Структурно-компонентный аспект Я-концепции

Я-концепция

В современной социальной психологии в логику рассмотрения личностной проблематики включают такие феномены, как «самость», «Я-концепция», «Я», «социализация», «социальное познание», «социальное объяснение», «социальная идентичность». В частности, в научных работах указывается, что понятия «Я или Эго», «самость», «самосознание», «Я-концепция», «образ Я» употребляются как близкие по содержанию, однако отражают разные содержательные аспекты человеческого Я в зависимости от теоретических воззрений автора. Следует отметить, что чёткое разделение понятий «самосознание», «Я-концепция» и «самость», в разных вариантах представленное в психологической литературе, необходимо в исследовательских целях. Важно понимать, что это разделение достаточно условно и в реальной жизни не существует жёстких границ между рассматриваемыми явлениями, обозначенными этими понятиями, они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Феномен «Я» как многозначное понятие является предметом рассмотрения многих наук, разных подходов, направлений и школ. В философия определён ряд направлений в понимании и исследовании феномена «Я»:

ü Я – действующий агент, центр инициативы или сущности личности, источник её активной деятельности и самопознания;

ü Я – живой, деятельный индивид, жизнь которого состоит в созидании своей индивидуальности, как для себя, так и для других, в том, чтобы выражать и проявлять себя;

ü Я – сознающая мыслящая сущность, которая чувствует и осознаёт удовольствие и страдание, способна быть счастливой или несчастной и настолько заинтересована собой, насколько это сознание простирается;

ü Я – противоречиво, ибо сознание самого себя уже заключает в себе двоякое Я: 1) Я – как субъект мышления, которое означает чистую апперцепцию (рефлектирующее Я); 2) Я – как объект восприятия внутреннего чувства, которое содержит в себе многообразие определений, делающих возможным внутренний опыт;

ü Я – универсальный субъект деятельности, который не только познаёт, но и полагает, творит из себя весь окружающий мир, отрицательно определяемый как «не-Я»;

ü Я – по своей сути диалогично, оно не просто раскрывается, но порождается в процессе общения, причём не только интеллектуального, но и чувственного;

ü Я – высшее и сложнейшее интегральное образование в духовном мире человека, представляющее динамическую систему всех сознательно существующих психических процессов;

ü Я – носитель реальности; времяобъемлющее единство личности;

ü Я – субъект как сознательный деятель; Я – всеобщность и единство.

В психологии «Я» отождествляется с понятием личности (В.В. Столин), с понятием субъекта (С.Л. Рубинштейн, А.Г. Спиркин, И.С. Кон), с представлениями об индивидуальности, связывается с процессами самоопределения, идентичности, самоконтроля, с такими понятиями, как самосознание (В.В. Столин, И.И. Чеснокова, И.С. Кон), самоотношение (С.Р. Пантилеев), самооценка (Л.В. Бороздина), Я-схемы (H. Markus), верификация Я (W. Swann), расхождение Я (E. Higgins), мониторинг Я (M. Snyder) и т.п., в результате чего выделить понятие «в чистом виде» представляется достаточно сложно.

Понимание категории «самость» связано с необходимостью рассмотрения социально определяемой идентичности самой личности во всём многообразии её содержания и проявлений. Данный термин употреблялся в аналитической психологии с 1916 года в нескольких разных значениях: 1) душа в целом; 2) тенденция души функционировать упорядоченно и структурированно, сообразно цели и плану; 3) тенденция души продуцировать образы и символы, стоящие «по ту сторону» Я (образ Бога или героических персонажей); 4) психологическое единство человека с момента рождения.

В зарубежной научной литературе принято определение «самости» как сложного динамического единства, которое отражает реализующееся поведение, опосредующее и регулирующее его. В отечественной науке «самость» определяется как интегральная целостность, «одноличие», «подлинность» индивида, его тождественность самому себе, на основании которой он отличает себя от внешнего мира и других людей. Так, например, «самость», по И.С. Кону, – интегральная целостность, на основании которой индивид отличает себя от внешнего мира и остальных людей. Это единство реальной идентичности и его самосознания. В.М. Розин определяет «самость» как идеальную величину, включающую Я как субъект бессознательной сферы психики.

Понятие Определение Характеристики, свойства Виды, измерения Компоненты
Самость - Архетип целостности и наиполнейшего человеческого потенциала и единства личности как целого, регулирующий центр психического [170]. - Своеобразный центр бессознательного коллективного, его архетип – центральный из архетипов, своего рода образ Бога в человеке (по К.Г. Юнгу) [180] - Занимает центральное место в управлении психической жизнью. - Выражает единство личности как целого. - Недостижимая инстанция в процессе индивидуализации, путь к которой во внутреннем странствии вечен (по К.Г. Юнгу) - Виртуальная самость – образ зарождающей самости в представлениях родителей, с помощью которого родители закладывают в новорождённого потенциальные качества личности. - Ядерная самость – впервые проявляющаяся (на втором году жизни) связная организация структур психики. - Связная самость – относительно взаимосвязанные структуры нормально функционирующей самости. - Архаическая самость – патологические проявления ядерных сочетаний самости у зрелого индивида. - Фрагментированная самость – отражает хронические или повторяющиеся состояния, которые характеризуются снижением степени связности отдельных частей самости. - Опустошённая, перегруженная, перевозбужденная, несбалансированная самость и др. [137] - Психическая целостность, состоящая из сознательных и бессознательных образований. - Полюс базальных стремлений обладать силой и знаниями (полюс целей и притязаний). - Полюс руководящих идеалов (полюс идеалов и норм). - Дуга напряжения между обоими крайними полюсами, активизирующая основные способности индивида [137]

Проблема самосознания разрабатывалась отечественными и зарубежными психологами. В научных работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, П.Р. Чаматы, И.И. Чесноковой, Е.В. Шороховой рассматривается вопрос о становлении самосознания в рамках общей проблемы развития личности. В работах А.И. Липкина, Н.Е. Анкудиновой, В.С. Магуна, Е.И. Савонько, В.Ф. Сафина рассматриваются более специальные вопросы, в частности особенности самооценок, их взаимосвязь с оценками окружающих. А.А. Бодалёв, В.В. Столин, Н.В. Крогиус, Р.А. Максимова, М.П. Пикельникова, Г.Я. Розен делают акцент на вопросах связи познания других людей и самопознания. В работах И.С. Кона, А.Г. Спиркина, О.Г. Дробницкого, Э.В. Ильенкова, В.М. Лейбина освещаются философско-психологические проблемы, связанные с личной ответственностью, моральным выбором, моральным самосознанием, а также историко-культурные аспекты возникновения самосознания в работах И.С. Кона. В работах У. Джемса, 3. Фрейда, К. Роджерса, Ч. Кули, Д. Мида, Т. Шибутани, Р. Бернса, Э. Эриксона, представителей социально-когнитивного и информационно-процессуального подходов к личности, проанализирован комплекс вопросов, связанных с рассмотрением самосознания и образа Я в разных аспектах.

В словаре по социальной психологии дана следующая трактовка самосознания: «Самосознание – осознание человеком своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля… Самосознание тесно связано с рефлексией и построением Я-концепции, где оно поднимается до уровня теоретического мышления».

В психологической науке понятие «самосознание» раскрывается через следующие определения:

- один из уровней (процессов и результатов) познания человеком самого себя как индивидуальности, в том числе своего положения в мире и своих отношений к разнообразным явлениям и объектам (А.Н. Леонтьев);

- осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни (А.Г. Спиркин);

- особая форма сознания (В.С. Мерлин, И.И. Чеснокова, Т. Шибутани);

- высшая стадия развития личности (Б.Г. Ананьев);

- отдельная сторона самоотношения (Н.И. Сарджвеладзе, С.Р. Пантилеев);

- установки или установочная система (Р. Бернс, И.С. Кон, В.А. Ядов);

- процесс и продукт самопознания, самоотношения и регуляции (У. Джемс, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, А.А. Бодалёв, Н.В. Крогиус, Р.А. Максимова, М.П. Пикельникова, Г.Я. Розен);

- культурный феномен (S. Duval, R.A. Wicklund).

Многообразия существующих в психологической науке определений понятия «самосознание», его характеристик, свойств и функций, видов и компонентов представлено в таблице.

Понятие Определение Характеристики, свойства Виды, измерения Компоненты Функции
Самосознание - Осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей [88, 49, 180]. - Осознание возможности того, что кто-то другой тоже осознает себя [147]. - Осознание человеком самого себя, своих собственных качеств, своего «Я» [95, 139]. - Осознание человеком себя как личности с присущими ей интересами, целями, мотивами, мировоззрением [24]. - Осознанность знаний о себе. - Является источником индивидуального в человеке. - Включает оценку и отношение к данному осознанному знанию   - Половое самосознание – способность осознавать себя представителем определённого пола, а также регулировать своё поведение в соответствии с принятыми в обществе морально-этическими требованиями и установками [96]. - Расколотое самосознание – самосознание, включающее две противоположные Я-концепции: внешнюю, защитную и идеализированную и глубинную, состоящую из плохо сформированного Я-реального [145]. - Самопознание, - самооценка, - саморегуляция - Познание себя; - самосовершенствование и самоосмысление; - поиск смысла жизни
- Осознание человеком себя как индивидуальности [32]. - Осознание человеком своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостная оценка себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля [145]. - Осознание собственного существования [127]   - Политическое самосознание– процесс и результат выработки относительно устойчивой и осознанной системы представлений субъекта политических отношений о самом себе в социально-политическом плане, на основе которой такой субъект целенаправленно строит свои взаимоотношения с другими субъектами и объектами политики как внутри социально-политической системы, так и за её пределами [48]. - Национальное самосознание – уровень индивидуального и общественного сознания, характеристика национальной общности, одна из форм выражения самобытности народа и его представителей, обусловленная единством их происхождения [178]    

Понятие «Я-концепция» в зарубежной научной литературе определяется как многоаспектный феномен – как набор образов, схем. В отечественной специальной литературе отмечено, что Я-концепция – это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с другими людьми и относится к самому себе. Я-концепция в отечественной социальной психологии исследуется в социальных взаимоотношениях: исследуются представления о себе в рамках социального окружения; представления о себе на основе идентичности с определённой социальной группой; на основе социальной желательности и т. д. Разнообразие существующих определений Я-концепции личности, её измерений (образов Я и компонентов), характеристик, свойств и функций отражено в таблице.

Компоненты Я-концепции Определение компонента Авторы, использующие данные компоненты в своих теориях Частота упомин. абсолют. Частота упомин. относит.
Эмоциональный (эмоционально-ценностный, аффективный, ценностный, оценочно-волевой) Отражает отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности; проявляется в системе самооценок, а также через самоуважение, себялюбие, самоуничижение; стремление повысить самооценку, завоевать уважение У Джемс, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Р. Бернс, С. Эпштейн, И.И. Чеснокова, С.Р. Пантилеев, В.В. Столин, В. Фиттс, В.С. Агапов, И.В. Барышникова, А.В. Иващенко 0,342
Когнитивный Образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости, то есть те категории, в которых субъект осознает свои особенности; образ Я, наполненный различным содержанием представлений о себе; самосознание или образ Я В.В. Столин, Р. Бернс, С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон, В. Фиттс, И.И. Чеснокова, А.Н. Леонтьев, С. Эпштейн, И.В. Барышникова, В.С. Агапов, А.В. Иващенко 0,314
Поведенческий (регуляторный) Включает проявление когнитивного и эмоционального компонентов в поведении, действии, активности и коммуникации И.С. Кон, Р. Бернс, Н.И. Сарджвеладзе, А.А. Налчаджян, И.И. Чеснокова, В. Фиттс, В.С. Агапов, И.В. Барышникова, А.В. Иващенко 0,257
Мотивационный Описывает сферу побуждений, в том числе и аффективно-когнитивные образования К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн, М. Розенберг 0,087

Я-концепция в различных зарубежных социально-психологических теориях определяется как:

- глобальное, личностное Я, в котором соединяются Я-сознающее (чистый опыт) и Я-как объект (содержание этого опыта в отношении к духовному, материальному, социальному и физическому Я) (У. Джемс);

- продукт социального взаимодействия, в результате которого индивидом усваиваются ценности, установки и роли (C. Cooley);

- интегральное Я или то, как человек спонтанно воспринимает, осознаёт и принимает те представления, которые существуют у других людей относительно его(Д. Мид);

- совокупность представлений о себе, сопряжённых с их оценкой; совокупность установок, направленных на самого себя (Р. Бернс);

- интегральное образование личности; осознанный и согласованный паттерн восприятий, возникающий на основе взаимодействия с окружающей средой, в особенности с социальной средой жизнедеятельности человека (К. Роджерс);

- структурно-компонентное образование личности (Р. Бернс, W. H. Fitts, М. Rosenberg);

- творческое, позитивное, обладающее стремлением к росту и совершенствованию свойство человеческой природы, назначение которого состоит в формировании зрелости жизни человека, расширении границ Я и приобретении возможности смотреть на себя «со стороны» (Г. Олпорт);

- совокупность всех представлений индивида о себе (М. Rosenberg);

- система независимых и как бы вложенных друг в друга субъективных семантических пространств: аффективного (в него входят оси: оценка, сила, активность) и денотативного (в него входят оси: моральность, идеализм-реализм, зрелость) (О.C. Tzeng);

- результат наблюдения и анализа человеком собственных действий, мотивов и аттитюдов, стоящих за поведением, в результате которого он приходит к более ясному пониманию самого себя; синоним самовосприятия (D.J. Bem).

W.H. Fitts, изучая проблему Я-концепции личности, пришёл к следующим выводам:

- Я-концепция – ядро личности, центральная и информативная переменная, отражающая сущность, свойства, отношения, чувства человека по отношению к самому себе;

- Я-концепция формируется в процессе приобретения индивидуального опыта под воздействием как внешних (пол, возраст, раса, национальность, место жительства, уровень образования), так и внутренних переменных;

- Я-концепция личности наиболее ярко проявляется в поведении, деятельности и межличностном взаимодействии;

- изучение внутренних переменных Я-концепции личности способствует лучшему пониманию человека и прогнозированию его поведения;

- Я-концепция рассматривается в качестве важного элемента межличностного общения, отражающегося в чувствах, отношениях, межличностном поведении и межличностном восприятии, в особенностях психического здоровья;

- измерение и психологическая коррекция Я-концепции личности способствует позитивному саморазвитию и самореализации последней.

Я-концепция в отечественных социально-психологических теориях рассматривается как:

- неповторимость, уникальность «нейроструктурных основ индивидуального Я человека»; субъективное отражение объективной действительности и внутренний мир личности, в котором складываются комплексы ценностей, определённые организации концептов и образов, притязаний и самооценки (Б.Г. Ананьев);

- устойчивое взаимоотношение между человеком как действующим агентом и тем, как он постоянно ощущает самого себя; это система действий, направленных на самого себя и опосредованных системой устойчивых представлений человека о самом себе (Т. Шибутани);

- продукт самосознания (В.В. Столин, А.А. Бодалёв, Е.Н. Васина);

- динамическая система представлений индивида о самом себе, системообразующим фактором которой выступает чувство самоидентичности (И.С. Кон);

- Я-концепция как синоним самосознания; результат социализации и социально-психологической адаптации личности к типичным результатам её жизнедеятельности (А.А. Налчаджян);

- отражение взаимоотношения, взаимовлияния между отдельными психическими явлениями и между психикой с другими системами, которые обеспечивают наилучшее, позитивное становление личности (Б.Ф. Ломов);

- интегральное (целостное) образование личности (В.С. Агапов, И.В. Барышникова, Л.Я. Дорфман, А.В. Иващенко, Е.С. Шильштейн).

В отечественной социальной психологии наблюдается тенденция к рассмотрению Я-концепции с позиции социальных составляющих: Я – как система социальных ролей, Я – как сумма идентификаций, Я – как результат взаимодействия с другими, Я – как интегральное формирование различных социальных характеристик процесса самовосприятия, построенного на когнитивных структурах и предметной деятельности (Е.П. Авдуевская, Г.М. Андреева, С.А. Баклушинский, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская, В.А. Янчук).

Специфика формирования Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей в процессе социального взаимодействия, общения и деятельности. Основными механизмами формирования Я-концепции выступают: познание другого человека; сравнение себя с другими; идентификация; личностная рефлексия; персонализация и персонификация; самопрезентация и самоверификация; взаимодействие социальных ролей и «Я»; оценка результатов деятельности; переживание внутренних состояний; восприятие своего внешнего облика.

В ходе познания другого человека осуществляются следующие процессы: эмоциональная оценка и попытка понять причины поступков другого человека, определение стратегии изменения его поведения; построение стратегии своего поведения, анализ осознания себя через другого, процесс отождествления «Я» с «другим» или идентификация. В частности, А.А. Налчаджян пишет, что идеальный образ Я формируется в результате работы механизма идентификации индивида с теми людьми, которыми человек восхищается. Процесс идентификации – центральный процесс, необходимый для социализации, формирования способности Я субъекта к саморазвитию через преодоление защитных психологических механизмов.

Одним из основных механизмов самопознания и формирования представления о самом себе является личностная рефлексия, которая понимается как деятельность личного самопознания, как особый исследовательский акт, когда человек исследует свой внутренний мир, пытается осознать ход своих мыслей, понять причины своих поступков, своего эмоционального состояния.

При интеракционистском подходе к изучению Я-концепции личности рассматривается её развитие в онтогенезе через социальное взаимодействие и раскрывается процесс формирования представлений о самом себе как интернализация мнений и оценок значимых других (Д. Мид, Ч. Кули, М. Розенберг). Сравнивая себя с другими, индивид получает возможность оценки собственных способностей, привлекательности, качеств личности и корректности поведения или взглядов (У. Джемс, Л. Фестингер).

Следствием процессов персонализации и персонификации оказываются разные по своему смыслу изменения Я-концепции человека: при персонализации человек самоотождествляется со своей личностью, тогда разные части Я-концепции управляют человеком; при персонификации человек принимает себя полностью, не отождествляя себя полностью ни с какой своей ролью или функцией. Персонификация – это соответствие представления субъекта о самом себе представлениям о нём окружающих (совпадение истинных представлений субъекта о своём социальном статусе: позиции с реальной позицией, занимаемой им в обществе). Персонификация, или самопринятие, уровень собственного достоинства, самоуважение, не всегда является осознанным отношением к себе, поэтому о самопринятии судят не по тому, что человек говорит о себе, а по тому, как он поступает по отношению к самому себе. В поведении самопринятие проявляется в степени уверенности, с которой человек ведёт себя в социальной среде, в том числе в межличностных отношениях.

В формирование Я-концепции включают процессы самопрезентации и самоверификации. Формируя некоторый образ собственного Я, человек предвосхищает возможные реакции на данное предъявление со стороны других с помощью критерия адекватности-неадекватности, затем сравнивает антиципируемую реакцию с реальной и в случае совпадения укрепляет её в осознании адекватности (W.B.Jr. Swann).

В качестве источников формирования Я-концепции личности рассматривается процесс взаимодействия социальной роли и «Я» (А.Л. Свенцицкий, М. Кун, Т. Макпартлэнд, S. Stryker). Я-концепция личности, по А.Л. Свенцицкому, во многом обусловлена тем, как индивид выполняет свою социальную роль, но овладение личностью какой-либо социальной ролью обусловлено и особенностями Я-концепции. Представление индивида о самом себе основано на том, как индивид выполняет свою социальную роль, как реагируют значимые другие на исполнение этой роли, что очень важно для создания и укрепления его Я-концепции. Однако принятие той или другой роли зависит от Я-концепции, от того, насколько осознаётся социальная роль, насколько соответствуют ролевые предписания Я-концепции личности. Через структуру социальной роли можно понять эмоциональные переживания, эмоциональный опыт, эмоциональное состояние личности, которое анализируется через Я-концепцию.

С познанием собственного Я и воздействием на самого себя динамически связан процесс деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), который можно объяснить принципом саморазвития и воздействием на окружающий мир, что связано с познавательными, эмоциональными, волевыми, мотивационными и поведенческими компонентами в структуре Я-концепции.

Таким образом, в процессе совместной деятельности, общения и социального взаимодействия с другими людьми происходит осознание человеком его индивидуального опыта и, как следствие, формирование самосознания личности как осознанного отношения человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Всё это способствует познанию себя как личности (самопознание), оцениванию своей индивидуальности (самооценка) и регуляции собственной сознательной деятельности (саморегуляция).Результатом осознания и познания человеком самого себя выступает система представлений личности о себе или Я-концепция. Феномен «самость» выступает как более широкое понятие, которое охватывает все аспекты человеческой сущности, в том числе и неосознаваемые. Под содержанием Я-концепции понимаются осознаваемые отдельные элементы действительности, включённые человеком в Я-концепцию и выраженные в вербальной форме, соотнесённые с социальным окружением и другими сферами жизнедеятельности личности. Содержательная часть Я-концепции представлена в многообразных по составу и по форме выражения (непосредственно-чувственной или абстрактно-логической) знаниях о себе, отражающих эмоционально-чувственные, поведенческие и ценностно-нормативные аспекты Я-концепции личности.

Структурно-компонентный аспект Я-концепции

Структурно-компонентный анализ Я-концепции предполагает выделение структуры, компонентов и связей между ними, а также характеристик, её описывающих. В качестве философской категории структура представляет относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта, инвариантный аспект системы.

По мнению К.А. Абульхановой-Славской, С.Л. Рубинштейна, структура Я-концепции обусловлена ведущими мотивами, которые определяют приоритетные виды человеческой активности. В соответствии с этим структура Я-концепции строится по степени осознанности и важности её компонентов, и более высокой степенью значимости наделяются те области жизнедеятельности, в которых человек добился успеха (И.С. Кон, Т.Я. Шибутани, М. Rosenberg.

Анализ структурных компонентов Я-концепции производился преимущественно по двум основаниям:

1. Я-концепция как система относительно устойчивых образов Я (С.А. Баклушинский, М.Ш. Магомед-Эминов, А.А. Налчаджян, В.А. Петровский, М.Л. Раусте фон Врихт, К. Роджерс, Е.Т. Соколова, М. Rosenberg, О.C. Tzeng,), измерений (И.В Афанасенко, S.C. Samuels) или модальностей (И.С. Кон), отражающих:

- разные уровни объективированности тех или иных Я-представлений (реальное, идеальное, должное, желаемое Я и т. д.);

- возможные изменения Я (устойчивое и гибкое Я и т. д.);

- различные фокусы субъективного внимания (физическое Я, социальное Я, осознанное Я, неосознанное Я и т. д.).

2. Я-концепция как система компонентов: когнитивный, эмоциональный (эмоционально-ценностный, аффективный, ценностный, оценочно-волевой), поведенческий, мотивационный.

В литературе имеет место синонимичность употребления понятий «Я-концепция» и «образ Я», однако данные понятия следует различать. Исследователи отмечают следующие содержательные характеристики образа Я в отличие от Я-концепции:

- связь содержания образа Я с когнитивной составляющей Я-концепции, знаниями человека о себе;

- изменчивость образа Я и его зависимость от самовосприятий в данный момент времени;

- образ Я обусловлен сферой жизнедеятельности субъекта;

- образ Я обозначается как подструктура Я-концепции.

Следовательно, образ Я рассматривается как часть Я-концепции человека, он обусловлен ситуацией, сферой жизнедеятельности и связан, главным образом, с когнитивной составляющей Я-концепции.

Более подробная классификация образов предложена М. Rosenberg, который различает такие образы Я-концепции, как реальное, идеальное, динамическое, воображаемое, фантастическое, должное, представляемое Я. S.C. Samuels выделяет четыре измерения Я-концепции: образ тела, социальное Я, когнитивное Я, самооценка.

И.С. Кон определяет следующие виды модальности Я: действующее, активное, экзистенциальное Я, отражающее регулятивное начало и организующий принцип психики; рефлексивное, феноменальное, категориальное Я, являющееся представлениями индивида о самом себе; переживаемое Я, выраженное в чувстве Я, складывающееся на основе различных невербализированных самоощущений.

А.А. Налчаджян рассматривает Я-концепцию в качестве общей структуры самосознания, состоящую из относительно устойчивых образов Я: телесное Я, настоящее Я, динамическое Я, фантастическое Я, идеальное Я (каким должен был бы стать с учётом усвоенных моральных норм). Идеальный образ Я личности формируется в результате работы механизма идентификации и его содержание с возрастом меняется. Конкуренция или борьба разных ситуативных образов Я, по существу, означает борьбу двух мотивов поведения, соответствующих разным социальным ролям. Эта борьба есть актуализация межролевого конфликта, который фрустрирует личность и вызывает активность защитных механизмов.

Понятие Определение Характеристики, свойства Образы Я Компоненты Функции
Я-концепция - Устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основании которой он строит отношения и взаимодействия с другими людьми, субъектами социальных отношений и политики, а также свои самооценку и самосознание [48]. - Относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основании которой он строит своё взаимодействия с другими людьми и относится к себе [171]. - Осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и других свойств. - Субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов [32]. - Реальное Я – каким я, как мне кажется, являюсь на самом деле (Р. Берне). - Идеальное Я – каким я хотел бы стать (Р. Берне). - Зеркальное Я – каким меня видят другие (Р. Берне). - Физическое Я (Р. Берне, И. Кондаков). - Социальное Я (Р. Берне, И. Кондаков). - Умственное Я (Р. Берне). - Эмоциональное Я (Р. Берне). - Экзистенциальное Я – оценка себя в аспекте жизни и смерти (И. Кондаков). - Присоединяющая Я-концепция – обеспечивает объединение индивида с другими людьми (В.В. Столин). - Когнитивный компонент – образ Я, к которому относится содержание представлений о себе [32, 171, 183]. - Эмоционально-ценностный компонент – переживаемое отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности (система самооценок) [32, 171, 183]. - Обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости её поведения [32, 183]. - Структурирование и обработка поступающей информации в аспекте имеющихся схем, отражающих личностные качества [88]. - Мотивирование к повышению собственной значимости [88, 172].
- Развивающая система представлений человека о самом себе [32, 88]. - Итоговый продукт самосознания (А.М. Прихожан) [32]. - Восприятие индивидуумом его личностной идентичности [143]. - Противопоставляется самооценке, когда основное значение придаётся оценочным суждениям [123]   - Дифференцирующая Я-концепция – способствует выделению индивида по сравнению с другими и создаёт основу для чувства собственной уникальности (В.В. Столин) - Поведенческий компонент – характеризует проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении (речи, высказываниях о себе и т.д.) [32, 183]. - Оценочно-волевой компонент – стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т. д. [171, 183] - Способствует сохранению идентичности при изменении состояний, динамике внутренних процессов и взаимодействий человека с миром [183]

Наши рекомендации