Iv. общие рекомендации по проведению практических занятий

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

Только для преподавателей

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для проведения практического занятия по дисциплине

«первая медицинская помощь»

Тема: «Основы реанимации».

(со студентами 1 курса лечебного и педиатрического факультетов)

Время: 2 час (90 мин)

Обсуждено

на заседании кафедры

«___»____________2011 г.

Протокол №______

Волгоград 2011 г.

I. УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

1. Ознакомить студентов с порядком обучения на кафедре «Медицины катастроф» и историей кафедры.

2. Ознакомить с основами реанимацию

3. Провести стартовый тестовый контроль.

II. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ:

№ п/п Структура занятия Время, мин
I. Вступительная часть (знакомство со студентами, проверка журнала, проведения инструктажа по технике безопасности и пожарной безопасности).
II. Учебные вопросы:
1. Порядок обучения на кафедре «Медицины катастроф».  
2. История кафедры «Медицины катастроф».
3. Значение первой помощи.
4. Виды неотложных состояний.
5. Понятие о терминальных состояниях.
6. Признаки жизни.
7. Признаки смерти.
8. Объём первой помощи.
9. Проведение стартового тестового контроля.  
10. Доведение вопросов для подготовки к следующему занятию и необходимой литературы.  
III. Заключительная часть (подведение итогов занятия).

III. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Индивидуальное слайд – шоу преподавателя.

IV. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практическое занятие имеет индивидуальный вариант в связи с возможностями студентов, особенностями группы, особенностями расписания занятий группы. Однако необходимо стремится к единому проведению по форме:

1. Текущий тестовый контроль.

2. Анатомо-физиологические основы оказания элемента первой помощи, разбираемого на занятии (муляж, схема).

3. Теоретический разбор (опрос по вопросам).

4. Решение ситуационной задачи (ролевые игры).

5. Отработка практического навыка.

Занятие начинается с проверки наличия студентов на занятии, затем проводится тестовый контроля по материалу занятия в течение 10 минут. После этого отрабатываются до конца первого учебного часа теоретические учебные вопросы. В начале второго часа в течение 5 минут преподаватель показывает практический навык, после этого в течение 30 минут студенты отрабатывают практический навык под руководством преподавателя, а в конце 2 часа в течении 10 минут преподаватель подводит итоги занятия доводит тему и учебные вопросы следующего занятия.

При формировании вопросов к занятию и плана занятия необходимо исходить из общих положений по объёму вопросов и их оценке.

Объём устного ответа на вопрос должен быть примерно размером в одну страницу печатного текста формата А-4, шрифтом – 12, и содержать: определение понятия, классификацию и характеристику разбираемого вопроса (отработка практического навыка).

При оценке ответа студента необходимо придерживаться следующих требований:

Получить «5» баллов может студент, ответивший на вопрос точно и полностью согласно методических рекомендаций к самостоятельной работе.

«4» балла, студент получает при ответе на вопрос согласно методических рекомендаций к самостоятельной работе полностью, но имеющий незначительные отступления от рекомендаций и ошибки, не влияющие на понимание студентом основных понятий и определений. При этом ответ студента не прерывается, а все неточности исправляются после ответа, возможно с привлечением студентов.

«3» балла, студент получает при ответе на вопрос согласно методических рекомендаций к самостоятельной работе частично, имеющий значительные отступления от рекомендаций, влияющие на понимание студентом основных понятия и определений, а так же при ответе, когда преподаватель с трудом понимает о чём хочет сказать студент. При этом ответ студента не прерывается, а все ошибки исправляются после ответа, с обязательным привлечением студентов и их последующей оценкой, в случае если один студент внёс не менее 4 исправлений - «4» и более – «5».

«2» балла, студент получает при попытке ответа на вопрос когда студент использует подсказки или подглядывает в методических рекомендации. Если преподаватель не понимает о чём хочет сказать студент при ответе по вопросу, либо студент отвечает не по вопросу, возможно, прервать студента и задать наводящий вопрос, если студент и в дальнейшем не отвечает согласно рекомендациям, ответ останавливается и даётся возможность другому студенту ответить на вопрос. Если студент отвечает после наводящего вопроса, его ответ может быть оценен только как «4», «3», «2».

Преподаватель должен чётко понимать, что данные требования к выставлению оценок является идеальным (к нему необходимо стремится постоянно), в связи с особенностями, приведёнными выше возможно индивидуально для группы придерживаться других, разработанных преподавателем требований к ответам. Однако должно быть чёткое выполнение базовых нормативов, а именно: должны быть разобраны все вопросы занятия, опрошено в ходе занятия по теоретическим вопросам, по возможности, все студенты (но не менее 50% студентов группы), а практический навык должен выполнить каждый студент и получить оценку. Из оценок должно быть 10% - «5», 40% - «4», 40% - «3», 10% - «2». Итого в ходе занятия студент получает 2 – 3 оценки: 1 – тестовый контроль, 2- теоретический опрос, 3 – практический навык.

Пропуски занятий должны иметь единичный характер и только по уважительной причине. Для этого необходимо: индивидуальный подход к группе, сопровождение занятия слайдами, фильмами и комментариями преподавателя интересные студентам, и заставляющие их стремится к знанию. Неудовлетворительные ответы, без причинные пропуски должны вызывать у одногруппников негативное отношение, которое в итоге должно привести к улучшению ответов отдельно взятых студентов.

Большое количество пропусков и неудовлетворительных оценок может говорить только об одном - преподаватель не справляется со своими обязанностями по обучению данной группы. Данное обстоятельство является основанием для передачи группы другому преподавателю, с проведением административного расследования по первому.

Наши рекомендации