Биологический цикл закончен

День – это жизнь. Не сможем мудро и благостно прожить день, также не получится достойно пройти по жизни.

Основные принципы проживаемого дня:

- важность данного, или проживаемого момента;

- соблюдение ритмов в жизни;

- следовать побуждениям только высшей натуры;

- постоянно пребывать в осознании себя;

- экономить свою энергию, избегая ненужных мероприятий;

- нельзя использовать всею энергию счастья и удачи сразу;

- через каждый час – минута ментального молчания с расслаблением;

- любая деятельность должна быть одухотворенной и возвышенной;

- перебивать ритм неудач;

- ставьте вехи свершения;

- бережное отношение к людям, вещам, природе;

- выполняя дело, держите определенной темп;

- пребывания в постоянной благодарности судьбе, какой бы она ни была;

- умение делать все своевременно и в короткий срок;

- умение выделять состояния своей стабильности и нестабильности и решать дела в положительные периоды;

- проведение регулярного анализа прожиточного месяца, недели, дня;

- определение своих жизненных задач;

- мы должны ежедневно становиться чуточку лучше;

- ежедневное творчество.

Суточные биоритмические циклы – сложные, взаимосвязанные процессы. Подобно механизму часов, их можно "подводить", уточняя ход и поддерживая слаженность в работе. Но эти "часы" можно и "сломать" неумелой или безрассудной организацией своей жизни. Казалось бы, так просто.

Поддерживать четкую работу биологических часов – разумным режимом питания, сна и двигательной активности, отказом от вредных привычек. К сожалению, человек часто делает все наоборот. А потом требуются колоссальные усилия – и его самого, и многих других людей, - чтобы возвратить ему растраченное здоровье.

Еще одно сравнение. Наш организм похож и на огромный, чрезвычайный, сложный завод, где выполняются различные программы производства. Чем четче работает "производство", тем дольше сохраняется здоровье и работоспособность. Вся эта гармония предопределена не только природой человека, но и окружающим миром, поскольку человек – часть этого мира, вместе с Землей, Солнцем, Луной, космосом.

Окружающее нас мироздание наполнено ритмами. Мир ритмов находится и внутри нас. Наши биоритмы – часы здоровья, и от точности их хода зависит бодрость, полнота мироощущения, работоспособность и долголетие.

Лекция 7.

Тема 1.5.3. Обучение пациента и его окружение вопросам применения физической культуры.

«Будьте мудрыми, если сможете,

будьте добрыми, если захотите.

Но красивыми мы должны быть всегда».

План.

1. Гиподинамия: «организм обездвиженный».

2. Значение движения. Влияние движения на функциональную деятельность органов и систем.

3. Основные виды физических упражнений и их характеристика. Оздоровительные физические системы.

4. Основные принципы, рекомендуемые процедуры по физической активности.

По данным многочисленных исследований каждый из факторов риска снижает среднюю продолжительность жизни на срок от 2 до 7 лет. Одно из первых мест в этой печальной статистике принадлежит гиподинамии. Победить коварнейшего врага человека – гиподинамию – пока можно только с помощью физических упражнений.

Учеными давно замечены целебные свойства движений. Еще в глубокой древности врачи и философы считали, что здоровым быть невозможно без занятий физической культурой. Еще Аристотель писал: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие». Древнегреческий философ Платон называл движение «целительной частью медицины», а писатель и историк Плутарх – «кладовой жизни». На стенах форума в Элладе было высечено: «Если хочешь быть сильным – бегай, если хочешь быть – красивым – бегай, если хочешь быть умным – бегай». Справедливость этого изречения в настоящее время доказана многими научными исследованиями. Они раскрывают значение движения для развития и формирования человека, а также различных сторон его психики и физиологических процессов, протекающих в его организме.

Всегда ли мы с вами в достаточной степени заботимся о том, чтобы эта «кладовая» не опустошалась? К сожалению, нет. На различных этапах эволюции, по мере развития и совершенствования интеллекта человек постепенно утрачивал двигательную активность. Ученые подсчитали, что еще в середине 19 столетия из всей энергии, производимой и потребляемой на земле, 96% приходилось на мускульную силу человека и домашних животных. Все механизмы в то время вырабатывали только лишь 4% энергии. А в настоящее время на долю мускульной силы приходится всего лишь 1%. Та самая автоматизация, которая намного облегчила физический труд и создала комфорт, одновременно с этим лишила современного человека необходимой двигательной активности, и потребовала огромного нервно-психического напряжения. Недостаток двигательной активности приводит к ослаблению организма, в результате развивается ряд тяжелых заболеваний сердца, сосудов, обмена веществ и др., ведущих к укорочению жизни. Если нагрузка недостаточна, то после 40 лет отмечаются усталость на работе, беспричинное плохое самочувствие, появляются первые признаки гипертонии и атеросклероза, невроза, заболевания позвоночника и др. отклонения. Для нашего века, века невиданного развития цивилизации, гиподинамия стала подлинным бедствием. Ограничение двигательной активности (гипокинезия) противоречит биологическим законам развития человека. По словам К. Купера «в течение многих тысячелетий человек формировал себя в физической работе. Сейчас с драматической внезапностью ломается модель, созданная эволюцией». Нельзя забывать, что организм человека – это двигатель. Более 80% веса тела составляет скелет и мышцы, то есть аппарат движения, поэтому основной функцией тела животных и человека является движение. Без движения ни один вид животных, прежде всего, Homo sapiens, не мог бы сохраниться. Но ведь доля движения в жизни человека все время сокращается, а значит, вполне естественны последствия подобного изменения образа жизни.

Если разделить жизнь человека на периоды (ранее детство, детство, юношество, молодость и т.д.) можно увидеть разное отношение к движению на каждом этапе. Оригинальное приобщение детей к движению однажды продемонстрировали в Америке: мамы, оставив детей на одном конце площади, быстро переходили на другой, и звали своих чад. Дети еще и ходить не умели, но тот, кто быстрее доползал, выигрывал, получал приз.

Маленький человек растет. Движение – это жизнь. Он хочет двигаться, но старшие, особенно бабушки кричат: «Стой, куда побежал!» и «Успокойся, посиди на месте»! А человек настолько мал, что еще не может возразить им: «Я не могут сидеть на месте, во мне что-то двигается», «Я двигаюсь, значит живу!».

Если в детском саду дети примерно равны, и разделить их на активных и пассивных трудно, то, как меняются они в школе! Мальчишки бегают друг за другом на перемене, а девочки стремительно перерастают возраст «голенастости», начинают округляться и «плывут» по коридорам «этакими павами». Это им надо перевыполнить все существляющие нормы Движения, возведя Движение в привычку. Откуда же берется нежелание двигаться? Сегодняшние взрослые – вчерашние дети? Как от взрослых требовать то сегодня, чему их не научили вчера? Все начинается с детства, с каждым годом они растут, но двигаются меньше и меньше.

Лень – самый распространенный способ самоубийства. Современному человеку положено делать 10 тысяч шагов (мнение японцев) это 7-8 км. Ежедневно! Где и когда в условиях большого города можно набрать 7 км? Это очень много. Даже если тратить по 10 минут на каждый километр, набирается лишь больше часа физической активности, исключающей перебежки от стола рабочего к столу обеденному. Не набрав их сегодня, не набрав завтра, с каждым днем, с каждым годом увеличивается задолженность самому себе. А долги положено отдавать. Не потому ли люди среднего, старшего и пожилого возраста начинают бегать по утрам, расплачиваясь за упущение молодости? А молодые, показывая на них пальцем, хихикают вслед, не зная, что даже быстрая ходьба снижает риск инфаркта на 30%.

Раньше говорили: «Homo sapiens” – человек разумный. Сейчас – «Homo sedentanius» – человек сидящий. И плюс к этому – груз повседневных дел постоянно тяготит человека, вызывая озабоченность и волнение, и со временем это приводит к истощению нервной системы.

Действительно, при гипокинезии в организме возникает комплекс полиморфных расстройств, которые касаются почти всех жизненных систем организма – обмена веществ, дыхания, кровообращения, интеллекта, приводит к снижению сопротивляемости организма неблагоприятным факторам внешней среды. Длительное ограничение возбуждения анализаторов, рецептов кровообращения и нейромышечного аппарата существенно изменяют внутреннюю среду организма, что влечет за собой целый ряд стойких функциональных расстройств. Прежде всего, снижается работоспособность, уменьшаются физиологические резервы систем, значительно возрастают энерготраты на единицу работы, сокращается объем мышечной массы, снижается тонус мышц, ухудшается её масса и плотность, отмечается повышенное выделение минеральных веществ, и прежде всего, кальция, наблюдается нарушение образования структур с фосфором и калием. Снижается также эластичность сухожилий и связок, объем движений в суставах. Слабое развитие мускулатуры приводит к нарушению осанки и к последующим деформациям опорно-двигательного аппарата. Особенно это сказывается на растущем организме детей. Следствием гипокинезии является нарушение обмена веществ, избыточная масса тела, извращение метаболизма в тканях. Особенно значительные изменения происходят в сердечно-сосудистой системе, улучшаются сердечные сокращения, уменьшается общее количество крови, эритроцитов и содержания в них гемоглобина.

Падают величины систолического и минутного объема крови, сокращается емкость сосудистого русла, замедляется скорость общего кровопотока. Систолическое давление крови падает, диастолическое – повышается, тахикардия. О вреде гипокинезии образно cказал американский врач Купер: «Высокое напряжение при малой физической активности является смертельным коктейлем». Гипокинезия приводит и к недостаточной функции дыхательной системы – снижается ЖЕЛ, резервы вдоха и выдоха. Дыхательная поверхность легких используется лишь на 1/3.

Следствием недостаточной функции и резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем при гипокинезии является уменьшение поступления кислорода в ткани. Отсюда снижение интенсивности обмена веществ, нарушения функции центральной нервной системы – раздражительность, плохая память, нарушение сна, эмоциональная лабильность, невротизация.

Таким, образом, практически нет ни одной системы в организме, которая не реагировала бы на гипокинезию отрицательными последствиями.

Наша цивилизация дошла до того, что появилось новое направление в науке – кинезотерапия – лечение движением, т.е. тем, что у нас когда-то было врожденным, что дала нам природа, мы вынуждены учиться снова.

Гиподинамия – снижение всякой работы, как кинетической, так и статической – этот термин более широк.

Гипокинезия – снижение двигательной активности, связанной с перемещением. Кинезис – движение. Но эти термины часто употребляются как равнозначные.

Теперь уже хорошо известно, что постоянное нервно-психическое перенапряжение и хроническое умственное переутомление без физической разрядки вызывают тяжелые функциональные расстройства в организме, снижение работоспособности и наступление преждевременной старости.

Опасность обездвижения подстерегает человека на каждом шагу и даже до того, как он сделает свой первый шаг. Плод в утробе матери время от времени испытывает недостаток кислорода и питательных веществ. Голод его заставляет двигаться. В ответ на движение усиливается приток артериальной крови к материнской плаценте. Крохотный человек собственным движением добывает себе «хлеб насущный», формирует свое тельце, стимулирует рост органов и тканей. Ведь еще Жан-Батист Ламарк говорил: «Функция строит орган». Подсчитано, что через 1,5-2 часа после обеда матери плод делает 3-4 шевеления в час, если мать не ела 10 часов – до 50-90! Но беременные женщины нередко едят много и часто, их кровь постоянно насыщена высокопитательными веществами, и бывает, что голодных симптомов не возникает. Плод обречен на опасное бездействие. Изобилие питания и связанная с ним гиподинамия сокращают его жизнь еще до того, как начинается её официальный отсчет.

Потребность в движении ребенок активно проявляет и сразу же после появления на свет. Новорожденные обладают 42 рефлексами, инстинктами двигательными (ползает, плавает, привстает и т.п.). Мы оставляет 2 рефлекса: сосательный и глотательный. Запеленали, лежит существо и созерцает в потолок. При тугом пеленании он отвечает протестом: тужится, кряхтит, морщится. Ведь движения согревают ребенка, и одновременно способствуют его более быстрому росту. (Свободное пеленание).

В Подмосковье проживает известная семья Никитиных. Известна она своей особой системой раннего физического воспитания детей (в семье их 7).

На 3-м месяце дети самостоятельно стоят, держась за опору, прочно висят 30 секунд на перекладине.

На 6-м месяце – ползают, не касаясь коленями пола.

К 9 месяцам – ходят.

В год влезают по вертикальной лестнице на высоту 1,5-2 м и слезают с неё. Для ребенка движение – необходимейшая форма существования. Нас больше устраивают дети спокойные, тихие.

«Если ребенок может просидеть 1 час, то ищите у него болезнь» – Б.Спок.

Попадая в школу, для ребенка просидеть 45 минут – это стрессовая ситуация. Вначале страдает, потом привыкает, плюс у телевизора 3 часа в день, лифт, транспорт, компьютерные игры. Наша жизнь состоит из пересаживаний с одного стула на другой. 75% рабочего времени сидим.

Наши рекомендации