в экономике) нагрузку на среду. Выбросы от сжигания топлива тепловозами и паровозами рассре­доточиваются на большой территории и не приводят к существенному загрязнению атмосферы. Довольно значительно шумовое воздействие железнодорожного транспорта. Железные дороги как инженерные со­оружения способны оказывать воздействие на сток и экзогенные про­цессы, но поскольку строительству железных дорог предшествует тща­тельная инженерная подготовка трасс, это обычно удается предотвра­тить путем устройства водопропускных сооружений, защитных галерей и т.п. Лесопосадки, сопровождающие железные дороги, становятся мес­тами гнездовья птиц, а также выполняют противоэрозионную функцию. Возникают проблемы из-за перекрытия железными дорогами путей миграции животных, что создает фактор беспокойства для отдельных видов. При отсутствии или неудовлетворительной работе очистных со­оружений железнодорожные станции и ремонтные предприятия стано­вятся источниками загрязнения водных объектов, главным образом, нефтепродуктами. Перевозимые по железным дорогам грузы, в том числе опасные, вызывают риск техногенных катастроф.

2. Автомобильный транспорт и его влияние на окружающую среду. Автотранспортв развитых странах стал основным ис­точником загрязнения атмосферного воздуха (50-60% и более) и одним из основных источников шума. Выхлопные газы авто­мобилей содержат около 200 веществ: оксиды углерода и азота, углево­дороды, включая полициклические ароматические, альдегиды, тетраэтилсвинец и др. Проблема усугубляется характером выбросов — концентрацией автомобилей в городах, главным образом на узких улицах, застроенных при иных исторических обстоятельствах и не рассчи­танных на современные транспортные потоки. С выбросом вредных ве­ществ сочетается шумовое загрязнение (до 118 дБ). В связи с боль­шой остротой проблемы автомобильного транспорта, особенно в круп­ных городах, в мире идет интенсивный поиск путей ее решения:

■ совершенствование организации дорожного движения (строи­тельство объездных магистралей и транспортных развязок, орга­низация движения по принципу «зеленой волны»);

■ ограничение использования автомобилей в местах, где это при­носит наибольший экологический ущерб (исторические цент­ры городов, курортные местности, особо охраняемые природные территории);

■ административные меры, направленные на ограничение, вплоть до полного запрета, эксплуатации автомобилей с устаревшими двигателями, на поддержание двигателей в состоянии, обеспе­чивающем минимальную токсичность выхлопа;

■ снижение токсичности выхлопов путем внедрения малотоксич­ных видов топлива (сжатый или сжиженный газ, спирт, бензи-ново-спиртовые смеси, в перспективе — водород);

■ совершенствование конструкции двигателей, включая разнооб­разные технические решения, обеспечивающие повышение пол­ноты сгорания топлива, использование нейтрализаторов выхлоп­ных газов;

■ разработка и внедрение электромобилей, что может способство­вать снижению загрязненности воздуха в городах, но не решает проблему в целом, поскольку производство электроэнергии так­же требует потребления топливных ресурсов.

Косвенные воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду связаны с высокой природоемкостью автомобильной промышлен­ности и сопряженных с ней отраслей (добыча, транспортировка и пере­работка нефти, шинная и лакокрасочная промышленность, производ­ство пластмассовых изделий), с отчуждением земель под дороги, авто­заправочные станции, ремонтные мастерские, гаражи и стоянки, с материальными и человеческими потерями, загрязнением среды при ав­томобильных авариях. При этом функционирование многих объектов, необходимых автомобильному транспорту, также загрязняет окружаю­щую среду. Например, использование соли для таяния снега и льда на дорогах стало причиной деградации и гибели многих зеленых насажде­ний в Москве; существует проблема утилизации отработанных масел, шин и самих автомобилей. Дороги с высокой интенсивностью дви­жения имеют свойство со временем «обрастать» торговыми и обслужи­вающими предприятиями: автозаправочными станциями, ремонтными мастерскими, мойками, магазинами и кафе. Перекрытие насыпями до­рог поверхностного стока приводит к заболачиванию, изменяет состав флоры и фауны, дорожные кюветы и колеи часто концентрируют сток, провоцируя образование эрозионных форм. Дороги, не имеющие твер­дого покрытия, являются источниками пылеобразования, в период рас­путицы вокруг прокладываются многочисленные объезды, нарушающие почву и растительный покров полосы, прилегающей к дороге. Там, где нет развитой дорожной сети, автомобили повышенной проходимости разрушают растительный покров, что способствует развитию термоэро­зии в районах распространения многолетней мерзлоты и дефляции в пустынных и степных районах.

3. Морской и речной транспортстал источником загрязнения Миро­вого океана, судоходных и сплавных водоемов суши. Воздействие на водную среду многократно усиливается в аварийных ситуациях, таких, как разлив нефти при авариях танкеров, потери древесины при транс­портировке. На небольших водоемах, для которых в естественных усло­виях не характерно волнение, волны от движущихся судов размывают берега, вызывают массовую гибель молоди рыб.

4. Авиационный транспортсоздает химическое и шумовое загрязне­ние. Взлет одного большого самолета приводит к такому же загрязнению, как 8 тыс. легковых автомобилей, при этом потребляется столько кислорода, сколько вырабатывает за сутки лес на площади 50 тыс. га. В настоящее время интенсивно изучается воздействие высотных самолетов на озоновый слой.

5. Трубопроводный транспортпрямо и косвенно воздействует на под­земные и поверхностные воды, земельные ресурсы, растительность. Прямое воздействие связано с аварийными утечками транспортируе­мых веществ: газа, нефти, нефтепродуктов, воды; косвенное — с явлени­ями, происходящими при утечках: взрывами и пожарами при авариях на нефте- и газопроводах, засолением почв при разливах соленых вод на нефтепромыслах, активизацией экзогенных процессов при утечках воды на склонах. В районах распространения многолетней мерзлоты трубопроводы нередко прокладывают выше поверхности земли, что со­здает препятствия на путях миграции животных.

6. Коммунальное хозяйство.Поскольку жизнедеятельность челове­ка невозможна без потребления продовольственных, водных, энергети­ческих, рекреационных и иных ресурсов, концентрация населения порождает потоки тех или иных видов ресурсов от мест их производства к местам потребления и обратные потоки отходов производства и потреб­ления. Котельные, обеспечивающие теплоснабжение населенных пунк­тов, по характеру влияния на среду не отличаются от аналогичных по мощности тепловых электростанций. Использование индивидуальных отопительных установок лишь рассредоточивает такое воздействие по территории. Например, катастрофическое загрязнение воздуха в Лон­доне и других городах Европы при неблагоприятных метеоусловиях (смог) в значительной степени было вызвано использованием каменно­го угля для отопления многочисленных частных домов.

Обеспечение населения крупных городов водой требует создания протяженных водопроводных и канализационных систем, станций очи­стки воды, очистных сооружений. С хозяйственно-бытовыми сточны­ми водами от каждого человека в среднем ежесуточно поступает 65 г взвешенных веществ, 60-75 г органических загрязнений (БПКп), 8-9 г азота аммонийного, 9 г хлоридов, 1,7 г фосфатов. В развитых стра­нах на одного человека в день приходится до 1-1,5 кг твердых отходов. Поэтому почти в каждом крупном городе существует проблема удаления канализационных стоков и бытовых отходов С му­сором, образующимся в городе с миллионным населением, на свалки ежегодно вывозится 200-250 т цинка и меди, 70-80 т олова и свинца, 0,5-1 т кадмия, 0,02 т ртути. Накапливающиеся в очистных сооружени­ях осадки концентрируют множество опасных веществ: кадмий, в сотни раз выше фона, свинец, хром, сурьму и др., в десятки раз выше фона. Поэтому очистные сооружения и образующиеся на них осадки стано­вятся источниками загрязнения окружающей среды.

Изучите самостоятельно и законспектируйте по учебнику ответы на следующие вопросы (стр. 150-159):

Вопросы для обсуждения:

  1. Экономический механизм охраны природы и рационального ресурсопользования.
  2. Требования к охране окружающей среды
  3. Охрана природно-антропогенных ландшафтов

Материалы для подготовки:

Емельянов А.Г. "Основы природопользования": учебник для вузов. 4-е издание. - М.: Академия, 2008. - с. 150-159

Наши рекомендации