Iv. общие рекомендации по проведению практических занятий
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ
Только для преподавателей
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для проведения практического занятия по дисциплине
«первая медицинская помощь»
Тема: «Основы реанимации».
(со студентами 1 курса лечебного и педиатрического факультетов)
Время: 2 час (90 мин)
Обсуждено
на заседании кафедры
«___»____________2011 г.
Протокол №______
Волгоград 2011 г.
I. УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
1. Ознакомить студентов с порядком обучения на кафедре «Медицины катастроф» и историей кафедры.
2. Ознакомить с основами реанимацию
3. Провести стартовый тестовый контроль.
II. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ:
№ п/п | Структура занятия | Время, мин |
I. | Вступительная часть (знакомство со студентами, проверка журнала, проведения инструктажа по технике безопасности и пожарной безопасности). | |
II. | Учебные вопросы: | |
1. | Порядок обучения на кафедре «Медицины катастроф». | |
2. | История кафедры «Медицины катастроф». | |
3. | Значение первой помощи. | |
4. | Виды неотложных состояний. | |
5. | Понятие о терминальных состояниях. | |
6. | Признаки жизни. | |
7. | Признаки смерти. | |
8. | Объём первой помощи. | |
9. | Проведение стартового тестового контроля. | |
10. | Доведение вопросов для подготовки к следующему занятию и необходимой литературы. | |
III. | Заключительная часть (подведение итогов занятия). |
III. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Индивидуальное слайд – шоу преподавателя.
IV. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.
Практическое занятие имеет индивидуальный вариант в связи с возможностями студентов, особенностями группы, особенностями расписания занятий группы. Однако необходимо стремится к единому проведению по форме:
1. Текущий тестовый контроль.
2. Анатомо-физиологические основы оказания элемента первой помощи, разбираемого на занятии (муляж, схема).
3. Теоретический разбор (опрос по вопросам).
4. Решение ситуационной задачи (ролевые игры).
5. Отработка практического навыка.
Занятие начинается с проверки наличия студентов на занятии, затем проводится тестовый контроля по материалу занятия в течение 10 минут. После этого отрабатываются до конца первого учебного часа теоретические учебные вопросы. В начале второго часа в течение 5 минут преподаватель показывает практический навык, после этого в течение 30 минут студенты отрабатывают практический навык под руководством преподавателя, а в конце 2 часа в течении 10 минут преподаватель подводит итоги занятия доводит тему и учебные вопросы следующего занятия.
При формировании вопросов к занятию и плана занятия необходимо исходить из общих положений по объёму вопросов и их оценке.
Объём устного ответа на вопрос должен быть примерно размером в одну страницу печатного текста формата А-4, шрифтом – 12, и содержать: определение понятия, классификацию и характеристику разбираемого вопроса (отработка практического навыка).
При оценке ответа студента необходимо придерживаться следующих требований:
Получить «5» баллов может студент, ответивший на вопрос точно и полностью согласно методических рекомендаций к самостоятельной работе.
«4» балла, студент получает при ответе на вопрос согласно методических рекомендаций к самостоятельной работе полностью, но имеющий незначительные отступления от рекомендаций и ошибки, не влияющие на понимание студентом основных понятий и определений. При этом ответ студента не прерывается, а все неточности исправляются после ответа, возможно с привлечением студентов.
«3» балла, студент получает при ответе на вопрос согласно методических рекомендаций к самостоятельной работе частично, имеющий значительные отступления от рекомендаций, влияющие на понимание студентом основных понятия и определений, а так же при ответе, когда преподаватель с трудом понимает о чём хочет сказать студент. При этом ответ студента не прерывается, а все ошибки исправляются после ответа, с обязательным привлечением студентов и их последующей оценкой, в случае если один студент внёс не менее 4 исправлений - «4» и более – «5».
«2» балла, студент получает при попытке ответа на вопрос когда студент использует подсказки или подглядывает в методических рекомендации. Если преподаватель не понимает о чём хочет сказать студент при ответе по вопросу, либо студент отвечает не по вопросу, возможно, прервать студента и задать наводящий вопрос, если студент и в дальнейшем не отвечает согласно рекомендациям, ответ останавливается и даётся возможность другому студенту ответить на вопрос. Если студент отвечает после наводящего вопроса, его ответ может быть оценен только как «4», «3», «2».
Преподаватель должен чётко понимать, что данные требования к выставлению оценок является идеальным (к нему необходимо стремится постоянно), в связи с особенностями, приведёнными выше возможно индивидуально для группы придерживаться других, разработанных преподавателем требований к ответам. Однако должно быть чёткое выполнение базовых нормативов, а именно: должны быть разобраны все вопросы занятия, опрошено в ходе занятия по теоретическим вопросам, по возможности, все студенты (но не менее 50% студентов группы), а практический навык должен выполнить каждый студент и получить оценку. Из оценок должно быть 10% - «5», 40% - «4», 40% - «3», 10% - «2». Итого в ходе занятия студент получает 2 – 3 оценки: 1 – тестовый контроль, 2- теоретический опрос, 3 – практический навык.
Пропуски занятий должны иметь единичный характер и только по уважительной причине. Для этого необходимо: индивидуальный подход к группе, сопровождение занятия слайдами, фильмами и комментариями преподавателя интересные студентам, и заставляющие их стремится к знанию. Неудовлетворительные ответы, без причинные пропуски должны вызывать у одногруппников негативное отношение, которое в итоге должно привести к улучшению ответов отдельно взятых студентов.
Большое количество пропусков и неудовлетворительных оценок может говорить только об одном - преподаватель не справляется со своими обязанностями по обучению данной группы. Данное обстоятельство является основанием для передачи группы другому преподавателю, с проведением административного расследования по первому.