Удовлетворение всех потребностей приводит человека на вершину пирамиды – полную самореализацию

Маслоу говорит, что физиологические потребности удовлетворяются на 85%, потребность в безопасности – 70%, потребность к расположенности группы – на 50%, потребность в уважении, одобрении – на 40%. Самореализации достигают приблизительно 10% лиц (вопрос вероятности распределения количества и степени значимости опасностей по разрушительности воздействия, по видам потребностей открыт).

Физиологические ( психогенные и биогенные) потребности, которые обычно принимаются в качестве отправной точки для теории мотивации, представляют собой так называемые физиологические влечения и желания.

Это фундаментальные потребности, связанные с выживанием: голод, жажда, сон, секс и т.д. Когда они не удовлетворяются, мы можем чувствовать болезнь, раздражение, боль, неудобство и т.д. Эти чувства мотивируют нас к тому, чтобы стремиться облегчить их как можно скорее для того, чтобы придти к состоянию гомеостаза.

Примечание.

Гомеостаз, гомеостазис (от гомео... и греч. stásis — состояние, неподвижность), в физиологии, относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма человека, животных и растений.

Физиологические потребности доминируют над всеми остальными в организме и являются основой мотивации человека.

Потребность в обеспечении безопасности относится к числу основных мотивов деятельности человека. Это потребности в физическом выживании, стабильности, защите, свободе от страха, беспокойства, хаоса и соответственно потребности в системности, порядке, законе и т.д.

По Маслоу к этим потребностям применимо почти тоже, что и к физиологическим.

Таким образом, потребности более высокого уровня вырастают из потребности в безопасности, которую поэтому называют коренной.

В процессе эволюции человека, с ростом количества потребностей не только непрерывно возрастало количество угроз человеку в результате его жизнедеятельности, менялся их характер и масштаб, в соответствии с эпохой, этапом развития цивилизации. Именно жизнедеятельность че­ловека, направленная на преобразование природы, и создание комфортной ис­кусственной среды обитания, зачастую вызывает непредвиденные последствия.

На заре истории человечества основные угрозы исходили главным образом извне (землетрясения, наводнения, засухи и пр.). Однако с течением времени появились опасности, вызванные действиями самого человека, а также взаимоотношениями людей в обществе. Именно они являются сегодня доминирующими.

Внимание к безопасности человека отмечается на самых ранних стадиях развития человечества. Например, социально-политическим вопросам посвящены произведения Платона: "Государство", "Законы", "Политик". В них можно видеть вполне обоснованный подход к безопасности личности и государства.

По Платону наилучшая (идеальная) государственная система должна обладать рядом черт нравственной, экономической и политической организации, которые в своем соединительном действии обеспечивают решение самых важных задач. Такое государство должно:

-обладать силой собственной организации и средствами ее защиты, достаточными для сдерживания и отражения враждебного окружения;

-осуществлять систематическое и достаточное снабжение всех членов общества необходимыми для них материальными благами;

-руководить духовной деятельностью и творчеством.

Так, например, в обращении к гражданам идеального государства Платон высказывает свое мнение о демографической проблеме: «Прежде всего, сохраняйте установленную численность населения, затем сохраняйте размеры и величину имущественного надела».

«Устанавливая норму собственности, - поясняет Аристотель, - нужно также определить норму для числа детей. Ведь если число детей будет превосходить размеры собственности, то закон о равенстве наделов неминуемо утратит свою силу.

Если же оставить этот вопрос без внимания, что бывает в большей части государств, то это неминуемо приведет к обеднению граждан, а бедность – источник гражданской войны».

Появление новых, глобальных проблем безопасности в середине XX в. привело

К возникновению расширенного понимания аспекта безопасности человека и

Потребовало научного подхода в его изучении.

В XXI в. человечество вступило в эпоху грандиозных социальных, техниче­ских

И культурных перемен, которую ученые называют глобальной революцией. На

Смену первым двум «волнам цивилизации», аграрной и индустриальной, приходит третья «волна» — постиндустриальная. Она характеризуется тем, что современные

технологии достигли мощности, сопоставимой с мощностями гео­логических

процессов, человечество вышло в космос, увеличивается его инфор­мационная и

Экономическая интеграция.

Тем не менее, побочные результаты научно – технического прогресса и

Социального развития создают серьезные угрозы жизни и здоровью, мотивации деятельности, состоянию генетического фонда людей. Сегодня человечество остро ощущает на себе последствия, связанные с жизнью в условиях высокоиндустриального общества, в котором главной недальновидной ценностью является неконтролируемое потребление. Многие из новых угроз ставят под вопрос само существование жизни на Земле и изменяют характер традиционных проблем безопасности. Неумение человека обеспечить свою безопасность в изменившихся природных, техногенных и социальных условиях приводит к катастрофическим последствиям.

Все это стало причиной трансформации разрозненных сведений в области знаний о безопасности человека, в «Науку о безопасности жизнедеятельности», как особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний.

Наши рекомендации