Повестка дня на XXI век

Краткое содержание документа по предотвращению мировой катастрофы и переходу к устойчивому развитию, принятого на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992):

1. Разъяснительная работа: люди должны получить ясное представление об опасностях, которые угрожают им и их потомкам.

2. Объединение усилий по согласованным программам устойчивого развития.

3. Разработка программ государствами с учетом национальных особенностей.

4. Согласованное сокращение военных расходов.

5. Реализация мер по стабилизации численности населения Земли.

6. Борьба с голодом, бедностью и болезнями по международных программам.

7. Распространение миропредставления, ориентированного на духовные интересы, ограничение ценностей потребительства.

8. Использование стихийной интеграции человечества в интересах перехода на устойчивое развитие.

9. Борьба за развитие научных исследований. Только наука может найти пути к безопасному и жизнестойкому будущему. XXI век либо станет эпохой расцвета науки, либо последним веком мировой истории.

Хартия Земли

Проект Хартии Земли посвящён выявлению общечеловеческих ценностей, он опирается на общепринятые научные знания, на мудрость и всеобщие ценности, лежащие в основе главных мировых религий, на национальные разработки. В России обсуждения проекта политологами, экологами, общественными деятелями, молодёжными и женскими организациями велись с 1997 по 2002 год. Проект Хартии Земли создавался Международным комитетом с 1987 года и обсуждался 15 лет на региональных форумах в более чем 50-ти странах мира.

Краткое содержание Хартии Земли:

I. Исходные позиции:

Мы вступили в критический момент нашей истории, когда человечество должно выбрать своё будущее.

Человечество есть часть огромной развивающейся Вселенной. Благополучие людей зависит от сохранения биосферы.

Глобальная безопасность под угрозой: экологическое опустошение, блага экономического развития доступны не всем, распространены несправедливость, нищета и насилие.

Все вместе мы должны найти общие решения. Безотлагательно надо создать единое представление об общечеловеческих ценностях.

II. Принципы:

Уважать Землю и всё живое.

2. Заботиться о живом сообществе с чувством понимания, сострадания и любви.

3. Создавать справедливые, открытые для участия, устойчивые и мирные демократические общества.

4. Сохранять богатство и красоту Земли для настоящего и будущих поколений.

III. Дальнейший путь:

1. Нам надо изменить своё мышление и чувства, ощутить глобальную взаимозависимость и всеобщую ответственность.

2. Разработать и применять устойчивый образ жизни на всех уровнях: локальном, региональном, национальном и глобальном.

3. Культурное разнообразие является ценным наследием.

4. Найти гармонию между разнообразием и единством, свободой и общественным благом, краткосрочными целями и долговременными планами.

5. Необходимо взаимодействие между правительством, гражданским обществом и представителями бизнеса.

6. Народы мира должны возобновить свои обязательства перед ООН.

Вопросы для самоконтроля по теме 1

1. Зачем курс «Современный комплекс проблем безопасности» нужен его слушателям?

2. В чём сущность ноосферы - новой эпохи развития человечества, предсказанной В.И.Вернадским?

3. Охарактеризуйте особенности «волн цивилизации» по Э.Тоффлеру. Как можно сопоставить представление о «третьей волне» с идеей ноосферы?

4. Что такое демографический взрыв? Как связана с ним новая эпоха?

Почему неизбежно наступление новой эпохи, предсказанной В.И.Вернадским?

6. Почему первый взрыв атомной бомбы можно назвать первым признаком новой эпохи?

7. Почему последствия «ядерной зимы», возможной в результате жизнедеятельности человека, представляют собой глобальную угрозу?

8. Как человек своей жизнедеятельностью может противостоять астероидной угрозе?

В чём проявились первые глобальные угрозы от жизнедеятельности - признаки наступления новой эпохи?

10. В чём новизна и как результаты моделирования мировой динамики подтверждают неизбежность наступления новой эпохи?

11. В чём сущность понятий «пределы роста», «глобальные проблемы», «глобальная революция», введенных учёными в связи с наступлением новой эпохи?

12. Почему жизнедеятельность человека не может обеспечить устойчивость сферы жизни подобно биотической регуляции?

В чём заключаются основные результаты научных исследований глобальных последствий жизнедеятельности человека?

14. Как Пагуошское движение связано с возможностью реализации угрозы ядерной зимы?

15. Какие научные исследования стали причиной созыва и каковы результаты Конференции ООН в Стокгольме (1972 г.).

16. Почему Конференция ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.) является эпохальным событием?

17. Как можно охарактеризовать результаты деятельности мирового сообщества по решению глобальных проблем (на примере Конференции ООН в Йоханнесбурге в 2002 г.)?

Наши рекомендации